Соловьи
Страница 1 из 1
Соловьи
ПЕСНЯ «СОЛОВЬИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» С. Лемешеву и А. Фатьянову
Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута — спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев — ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата...
Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...
Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много-много раньше — люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова.
Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...
Рассказывают, что другой композитор, увидев у Фатьянова стихи о соловьях, тоже попытался сложить песню. Получился вальс, весьма непритязательный и милый, но признания он не получил. Вернее, он сразу же отступил перед песней, которую знаем мы. Потому что вместе с лиризмом, очень добрым и проникновенным, есть в этой песне эпичность. Эпичность удивительнейшей силы.
Да, редко доводилось солдату выспаться за те без малого полторы тысячи дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул спокойный, что выполнил свой долг.
http://www.norma40.ru/chd/solovi.htm
В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» С. Лемешеву и А. Фатьянову
Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута — спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев — ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата...
Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...
Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много-много раньше — люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова.
Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...
Рассказывают, что другой композитор, увидев у Фатьянова стихи о соловьях, тоже попытался сложить песню. Получился вальс, весьма непритязательный и милый, но признания он не получил. Вернее, он сразу же отступил перед песней, которую знаем мы. Потому что вместе с лиризмом, очень добрым и проникновенным, есть в этой песне эпичность. Эпичность удивительнейшей силы.
Да, редко доводилось солдату выспаться за те без малого полторы тысячи дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул спокойный, что выполнил свой долг.
http://www.norma40.ru/chd/solovi.htm
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения