Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Участников: 2

Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Пн Июн 29, 2020 9:02 pm

Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Ирина_Киев, AnnySh, Татьяна и Слива поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Сб Июл 04, 2020 12:54 am

Олег Погудин
3 июля 2020 г


К чему спорить
из-за вкусов и из-за
вкусиков, Пусть одному нравлюсь
я, а другому Кусиков, -

написал в 1918 году Владимир Маяковский.

Написал, конечно, с издевкой, но Кусиков обрадовался и всем эти строчки показывал.
Вообще-то он был совсем не Кусиков, а Кусикьянц, но любил называть себя черкесом, ходить в черкеске и танцевать лезгинку. Современники вспоминали, что мог станцевать на накрытом столе, не задев ни одной тарелки.
В Первую мировую был драгуном, в гражданскую – командиром красного кавалерийского дивизиона.
В 1919 году вместе с Есениным, Мариенгофом и Шершеневичем создал «Орден имажинистов».
После того, как им заинтересовалась ЧК, Кусиков уехал за границу, издал там несколько сборников стихов. Один из них - «Птица безымянная» - оформил знаменитый Эль Лисицкий.
Когда Есенин, будучи в Париже, задумал «Москву кабацкую», то посвятил ее Кусикову.
Кусиков дружил с Бальмонтом, создал в Париже общество «Друзья России». В 1924 году выпустил там свой последний сборник «Песочные часы».

Идут... идут...
За днями дни идут,
Идут горбатые, идут безгорбые,
Верблюды белые идут... идут... идут...
И только след, безмолвием надорванный,
Покорно стелется на новую беду...

Больше до своей смерти в 1977 году стихов не писал.
В двадцать лет Александр Кусиков написал романс «Обидно, досадно...», а в двадцать пять – знаменитые «Бубенцы».

В нашем третьем онлайн концерте «Бубенцы» вполне вероятны. Даже интерьер помещения, в котором мы будем в этот раз работать, отсылает ко времени создания и невероятной популярности этого романса. Впрочем, в этот раз мы не станем уделять столько внимания знакомству с создателями и исполнителями романсов, которые известны и любимы до сих пор и повсеместно. Уделяя время этого концерта исключительно исполнению наиболее востребованных и любимых произведений из нашего обширного репертуара, позволим себе на этой странице вспомнить и рассказать о некоторых интересных судьбах авторов и исполнителей прославленного жанра.

Бубенцы (фрагмент, запись от 19 сентября 2019 г, Градский Холл)




https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1127614594305475/
__________________

На тему этого посвящения Маяковского Кусикову существует совершенно прелестная история ):

Владимир Маяковский на одном из поэтических собраний рассказывал о своей встрече с Блоком в 1921 году:


«Жил я в то время, о котором идет рассказ, на Гороховой, недалеко от Блока. Собрались мы печь блины. Заниматься кухней мне не хотелось, и я пошел на пари, что пока блины будут готовы, я успею сбегать к Блоку и взять у него книгу его стихов с посвящением. Побежал. Прихожу к Блоку.

— Так и так, уважаемый Александр Александрович; высоко ценя ваш изумительный талант (вы уж знаете, я, если захочу, могу такого залить) и т. д. и т. д., вы бы мне, конечно, книжечку Ваших стихов с посвящением.
— Хорошо, хорошо, — говорит Блок; берет книжку своих стихов, выходит в соседнюю комнату, садится и думает. Десять минут, двенадцать минут... А у меня пари и блины.

Я просовываю в дверь голову и говорю:

«Александр Александрович, мне бы что-нибудь...»

Наконец написал. Я схватил книжку и бегом помчался домой. Пари я выиграл. Смотрю, что Блок написал:

«Владимиру Маяковскому, о котором я много думаю».

И над этим надо было семнадцать минут думать!

То ли дело я: попросил у меня присутствующий здесь поэт Кусиков мою книгу с посвящением. Пожалуйста. Тотчас я взял «Все, сочиненное Владимиром Маяковским» и надписал:

Много есть на свете больших вкусов и маленьких вкусиков;
Кому нравлюсь я, а кому Кусиков
.


Владимир Маяковский».


(По рассказу Б.Бажанова из его кн. "Воспоминания бывшего секретаря Сталина")

что несомненно обратило на себя внимание Сергея Есенина настолько, что он зацитировал частично сие посвящение в своем письме к Сахарову А.М. в мрачноватом несколько контексте по своему же поводу
_______________________________________

Есенин С. А. Письмо Сахарову А. М., 1 июля 1922 г. Дюссельдорф

<> Друг мой! Если тебя обо мне кто-нибудь спросит, передай, что я пока утонул в сортире с надписью на стенке:

«есть много разных вкусов и вкусиков
...........................»


Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.
Т. 6. Письма. — 1999. — С. 139—141.


http://esenin-lit.ru/esenin/pisma/204.htm
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Вс Июл 05, 2020 2:23 am

Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Ирина Н. и AnnySh поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Вс Июл 05, 2020 3:20 pm

Ирина Н. пишет:Олег Погудин
3 июля 2020 г


<>
В двадцать лет Александр Кусиков написал романс «Обидно, досадно...», а в двадцать пять – знаменитые «Бубенцы».

https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1127614594305475/

В исполнении Аллы Баяновой "Обидно, досадно"



стихи: А. Кусиков
музыка: В. Бакалейников


Нашла и послушала романс на стихи 20-летнего А. Кусикова...
Поразительно! что парень в 20 лет!!! сумел написать от лица человека, прожившего жизнь


А это Владимир Семенович шутит на тему "романсов" bounce

Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Пн Июл 06, 2020 10:51 pm

Олег Погудин
6 июля 2020 г


В этом году у Якова Федоровича Пригожего, пианиста, композитора, дирижера и аранжировщика, юбилей. Ему исполняется 180 лет.
«Коробейники», «Когда я на почте служил ямщиком», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Окрасился месяц багрянцем», «Мой костер в тумане светит», «Не для меня придет весна», «Ночь светла», «Пара гнедых» - все эти романсы мы знаем благодаря Якову Пригожему: он либо их композитор, либо аранжировщик.
Его романсы пели Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Федор Шаляпин, Саша Давыдов.
Вяльцеву он буквально вывел на сцену. Жена его брата Адольфа, звезда оперетты Серафима Бельская, услышав пение горничной, убиравшей ее гостиничный номер, посоветовала девушке учиться и познакомила со знаменитым импресарио.
Пригожий обладал способностью дать всем зрителям то, что им понравится. Долгие годы он гастролировал по России с певцами Николаем Северским и Семеном Садовниковым и гармонистом Петром Невским.
Петр Невский – бывший сапожник – радовал публику виртуозной игрой и куплетами о своих заграничных гастролях «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет».
Семен Садовников пел русские песни, а Николай Северский не только выступал в цыганском репертуаре, но и поражал слушателей романсами на стихи модных поэтов – например, пел романс на стихи Бальмонта «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым».
Если добавить к этому, что Невский написал учебник игры на гармони, Садовников был пропагандистом псовой охоты и признанным авторитетом в этой области, а Северский - одним из первых русских летчиков (одиннадцатым, если точно), то видно – какое у Пригожего было чутье на ярких неординарных людей.
Много лет он был концертмейстером знаменитого цыганского хора в Яре и практически создал «цыганский романс» как жанр. О том, какое впечатление производили эти романсы на публику, мы все помним из «Живого трупа».
А.Ф.Кони вспоминал, что нередки были случаи, когда слушатели застревали среди цыган так надолго, что их искали с полицией.
Про цыганские хоры и звезд романса того времени мы знаем очень много.
А вот о самом Якове Пригожем - почти ничего – даже дата рождения точно неизвестна – только год. А его портрет, который нам предлагает интернет, где он такой красивый с большим шелковым бантом, на самом деле портрет польского поэта Владислава Сырокомли – автора слов к песне «Когда я на почте служил ямщиком».
Скорее всего, он был караимом из Евпатории (хотя некоторые исследователи пишут, что евреем из Вильно), в Москве оказался в 70-е -80-е годы позапрошлого века, а умер уже после революции – в 1920 году.
Вот и вся информация, зато нам осталось от него более 200 романсов и песен.

В нашем третьем онлайн концерте 15 июля
романс «Ночь светла» наверняка прозвучит, но решил и здесь разместить его в #карантинныесказки , ведь это возможно, самый известный романс Якова Пригожего.
А всех, кто любит романс, приглашаем на концерт




https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1129886274078307/?lst=100016514285186%3A100011708347472%3A1593985502
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Ср Июл 08, 2020 8:44 pm

Олег Погудин
8 июля 2020 г


Театралы Серебряного века говорили, что на театре блещут три Давыдовых: Горелов, Карапетян и Левенсон.
Владимир Давыдов (Иван Горелов) был знаменитым актером Александринского театра, прославившимся в пьесах Островского и Чехова.
Саша Давыдов (Арсен Карапетян) был звездой оперетты, и потрясал публику романсами «Пара гнедых» и «Нищая».
А Александр Давыдов (Израиль Левенсон) пел в Мариинском театре Германа, Ленского, Хозе и Отелло.
Он родился в местечке Кобеляки, сбежал из дома в Одессу, работал там грузчиком за 90 копеек в день. Четыре копейки платил за ночлежку и чай с хлебом, остальное откладывал на уроки вокала.
Дебютировал в Мариинском театре в партии Германа и сразу стал соперником, а потом и преемником знаменитого Фигнера.
К 1914 году у него была любовь слушателей, власти и критики –случай небывалый.
Но случайная простуда переросла в воспаление легких, а осложнением болезни стала глухота. Певец потерял слух практически полностью – он не слышал оркестр и петь в опере больше не мог.
Но мог выступать с камерным репертуаром, поскольку, положив руку на рояль, чувствовал вибрацию.
Уже скоро его стали называть королем жестокого романса. В его репертуаре были романсы Александра Алябьева, Николая Бакалейникова, Василия Врангеля, Якова Пригожего, Николая Зубова, Михаила Штейнберга...
Он и сам писал романсы. Самые известные - «Отойди, не гляди» и «Зачем?» («Тебя не вырвут у меня»).
Михаил Медведев – первый исполнитель партии Ленского и выдающийся педагог, у которого учились не только многие оперные певцы, но и Лидия Русланова, писал: «Только высокоодаренные люди могут себе позволить разнообразить жанры. Когда Давыдов поет романс Рауля из «Гугенотов», затем романс Чайковского «Отчего» и после них цыганскую песню, он приближает цыганскую песню к тому, что ей предшествовало».
Александр Михайлович увлекался техническими новинками и даже одно время был руководителем русского отделения компании «Кинетофон Эдисона». Под его руководством вышло 37 фильмов этой фирмы, в основном это были отрывки из опер.
А в 1907 году благодаря ему была сделана первая практически полная запись «Пиковой дамы» одним составом артистов – как цельное произведение, а не как набор отдельных номеров.

Романсы, входившие в репертуар Давыдовых, тоже прозвучат на нашем третьем онлайн концерте 15 июля. Добро пожаловать!

Отойди, не гляди




https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1131228837277384/
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Сб Июл 11, 2020 2:08 am

Олег Погудин
10 июля 2020 г


ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА ( РОМАН О РОМАНСЕ). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Сто десять лет назад петербургский театр на Литейном поражал слушателей пестротой своего репертуара: комедии, гиньоли, обозрения, пародии и обязательный концерт в финале.
В программках это называлось «разнохарактерным дивертисментом». Открывали дивертисмент куплетисты — Сурин-Арсиков, Айдаров, Убейко, обычно наряженные в «гороховый» сюртук и клетчатые панталоны. Выступали они в так называемом «рваном жанре», который вошел в моду после постановки пьесы Максима Горького «На дне».
Васька Пепел так понравился публике, что эта маска или, если угодно, сценическая личность была сразу же перенесена на эстраду. В этом образе артисты пели куплеты, танцевали кекуок, матчиш и «танго смерти» и даже декламировали стихи Брюсова «Каменщик, каменщик в фартуке белом».
В общем, там творилось такое, что появление за одним из столиков кота, закусывающего водку соленым огурцом, в компании коня, одетого в приличествующую погоде одежду, никого бы не удивило.
Однако, одним из осенних вечеров 1910 года на сцену Литейного театра вышел аккуратно одетый и скромно причесанный незнакомец, который тихо, но уверенно сказал, что исполнит романс.
Это был Владимир Сабинин.
Он сел за рояль и запел:
Дитя, не тянися весною за розой…
‎Часть публики не поняла, всерьез ли он.
А другая очень удивилась, что никому не известный артист исполняет романс Михаила Кузмина, ученика Римского-Корсакова и автора музыки к поставленному Мейерхольдом блоковскому «Балаганчику».
Довольно скоро выяснилось, что молодой человек уже пел в провинциальной оперетте и владеет огромным репертуаром. А владельцы звукозаписывающих фирм быстро увидели, что он обладает «граммофонным» (то есть приятно звучащим на пластинках) голосом. Сабинин записывал романсы Гурилева, Пригожего, Глиэра, свои «интимные песенки» и быстро стал очень популярен.
Но популярность - это еще не слава. Слава была впереди: впереди был август 1914 года…

Гори, гори, моя звезда (фрагмент)




https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1132887723778162/
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh и Татьяна поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Сб Июл 11, 2020 8:47 pm

Олег Погудин
11 июля 2020 г


Петроградское небо мутилось дождем, на войну уходил эшелон... Так и хочется написать «петербургское», но Санкт-Петербурга больше нет – есть Петроград. И Владимира Сабинина нет. Есть вольноопределяющийся Александрийского
5-го гусарского полка Владимир Собакин, мечтавший примерить мундир черных гусар в партии Германа и надевший его на поле боя.
В годы Первой мировой Сабинин записывает три песни, сделавшие его имя известным всем. Собственно говоря, чисто его одна – «Оружьем на солнце сверкая» - гимн черных гусар.
«Благослови оружие, Господь» написали композитор Юрий Рик и поэт Марк Ярон..
А романс «Гори, гори, моя звезда» отличался от «классического» варианта Булахова-Чуевского аранжировкой и одним куплетом.
Но – и это пример того, насколько в романсе значим исполнитель: все три песни несут отпечаток его личности, они его по эмоциям и переживаниям.
У нас нет документов о том, почему гусара Собакина отозвали с фронта. Можно предположить, что для съемок пропагандистского фильма «Оружьем на солнце сверкая…».
Если бы не октябрь 1917, Сабинин мог бы жить оставшуюся жизнь в том статусе, в котором пребывали Богословский или Фатьянов в СССР.
Но Россия не стала победителем в Первой мировой…
В ноябре 1917 Сабинин уезжает на Украину, там мать и сестры. Служил ли он в Белой армии? Видимо, да. Исходя из того, как часто переезжал из города в город, и как мало документов оставил. И про службу в Красной никогда не говорил.
В 1920-м он оказывается на юге России, видит эвакуацию и остается.
Не смог уехать? Не захотел? Не знаем.
Все двадцатые он буквально мечется по стране. Поет в провинциальных театрах: в Харькове, Киеве, Свердловске, Баку. Везде с огромным успехом. В Свердловске Сабинин станет первым исполнителем партии Дженарро в "Ожерелье мадонны" Э. Вольфа-Феррари и Калафа в "Турандот" Дж. Пуччини. В разных городах он будет блистать в партиях Германа, графа Альмавивы, Пинкертона, Хозе, Гофмана в "Сказках Гофмана" Оффенбаха, Ленского, индийского гостя, Альфреда в «Травиате».
Его имя на афише – залог успеха спектакля и сборов.
Все критики отмечают легкость, блеск, даже шик, увы «чуждый» пролетарскому искусству. Да и сам псевдоним, наводящий на мысль об опере «Жизнь за царя», какой-то несозвучный…
Он пытается «перековаться» и не может – природа дара не позволяет.
Выбирает для песни стихи Демьяна Бедного, но не классово-бодрые, а 1912 года. Про Ленский расстрел.
Когда журнал «Жизнь искусства» в 1925 году разворачивает дискуссию о «мерзости запустения» отечественной эстрады и называет Сабинина «певцом интимных настроений, пользовавшимся незаурядным успехом у специфической аудитории эстрады», он отвечает: «Когда я пел «Лулу» и «Мурочку», я работал по восемь недель сряду, а с революционным репертуаром я за два месяца имел два дня работы...».
Романс «Гори, гори, моя звезда» запрещен как белогвардейский. Его авторами называют разных «злейших врагов советской власти»: Колчака, Гумилева, Бунина. При этом слава исполнителя контрреволюционного романса и певца Первой мировой идет за Сабининым по пятам.
В июне 1929 года на Первой Всероссийской музыкальной конференции романс как жанр будет запрещен. В постановлении сказано: «На народной музыке влияние буржуазной культуры и искусства сказывается за последнее время очень сильно. Беря самое ценное от народного творчества, подчас исключительно питая его животворящими соками свое искусство, буржуазия систематически отравляла народную песню своим разнузданным влиянием. Как результат этого
влияния в народной песне можно отметить тенденции деклассироваться и выродиться с одной стороны, по линии городского романса, с другой — в сторону церковно-мещанского эстетизма …наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка этого типа, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества».
В результате этого постановления романс нельзя исполнять на больших сценах и передавать по радио.
А когда к травле подключилась РАПП, обрушившаяся на издательства, которые «ориентируются исключительно на обывателя, …издают всевозможные "Танго смерти", модненькие фокстроты, "цыганские" и "салонные" романсики», авторы и исполнители романсов лишились последнего источника дохода.
В начале 1930 года Сабинин приезжает в Ленинград. Видимо, к сестре Екатерине, работавшей тогда в МАЛЕГОТЕ, там еще идет старая «Пиковая дама» с декорациями Бенуа. Сабинина вводят в спектакль. Что происходит потом, мы точно не знаем. 12 мая 1930 года он кончает с собой в финале оперы.
Через пару дней после сообщения о его смерти появляется еще одно: в результате чистки из эстрадной секции Всероскомдрама исключены, Сабинин и его бывшие коллеги по выступлениям в петербургских кабаре Савояров и Гибшман.
Он свободен!
Ушедший из жизни на месяц раньше него противник его репертуара и оппонент в спорах молодости Владимир Маяковский написал:

...должен стоять, стою за всех,
за всех расплачусь, за всех расплАчусь…


конец второй части, продолжение следует

Гори, гори, мой звезда (фрагмент)




https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1133431623723772/

Владимир Собинин - Гори, гори, моя звезда



Владимир Высоцкий  - в клипе использованы фото Чуевского В.П, Собинина (Собакина) В.А.)



«Гори, гори, моя звезда...»
Фонограмма - 1, Моск. обл., Переделкино, на даче у Юрия
Королёва, февраль 1970 г. Текст приведён по названной
фонограмме.

Об авторах:
Чуе́вский Василий Павлович (? - ?) - один из самых
замечательных русских поэтов-песенников середины ХIХ века.
Булахов Пётр Петрович (1822, Москва - 1885, Москва) -
русский композитор.
Сабинин (Собакин) Владимир Александрович (1885, в некоторых источ. 1888?, 1989?, ? - 1930, Москва) - певец (лирико-драм. тенор), артист эстрады, оперетты, оперы, композитор.

___________________________________________________

Было время, когда написание романса «Гори, гори, моя звезда» активно приписывали Бунину и Гумилёву. Но версия это продержалась недолго. Литературоведы, изучавшие их творчество, констатировали: таких строк у них не было. Зато «колчаковская» версия оказалась живучей, и многими и сегодня воспринимается за чистую монету.

Сразу после революции некоторые композиторы-эмигранты и артисты говорили, что лично видели партитуру романса с автографом, что якобы и было подтверждением тому, что автор строк именно он. Рассказывали даже о том, что незадолго до расстрела адмирал пел «Гори, гори…».

Доказать пел или не пел сегодня практически невозможно. На стать автором этого романса он не мог. Дело в том, что родился Колчак в 1874 году, а романс вошёл в сборник, который был выпущен издательством Майкова в Москве на 6 лет раньше.

Музыковеды называют временем создания романса то декабрь 1846, то январь 1947 и связывают его с рядом событий.

Так, в начале 1847 года в Москве с большим размахом отмечали 700-летие столицы. Этой дате посвятили множество различных творческих конкурсов, и в народе началось повальное сочинительство и пение. Да и звезда, о которой упоминается в романсе – это, скорее всего не просто символ, речь идёт о конкретной рождественской звезде. Да и к тому же именно в то время произошло потрясающее астрономическое открытие – астроном Леверье предсказал существование планеты Нептун, а буквально через два месяца её увидели в телескоп. Вот в такой удивительной атмосфере и появился романс «Гори, гори, моя звезда». Слова написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Петр Булахов.

Музыка: Петр Булахов
Слова: Василий Чуевский

Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.

Сойдет ли ночь на землю ясная,
Звезд много блещет в небесах,
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

Звезда надежды благодатная,
Звезда любви волшебных дней,
Ты будешь вечно незакатная
В душе тоскующей моей!

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!


Это первоначальный текст, с которым романс был издан 1868 году. Стихотворение могло быть написано ранее - Чуевский не публиковал своих стихов, все они известны только по нотным изданиям. Нынче романс обычно исполняется с немного измененным текстом. В сборниках встречаются два близких варианта мелодии - видимо, один первоначальный, а другой, более привычный - обработка Сабинина (хотя имя обработчика почти никогда не указывается). В некоторых изданиях и вовсе дается: "музыка неизвестного автора" или "слова неизвестного автора", хотя оба автора известны.

При повторении в последнем куплете часто поется:

Умру ли я - ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!


Петр Петрович Булахов (1822-1885), композитор, родился в семье известного московского оперного певца. К концу жизни оказался парализован, имущество и многие рукописи погибли при пожаре. Последние годы провел в имении Кусково приютившего его графа Шереметева. Романсы писал также его брат Павел Петрович Булахов, оперный тенор.

Истинное авторство удалось восстановить после обнаружения нот от 1847 года с указанием автора слов - Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Дальнейшая его судьба неизвестна. Автором музыки является Пётр Петрович Булахов (1824 – 1885), написавший более 80 чудесных романсов , таких, как “Выхожу один я на дорогу”, “Тройка мчится, тройка скачет”, “Не пробуждай воспоминанья”… Иногда его путают с младшим братом – Павлом Петровичем Булаховым, тенором Императорской оперы и также писавшим романсы. Судьба Петра Булахова трагична. После того, как его разбил паралич, он тяжело бедствовал и только в редкие моменты он продолжал сочинять, наигрывая здоровой рукой на фортепиано. В довершение страданий в семидесятых годах сгорел дом, Петра Петровича и его пятилетнюю дочь из огня вынесли друзья. Погибли практически все вещи… Но, к счастью, его семейство приютили Шереметевы в своей усадьбе Кусково, где он и жил свои последние годы с гражданской женой Елизаветой Павловной Збруевой.


15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт DTZ-Y-mLdBU

Популярность романс приобрёл далеко не сразу. Романс написан, прозвучал, авторы счастливы. Идут годы. Страну сотрясают войны, социальные коллизии… Наш романс несколько блекнет и уже звучит не так часто. Началась первая мировая война.

На фронт в действующую армию вместе с множеством других отправляется и доброволец Владимир Сабинин. Патриотический порыв требует выхода и он, незначительно изменив слова и сделав свою аранжировку, создаёт настоящий гимн, где “заветная звезда” олицетворяет уже саму Россию.
Так романс обрёл своё второе рождение и, по существу, своего третьего автора.

В его исполнении романс стал настоящим патриотическим гимном, признанием в любви единственной заветной звезде – России. А после того, как в 1915 году свет увидела пластинка с записью Сабинина, романс замела без преувеличения вся страна. И романс постигла участь всех популярных песен – он стал «народным».

Уже в 1920-х советская власть приклеила к романсу ярлык «белогвардейский», а его исполнение приравняли к антисоветской деятельности. Иногда Козловский или Лемешев позволяли себе исполнить его на концертах, но пели его чуть ли не подпольно.


https://masterok.livejournal.com/3464383.html


Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Вс Июл 12, 2020 10:26 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Незнайка на луне, Ирина Владимировна, AnnySh и Татьяна поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Вс Июл 12, 2020 7:33 pm

Олег Погудин
12 июля 2020 г


ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА (РОМАН О РОМАНСЕ). ЭПИЛОГ.

Русский романс начинается с того, что «звезда с звездою говорит…»
Потом будет еще одна звезда, у Аполлона Григорьева:

Вон там звезда одна горит
Так ярко и мучительно,
Лучами сердце шевелит,
Дразня его язвительно,


- перлом русской лирики назвал это стихотворение Александр Блок.
И символист Анненский тоже написал про звезду:

«…одной Звезды я повторяю имя…».

Так что романс Петра Булахова и Василия Чуевского был до Сабинина просто одним из многих хороших романсов, написанных в великой традиции. Хорошим, но не очень популярным.
Что же изменил Сабинин?
Он несколько изменил мелодию, сделал другую аранжировку и чуть поменял слова.
Было:

Звезда надежды благодатная
Звезда любви волшебных дней,
Ты будешь вечно незакатная
В душе тоскующей моей!


Стало:

Звезда любви, звезда волшебная,
Звезда прошедших лучших дней,
Ты будешь вечно незабвенная
В душе измученной моей.


(Чуть позже появился вариант «ты будешь вечно неизменная».)

На первый взгляд изменилось немного, но слова Чуевского были практически молитвенными. В середине девятнадцатого века каждый понимал, что такое незакатная звезда.
Сабинин снизил этот молитвенный пафос, упростил стихотворение, но при этом и приблизил его к слушателям, перевел людям, которые моложе Чуевского почти на три поколения, романс на их язык. На язык Серебряного века. Звезда Чуевского стала звездой Александра Блока и Николая Гумилева.
И романс сразу стал не просто популярным: он стал любимым. Его издавали на пластинках, переписывали в тетрадки, присылали в письмах с фронта (как присылали в письмах с Великой отечественной «Жди меня»).
Видимо, Сабинин гениально понял, что сейчас нужно людям.
Конец 1914 – весна 1915 года были для русской армии и для русского общества катастрофическими. «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость — физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…», - писал Деникин.
А фирмы грамзаписи и журналисты бодро тиражировали бодрые песни о победах.
Масштаб разворачивавшейся трагедии почувствовали немногие: Блок, Гумилев, Ахматова…

А вблизи — всё пусто и немо,
В смертном сне — враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема


Так светло, как любовь моя, - напишет Блок.
Ахматова подхватит:

Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.


И сабининская «Звезда» стала и заклинанием, и утешением и безыскусной и нецерковной, но все же молитвой простого человека о близких и о Родине и осталась таковой, даже когда молиться запретили, а имя автора оказалось в списке нежелательных к упоминанию.

Но есть еще одна вещь: романс (и любое художественное произведение) не есть автоматическая сумма музыки и слов или костюмов, декораций и операторской работы.
Романс - это еще и личность исполнителя. Даже сейчас, больше чем через 100 лет она отчетливо проявляется в старой граммофонной записи.
Это голос человека, который был ТАМ, месил грязь на галицийских кровавых полях. Это голос мужчины и воина, для которого его звезда останется незабвенной и неизменной несмотря ни на что.
Народ пел романс на стихи поручика Лермонтова, даже не зная имени автора музыки.
Народ полюбил поручика Сабинина и пел его романс, забыв его имя и считая авторами Гумилева или Колчака.
Просто так мифы не создаются. Они в чем-то правдивее фактов.
Часто приходится читать, что нам сейчас трудно воспринимать романс, потому что мы «моложе» его создателей, оставшихся в прошлом.
Мы – старше. Старше на две Мировых войны и одну Гражданскую. Поэтому нам труднее воспринять простые светлые чувства и чистые эмоции. И именно поэтому они нам так необходимы.




https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/posts/1134203340313267
_________________________

Любые обобщения (чем так страдают критики) неправомерны.

Потому и неверна логическая цепочка в:

"Часто приходится читать, что нам сейчас трудно воспринимать романс, потому что мы «моложе» его создателей, оставшихся в прошлом.",

как неверна и:

"Мы – старше. Старше на две Мировых войны и одну Гражданскую. Поэтому нам труднее воспринять простые светлые чувства и чистые эмоции."

п.ч. абсолютно всякий и каждый человек, имеющий сердце и душу,  способен в любом возрасте "воспринимать и светлые чувства, и чистые эмоции" .

А кто неспособен, тому помехой не старшинство с молодостью, а личная душевная черствость и иные какие личные неспособности... как у Чехова:

"Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником."

И потому всякому необходимы и "чистые эмоции, и светлые чувства", п.ч. все они есть проявление главного для каждого: любви и чистоты сердца. А пока каждый живет и у него есть сердце, которое горит, то всякому необходимы и чистота, и чувства.

Как у Высоцкого:

Я дышу — и значит, я люблю!
Я люблю — и, значит, я живу!
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh и Татьяна поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Вт Июл 14, 2020 1:04 am

Олег Погудин
14 июля 2020 г


Сегодня , накануне национального праздника Франции, мы завершили сведение нового альбома «Je chante»!Надеюсь, диск с двадцатью любимыми песнями выйдет в скором времени, за что огромная благодарность фирме Бомба Питер, и лично Олегу Грабко.
Здесь ещё один «бэкрекорд» с самой, может быть «романсовой» песней из этого альбома. Впрочем, для французов chanson, то же, что для нас романс, а потому, вполне уместно этой песней пригласить вас на наш третий онлайн концерт «Городской романс» 15 июля в 19:00


Шербургские зонтики / Les parapluies de Cherbourg (франц) (из к.ф. «Шербургские зонтики, Мишель Легран)



https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1/videos/1135118220221779/
_________________________________________

Je ne pourrais jamais vivre sans toi

Ils se sont séparés sur le quai d'une gare.
Ils se sont éloignés dans un dernier regard.
Oui, je  t'aime! Ne me quitte pas.

Non, je ne pourrai jamais vivre sans toi,
je ne pourrai pas, ne pars pas, j'en mourrai!
Un instant sans toi et je n'existe pas,
mais mon amour, ne me quitte pas.

Mon amour, je t'attendrai toute ma vie,
reste près de moi, reviens, je t'en supplie!
J'ai besoin de toi, je veux vivre pour toi,
oh, mon amour, ne me quitte pas.

J'ai besoin de toi, je veux vivre pour toi,
oh, mon amour, ne me quitte pas.


Я никогда не смогу жить без тебя

Они расстались на перроне вокзала,
обменявшись последним прощальным взглядом...
Да, я люблю тебя! Не покидай меня.

Нет, я не смогу никогда жить без тебя,
Я не смогу, не уходи, я умру без твоей любви!
Ещё одно мгновение без тебя и я перестану существовать!
Моя любовь, не покидай меня!

Моя любовь, я буду ждать тебя всю свою жизнь,
останься рядом со мной, вернись, я умоляю тебя!
ты мне нужна, я хочу жить для тебя,
О, моя любовь, не покидай меня!

Ты мне нужна, я хочу жить для тебя,
О, моя любовь, не покидай меня!
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Вт Июл 14, 2020 9:56 pm

Олег Грабко
14 июля 2020 г в 12:38


Завтра эфир на радио Шок начнётся в 16.30, так как ровно в 19.00 я должен быть на онлайн концерте Олега Погудина «Городской романс».
Присутствовать на его онлайн концертах практически в одиночестве с бригадой кинооператоров и звукорежиссеров истинное наслаждениеSmile!

Олег поёт для меня и для тысяч зрителейSmile!
И это волшебные ощущенияSmile!
Спасибо!


https://vk.com/grabko?w=wall2135382_42115

14 июля 2020 г в 14:00

В среду 15 июля в 19.00 состоится третий онлайн концерт Олега Погудина "Городской романс", в намоленном зале в самом центре Петербурга, где выступали звёзды международного масштаба.
Олег Погудин давно достоин составить им компанию.


В этот раз будет программа "Городской романс".


Билеты здесь:

https://ticketscloud.com/v1/widgets/common?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiIsImlzcyI6InRpY2tldHNjbG91ZC5ydSJ9.eyJwIjoiNWViYzU3MDA1MDE0M2VjNjFhYmYzN2Q1In0.SS8XYagHgBVFTsINr5x2YKB3FGyUjo-7MM-k9oyzr1k&lang=ru&event=5ef5cd7d09bf0a571a5184d2&s=1&org=5ebc570050143ec61abf37d5&city=498817&category=592841f8515e35002dead938&tags=5ecd195932952f4841b120f2,Романс&fbclid=IwAR1ga-nHnE87aRVN0o3sAg8Q4wvs6EWKNxKm5fC8UKaWw_ODGBH3OiTrpCw

Для тех, кто их приобретет напоминаю, что смотреть концерт можно любому количеству зрителей, сколько уютно разместится у экрана вашего телевизора, а так же он будет доступен в течение суток после эфира.
Приятного вечераSmile!
Спасибо!


https://vk.com/grabko?w=wall2135382_42117
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Татьяна поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Ср Июл 15, 2020 12:47 am

Олег Погудин
14 июля 2020 г


Серебряный век, в котором были написаны наши самые любимые городские романсы, - время не только черно-белых фотографий, но и торжества модерна. Яркие краски, сложные формы и витражи пришли в городскую жизнь не из архитектурных мастерских, а из театра. Они стали отражением идей композиторов и художников о создании цельных художественных миров, как на сцене, так и в жизни.
Завтра наш концерт состоится в помещении, которое находится в двухстах метрах от
«Бродячей собаки» и в трехстах метрах от Михайловского театра, и которое украшено, наверное, самым известным витражом эпохи модерна в нашем городе.

...Но что за высоким окном
Горит нерассказанным сном
И краски сливает в узоры? -


спрашивал Бальмонт.

Об этом узнаем завтра.

А любоваться на этот витраж и на артистов на его фоне можно будет потом еще целые сутки.


https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1135988656801402&set=a.221328191600791&type=3&theater
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

AnnySh и Татьяна поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Ирина Н. Ср Июл 15, 2020 3:24 am

К теме Владимира Собинина

Владимир Сабинин

Владимир Александрович Сабинин (Собакин) родился 23 мая 1888 года.
Пел в опере и оперетте, но наиболее прославился как исполнитель песен и романсов, многие из которых сочинил сам.
В 1914—1916 гг. В.А.Сабинин много записывался на пластинки фирм "Граммофон" и "Экстрафон", в те же годы был и добровольцем в действующей армии.
Владимиру Сабинину принадлежит заслуга в возрождении знаменитого романса "Гори, гори, моя звезда", который он записал на пластинки в своей интерпретации в 1915 году. С того времени этот романс вошёл в репертуар практически всех вокалистов страны.
После Революции Сабинин имел возможность эмигрировать из России, но отказался.
В 1920-х гг. выступал в крупных провинциальных оперных театрах, в т.ч. в Харькове (1923), Киеве (1924), Свердловске (1926—28), Баку, Москве (гастроли в Большом театре, апр. 1929), Ленинграде (1930).
Умер 12 мая 1930 года в Ленинграде. Есть версия, что кончил жизнь самоубийством (отравился)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабинин,_Владимир_Александрович

http://kkre-41.narod.ru/sabinin.htm

Несколько записей

Битва (В.Никлюдов) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/bit.mp3
Благослови оружие, Господь (Ю.Рик) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/bog.mp3
В минуты признания (Н.Харито) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/vmp.mp3
Все на бой! (В.Сабинин) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/vnb.mp3



Гори, гори, моя звезда (П.Булахов - В.Чуевский) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/ggm.mp3
Гусары-усачи (В.Сабинин) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/g-u.mp3
Дитя и роза (М.Кузмин) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/dir.mp3
Мурочка (Ю.Рик) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/mur.mp3
Но это только сон (Л.Клишевский) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/nes.mp3
Оружьем на солнце сверкая (В.Сабинин) http://kkre-41.narod.ru/sabinin/ons.mp3

http://kkre-41.narod.ru/sabinin.htm



Пара гнедых (Я.Пригожий - С.Данауров/А.Апухтин)



Сладко пел душа-соловушка (Р.Глиэр - А.Мерзляков) https://web.gybka.com/song/176677951/Vladimir_Sabinin_-_Sladko_pele_solovushka/

Я помню день (Б.Борисов) https://www.russian-records.com/details.php?image_id=18678

Я помню всё (Е.П. ​Тарновской​ на слова А.Н. ​Плещеева​)


Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27712
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Татьяна поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт Empty Re: 15 июля 2020 г, Третий онлайн-концерт

Сообщение автор Незнайка на луне Вс Июл 19, 2020 4:03 am

Фамилии Сабинин, Собинин, Собинов происходят от слова сóбина с ударением на первом слоге:

"В русских говорах сóбина, собинный означало «свой собственный, родной». Такое имя охотно давали ребенку наряду с церковным. «Собина, собинка ты моя!» – ласково приговаривала мать, и значило это: «Милый ты мой, родной!» Великий наш певец Л. В. Собинов полагал, что такую фамилию его деду дали потому, что тот любил жить «собинно», то есть в особинку, отдельно от других односельчан."

https://www.e-reading-lib.com/bookreader.php/1010455/russkie-familii-populyarnyy-etimologicheskiy-slovar.html

Вот только остаётся ли ударение на первом слоге или переходит на второй - неясно.

Незнайка на луне

Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16

Ирина Н. и Ирина Владимировна поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения