Цвет настроения синий: как музыка внедряется в сознание
Страница 1 из 1
Цвет настроения синий: как музыка внедряется в сознание
Цвет настроения синий: как музыка внедряется в сознание
Патрик МакНамара (старший доцент кафедры неврологии и психиатрии Школы медицины Бостонского университета и профессор Университета Нортсентрал. Автор нескольких книг по онейрологии (науке о снах и сновидениях), психологии и неврологии религии. Основатель и директор Института биокультурного изучения религии).
Я плавно передвигаюсь между рядами местного супермаркета в поисках блюда из риса, которое станет моим быстрым ужином, прежде чем я снова поеду куда-нибудь через весь город. Наконец я нахожу нужный ряд, окидываю взглядом огромное количество вариантов, протягиваю руку, чтобы выхватить случайную коробку, как — бум! Этот проклятый джингл из рекламы Rice-A-Roni 60-х без спросу вторгается в мое сознание — прямо как мама, которая напевала мне его в детстве. Я сдаюсь, бросаю коробку Rice-A-Roni в тележку и направляюсь к отделу напитков, в высшей степени раздраженный своим поведением.
Внезапно я замечаю, что двигаюсь в такт с мьюзаком (фоновая, функциональная музыка, которую используют исключительно для коммерческих целей), который льется из динамиков в супермаркете. Раздражаясь еще больше от осознания того, что фоновая музыка влияет на движения моего тела, я оказываюсь напротив стенда с газированной водой, и ужасные рекламные джинглы «I’d Like to Buy the World a Coke» и «Wanta Fanta? Don’t You Wanta» проносятся через поток моих мыслей. Полностью деморализованный, я автоматически кладу колу в свою тележку и, разбитый в пух и прах, следую к кассе в надежде на то, что там звон в моих ушах наконец-то прекратится — или хотя бы немного утихнет.
Позже, сидя в своей лаборатории в отделении неврологии Бостонского университета, я задаю себе вопрос: когда и как я стал так легко поддаваться манипуляциям? Успокаиваю себя тем, что, даже несмотря на то, что подобное иногда прорывается сквозь мой защитный экран, обычно я все же невосприимчив к бесконечному потоку мусора, ежедневно атакующему мои уши через динамики супермаркетов, радио, телевидение и интернет-рекламу.
Я залезаю в компьютер, чтобы послушать музыку во время работы. Cнова пытаюсь подбодрить себя тем, что слушаю именно свою музыку, а не какую-то случайную радиостанцию. Я загружаю плейлист на Pandora и вскоре замечаю рекламу, которая стратегически разместилась в звуковом потоке — с дьявольской легкостью вживляясь в любимые песни, она захватывает мое внимание.
Pandora действительно знает меня, чем постоянно тычут в нос их хвастливые рекламщики. С каждым моим лайком или дизлайком их Music Genome Project становится умнее и продолжает подгонять подборки песен под мой индивидуальный вкус. В тех же целях компания Apple использует Genius.
Рекламные джинглы действительно работают, потому что музыка — сильная штука. Заметьте: мелодиям, которые атаковали меня в супермаркете, десятки лет, но они все так же влияют на мои мысли и поведение. Судя по всему, избежать нам этого уже не удастся. Рекламодатели в курсе, что музыка — крайне эффективное средство, способное внедрять в сознание потребителей сообщения, которые могут не только надолго поселиться в сознании, но и формировать их поведение в течение десятилетий.
Мы способны постоянно фильтровать свои мысли, звуки или изображения, воспоминания, мнения и идеи других людей, но с музыкой все работает иначе. Если одно из таких внешних сообщений подкрепить навязчивой мелодией или упаковать в качественно спродюсированную композицию, мы не только пустим его внутрь, но и запомним наизусть, а можем дойти и до того, что будем постоянно прокручивать в голове — вплоть до поиска чего-нибудь похожего. Качественная мелодия или песня — мощный способ колонизации человеческого сознания, своего рода вторжения в мысли людей. Большинство может противостоять попыткам манипулировать нами со страниц газет, блогов, во время публичных выступлений и так далее, но мы становимся беспомощными, если сообщение приходит в форме песни или джингла. Музыка, как и религия, является прекрасным примером того, что Ричард Докинз называет мемами — «информационными репликаторами», которые используют наш разум для создания собственных копий, не обращая внимания на возможные последствия.
Так почему же музыка имеет такую силу? Каким образом она получает привилегированный доступ к нашему сознанию? Один из факторов — память. Мелодии, а особенно джинглы, внедряются в наш мозг, потому что мы легко их запоминаем — их обработка происходит преимущественно в зонах мозга, отвечающих за эмоции — лимбической системе и орбитофронтальной коре.
Помимо этого, когда мы слышим музыку (особенно если эта музыка нам нравится), мы активируем систему поощрения мозга — те же самые центры, благодаря которым люди получают удовольствие от хорошей еды или секса. Называясь «мезолимбическим и нигростриарным путями дофаминергической системы», эта система поощрения не только включается и начинает работать, когда мы слушаем свои любимые мелодии на концерте, но также усиливает связи между поощрением и областями головного мозга более высокого уровня — теми, что располагаются в префронтальных и височных участках коры и отвечают за наше мышление. Говоря простым языком, музыка одновременно активирует как первичные центры получения удовольствия, так и высокоуровневые мыслительные процессы: во время прослушивания музыки мы погружаемся в состояние крайне приятной задумчивости — или, если хотите, интенсивно поощряемой рефлексии.
Одновременная активация центров удовольствия и их связь с когнитивно-образнымифункциями — это суперспособность музыки, благодаря которой мелодии так легко откладываются у нас в голове и так же легко всплывают всякий раз, когда подворачивается удобный для этого момент. Но как эволюция сформировала подобную систему?
Возможно, это произошло как раз из-за того, что музыка имеет прямой доступ к эмоциональным зонам мозга и способна выражать настроение и эмоции столь же ясно и четко, как язык способен выразить мысль. Нейроученый Анируд Патель отмечает, что у музыки есть некоторое сходство с языком: и там, и там — своеобразный синтаксис: набор правил, по которому сложные конструкции формируются из базовых элементов (слов и предложений в языке или нот, аккордов и музыкальных знаков в музыке). Эти комбинации базовых элементов производят когнитивные или звуковые структуры со строгой иерархией — мы называем их предложениями или мелодиями. Патель предполагает, что музыка и язык используют одни и те же ресурсы головного мозга, и именно это позволяет им генерировать сложные предложения и песни. Считается, что общие ресурсы такой большой мощности расположены в зоне Брока, которая является чем-то вроде синтаксического центра мозга: она принимает поступающую информацию, разбивает ее на составные части и создает из них упорядоченную последовательность. Нейровизуальные исследования показывают, что зона Брока активируется в процессе прослушивания музыки или речи других людей. Это позволяет нам судить о том, что язык и музыка делят между собой эту часть мозга.
Единственная разница между ними в том, что язык специализируется на выражении мысли, а музыка — на выражении эмоции. Ученые-эволюционисты отмечают, что развитие языка не только привело к улучшению коммуникации между людьми, но и сделало коммуникативные процессы нестабильными, поскольку люди получили возможность выражаться завуалированно и обманывать. В результате мы были вынуждены искать более надежные способы передачи информации, исключающие ложь и прочие возможности для фальсификации сообщения — и здесь решением проблемы стала музыка.
Эволюционный подход как раз и является ключом к пониманию того, почему музыка имеет над нами так много власти. Мы позволяем песне проникать в сознание, поскольку доверие к ней заложено в нас: мозг считает, что сообщение, которое она несет, невозможно подделать. Для племенных культур песня всегда была главным средством хранения и передачи истории и мифологии, их культурным золотом, помогала переживать жизненные кризисы от периода полового созревания до всего разнообразия проблем, возникающих по мере взросления. Так и сегодня: что для ребенка, что для взрослого любая песня потенциально содержит бесценную информацию о том, где проходит черта между эволюционной смертью и репродуктивным бессмертием.
https://vk.com/@digitalaudioagency-cvet-nastroeniya-sinii-kak-muzyka-vnedryaetsya-v-soznanie
Патрик МакНамара (старший доцент кафедры неврологии и психиатрии Школы медицины Бостонского университета и профессор Университета Нортсентрал. Автор нескольких книг по онейрологии (науке о снах и сновидениях), психологии и неврологии религии. Основатель и директор Института биокультурного изучения религии).
Я плавно передвигаюсь между рядами местного супермаркета в поисках блюда из риса, которое станет моим быстрым ужином, прежде чем я снова поеду куда-нибудь через весь город. Наконец я нахожу нужный ряд, окидываю взглядом огромное количество вариантов, протягиваю руку, чтобы выхватить случайную коробку, как — бум! Этот проклятый джингл из рекламы Rice-A-Roni 60-х без спросу вторгается в мое сознание — прямо как мама, которая напевала мне его в детстве. Я сдаюсь, бросаю коробку Rice-A-Roni в тележку и направляюсь к отделу напитков, в высшей степени раздраженный своим поведением.
Внезапно я замечаю, что двигаюсь в такт с мьюзаком (фоновая, функциональная музыка, которую используют исключительно для коммерческих целей), который льется из динамиков в супермаркете. Раздражаясь еще больше от осознания того, что фоновая музыка влияет на движения моего тела, я оказываюсь напротив стенда с газированной водой, и ужасные рекламные джинглы «I’d Like to Buy the World a Coke» и «Wanta Fanta? Don’t You Wanta» проносятся через поток моих мыслей. Полностью деморализованный, я автоматически кладу колу в свою тележку и, разбитый в пух и прах, следую к кассе в надежде на то, что там звон в моих ушах наконец-то прекратится — или хотя бы немного утихнет.
Позже, сидя в своей лаборатории в отделении неврологии Бостонского университета, я задаю себе вопрос: когда и как я стал так легко поддаваться манипуляциям? Успокаиваю себя тем, что, даже несмотря на то, что подобное иногда прорывается сквозь мой защитный экран, обычно я все же невосприимчив к бесконечному потоку мусора, ежедневно атакующему мои уши через динамики супермаркетов, радио, телевидение и интернет-рекламу.
Я залезаю в компьютер, чтобы послушать музыку во время работы. Cнова пытаюсь подбодрить себя тем, что слушаю именно свою музыку, а не какую-то случайную радиостанцию. Я загружаю плейлист на Pandora и вскоре замечаю рекламу, которая стратегически разместилась в звуковом потоке — с дьявольской легкостью вживляясь в любимые песни, она захватывает мое внимание.
Pandora действительно знает меня, чем постоянно тычут в нос их хвастливые рекламщики. С каждым моим лайком или дизлайком их Music Genome Project становится умнее и продолжает подгонять подборки песен под мой индивидуальный вкус. В тех же целях компания Apple использует Genius.
Рекламные джинглы действительно работают, потому что музыка — сильная штука. Заметьте: мелодиям, которые атаковали меня в супермаркете, десятки лет, но они все так же влияют на мои мысли и поведение. Судя по всему, избежать нам этого уже не удастся. Рекламодатели в курсе, что музыка — крайне эффективное средство, способное внедрять в сознание потребителей сообщения, которые могут не только надолго поселиться в сознании, но и формировать их поведение в течение десятилетий.
Мы способны постоянно фильтровать свои мысли, звуки или изображения, воспоминания, мнения и идеи других людей, но с музыкой все работает иначе. Если одно из таких внешних сообщений подкрепить навязчивой мелодией или упаковать в качественно спродюсированную композицию, мы не только пустим его внутрь, но и запомним наизусть, а можем дойти и до того, что будем постоянно прокручивать в голове — вплоть до поиска чего-нибудь похожего. Качественная мелодия или песня — мощный способ колонизации человеческого сознания, своего рода вторжения в мысли людей. Большинство может противостоять попыткам манипулировать нами со страниц газет, блогов, во время публичных выступлений и так далее, но мы становимся беспомощными, если сообщение приходит в форме песни или джингла. Музыка, как и религия, является прекрасным примером того, что Ричард Докинз называет мемами — «информационными репликаторами», которые используют наш разум для создания собственных копий, не обращая внимания на возможные последствия.
Так почему же музыка имеет такую силу? Каким образом она получает привилегированный доступ к нашему сознанию? Один из факторов — память. Мелодии, а особенно джинглы, внедряются в наш мозг, потому что мы легко их запоминаем — их обработка происходит преимущественно в зонах мозга, отвечающих за эмоции — лимбической системе и орбитофронтальной коре.
Помимо этого, когда мы слышим музыку (особенно если эта музыка нам нравится), мы активируем систему поощрения мозга — те же самые центры, благодаря которым люди получают удовольствие от хорошей еды или секса. Называясь «мезолимбическим и нигростриарным путями дофаминергической системы», эта система поощрения не только включается и начинает работать, когда мы слушаем свои любимые мелодии на концерте, но также усиливает связи между поощрением и областями головного мозга более высокого уровня — теми, что располагаются в префронтальных и височных участках коры и отвечают за наше мышление. Говоря простым языком, музыка одновременно активирует как первичные центры получения удовольствия, так и высокоуровневые мыслительные процессы: во время прослушивания музыки мы погружаемся в состояние крайне приятной задумчивости — или, если хотите, интенсивно поощряемой рефлексии.
Одновременная активация центров удовольствия и их связь с когнитивно-образнымифункциями — это суперспособность музыки, благодаря которой мелодии так легко откладываются у нас в голове и так же легко всплывают всякий раз, когда подворачивается удобный для этого момент. Но как эволюция сформировала подобную систему?
Возможно, это произошло как раз из-за того, что музыка имеет прямой доступ к эмоциональным зонам мозга и способна выражать настроение и эмоции столь же ясно и четко, как язык способен выразить мысль. Нейроученый Анируд Патель отмечает, что у музыки есть некоторое сходство с языком: и там, и там — своеобразный синтаксис: набор правил, по которому сложные конструкции формируются из базовых элементов (слов и предложений в языке или нот, аккордов и музыкальных знаков в музыке). Эти комбинации базовых элементов производят когнитивные или звуковые структуры со строгой иерархией — мы называем их предложениями или мелодиями. Патель предполагает, что музыка и язык используют одни и те же ресурсы головного мозга, и именно это позволяет им генерировать сложные предложения и песни. Считается, что общие ресурсы такой большой мощности расположены в зоне Брока, которая является чем-то вроде синтаксического центра мозга: она принимает поступающую информацию, разбивает ее на составные части и создает из них упорядоченную последовательность. Нейровизуальные исследования показывают, что зона Брока активируется в процессе прослушивания музыки или речи других людей. Это позволяет нам судить о том, что язык и музыка делят между собой эту часть мозга.
Единственная разница между ними в том, что язык специализируется на выражении мысли, а музыка — на выражении эмоции. Ученые-эволюционисты отмечают, что развитие языка не только привело к улучшению коммуникации между людьми, но и сделало коммуникативные процессы нестабильными, поскольку люди получили возможность выражаться завуалированно и обманывать. В результате мы были вынуждены искать более надежные способы передачи информации, исключающие ложь и прочие возможности для фальсификации сообщения — и здесь решением проблемы стала музыка.
Эволюционный подход как раз и является ключом к пониманию того, почему музыка имеет над нами так много власти. Мы позволяем песне проникать в сознание, поскольку доверие к ней заложено в нас: мозг считает, что сообщение, которое она несет, невозможно подделать. Для племенных культур песня всегда была главным средством хранения и передачи истории и мифологии, их культурным золотом, помогала переживать жизненные кризисы от периода полового созревания до всего разнообразия проблем, возникающих по мере взросления. Так и сегодня: что для ребенка, что для взрослого любая песня потенциально содержит бесценную информацию о том, где проходит черта между эволюционной смертью и репродуктивным бессмертием.
https://vk.com/@digitalaudioagency-cvet-nastroeniya-sinii-kak-muzyka-vnedryaetsya-v-soznanie
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Похожие темы
» Синий платочек
» Синий платочек
» Для отличного настроения!
» Для плохого настроения. Но слушать надо
» Ленинградская музыка
» Синий платочек
» Для отличного настроения!
» Для плохого настроения. Но слушать надо
» Ленинградская музыка
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения