Ирина Метлицкая
Страница 1 из 1
Ирина Метлицкая
Ирина Метлицкая родилась 5 октября 1961 года в Северодвинске.
Росла целеустремленной и спокойной девочкой и училась в физико-математической спецшколе. Однажды ее в класс заглянул режиссёр Игорь Добролюбов и, увидев высокую школьницу с грустными глазами, пригласил её на съёмки фильма «Расписание на послезавтра». Ирина Метлицкая позже рассказывала в интервью: «Закончила спецшколу в Минске, физико-математическую. Поступила в университет, училась год. Родители хотели, чтобы я была физиком. Я проучилась год, параллельно готовилась в театральный, потому что в 10-м классе я снималась в своем первом фильме «Расписание на послезавтра». Я сбегала с уроков и пропадала на съемках - потому что там Даль, Терехова были... И я так заболела кинематографом».
Эта небольшая роль перевернула всю Ирину жизнь и, даже поступив в 1978 году в минский университет на физический факультет, Ирина не оставляла мечту стать актрисой, и через год, забрав документы, уехала в Москву.
В Щукинское училище Ирина поступила сразу.
«Ирка была умной, но вовсе не сложной натурой, - вспоминала Елена Казаринова, однокурсница по Щукинскому училищу. - У всех нас в компании были прозвища - Женю Дворжецкого звали Дворжик и Нос, я соответственно Каза, Иру величали Метлой. Но только за глаза - смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами. Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса. Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии».
Евгений Дворжецкий рассказывал:
«Какое-то время я даже был влюблен в нее. Не я один. В училище на нее мужики западали. Когда Метла проходила, творилось нечто. Глаз останавливался сразу. Она даже кокетничала, но ни о какой доступности не могло быть и речи. Удивительно, что при своей красоте Метла была очень деловой. Она начала сниматься очень рано, но как-то так умела устроиться, что у нее никогда не было конфликтов с начальством, все сдавала вовремя. Она входила в кабинет ректора и получала любую подпись. При этом ничего специально такого она не делала: просто ей не могли отказать».
За отличную учебу Ира получала повышенную стипендию, и уже на четвертом курсе была принята в труппу театра «Современник». Ее героини поражали сочетанием жесткого начала и жертвенной сущности. Такова была ее Ольга из фильма «Палач» - мстя за разрушенную любовь, журналистка разряжает в подонка охотничье ружье. Такова была Анна, героиня драмы «Роман «alla russa», лишившая себя права на личное счастье из сострадания к изувеченному человеку. Такова была и княгиня Верховская из исторической драмы «Черная вуаль» - светская львица, ставшая сестрой милосердия в военном госпитале. Такой могла стать ее Анна Каренина - Сергей Соловьев только Ирине прочил эту роль, но сначала на фильм не нашли денег, а потом было уже поздно. Героини Метлицкой были очень разные, но их объединяло одно - они знали подлинную цену любви и умели любить.
«Она очень рано созрела, как актриса, - делилась воспоминаниями Лия Ахеджакова, - Ее все любили в театре, она была легкая, блистательная, красивая и всегда улыбалась. Я никогда не видела ее мрачной, депрессивной, угрюмой. При ней забывалось, что жизнь трудна, хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!». Я видела, как начинался ее роман с Сережей, все происходило в театральных коридорчиках, на лестнице. И по тому, как светились два черных Сережкиных глаза, и как лучилась Ира, было ясно, что это не просто романчик. Это был удивительно красивый союз!».
Сережа - это муж актрисы, актер и режиссер Сергей Газаров. Они познакомились с Ириной, когда она только-только пришла в театр, и четырнадцать лет прожили вместе, родив двух сыновей. «Денег не хватало ни на что, - вспоминала Казаринова. - Ира питалась исключительно яблоками и дешевым сыром, утверждая, что это особая диета. Жить в общежитии она не могла: не по-королевски это - драить общую кухню и бегать в халатике и бигудях. И какое-то время прожила в нашей квартире, у нас-то Ирка и оттаяла - никакой звездной болезни, как выяснилось, в ней не было и в помине. Это артистическая натура подталкивала к играм в жизни. А потом появился Сережа Газаров - и Ира стала просто влюбленной, абсолютно земной женщиной».
«Первый день, когда я увидел Иру, мне очень запомнился, - вспоминал Сергей Газаров. – «Современник» поехал на гастроли в Минск, в поезде мне сообщили, что моей партнершей будет молоденькая, хорошенькая актриса из «Щуки». Я подумал: «Ну и пусть будет, коль хорошенькая». Приехали в Минск, устроились в гостинице. Я стою на балконе и вижу - девушка идет по улице. Я сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не слетел. А потом мы начали репетировать вместе, и обнаружилось, что Ирина для меня очень родной человек. Я сначала не понимал, как на нее реагировать. Красивых женщин много - но она была не просто красивой женщиной, в ней была тайна, то, о чем мечтает любой мужчина, тайна, которую не удается разгадать, а так хочется, и потому желание быть рядом со временем только возрастает. Обескураженный, я даже у нее спросил: «Я, наверное, не первый человек, который от тебя обалдел, скажи, в чем твой секрет?». Она ответила: «Не надо в этом копаться, если ты узнаешь меня до конца, все очарование рухнет». Мы прожили четырнадцать лет в состоянии абсолютного счастья, а Ира так и осталась для меня тайной».
Когда только рождался этот союз, Ирина жила в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Большом Власьевском переулке. Чтобы не беспокоить соседей, Сергею иногда приходилось приходить в гости к Ирине через окно. Однажды бдительные стражи порядка поймали пылкого влюбленного и доставили в милицию. Правда, ознакомившись с ситуацией, сами подсадили к окну. «Удивительно, но холодная и неприступная Ирка оказалась подлинным вулканом, а не уроженец Баку Сережа, - вспоминала Елена Казаринова. - Влюбленная Метлицкая светилась таким счастьем, что могла отогреть кого угодно. Глядя на нее, люди поневоле начинали улыбаться. Ирина
и не думала скрывать ни начинавшегося романа, ни потом силу своей любви к мужу».
Их брак был красив и гармоничен, несмотря на кажущиеся значительные различия. Вскоре у них родился сын Никита, а спустя два года - Петр. «Это было удивительно, никто даже не знал, что Ира беременна, - вспоминал Сергей, - В июле мы закрыли сезон в театре, ушли в отпуск, а вернулись в сентябре уже с ребенком. И второй точно так же появился, во время отпуска. Коллеги шутливо спрашивали - в каком универсаме мы покупаем ребятишек?».
«Она как-то умела все делать легко, - говорила Лия Ахеджакова, - и рожала легко, и кормила легко, и успевала семье всю себя отдать, и на репетицию прибежать. У нее было легкое дыхание...»
Олег Табаков, увидев Иру, был очарован:
«Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил».
После девяти лет работы в «Современнике», Метлицкая получила предложение от Романа Виктюка, который попросил Метлицкую сыграть Лолиту. Будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, она сумела сыграть юную девушку - хрупкую, ломкую и в то же время ужасающе противную. Она изображала куклу, как того хотел режиссер, но в то же время дала почувствовать зрителю, что ее героиня куклой не была.
Евгений Дворжецкий рассказывал: «Невероятный случай для красивой актрисы - она была умна. Ее эротизм имел интеллектуальный налет, может быть, поэтому она потрясающе играла героинь Серебряного века. Еще более невероятно для актрисы - она была преданной режиссеру. В свое время ушла из престижного «Современника» за бездомным режиссером Виктюком, таскалась за ним по всем площадкам. Испытала шок, узнав, что он на ее роли вводит других актрис.
- Что же он теряет самых преданных людей? - удивлялась она.
Последний год на нее многие обижались - стала капризной, конфликтует. А она скрывала, что тяжело больна и иногда нервы сдавали. От болезни сильно похудела. И хваталась за абсолютно дежурный комплимент: «Ирка, хорошо выглядишь», как за соломинку. На ее похоронах, говорят, в голос плакали даже сильные мужчины».
«Я видел рождение звезды, - вспоминал Сергей Маковецкий, который играл с Ириной в спектакле «Мадам Баттерфляй». - Это происходило за моей спиной, потому что мой герой все время смотрел в зал. Боковым зрением или даже какими-то нервными окончаниями я чувствовал ее выход на сцену. В этот момент в нее влюблялись все - и мужчины, и женщины - это был выход звезды. А потом она вытворяла немыслимое: болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Казалось, ей все давалось легко, без усилий».
За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. Она любила только своего Сережу, который страшно ее ревновал к партнерам по сцене, случайным прохожим, которые бросали на нее восхищенные взгляды, и при желании находил ее в любом конце земного шара. Порой Ирина, уезжая на съемки, сама не знала, в какой гостинице она остановится, но лишь только она пересекала порог номера, раздавался телефонный звонок - звонил Сергей.
Ей завидовали, а мужа записывали чуть ли не в мафиози. «Мы не жили роскошно, - говорил Сергей, - в юности приходилось экономить на всем, и большинство Ириных великолепных нарядов были сшиты и связаны ее собственными руками, даже костюм к свадьбе для меня она сшила сама. У нее были золотые руки, трудно вообразить, что она не умела делать. Меня удивляло, откуда у нее столько сил и энергии».
«То, что это необычная женщина я понял сразу, едва увидев ее на съемочной площадке, - рассказывал актер Андрей Соколов, который снимался с Метлицкой в двух картинах. - Она казалась холодной и сдержанной, но какая страсть, какое глубокое познание жизни и чего-то большего, посланного ей свыше, светилось в ее глазах! Мне кажется, булгаковская Маргарита была именно такой: удивительно, Ириной хотелось любоваться, восхищаться, с ней было приятно общаться, но никогда не возникало желания приударить за ней. И не потому, что рядом был ее муж - Сергей всегда сопровождал ее на съемках. Мне казалось, что такая фамильярность могла бы ее обидеть - то, что между Ирой и Сергеем неземная любовь, было видно невооруженным взглядом».
Метлицкая принимала участие в спектаклях Театра Луны,играла Феодору в спектакле «Византия». Театр всё с большим упорством навязывал актрисе амплуа прекрасной и коварной соблазнительницы.
Киноэкран 1990-х годов открыл Ирину Метлицкую как идеал женственности. Первой заметной киноролью Метлицкой стала учительница в фильме «Куколка», снятом в 1988 году режиссером И.Фридбергом.
Но от многих ролей она отказывалась: «Предлагают (сниматься) очень много. Но я много отказывалась - и раньше и, наверное, даже больше сейчас отказываюсь, потому что сценарии, которые приносятся, мне уже неинтересны. Я читаю; если я какую-то искру вижу в этом сценарии, я пытаюсь поговорить с режиссером, понять: он может вот это хорошее развить? К сожалению, очень часто так бывает: разговариваешь – замечательно понимаем друг друга, просто потрясающе. Как только дело доходит до работы, ты видишь, что человек, оказывается, имел в виду всё совершенно другое. То, что в нашем кинематографе сейчас, это не эротика, это порнография, причем хорошая такая, грубая, примитивная. Это же не эротика, ничего общего. Эротика, в моем представлении, - это когда достаточно одного жеста, но сделанного так, что это рождает эротические эмоции».
Когда молодая, красивая и блистательная Метлицкая в 1995 году вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не приходило, что врачи ей поставили страшный диагноз «острый лейкоз» (рак крови). До последнего момента только самые близкие знали, что Ира смертельно больна – и ее внезапная смерть удивила многих.
«Мы снимались вместе в картине «Черная вуаль», - вспоминал Сергей Маковецкий, - Ирина была весела, без тени утомления делала дубли: только потом я понял, почему она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она нездорова». Она не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой. Ей это удалось, и тем отрезвляюще горче прозвучали на похоронах слова ее матери: «Если бы вы знали, как тяжело умирала моя дочь...»
Александр Прошкин – режиссер фильма «Черная вуаль», рассказывал о Метлицкой: «Живой и естественный, даже я бы сказал смешливый человек. Сейчас уже, когда... анализируя через время, зная, что произошло, я понимаю, что это был человек невероятной внутренней силы. Потому что, вероятно, на нашей картине её настигла болезнь. И если в начале она была очень легким человеком в общении – в группе, с товарищами, - вдруг где-то на середине произошел какой-то сбой. Что-то стало её сильно беспокоить, мучить. Я это начинаю понимать опосредованно. Вдруг она начинала срываться на ком-то. Но тут же брала себя в руки и в работе была идеальна. Представьте себе, если надо было преодолеть физическую боль, – может быть, я не знаю. А выглядело это со стороны такими дамскими капризами. Через два часа, в перерыве съемки, сидела хохотала со всеми. Только если кто-то рядом курил, она очень остро реагировала, чего раньше не было».
Актриса перенесла две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж.
- Ты знаешь, - говорила Метлицкая подруге, вернувшись из Франции, - если выживу, из профессии уйду. Хочу другого, мне не хватает в этой жизни чего-то настоящего, духовного… Теперь только по книжкам стараюсь хоть как-то добирать.
«Однажды, - рассказывал Газаров, - когда Ира еще не знала, что больна, она как-то очень внимательно посмотрела на меня и сказала: «А ты знаешь, что ты меня похоронишь?». Я был ошарашен, и попытался все перевести в шутку, но Ира взглядом договорила свою мысль - она умела говорить взглядом. Я увидел, как в этот миг в ее глазах блеснула остановка жизни, словно кто-то сверху ей подсказал будущее: Я все время задаю себе вопрос: «А все ли я для нее сделал?», - и мои ответы ужасны. В вопросах ее лечения я один принимал решение, я получал информацию от врачей, от наших и заграничных, от традиционных и любых других, каких только возможно. Может быть, ее можно было вылечить, но тогда я не знал такого способа. И сейчас не знаю. Для меня день ее смерти стал точкой моей жизни. Меня часто спрашивают, как я это пережил? Я не пережил: это нельзя пережить, это горе живет во мне, меняет свою форму, проявление, но продолжает жить. Время не лечит, мне не стало легче: стало хуже. Но я пытаюсь бороться с этим ради сыновей. Они не должны начинать жизнь с отрицательного заряда - у них впереди большая жизнь».
Ирина Метлицкая умерла 5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия. «Я не узнала Иру в гробу. - Лена Казаринова, сказав это, расплакалась в голос. - Тонкие кости шириной в несколько сантиметров были обтянуты кожей. На веки ей положили, кажется, килограммы грима - глаза не хотели закрываться. Волшебных золотых волос не было. А характер она проявляла до последнего. Уже не встававшей с постели, ей очень захотелось мороженого. Но еще была пневмония, и ей отказали. Метлицкая из последних сил надменно произнесла: «Я хочу мороженого. Чтобы мухой сгоняли!». Сергей кинулся выполнять. Она съела ложечку и умерла».
Она могла сыграть героинь Бунина, Тургенева, Чехова, Толстого. Но… просто не успела.
Ирина Метлицкая была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
В 2007 году об Ирине Метлицкой был снят документальный фильм «Умереть красивой. Ирина Метлицкая».
https://www.liveinternet.ru/users/3596969/post294153270/
Роли в театре
«Современник»
«Крутой маршрут» Евгении Гинзбург — Каролла
«Звёзды на утреннем небе» А. Галина — Клара
Театр Романа Виктюка
«Мадам Баттерфляй»
«Лолита» по роману Владимира Набокова — Лолита
"Мелкий бес" - Людмила
Театр Луны
«Византия» — Феодора
Роли в кино
1978 — Расписание на послезавтра — Катя Шумейко
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Вера Николаевна, учительница литературы
1986 — Не забудьте выключить телевизор — Томка
1986 — Мы веселы, счастливы, талантливы! — официантка
1986 — Выкуп — Мари
1987 — Оглашению не подлежит — Вера
1988 — Радости земные — Алла Филимонова
1988 — Куколка — Елена Михайловна, классный руководитель
1990 — Палач — Ольга
1992 — Танцующие призраки — Наталья Сергеевна
1992 — Мелодрама с покушением на убийство — Тамара Малышева
1992 — Катька и Шиз — Светлана Петровна
1993 — Макаров — Марго
1993 — Баттерфляй
1993 — Шейлок — Порция
1993 — Сотворение Адама — Нина
1993 — Раскол — Землячка
1994 — Я люблю — Марго
1994 — Роман в русском стиле — Анна (озвучила Анна Каменкова)
1994 — Мсье Робина — прабабушка
1994 — Любовь, предвестие печали — Мария
1995 — Экзерсис № 5 (короткометражная новелла киноальманаха «Прибытие поезда») — Вера
1995 — Чёрная вуаль — Верховская
Удивительная актриса так и не сыграла Анну Каренину у Сергея Соловьева, как и ее Маргарита в "Мастере и Маргарите" была бы шедевром...
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения