Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Под небом голубым

Перейти вниз

Под небом голубым Empty Под небом голубым

Сообщение автор Татьяна_Одесса Сб Ноя 14, 2015 10:35 pm


Кто же настоящий автор песни "Под небом голубым"?

November 14th, 15:51



Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой…

Как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, впервые исполнив его в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. А может быть, это Пушкин? У него, кстати, есть романс «Под небом голубым», причем совпадает по размеру, рифме. Но это шутка. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история! А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века!
I.
«Божественный»… Владимир Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе Франческо да Милано (1497–1543) в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров.
Но почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи.
А какую же тогда? И кто он?
На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано. Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. «Зеленые рукава» — это настоящая старинная английская песня.
Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям.
Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке, да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась. За тридцать пять лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России.
Интересно, что чувствовал композитор, когда пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме «Мелодия» и культовому фильму «Асса» (1987) полюбилась миллионам! Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…» Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять.
II.
Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом самиздат и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…
Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»… Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за пятнадцать минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто: «Рай».
III.
Бориса Гребенщикова эта песня глубоко «зацепила», и через восемь лет он стал пятым ее исполнителем, уже в известной всем редакции. Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло!
Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно». Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел».
В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения.
Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд, — чушь».
Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «Главное, чтобы услышали».
Вот такая история.
Уже сорок лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой. (с)



http://uainfo.org/blogosphere/kultura/1447509490-kto-zhe-nastoyashchiy-avtor-pesni-pod-nebom-golubym-felbert-livejournal-com-.html
Татьяна_Одесса
Татьяна_Одесса

Сообщения : 1777
Дата регистрации : 2013-08-13
Откуда : Одесса

Вернуться к началу Перейти вниз

Под небом голубым Empty Re: Под небом голубым

Сообщение автор Татьяна_Одесса Сб Ноя 14, 2015 10:45 pm

Не могла не поделиться этой историей ! Но, кажется, ошиблась с разделом - наверное, нужно было в "Музыку" поместить, а исправлять побаиваюсь Embarassed

Спасибо!!! Это самое правильное решение 6
Татьяна_Одесса
Татьяна_Одесса

Сообщения : 1777
Дата регистрации : 2013-08-13
Откуда : Одесса

Вернуться к началу Перейти вниз

Под небом голубым Empty Re: Под небом голубым

Сообщение автор Татьяна_Одесса Пн Ноя 23, 2015 8:35 pm

Прошу прощения у всех, кто читает форум: каким-то образом пропустила сообщение Ирины Анисимовой, июльское еще, абсолютно с таким же содержанием... А Ирине - спасибо за деликатность ! Каюсь, буду впредь внимательнее.

Под небом голубым 1228283314
Татьяна_Одесса
Татьяна_Одесса

Сообщения : 1777
Дата регистрации : 2013-08-13
Откуда : Одесса

Вернуться к началу Перейти вниз

Под небом голубым Empty Re: Под небом голубым

Сообщение автор Ирина Анисимова Пн Ноя 23, 2015 11:44 pm

Да ничего страшного! Частенько бывает, что трудно вспомнить, в каком разделе и когда вроде бы была похожая или точно такая же публикация. Полезно воспользоваться поиском по форуму, я так постоянно делаю. Если хоть одно слово присутствовало в названии темы, можно получить список публикаций.
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10349
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Под небом голубым Empty Re: Под небом голубым

Сообщение автор Ирина Н. Ср Сен 06, 2017 4:13 pm

Под небом голубым S45aBUiVS5s

Под небом голубым 5DGsR5MaPt8

http://www.kulturologia.ru/blogs/050216/28324/

Илья Шульц

Заброшенная могила советского композитора, игравшего на гитаре и лютне — Владимира Вавилова, автора многочисленных и до конца так и не изученных мистификаций, о которых стало известно только после смерти музыканта.
Так, в 1970 году Владимир Вавилов записал известную по тем временам пластинку "Лютневая музыка XVI-XVII веков", где, помимо прочих, были композиции "Ave Maria" с указанием авторства Джулио Каччини и "Канцона и танец" Франческо да Милано. Уже после смерти Вавилова обратили внимание на то, что в архивах произведений указанных авторов ничего подобного нет. Кроме того, был проведён стилистический анализ Ave Maria, который также доказал, что это не могло быть написано в XVI-XVII веках.
Сейчас данная версия Ave Maria является не менее популярной, чем одноимённое произведение Шуберта, и исполняется повсеместно, но по-прежнему автором чаще всего указывается Каччини. Первую же часть "Канцоны и танца" Франческо да Милано все знают как мелодию знаменитой песни БГ "Город золотой" (который, в свою очередь, перепел песню Алексея Хвостенко "Рай" на слова Анри Волохонского).


Под небом голубым Z8tLf7SeLQg

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1557678050966290&set=a.1083107351756698.1073741826.100001723298849&type=3&theater
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 22385
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Под небом голубым Empty Re: Под небом голубым

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения