Русский романс. От прошлого к будущему
+3
Ирина Н.
Ирина Анисимова
Руслан Богатырев
Участников: 7
Страница 4 из 6
Страница 4 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ольга_Москва пишет:Ирина Н. :"А музыкальное произведение жИво и привлекает к себе внимание только через исполнителя, если ты сам, конечно, не исполняешь его "
Строго говоря, еще остается вариант для неизвестных в наше время исполнений романсов, музыка и текст которых нравятся. Я имею в виду тех, кто может, например, сидя дома за инструментом проигрывать романс из нотного сборника. Ну или без инструмента, напевая, если может петь по нотам.
А еще, для меня есть романсы, которые любимы именно за музыку и текст вне связи с исполнителем. Например, упомянутый Ириной романс "Гори, гори, моя звезда". Я даже не помню сейчас, в чьем исполнении его впераые услышала. Просто сразу запали в душу музыка и слова.
Да, естественно, Оля. И это я имела в виду под "сам ни исполняешь его". Сцена не обязательна
Я не исполняю нигде, даже под нос наедине сама с собою
А собственно сам по себе мне нравится "Гори, гори", как и сказала выше. Услышала в одноименном фильме "Гори, гори, моя звезда" в 8 лет, в кинотеатре, и, кстати, этим романсом была напугана, в том контексте, в котором он прозвучал.
Очень люблю в исполнении Анны Герман. Даже абсолютно.
Кстати, собственно, процент мужчин, которые бы любили романс за собственно романс, минимален: певцы, музыканты, композиторы, критики, эстеты , несчастные влюбленные, ну, и мужья , конечно, которым приходится сопровождать...
А вот исполнителя. тем более, работащего в разных жанрах, любит значительно бОлее широкий круг народных масс
Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Ср Окт 25, 2017 10:40 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Да, Ольга, я тоже об этом хотела сказать. Я могу любить романс вне связи с исполнителем, за музыку и слова, а еще за сюжет, который в нем рассказан и который как-то может соотноситься с моей жизнью и опытом личных отношений. И я действительно могу исполнять несложные романсы на инструменте (ф-но) по нотам или напевать их под гитару. Поэтому, наверное, я могу говорить о том, что люблю сам романс, а не только его воплощения конкретным исполнителем. Хотя и исполнения мне нравятся, но любимых исполнителей не один, а как минимум несколько (я говорю сейчас про городской, неклассический романс). Есть и такие исполнители и исполнения, которые мне категорически не нравятся, не принимаю, даже если сам романс очень нравится.Ольга_Москва пишет:Ирина Н. :"А музыкальное произведение жИво и привлекает к себе внимание только через исполнителя, если ты сам, конечно, не исполняешь его "
Строго говоря, еще остается вариант для неизвестных в наше время исполнений романсов, музыка и текст которых нравятся. Я имею в виду тех, кто может, например, сидя дома за инструментом проигрывать романс из нотного сборника. Ну или без инструмента, напевая, если может петь по нотам.
А еще, для меня есть романсы, которые любимы именно за музыку и текст вне связи с исполнителем. Например, упомянутый Ириной романс "Гори, гори, моя звезда". Я даже не помню сейчас, в чьем исполнении его впераые услышала. Просто сразу запали в душу музыка и слова.
Любимых романсов у меня очень много, далеко не один.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Ольга_Москва пишет:Ирина Н. :"А музыкальное произведение жИво и привлекает к себе внимание только через исполнителя, если ты сам, конечно, не исполняешь его "
Строго говоря, еще остается вариант для неизвестных в наше время исполнений романсов, музыка и текст которых нравятся. Я имею в виду тех, кто может, например, сидя дома за инструментом проигрывать романс из нотного сборника. Ну или без инструмента, напевая, если может петь по нотам.
А еще, для меня есть романсы, которые любимы именно за музыку и текст вне связи с исполнителем. Например, упомянутый Ириной романс "Гори, гори, моя звезда". Я даже не помню сейчас, в чьем исполнении его впераые услышала. Просто сразу запали в душу музыка и слова.
Да, Ольга, я тоже об этом хотела сказать. Я могу любить романс вне связи с исполнителем, за музыку и слова, а еще за сюжет, который в нем рассказан и который как-то может соотноситься с моей жизнью и опытом личных отношений. И я действительно могу исполнять несложные романсы на инструменте (ф-но) по нотам или напевать их под гитару. Поэтому, наверное, я могу говорить о том, что люблю сам романс, а не только его воплощения конкретным исполнителем. Хотя и исполнения мне нравятся, но любимых исполнителей не один, а как минимум несколько (я говорю сейчас про городской, неклассический романс). Есть и такие исполнители и исполнения, которые мне категорически не нравятся, не принимаю, даже если сам романс очень нравится.
Любимых романсов у меня очень много, далеко не один.
Вот именно, Елена, о чем я и говорю
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Романс и исполнитель... Вопросы ко всем участникам дискуссии.
1. Как часто вы сопоставляете исполнение любимых вами романсов разными исполнителями (прошлого и настоящего)?
2. Если построить Топ-10 ваших любимых романсов и рассмотреть минимум по 5 разных исполнений одного и того же романса, какое количество разных исполнителей будет в этой выборке на вершине ваших предпочтений (1, 2... 10)?
3. Предположим, что надо построить Топ-10 ваших любимых романсов, но при условии, что у всех должны быть разные исполнители (прошлого и настоящего). Сможете ли вы его построить? Каково будет в вашей выборке соотношение представителей прошлого и настоящего?
1. Как часто вы сопоставляете исполнение любимых вами романсов разными исполнителями (прошлого и настоящего)?
2. Если построить Топ-10 ваших любимых романсов и рассмотреть минимум по 5 разных исполнений одного и того же романса, какое количество разных исполнителей будет в этой выборке на вершине ваших предпочтений (1, 2... 10)?
3. Предположим, что надо построить Топ-10 ваших любимых романсов, но при условии, что у всех должны быть разные исполнители (прошлого и настоящего). Сможете ли вы его построить? Каково будет в вашей выборке соотношение представителей прошлого и настоящего?
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
на первый вопрос мне легко ответить - да, часто сравниваю, и вообще слушаю романсы в разных исполнениях.Руслан Богатырев пишет:Романс и исполнитель... Вопросы ко всем участникам дискуссии.
1. Как часто вы сопоставляете исполнение любимых вами романсов разными исполнителями (прошлого и настоящего)?
2. Если построить Топ-10 ваших любимых романсов и рассмотреть минимум по 5 разных исполнений одного и того же романса, какое количество разных исполнителей будет в этой выборке на вершине ваших предпочтений (1, 2... 10)?
3. Предположим, что надо построить Топ-10 ваших любимых романсов, но при условии, что у всех должны быть разные исполнители (прошлого и настоящего). Сможете ли вы его построить? Каково будет в вашей выборке соотношение представителей прошлого и настоящего?
На вторые два - сложнее, потому что я никогда не пробовала составлять для себя рейтинги романсов и исполнений. И тут обязательно нужно разделить классический и городской романс. Что касается классических, то там шедевр на шедевре и выбрать даже 10 любимых романсов для меня "не представляется возможным". Могу назвать композиторов - Глинка ( почти весь), Даргомыжский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский ( почти весь), Рахманинов (почти весь)...Среди почитаемых исполнителей классического романса в большинстве исполнители прошлого - Лемешев ( наверное, самый любимый), Шаляпин, конечно, Георг Отс, Павел Лисициан, Юрий Гуляев, из женщин - Надежда Обухова и Валентина Левко, из современников - Дмитрий Хворостовский.
А если говорить о неклассическом романсе, то здесь у меня любимых вещей меньше, и все очень зависит от исполнителя, насколько он заставит меня прочувствовать этот конкретный романс. И тут среди моих любимых исполнителей больше тех, кто начал концертировать еще в советское время, но которых можно назвать современниками - Агафонов, Бичевская, Валентина Пономарева, Евгения Смольянинова. Из ныне активно концертирующих исполнителей городских романсов меня, пожалуй, никто сильно не цепляет.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Руслан Богатырев пишет:
Что касается удручающего положения русского романса... Всё познаётся в сравнении... Если интересно, можно отдельно именно эту тему обсудить. В рамках данной ветки.
Мне кажется, при обсуждении этой темы не обойтись без знаний по социологии музыки. У меня нет музыкального образования, социологического тоже нет, но чувствую, что без привлечения этой науки сложно рассуждать на эту тему. В Манифесте Romancero приведена периодизация восприятия русского романса, под неё бы подложить социологическую базу - тогда, наверное, легче было бы разобраться.
Сейчас в России положение культуры в целом удручающее, не только русского романса. Более того скажу, - только не бейте, - даже у "попсы" положение удручающее, если сравнивать с западными аналогами (рассматриваю уровень, а не кассу).
В отрыве от рассмотрения ситуации с культурой в целом было бы некорректным обсуждать положение русского романса.
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Незнайка на луне пишет:В отрыве от рассмотрения ситуации с культурой в целом было бы некорректным обсуждать положение русского романса.
Согласна полностью!
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Насчет попсы мне как-то все равно - наша, западная, мне она в принципе неинтересна. А про состояние культуры в России -так оно всегда было удручающее. Всю ее тысячелетнюю историю. Тем не менее, Россия - страна великой культуры почему-то.Незнайка на луне пишет:Руслан Богатырев пишет:
Что касается удручающего положения русского романса... Всё познаётся в сравнении... Если интересно, можно отдельно именно эту тему обсудить. В рамках данной ветки.
Мне кажется, при обсуждении этой темы не обойтись без знаний по социологии музыки. У меня нет музыкального образования, социологического тоже нет, но чувствую, что без привлечения этой науки сложно рассуждать на эту тему. В Манифесте Romancero приведена периодизация восприятия русского романса, под неё бы подложить социологическую базу - тогда, наверное, легче было бы разобраться.
в России положение культуры в целом удручающее, не только русского романса. Более того скажу, - только не бейте, - даже у "попсы" положение удручающее, если сравнивать с западными аналогами (рассматриваю уровень, а не кассу).
В отрыве от рассмотрения ситуации с культурой в целом было бы некорректным обсуждать положение русского романса.
А если серьезно, то романс нынче не ко времени просто, ценности в целом у общества иные, эмоциональная, чувственная и духовная жизнь не ценится совершенно. Другие цели у общества в целом (не только в России). Поэтому и "удручающее" состояние, но при этом романс жив, и похоже не собирается исчезать. Пусть не для всех, а "для определенного склада" (чудаков, хм ), но все же.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет: ...А про состояние культуры в России -так оно всегда было удручающее. Всю ее тысячелетнюю историю. Тем не менее, Россия - страна великой культуры почему-то.
Это сильное утверждение. Я не согласен. Вспомните меценатов 19-го века. Морозов, Мамонтов, Третьяков, Бахрушин, Беляев! Может, не будь Мамонтова, не было бы и Шаляпина, например.
А сокровища дворцов, архитектура - то, что собрано монархами.
А иконопись при русских князьях!
Вот поэтому ещё (но не только) Россия - страна великой культуры. А сейчас? Жулики у власти вместо меценатов. Вот культура и деградирует.
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Отвечу не по пунктам, а в общем.
"Гори, гори, моя звезда" для меня - вершина исполнения однозначно Анна Герман.
Какие-то народные песни, бардовские и из кинофильмов - шикарно Евгений Дятлов.
Окуджавское и что-то Высоцкого очень Елена Камбурова.
Какие-то эстрадные песни - очччень Александр Малинин.
Очень нравится Екатерина Гусева (во многих жанрах) и Инна Разумихина (диски, что у меня есть).
В каких-то романсах для меня изумителен и неповторим Валерий Агафонов. Просто совсем иначе, чем Олег, но неповторим.
Когда слышу, пусть и искаженный звук, но в меня входит флер прошлого, то - и Вяльцева, и Обухова, и Козин и, и, и. П.ч. особенно приятно, т.к. мгновенно попадаю в другое время. Физически не здесь.
Олег Погудин - мое. Во всех жанрах и во всех абсолютно своих программах неповторим и единственен для меня. Никто лучше него, как и классический романс.
Но только "Гори, гори" - на первом месте Анна Герман однозначно.
НО! Никогда не сравниваю. Никогда не включается мознг на предмет: "О!!! А этот лучше!!". Включается: "НЕ мое!", "О! класс!", "МОЕ!!!!!". И каждый исполнителнь отдельно получает частичку моего сердца хз атолько свое индивидуальное, чем он во мне пробудил это самое мое сердце и что-то в нем всколыхнул.
И у каждого будет абсолютно свой ответ, п.ч. у каждого... своё "потому что"
"Гори, гори, моя звезда" для меня - вершина исполнения однозначно Анна Герман.
Какие-то народные песни, бардовские и из кинофильмов - шикарно Евгений Дятлов.
Окуджавское и что-то Высоцкого очень Елена Камбурова.
Какие-то эстрадные песни - очччень Александр Малинин.
Очень нравится Екатерина Гусева (во многих жанрах) и Инна Разумихина (диски, что у меня есть).
В каких-то романсах для меня изумителен и неповторим Валерий Агафонов. Просто совсем иначе, чем Олег, но неповторим.
Когда слышу, пусть и искаженный звук, но в меня входит флер прошлого, то - и Вяльцева, и Обухова, и Козин и, и, и. П.ч. особенно приятно, т.к. мгновенно попадаю в другое время. Физически не здесь.
Олег Погудин - мое. Во всех жанрах и во всех абсолютно своих программах неповторим и единственен для меня. Никто лучше него, как и классический романс.
Но только "Гори, гори" - на первом месте Анна Герман однозначно.
НО! Никогда не сравниваю. Никогда не включается мознг на предмет: "О!!! А этот лучше!!". Включается: "НЕ мое!", "О! класс!", "МОЕ!!!!!". И каждый исполнителнь отдельно получает частичку моего сердца хз атолько свое индивидуальное, чем он во мне пробудил это самое мое сердце и что-то в нем всколыхнул.
И у каждого будет абсолютно свой ответ, п.ч. у каждого... своё "потому что"
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:<>
А если серьезно, то романс нынче не ко времени просто, ценности в целом у общества иные, эмоциональная, чувственная и духовная жизнь не ценится совершенно. Другие цели у общества в целом (не только в России). Поэтому и "удручающее" состояние, но при этом романс жив, и похоже не собирается исчезать. Пусть не для всех, а "для определенного склада" (чудаков, хм ), но все же.
Так и хочется сразу спросить - "а, когда в нашем обществе ценилась "эмоциональная, чувственная и духовная жизнь????" Может, в Совдепии??? когда сам человек-то был для государства "винтиком". Не говоря уже о его "эмоциях, чувствах и духовности". Это вообще не принималось в расчет. Хотя вот за "не только в России" все же не скажу. Очень даже в Европе продвигают. Другое у них положение с культурой.
А романс и тогда (в Совдепии) не исчез, а, п.ч....
а п.ч. всегда есть те, которые чувствуют и стремятся к "разумному, доброму, вечному" и "чувства лирой пробуждать" тоже стремятся.
Т.е.есть - и те, и эти.
Так что, всегда все так и будет. Будет и дальше: безразличное государство, которому по... и будут постоянно отдельные люди, которые - ЛЮДИ и ничто человеческое им не чуждо. Они и будут продвигать это "разумное, доброе, вечное". И своим творчеством и, возможно, будут и меценаты!
Дай Бог им всем сил, здоровя, терпения, а меценатам, в особенности, и денег на маргинальное искусство
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Во времена Морозова, Мамонтова и проч. культура была достоянием узкого круга лиц, дворянской и интеллигентской верхушки в основном, образованного класса. Народ был на 80-90 процентов неграмотный. А при князьях были муждуусобные войны, татарские набеги, уничтожавшие сокровища культуры. В советское время народ получил грамотность, но огромные пласты национальной культуры были под запретом, мощно давила идеология. Идеально не было никогда. Сейчас конечно тоже есть проблемы, никто не спорит, но как по мне - не больше и не хуже, чем всегда.Незнайка на луне пишет:Елена Иванова пишет: ...А про состояние культуры в России -так оно всегда было удручающее. Всю ее тысячелетнюю историю. Тем не менее, Россия - страна великой культуры почему-то.
Это сильное утверждение. Я не согласен. Вспомните меценатов 19-го века. Морозов, Мамонтов, Третьяков, Бахрушин, Беляев! Может, не будь Мамонтова, не было бы и Шаляпина, например.
А сокровища дворцов, архитектура - то, что собрано монархами.
А иконопись при русских князьях!
.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Эмоции и чувства безусловно ценились в 19-начале 20 вв. Те времена, когда и были созданы основные шедевры русского классического и городского романса. Тогда люди, способные романтически влюбляться, идеализировать предметы своей любви, посвящать им стихи и песни, смертельно страдать в разлуке, не считались чудаковатыми маргиналами. Сейчас преобладает стремление к материальным ценностям, в том числе в любви остается исключительно телесная сторона и материальная выгода. Никакой романтики, которая позволена лишь подросткам, да и у них уже нет...Причем эти тенденции одинаковы и для России, и для европейских стран, и для Америки - всего так называемого "цивилизованного" мира. "Духовность" вообще подвергается публичному осмеянию, как атбрибут замшелых мракобесов и религиозных фанатиков. Деньги и потребительство правят миром.Ирина Н. пишет:Елена Иванова пишет:<>
А если серьезно, то романс нынче не ко времени просто, ценности в целом у общества иные, эмоциональная, чувственная и духовная жизнь не ценится совершенно. Другие цели у общества в целом (не только в России). Поэтому и "удручающее" состояние, но при этом романс жив, и похоже не собирается исчезать. Пусть не для всех, а "для определенного склада" (чудаков, хм ), но все же.
Так и хочется сразу спросить - "а, когда в нашем обществе ценилась "эмоциональная, чувственная и духовная жизнь????" Может, в Совдепии??? когда сам человек-то был для государства "винтиком". Не говоря уже о его "эмоциях, чувствах и духовности". Это вообще не принималось в расчет. Хотя вот за "не только в России" все же не скажу. Очень даже в Европе продвигают.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Идеально не было никогда. Сейчас конечно тоже есть проблемы, никто не спорит, но как по мне - не больше и не хуже, чем всегда.
А по мне, больше и хуже. Да, при советской власти определенные направления культуры были практически под запретом, однако не было со стороны государства желания опустить культурный уровень обывателя ниже низкого. Государство даже по-своему боролось с пошлостью, поощрялась мировая классика в музыке, литературе, живописи. Сейчас же оно эту пошлость целенаправленно насаждает. Телевизор, по которому смотреть уже невозможно НИЧЕГО, есть в каждом доме. Канал "Культура" - один за все про все. Да и там уже начались какие-то тектонические сдвиги: руководство очень недовольно тем фактом, что "Культура" - затратный канал, на котором очень тяжело зарабатывать и заниматься любимым делом - пилить бюджеты.
Так что хуже, много хуже.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Причем эти тенденции одинаковы и для России, и для европейских стран, и для Америки - всего так называемого "цивилизованного" мира. "Духовность" вообще подвергается публичному осмеянию, как атрибут замшелых мракобесов и религиозных фанатиков. Деньги и потребительство правят миром.
Однако именно в "цивилизованном" (кавычки не мои) мире я могу представить себе огромные аудитории под открытым небом, собирающиеся на концерты классической музыки, оперы, лучших мировых исполнителей. В нашей, кичащейся своей "духовностью" стране я такого представить не могу. Может, кто-то видел?
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
У нас в СПб несколько лет подряд проводят на день города концерты " Классика на Дворцовой" с участием мировых оперных звезд первой величины. Причем как наших соотечественников - Анны Нетребко, Дмитрия Хворостовского, так и иностранных знаменитостей - в этом году был тенор Марчелло Альварес, например. Недавно показывали по "Культуре" концерт 2015 года с Хворостовским - выдающийся качеству и составу исполнителей. На Дворцовой собирается до 100 тысяч человек на эти концерты. Также у нас каждый год проводят фестиваль "Опера - всем" - оперные спектакли в естественных декорациях Петербурга , бесплатные общедоступные, там конечно народу поменьше, и погода питерская часто подводит, но до 5-10 тыс человек собирается.Ирина Анисимова пишет:Елена Иванова пишет:Причем эти тенденции одинаковы и для России, и для европейских стран, и для Америки - всего так называемого "цивилизованного" мира. "Духовность" вообще подвергается публичному осмеянию, как атрибут замшелых мракобесов и религиозных фанатиков. Деньги и потребительство правят миром.
Однако именно в "цивилизованном" (кавычки не мои) мире я могу представить себе огромные аудитории под открытым небом, собирающиеся на концерты классической музыки, оперы, лучших мировых исполнителей. В нашей, кичащейся своей "духовностью" стране я такого представить не могу. Может, кто-то видел?
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
У нас - это исключительные случаи, праздники, Там - обыденность.
Да и вообще, понятие "культура" не исчерпывается только литературой, музыкой, живописью. "Культура" - это отношение к пространству вокруг себя, к живой природе, это охрана окружающей среды, сохранение культурно-исторического облика городов, отношение к своему языку. Это бытовая культура, в конце концов. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Со всем этим у нас дело обстоит печально, не только с романсом.
Да и вообще, понятие "культура" не исчерпывается только литературой, музыкой, живописью. "Культура" - это отношение к пространству вокруг себя, к живой природе, это охрана окружающей среды, сохранение культурно-исторического облика городов, отношение к своему языку. Это бытовая культура, в конце концов. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Со всем этим у нас дело обстоит печально, не только с романсом.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ирина Анисимова пишет:У нас - это исключительные случаи, праздники, Там - обыденность.
Да и вообще, понятие "культура" не исчерпывается только литературой, музыкой, живописью. "Культура" - это отношение к пространству вокруг себя, к живой природе, это охрана окружающей среды, сохранение культурно-исторического облика городов, отношение к своему языку. Это бытовая культура, в конце концов. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Со всем этим у нас дело обстоит печально, не только с романсом.
Ещё культура - это эмпатия, понимание или хотя бы стремление понять другого человека. Собственно, цель культуры - сохранить человеческий вид не биологическим способом, "жить и давать жить другим" (не помню, кто сказал). С этим тоже не ах.
Последний раз редактировалось: Незнайка на луне (Чт Окт 26, 2017 9:20 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Вот ещё один ресурс для любителей романса вообще... Московский Дом Романса, ул.Расплетина, д.2
http://www.domromansa.ru/
https://www.facebook.com/domromansa2013/?timeline_context_item_type=intro_card_work&timeline_context_item_source=100021872026497&pnref=lhc
Даже дом у романса есть, оказывается!
http://www.domromansa.ru/
https://www.facebook.com/domromansa2013/?timeline_context_item_type=intro_card_work&timeline_context_item_source=100021872026497&pnref=lhc
Даже дом у романса есть, оказывается!
Последний раз редактировалось: Адриенна (Чт Окт 26, 2017 9:05 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Адриенна- Сообщения : 66
Дата регистрации : 2016-12-05
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
А что касается вопросника, предложенного Русланом, то для персонального ресурса, подобного данному, надо расширить рамки, сама постановка не очень корректная. Такое анкетирование более уместно и информативно на ресурсе, посвященном романсу, а не исполнителю. У меня ответы такие:
1. От случая к случаю, когда кто-то из друзей поделился интересной записью или что-то встретилось в сети.
2. У меня в ТОП-10 романсов набралось только три разных исполнителя (если бы рассматривался ТОП-30, было бы больше).
3. Если расширить ТОП романсов с целью набрать 10 разных исполнителей, то это не проблема, но представителей прошлого (умерших, что ли?) больше, чем представителей настоящего (ныне здравствующих?).
P.S. Тут ещё заковыка: я, к примеру, отдаю эстетическое предпочтение мужским высоким, а женским низким голосам, это затруднило мне задачу.
1. От случая к случаю, когда кто-то из друзей поделился интересной записью или что-то встретилось в сети.
2. У меня в ТОП-10 романсов набралось только три разных исполнителя (если бы рассматривался ТОП-30, было бы больше).
3. Если расширить ТОП романсов с целью набрать 10 разных исполнителей, то это не проблема, но представителей прошлого (умерших, что ли?) больше, чем представителей настоящего (ныне здравствующих?).
P.S. Тут ещё заковыка: я, к примеру, отдаю эстетическое предпочтение мужским высоким, а женским низким голосам, это затруднило мне задачу.
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Насчет попсы мне как-то все равно - наша, западная, мне она в принципе неинтересна.
Небольшая справка.
Филип Тэгг, британский музыковед, основатель Международной ассоциации изучения популярной музыки (International Association for the Study of Popular Music). В 1991 г. инициировал создание Всемирной энциклопедии популярной музыки. В 2000 г. создал свой сайт tagg.org — один из самых известных сайтов по современному музыковедению.
В соответствии с аксиоматическим треугольником Филипа Тэгга (Analysing Popular Music, 1982/2015), музыку сегодня принято делить на три большие группы (music genre):
* Art music (художественная музыка; классические традиции).
* Popular music (популярная музыка; музыка массового потребления).
* Traditional music (традиционная музыка; народная музыка).
В своих работах Филип Тэгг в центр музыкальной вселенной ставит именно популярную музыку. Это более понятно массовой аудитории, поскольку она берёт за основу именно то, что чаще слышит в повседневной жизни.
В русском романсе есть своя составляющая каждого из трех направлений (art, pop, traditional). Есть и своя попса. Яркий её пример -- романс "Зачем" из репертуара Анастасии Вяльцевой. С удовольствием его исполняю.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Незнайка на луне пишет:Мне кажется, при обсуждении этой темы не обойтись без знаний по социологии музыки. У меня нет музыкального образования, социологического тоже нет, но чувствую, что без привлечения этой науки сложно рассуждать на эту тему.
Один из первых социологов русской музыки -- Леонид Леонидович Сабанеев, выдающийся русский музыковед, критик, профессор математики Московского университета, пианист и композитор, ученик С.И.Танеева. С его работами плохо знакомы музыканты и музыковеды, что уж говорить о любителях музыки. Думаю, имеет смысл и здесь со временем заняться просвещением.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ирина Н. пишет:Никогда не сравниваю. Никогда не включается мознг на предмет: "О!!! А этот лучше!!". Включается: "НЕ мое!", "О! класс!", "МОЕ!!!!!".
Ожидал подобного мнения. На мой взгляд, именно такая модель восприятия и превалирует у публики. Не говорю, что это хорошо или плохо. Это наиболее ожидаемо. И это происходит.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Сейчас преобладает стремление к материальным ценностям, в том числе в любви остается исключительно телесная сторона и материальная выгода. Никакой романтики...
Данная мотивация в нашей стране принимает форму исключительной диктатуры сознания масс. Полагаю, ни в Российской империи, ни в Советском Союзе эта мотивация не принимала столь чудовищно извращенных форм.
Да, времена меняются. Меняются кардинально. Да, люди в значительной степени разучились писать не только пером, но и ручкой. Да, концентрация внимания у людей снижается катастрофически. И если раньше 30-секундные рекламные ролики успевали удерживать внимание аудитории, сейчас крупнейшие мировые бренды переходят на 6-секундные и даже 2-секундные.
Подобные сенсоры восприятия порождают примитивизацию форм и в современной музыке, что и можно наблюдать воочию. Ритм и ритмизация речи (рэп) доминируют не просто так...
Л.Л.Сабанеев, 1925 пишет:Наука о восприятии звуков говорит нам, что первым легчайшим образом в музыкальном произведении воспринимается метр (ритмическая часть), вторым — тембр, затем мелос и, наконец, гармония и сцепление мелодических линий (контрапункт). Эта последовательность соответствует и относительной «аристократичности» соответствующих областей. Наибольшее число людей воспринимают только метр в звуковом искусстве, наименьшее — сцепление мелодических линий. И поэты, как это ни печально для них, в огромном большинстве попадают в самую первую категорию, в категорию воспринимающих только ритмы или — в наилучшем случае — тембры.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Незнайка на луне пишет:В отрыве от рассмотрения ситуации с культурой в целом было бы некорректным обсуждать положение русского романса.
Безусловно. Но если уж двигаться и в этом направлении, то стоит говорить и о том, что это основа ментальности.
В силу своих научных интересов занимаюсь этой проблематикой. Небольшая выжимка для понимания глубины поднятой проблемы и информация к размышлению...
Руслан Богатырев пишет:О языке, мышлении и ментальности | Десять тезисов
1. Язык общения. Представление мира зависит от языка, на котором мы говорим.
2. Язык мышления. Восприятие мира и своей национальности зависит от языка, на котором мы думаем.
3. Мы думаем на том языке, на котором нам удобно и привычно (родном или приобретённом).
4. Схемы и шаблоны мышления напрямую связаны с языком мышления и нашей ментальностью.
5. Ментальность определяется воззрениями личности на духовность (философия, идеология, вера), культуру и науку.
6. Мышление присуще и животным. Ментальность -- только человеку.
7. Мысли человека живут и развиваются в ментальной среде (в прожитых или предложенных обстоятельствах).
8. На изменение мышления влияет изменение ментальной среды, языка мышления или языка общения.
9. Чтобы существенно изменить ментальную среду, требуется сменить систему ценностей и/или скорректировать/дискредитировать базовые ориентиры личности.
10. Ментальный образ выше мысли. Это целостная, эмоционально окрашенная структура.
Мозг -- мышление -- эмоции/сопереживание -- ментальность
---
Уточнения и иллюстрации тезисов
* Слово -- преломлённое в письменной и устной речи отображение мыслей и чувств.
* Логос (неовеществлённое в языковой форме понятие, суждение) -- промежуточная форма, посредник между мыслью и словом.
* Мысли -- ментальная флора и фауна.
* Информация -- "фотографический" отпечаток/слепок ментального и реального миров.
* Ментальность -- глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающего бессознательное, чувства, эмоции, идеологию, веру и культуру; исторически складывающийся сплав сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок.
Школа «Анналов», 1929 (фр. École des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром (1878-1956) и Марком Блоком (1886-1944).
Понятие «ментальность» первоначально возникает в исторической науке у представителей школы «Анналов» М. Блока и Л. Февра. Исторические истоки понятия «ментальность» возникают во Франции. Из общего латинского корня mens (ум, мышление, образ мысли, мнение, мировоззрение) на разной почве вырастает два противоположных значения. Ментальность по-английски является личным достоянием индивидуума (неотчуждаемость), а по-французски рассматривается как явление, которое распространяется от человека к человеку (отчуждаемость).
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Во времена Морозова, Мамонтова и проч. культура была достоянием узкого круга лиц, дворянской и интеллигентской верхушки в основном, образованного класса.
Воспользуюсь случаем и коротко расскажу о том, что знают немногие. Эти важные страницы и русского меценатства, и русской культуры находятся вне поля нашего зрения.
Москва. Усадьба Зубовых на Таганке. Замечательная купеческая усадьба в самом центре Москвы. Увы, о ней практически ничего не знают даже коренные москвичи. А ведь в этом доме по сути и размещалась штаб-квартира Московского отделения Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО). Её владелец Василий Павлович Зубов был близким другом Николая Григорьевича Рубинштейна. И даже два года возглавлял Московское отделение ИРМО (между временами правления Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского).
Многие из нас наверняка слышали об Императорском русском музыкальном обществе, основанном при активном участии великой княгини Елены Павловны. Слышали о профессионализации русской музыки: появлении в середине XIX столетия двух консерваторий – Петербургской в 1862 г. и Московской – в 1866 г. Слышали о двух ведущих отделениях Русского музыкального общества – С.-Петербургском и Московском. Но вряд ли слышали о двух главных двигателях музыкального движения русских столиц, двух купцах первой гильдии, практически ровесниках – петербуржце Митрофане Петровиче Беляеве и москвиче Василии Павловиче Зубове. И это несправедливо. Регулярные камерные вечера, русские квартетные концерты в их домах, где встречались и выступали выдающиеся композиторы и музыканты Российской империи, стали важным катализатором, источником пульсации музыкальной жизни.
Да, именно в Усадьбе Зубовых, в этом таганском доме русского духа, был своеобразный аналог петербургского Беляевского кружка. Здесь проводились музыкальные вечера с участием лучших музыкантов Москвы. В них принимали участие П.И.Чайковский и С.И.Танеев.
В.П.Зубов вошел в историю русской культуры не только как музыкальный меценат, но и как основатель уникальной русской коллекции смычковых инструментов работы итальянских мастеров: Антонио Страдивари, Андреа Гварнери, Франческо Руджери и Николо Амати. Теперь это основа государственной коллекции, хранящейся в Музейном объединении музыкальной культуры им. М.И.Глинки в Москве.
Дом Зубовых имеет богатую и необычную историю. Кто ею заинтересуется, советую прочитать книгу “Семейная хроника. Зубовы и Полежаевы”. Редкое издание, плоды кропотливого труда внука В.П. Зубова, профессора В.П. Зубова-младшего. Преемника Павла Флоренского на посту учёного секретаря Троице-Сергиевой лавры.
Небольшой видеосюжет об усадьбе Зубовых.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Руслан Богатырев пишет:Елена Иванова пишет:Сейчас преобладает стремление к материальным ценностям, в том числе в любви остается исключительно телесная сторона и материальная выгода. Никакой романтики...
Данная мотивация в нашей стране принимает форму исключительной диктатуры сознания масс. Полагаю, ни в Российской империи, ни в Советском Союзе эта мотивация не принимала столь чудовищно извращенных форм.
Да, времена меняются. Меняются кардинально. Да, люди в значительной степени разучились писать не только пером, но и ручкой. Да, концентрация внимания у людей снижается катастрофически. И если раньше 30-секундные рекламные ролики успевали удерживать внимание аудитории, сейчас крупнейшие мировые бренды переходят на 6-секундные и даже 2-секундные.
Подобные сенсоры восприятия порождают примитивизацию форм и в современной музыке, что и можно наблюдать воочию. Ритм и ритмизация речи (рэп) доминируют не просто так...
С другой стороны, люди смотрят длиннющие сериалы, читают толстые романы. Может, не всё так печально? С романтикой аналогично. Не уменьшается количество голливудских мелодрам, романтичных до слёз.
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Незнайка на луне пишет:С другой стороны, люди смотрят длиннющие сериалы, читают толстые романы. Может, не всё так печально? С романтикой аналогично. Не уменьшается количество голливудских мелодрам, романтичных до слёз.
Драматизировать не стоит. Как не стоит и обобщать частности. Многое можно понять, изучая пропорции. Да и количество не всегда переходит в качество. Читать книги ведь надо уметь. Уметь сосредоточиться. В современных условиях это непросто. Стало много больше "соблазнов" и отвлекающих событий, в разы усиленных информационными технологиями.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Про ментальность. Пункты 5 и 9 говорят об одном и том же, мне кажется. Но это наисложнейшая задача - "сменить систему ценностей и/или скорректировать/дискредитировать базовые ориентиры личности". Сопротивление будет жесточайшим. Личность стремится сохранить систему ориентиров, а если не сохраняет её, то становится другой. Знак подобной катастрофы может быть + или -, но сопротивление в обоих случаях будет огромным.
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Незнайка на луне пишет:Но это наисложнейшая задача - "сменить систему ценностей и/или скорректировать/дискредитировать базовые ориентиры личности". Сопротивление будет жесточайшим.
Эта задача много проще, чем может показаться. Как ни странно, сложнее перепрограммировать отдельную личность, нежели совокупность личностей. Сегодня это уже не теория, но и активная практика. Поточный рекрутинг экстремистов, фашизация масс. И не только в родственных нам странах.
Страница 4 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Похожие темы
» 25 декабря 2018 г, Русский романс, Русский музей, СПт-г
» 6 октября 2003 г, "Русский романс", БДТ, СПт-г
» 14 июля 2004 г, Русский романс, БЗК, СПт-г
» 26 мая 2006 г, "Русский романс", КЗЧ, Москва
» 17 августа 2010 г, Русский романс, БДТ, СПт-г
» 6 октября 2003 г, "Русский романс", БДТ, СПт-г
» 14 июля 2004 г, Русский романс, БЗК, СПт-г
» 26 мая 2006 г, "Русский романс", КЗЧ, Москва
» 17 августа 2010 г, Русский романс, БДТ, СПт-г
Страница 4 из 6
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения