Слова и музыка национализма Восточной Европы
Страница 1 из 1
Слова и музыка национализма Восточной Европы
ФЕДОР СОФРОНОВ О ТОМ, ОТКУДА РОСЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГИМНЫ.
Журнал «Неприкосновенный запас» подготовил сдвоенный (100—101) номер. Выпуск — праздничный не только потому, что является юбилейным. Работа над ним совпала с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, празднование которой стало важным событием для всех сторон жизни российского общества и государства, от идеологической до политической и социокультурной. Поэтому редакция «НЗ» сочла необходимым подготовить специальный номер, где тема праздника анализируется и интерпретируется в самых разнообразных контекстах, в том числе за рамками торжеств, посвященных семидесятилетию Победы. Все материалы номера сфокусированы на теме праздников эпохи «модерности» — какие бы общества и страны на этой стадии ни находилось. Соответственно, география юбилейного выпуска журнала самая разнообразная.
В частности, интереснейшая тема — «изобретение» независимых государств Восточной и Центральной Европы на обломках империй, рухнувших в ходе Первой мировой войны, и период «национального возрождения», который предшествовал этому процессу. Любопытно также проследить судьбу классического национализма «освобожденных народов» после Второй мировой — особенно под властью коммунистических диктатур. Обо всем этом — самая большая подборка материалов 100—101-го номера «Неприкосновенного запаса» — в разделе «Центральная Европа» и некоторых других рубриках. Американский историк Даниэл Юновски анализирует культ императора Франца-Иосифа в Австро-Венгрии и празднование в дунайской империи в 1898 году так называемого великого юбилея. Ярослав Шимов дает обзор странной истории праздника, даже нескольких праздников несуществующей сегодня страны Чехословакии, которые отмечаются и в сегодняшней Чешской Республике. Венгерский социолог Мелинда Кальмар пишет об изобретении старой новой праздничной традиции в социалистической Венгрии после трагических событий 1956 года. Эссе Ольги Серебряной посвящено праздникам венгерской независимости (которые зародились в ходе национального восстания 1848—1849 годов) и их судьбе в последующие полтора столетия («Праздник неоконченной революции»). Интересной иллюстрацией к двум последним текстам служит отрывок из романа-интервью Яноша Кёбаняи «Обезьяна на велосипеде», в котором о праздниках и буднях времен диктатуры Ракоши вспоминает известная венгерская писательница и философ Агнеш Хеллер. Изобретение в межвоенный период национального Дня победы в только получившей независимость Эстонии — тема немецкого историка Карстена Брюггеманна (статья «Создание прошлого в условиях авторитаризма: празднование Дня победы в Эстонии в 1934—1939 годах»). Наконец, важным дополнением к теме «Центральная и Восточная Европа: национализм, независимость и праздники» является обзор национальных гимнов региона, написанный московским композитором и музыковедом Федором Софроновым. Его полное название: «Слова и музыка национализма Восточной Европы. Краткий очерк региональной гимнологии XIX — первой половины XX века».
Мы предлагаем читателям этот текст c некоторыми сокращениями, но с музыкальными фрагментами и необходимой справочной информацией. Надеемся, этот, как сейчас говорят, «лонгрид» сделает скучноватую тему национальных гимнов увлекательной и даже немного авантюрной.
Исследование национальных гимнов с точки зрения музыковедения — задача непривычная и в чем-то, может быть, не очень приличная. Во всяком случае, для музыковеда. Хотя история каждого отдельного гимна довольно хорошо известна и доступна любому интересующемуся, а в Великобритании выходят регулярно обновляющиеся сборники национальных гимнов, сравнение и типология их мало кого привлекают. Достаточно сказать, что сама наука о национальных гимнах (точнее, термин, ее обозначающий) — антематология (anthematology) — была основана только в начале XXI века канадцем Дэвидом Кендаллом. Он собрал и выложил в интернет самую представительную коллекцию гимнов всех стран мира. Но комплексное исследование этого корпуса музыкальных и поэтических текстов еще ждет своего часа.
В данной статье мы ограничимся исследованием гимнов стран, в основном появившихся на политической карте мира после окончания Первой мировой войны. В подавляющем большинстве случаев прообразы национальных гимнов появились в эпоху «весны народов», в 1830—1840-х годах. Естественно, они отражают черты музыки того времени — как правило, массовой. Следующее поколение гимнов появляется в 1860—1870-х, что связано в основном с борьбой против господства Османской империи на Балканах. Следующей «золотой порой» национальных гимнов стали два межвоенных десятилетия, что произошло уже в эпоху радио и массовых международных спортивных состязаний. Музыка гимнов впервые зазвучала на весь мир. Стали появляться современные, законодательно утвержденные музыкальные редакции.
Andante religioso
Но начнем краткий очерк истории европейских гимнов эпохи буржуазного национализма с определения — в данном контексте — содержания самого термина «гимн». Религиозный гимн как хвалебная песнь, песнь прославления имел языческую природу. Это хорошо заметно, например, в русской рефлексии этого слова еще в канун петровских реформ, когда в азбуковниках появлялись, к примеру, такие определения: «Гимны, песни бесовския». Жанр гимна пережил языческих богов и стал важной частью христианского канона как на Востоке, так и на Западе. В эпоху Реформации (а скорее, еще раньше: в эпоху крестовых походов) гимн начинает использоваться как боевая песня. Один из самых старых боевых гимнов, уцелевших до сих пор, — сегодняшний гимн Нидерландов. В регионе, который мы рассматриваем, самый старый гимн — польский — принадлежит к этому же типу, что неудивительно, так как его судьба напрямую связана с исторической обстановкой, породившей «Марсельезу».
«Het Wilhelmus», гимн Нидерландов
Читать и слушать полностью
http://www.colta.ru/articles/society/7938
Журнал «Неприкосновенный запас» подготовил сдвоенный (100—101) номер. Выпуск — праздничный не только потому, что является юбилейным. Работа над ним совпала с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, празднование которой стало важным событием для всех сторон жизни российского общества и государства, от идеологической до политической и социокультурной. Поэтому редакция «НЗ» сочла необходимым подготовить специальный номер, где тема праздника анализируется и интерпретируется в самых разнообразных контекстах, в том числе за рамками торжеств, посвященных семидесятилетию Победы. Все материалы номера сфокусированы на теме праздников эпохи «модерности» — какие бы общества и страны на этой стадии ни находилось. Соответственно, география юбилейного выпуска журнала самая разнообразная.
В частности, интереснейшая тема — «изобретение» независимых государств Восточной и Центральной Европы на обломках империй, рухнувших в ходе Первой мировой войны, и период «национального возрождения», который предшествовал этому процессу. Любопытно также проследить судьбу классического национализма «освобожденных народов» после Второй мировой — особенно под властью коммунистических диктатур. Обо всем этом — самая большая подборка материалов 100—101-го номера «Неприкосновенного запаса» — в разделе «Центральная Европа» и некоторых других рубриках. Американский историк Даниэл Юновски анализирует культ императора Франца-Иосифа в Австро-Венгрии и празднование в дунайской империи в 1898 году так называемого великого юбилея. Ярослав Шимов дает обзор странной истории праздника, даже нескольких праздников несуществующей сегодня страны Чехословакии, которые отмечаются и в сегодняшней Чешской Республике. Венгерский социолог Мелинда Кальмар пишет об изобретении старой новой праздничной традиции в социалистической Венгрии после трагических событий 1956 года. Эссе Ольги Серебряной посвящено праздникам венгерской независимости (которые зародились в ходе национального восстания 1848—1849 годов) и их судьбе в последующие полтора столетия («Праздник неоконченной революции»). Интересной иллюстрацией к двум последним текстам служит отрывок из романа-интервью Яноша Кёбаняи «Обезьяна на велосипеде», в котором о праздниках и буднях времен диктатуры Ракоши вспоминает известная венгерская писательница и философ Агнеш Хеллер. Изобретение в межвоенный период национального Дня победы в только получившей независимость Эстонии — тема немецкого историка Карстена Брюггеманна (статья «Создание прошлого в условиях авторитаризма: празднование Дня победы в Эстонии в 1934—1939 годах»). Наконец, важным дополнением к теме «Центральная и Восточная Европа: национализм, независимость и праздники» является обзор национальных гимнов региона, написанный московским композитором и музыковедом Федором Софроновым. Его полное название: «Слова и музыка национализма Восточной Европы. Краткий очерк региональной гимнологии XIX — первой половины XX века».
Мы предлагаем читателям этот текст c некоторыми сокращениями, но с музыкальными фрагментами и необходимой справочной информацией. Надеемся, этот, как сейчас говорят, «лонгрид» сделает скучноватую тему национальных гимнов увлекательной и даже немного авантюрной.
Исследование национальных гимнов с точки зрения музыковедения — задача непривычная и в чем-то, может быть, не очень приличная. Во всяком случае, для музыковеда. Хотя история каждого отдельного гимна довольно хорошо известна и доступна любому интересующемуся, а в Великобритании выходят регулярно обновляющиеся сборники национальных гимнов, сравнение и типология их мало кого привлекают. Достаточно сказать, что сама наука о национальных гимнах (точнее, термин, ее обозначающий) — антематология (anthematology) — была основана только в начале XXI века канадцем Дэвидом Кендаллом. Он собрал и выложил в интернет самую представительную коллекцию гимнов всех стран мира. Но комплексное исследование этого корпуса музыкальных и поэтических текстов еще ждет своего часа.
В данной статье мы ограничимся исследованием гимнов стран, в основном появившихся на политической карте мира после окончания Первой мировой войны. В подавляющем большинстве случаев прообразы национальных гимнов появились в эпоху «весны народов», в 1830—1840-х годах. Естественно, они отражают черты музыки того времени — как правило, массовой. Следующее поколение гимнов появляется в 1860—1870-х, что связано в основном с борьбой против господства Османской империи на Балканах. Следующей «золотой порой» национальных гимнов стали два межвоенных десятилетия, что произошло уже в эпоху радио и массовых международных спортивных состязаний. Музыка гимнов впервые зазвучала на весь мир. Стали появляться современные, законодательно утвержденные музыкальные редакции.
Andante religioso
Но начнем краткий очерк истории европейских гимнов эпохи буржуазного национализма с определения — в данном контексте — содержания самого термина «гимн». Религиозный гимн как хвалебная песнь, песнь прославления имел языческую природу. Это хорошо заметно, например, в русской рефлексии этого слова еще в канун петровских реформ, когда в азбуковниках появлялись, к примеру, такие определения: «Гимны, песни бесовския». Жанр гимна пережил языческих богов и стал важной частью христианского канона как на Востоке, так и на Западе. В эпоху Реформации (а скорее, еще раньше: в эпоху крестовых походов) гимн начинает использоваться как боевая песня. Один из самых старых боевых гимнов, уцелевших до сих пор, — сегодняшний гимн Нидерландов. В регионе, который мы рассматриваем, самый старый гимн — польский — принадлежит к этому же типу, что неудивительно, так как его судьба напрямую связана с исторической обстановкой, породившей «Марсельезу».
«Het Wilhelmus», гимн Нидерландов
Читать и слушать полностью
http://www.colta.ru/articles/society/7938
Похожие темы
» Dalida & Alain Delon - Paroles, paroles / Слова, слова
» Paroles, paroles / Слова, слова – Dalida & Alain Delon
» Ни отзыва, ни слова, ни привета...
» Сила слова - позитивное видео
» Ленинградская музыка
» Paroles, paroles / Слова, слова – Dalida & Alain Delon
» Ни отзыва, ни слова, ни привета...
» Сила слова - позитивное видео
» Ленинградская музыка
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения