Удивительно, насколько может быть созидательной подлость... Д. Конаныхин
Страница 1 из 1
Удивительно, насколько может быть созидательной подлость... Д. Конаныхин
Удивительно, насколько может быть созидательной подлость.
С ненавистью понятно: ненависть — чувство уничтожающее, мстительное, окончательное. Ненависть без уничтожения прокисает в уксус стариковски-жалкой истерики, бессильных конвульсий, вполне себе такая мерзенькая штука. Ненависть, реализованная в уничтожении, доставляет удовлетворение.
Удовольствие.
С подлостью сложнее — подлость в нашем мире цветёт и пахнет сотнями сортов, если не тысячами. Устанешь перечислять оттенки — расчётливая, нечаянная, трусливая, скупая, мелкая (пакость), обыденная, болезненная, предвкушающая, беспощадная, растерянная, суетливая (бывает ли суетливой ненависть? А подлость бывает, не так ли?), методичная, отсроченная, проверочная, искушающая, совращающая, изматывающая, болезненная, сладостная и чудовищная — сколько же слов придумано жертвами подлецов!
Но созидающая?
Ведь, по сути своей, подлость направлена не на окончательное уничтожение кого-то другого, проклинаемого, вражеского, а на выгоду для себя, любимого, даже так: нежно любимого. Пусть чужой ценой. Именно за чужой счёт — не за свой же? Ненависть сродни оружию для открытой схватки, напротив, подлость сродни путам, сетям, паутинам, ямам, ядам, петлям, капканам. Ненавистник бьёт открыто, подлец расставляет сети, он, скорее, траппер, вооружённый бесчисленно-ухищрённо-готовыми ловушками на пути простофили. И сколько возможностей у траппера! Подлец — отличный охотник, хитрый мастер; он изучает повадки дичи, спокоен и всепрощающ (к себе, разумеется).
Удивительный, распространеннейший распространённейший тип. По Дарвину, более живучая версия. Это ведь лишний человеческий материал встаёт добровольцами под пули, это фанатики, с белыми от ненависти глазами, разбивают дворцы и жилища своих врагов, это идеалисты губят себя, бескорыстничая и запутываясь в нагромождениях откровений, проповедей и ограничений, это глупцы выкрикивают страшные слова, просто потому что больше молчать не могут. Подлецы никогда не пойдут первыми, они останутся в штабах и нацепят ордена болванов, погибших на передовой, подлецы не рванут в поле, в шахту, в путину — туда, где телу невмоготу. Они не будут сходить с ума в поисках смыслов, нет. Они смолчат в правильный момент. И скажут — всю правду, конечно, — именно тогда, когда нужному-важному человеку нужно. Они — на полшага сзади, но своей добычи не упустят — падальщики рода человеческого. Чистильщики, добивающие слабого, унижающие убогого, — оглянись — не за твоей ли спиной внимательное и доброе лицо подлеца?
Так что же — подлость всепобеждающа? Правду сказать?
Брось, не боится подлость правды. Бессильной правде можно вырвать язык, не заметить, оболгать, обмазать дрянью бесконечных слов. Эта Правда валяется в грязи, жалкая и беспомощная, как брошенная детьми, выжившая из ума мать, ставшая обузой. Классное слово — обуза. Разве не прозвучало знакомое — узы? Те же путы. Как бесчисленные «испанские кораблики», согнанные ветрами в огромную массу, жгучими щупальцами вылавливают любую жертву из прозрачной океанской воды, так и подлецы, поднятые из своих убежищ непогодой перемен, с наслаждением давят простаков.
Но если жертва сможет вырваться из капкана, сможет отгрызть лапу, выхаркать, выблевать яд, пусть с кровью, да еще ещё и выжить умудрится, тогда на всю жизнь человек научается распознавать подлеца и душить его сразу. Только тогда освободившаяся, наученная горьким опытом, несостоявшаяся жертва меняет, создаёт свою новую судьбу. Вынужденно, но создаёт. Именно в этом смысле подлость может быть созидающей. Невольно созидающей.
Но только потом. Сначала — несладкая учеба.
Нравится отгрызать лапу? Нет?
А придётся.
"Студенты и совсем взрослые люди", Дмитрий Конаныхин.
(Из моего третьего романа "Студенты и совсем взрослые люди", 2011, по вполне понятным причинам впервые будет опубликован в издательстве "Питер" в 2023 году).
https://t.me/constalder/6566
С ненавистью понятно: ненависть — чувство уничтожающее, мстительное, окончательное. Ненависть без уничтожения прокисает в уксус стариковски-жалкой истерики, бессильных конвульсий, вполне себе такая мерзенькая штука. Ненависть, реализованная в уничтожении, доставляет удовлетворение.
Удовольствие.
С подлостью сложнее — подлость в нашем мире цветёт и пахнет сотнями сортов, если не тысячами. Устанешь перечислять оттенки — расчётливая, нечаянная, трусливая, скупая, мелкая (пакость), обыденная, болезненная, предвкушающая, беспощадная, растерянная, суетливая (бывает ли суетливой ненависть? А подлость бывает, не так ли?), методичная, отсроченная, проверочная, искушающая, совращающая, изматывающая, болезненная, сладостная и чудовищная — сколько же слов придумано жертвами подлецов!
Но созидающая?
Ведь, по сути своей, подлость направлена не на окончательное уничтожение кого-то другого, проклинаемого, вражеского, а на выгоду для себя, любимого, даже так: нежно любимого. Пусть чужой ценой. Именно за чужой счёт — не за свой же? Ненависть сродни оружию для открытой схватки, напротив, подлость сродни путам, сетям, паутинам, ямам, ядам, петлям, капканам. Ненавистник бьёт открыто, подлец расставляет сети, он, скорее, траппер, вооружённый бесчисленно-ухищрённо-готовыми ловушками на пути простофили. И сколько возможностей у траппера! Подлец — отличный охотник, хитрый мастер; он изучает повадки дичи, спокоен и всепрощающ (к себе, разумеется).
Удивительный, распространеннейший распространённейший тип. По Дарвину, более живучая версия. Это ведь лишний человеческий материал встаёт добровольцами под пули, это фанатики, с белыми от ненависти глазами, разбивают дворцы и жилища своих врагов, это идеалисты губят себя, бескорыстничая и запутываясь в нагромождениях откровений, проповедей и ограничений, это глупцы выкрикивают страшные слова, просто потому что больше молчать не могут. Подлецы никогда не пойдут первыми, они останутся в штабах и нацепят ордена болванов, погибших на передовой, подлецы не рванут в поле, в шахту, в путину — туда, где телу невмоготу. Они не будут сходить с ума в поисках смыслов, нет. Они смолчат в правильный момент. И скажут — всю правду, конечно, — именно тогда, когда нужному-важному человеку нужно. Они — на полшага сзади, но своей добычи не упустят — падальщики рода человеческого. Чистильщики, добивающие слабого, унижающие убогого, — оглянись — не за твоей ли спиной внимательное и доброе лицо подлеца?
Так что же — подлость всепобеждающа? Правду сказать?
Брось, не боится подлость правды. Бессильной правде можно вырвать язык, не заметить, оболгать, обмазать дрянью бесконечных слов. Эта Правда валяется в грязи, жалкая и беспомощная, как брошенная детьми, выжившая из ума мать, ставшая обузой. Классное слово — обуза. Разве не прозвучало знакомое — узы? Те же путы. Как бесчисленные «испанские кораблики», согнанные ветрами в огромную массу, жгучими щупальцами вылавливают любую жертву из прозрачной океанской воды, так и подлецы, поднятые из своих убежищ непогодой перемен, с наслаждением давят простаков.
Но если жертва сможет вырваться из капкана, сможет отгрызть лапу, выхаркать, выблевать яд, пусть с кровью, да еще ещё и выжить умудрится, тогда на всю жизнь человек научается распознавать подлеца и душить его сразу. Только тогда освободившаяся, наученная горьким опытом, несостоявшаяся жертва меняет, создаёт свою новую судьбу. Вынужденно, но создаёт. Именно в этом смысле подлость может быть созидающей. Невольно созидающей.
Но только потом. Сначала — несладкая учеба.
Нравится отгрызать лапу? Нет?
А придётся.
"Студенты и совсем взрослые люди", Дмитрий Конаныхин.
(Из моего третьего романа "Студенты и совсем взрослые люди", 2011, по вполне понятным причинам впервые будет опубликован в издательстве "Питер" в 2023 году).
https://t.me/constalder/6566
Ирина Н.- Сообщения : 28218
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Похожие темы
» Quizas, quizas, quizas - Может быть, может быть, может быть (21 декабря, Москва)
» Quizas, quizas, quizas - Может быть, может быть, может быть
» Как бросить быть атеистом за 10 книг
» октябрь 2017 г, Олег Погудин: "Человек, замкнутый на себе, не может быть счастливым", NAMASKAR, выпуск №10, СПт-г
» Быть человеком
» Quizas, quizas, quizas - Может быть, может быть, может быть
» Как бросить быть атеистом за 10 книг
» октябрь 2017 г, Олег Погудин: "Человек, замкнутый на себе, не может быть счастливым", NAMASKAR, выпуск №10, СПт-г
» Быть человеком
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения