У церкви стояла карета
Страница 1 из 1
У церкви стояла карета
Известный старинный романс "У церкви стояла карета" чаще всего значится как народный, но поскольку впервые он был напечатан в сборнике известного собирателя народной песни Матвея Ожегова «Безумная» с одноименной песней, то вероятнее всего, он включил ее в свой сборник уже в собственной обработке. Полный текст старинного романса в два раза длиннее исполняемого:
Безумная (из народных мотивов)
М. Ожегов
Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!
Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!
У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:
Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!
Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.
Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.
(Новый песенник. Безумная /Сост. М. Ожегов. 1896).
Сейчас этот романс пользуется большой популярностью и находится в постоянном репертуаре у известных исполнителей. В связи с ним чаще всего вспоминается картина малоизвестного художника В.В.Пукирева "Неравный брак", написанная в 1862 году. Художник выставил ее в 1863 году и она произвела фурор.
После нее тридцатилетнему Пукиреву присвоили звание профессора живописи, а известный критик В.В.Стасов восторженно воскликнул: «Наконец-то появилась картина из жизни - одна из самых трагических картин». "Неравный брак" действительно написан на злобу дня и отражает обычное для того времени явление: богатые старички искали себе молоденьких невест из бедных семей, предлагая за них немалые деньги.
Семья невесты на них могла расплатиться с долгами и потом неплохо существовать. Дело дошло до того, что в феврале 1861 году вышел Указ церкви, осуждавший женитьбу с огромной разницей в годах, поскольку их число доходило до половины всех венчаний. Автор картины и его самый близкий друг пережили такую же историю, но если для друга она закончилась счастливо, то для художника - трагически.
Василий Пукирев так и не женился, через несколько лет начал пить, в конце концов, с работы ушел, потом съехал с арендуемой квартиры, стал жить на подачки друзей и умер в нищете. После «Неравного брака» он написал еще несколько картин на ту же тему, но повторить успех ему не удалось.
Картина стала классикой русской живописи, ее купил известный меценат Павел Третьяков и с тех пор она является украшением Третьяковской галереи. Об истории создания картины ходит по крайне мере две версии. По первой в основу картины легла история несчастной любви Сергея Михайловича Варенцова, близкого друга художника, бравшего у него уроки рисования.
Он влюбился в Софью Николаевну Рыбникову, но семья воспротивилась браку с купеческим сыном и настояла, чтобы она вышла замуж за крупного промышленника и просто хорошего человека Андрея Александровича Карзинкина.
Разница между ними была всего тринадцать лет (ему – 37, ей – 24), но на картине художник сделал жениха значительно старше, а невесту – значительно моложе, чтобы подчеркнуть драматизм ситуации. Кроме того, вместо успешного фабриканта-миллионера художник изобразил старого сановного генерала, всем своим видом показывающего свое превосходство и значимость, подчеркнутую орденами и прочими регалиями.
Несостоявшегося жениха, своего друга, Василий Пукирев изобразил в роли шафера, стоящего за спиной девушки с розой у сердца. Однако Варенцов, увидев себя на картине, резко воспротивился этому, т.к. в то время он собирался жениться на другой девушке и не хотел, чтобы будущие родственники узнали о неудачной истории его первого сватовства.
Присутствовать на свадьбе в роли шафера он был вынужден, т.к. сестра жениха была женой старшего брата Варенцова. В результате бурной разборки между друзьями художник написал себя в роли шафера, изменив некоторые черты лица Сергея. Это было тем более уместно, что Василий тоже пережил тподобную историю, только трагическую.
Он влюбился в очень красивую девушку Прасковью Матвеевну Варенцову, однофамилицу друга художника. Именно она позировала ему на картине «Неравный брак». Родители девушки категорически не хотели этой свадьбы, т.к. художник был родом из бывших крепостных и настояли на браке с богатым сановником.
Брак оказался несчастливым, через несколько лет он распался. Прасковья Матвеевна закончила жизнь в богадельне, а Василий Пукирев умер в бедности и одиночестве. Если учесть что брак Карзинкина и Рыбниковой оказался счастливым, то более верной по сути является вторая версия, трагическая. Она соответствует и сюжету картины "Неравный брак", и старинному романсу "У церкви стояла карета"…
http://sotvori-sebia-sam.ru/starinnyj-romans/
Похожие темы
» У церкви стояла карета
» очередной молебен о воссоздании Греческой церкви в СПб-ге
» 4 июля 2021 г, н.а. России Олег Погудин в передаче "Лица церкви", канал СПАС, Москва
» очередной молебен о воссоздании Греческой церкви в СПб-ге
» 4 июля 2021 г, н.а. России Олег Погудин в передаче "Лица церкви", канал СПАС, Москва
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения