Александр Вертинский
Участников: 3
Страница 1 из 1
Александр Вертинский
Ненужное письмо
Приезжайте. Не бойтесь.
Мы будем друзьями,
Нам обоим пора от любви отдохнуть,
Потому что, увы, никакими словами,
Никакими слезами ее не вернуть.
Будем плавать, смеяться, ловить мандаринов,
В белой узенькой лодке уйдем за маяк.
На закате, когда будет вечер малинов,
Будем книги читать о далеких краях.
Мы в горячих камнях черепаху поймаем,
Я Вам маленьких крабов в руках принесу.
А любовь - похороним, любовь закопаем
В прошлогодние листья в зеленом лесу.
И когда тонкий месяц начнет серебриться
И лиловое море уйдет за косу,
Вам покажется белой серебряной птицей
Адмиральская яхта на желтом мысу.
Будем слушать, как плачут фаготы и трубы
В танцевальном оркестре в большом казино,
И за Ваши печальные детские губы
Будем пить по ночам золотое вино.
А любовь мы не будем тревожить словами
Это мертвое пламя уже не раздуть,
Потому что, увы, никакими мечтами,
Никакими стихами любви не вернуть.
Лето 1938
Циндао
Приезжайте. Не бойтесь.
Мы будем друзьями,
Нам обоим пора от любви отдохнуть,
Потому что, увы, никакими словами,
Никакими слезами ее не вернуть.
Будем плавать, смеяться, ловить мандаринов,
В белой узенькой лодке уйдем за маяк.
На закате, когда будет вечер малинов,
Будем книги читать о далеких краях.
Мы в горячих камнях черепаху поймаем,
Я Вам маленьких крабов в руках принесу.
А любовь - похороним, любовь закопаем
В прошлогодние листья в зеленом лесу.
И когда тонкий месяц начнет серебриться
И лиловое море уйдет за косу,
Вам покажется белой серебряной птицей
Адмиральская яхта на желтом мысу.
Будем слушать, как плачут фаготы и трубы
В танцевальном оркестре в большом казино,
И за Ваши печальные детские губы
Будем пить по ночам золотое вино.
А любовь мы не будем тревожить словами
Это мертвое пламя уже не раздуть,
Потому что, увы, никакими мечтами,
Никакими стихами любви не вернуть.
Лето 1938
Циндао
Re: Александр Вертинский
7 фактов об Александре Вертинском в день его рождения
Ему, человеку мира, аплодировали Стамбул и Голливуд, Париж и Шанхай, Сан-Франциско и Берлин. Но всегда и во всеуслышанье он говорил: «Я киевлянин». 7 фактов, которые объясняют, почему Вертинский боготворил Киев.
Сиротское детство
21 марта 1889 года у Евгении Степановны Сколацкой и Николая Петровича Вертинского родился сын Сашенька.
Слово Вертинскому: «Вот тут, недалеко, напротив Золотоворотского садика, в доме 43 по улице Короленко, бывшей Большой Владимирской я родился»
Мать будущего певца умерла после неудачной операции от заражения крови, когда мальчику едва исполнилось три года. Отец тяжко переживал смерть возлюбленной, однажды его нашли лежащим без сознания в снегу на могиле жены. Следствием стала скоротечная чахотка от которой Николай Петрович скончался.
Саша Вертинский с сестрой
Приемыш
Сирот взялись воспитывать родственники. Детей разделили. Саша попал в дом к маминой сестре Марии Степановне. Детство закончилось.
Бывшая ул. Фундуклеевская, сейчас — Богдана Хмельницкого
Слово Вертинскому: «Мой дорогой, любимый Киев! Яснее всего я вижу его весной. Мы жили тогда на Фундуклеевской улице. Улица та поднималась от Крещатика вверх и, дойдя до Пироговской, красиво спускалась вниз, к Еврейскому базару. Рядом с нашим домом было цветоводство Крюгера, а на противоположной стороне – анатомический театр. Поэтому на улице всегда пахло либо цветами, либо трупами».
Впрочем жизнерадостный ребенок считал свою жизнь совсем не плохой:
«…Из маленькой комнаты-конурки, отгороженной от парадной передней, вылезала глухая тетя Соня – третья и самая старшая из маминых сестер. Она говорила только по-украински: — Ось тобі, шибздику, конхветки, тільки не їж усі зразу! – И дарила мне круглую коробочку монпансье».
Трудный подросток
Саша рос умным, впечатлительным мальчиком, остро чувствовавшим красоту. В десять лет без труда поступил в самую престижную Первую киевскую гимназию.
Первая киевская гимназия. Сейчас — желтый корпус Университета.
Слово Вертинскому: «Мне исполнилось десять лет. Я держал экзамен в приготовительный класс Киевской первой гимназии. Экзамен я сдал блестяще — на пять. Только по Закону Божьему батюшка, отец Семен, задал мне каверзный вопрос: «В какой день Бог создал мышей? Этот день был мне точно известен, но я никак не мог себе представить, чтобы Бог занимался созданием ненужных и вредных грызунов. Поэтому, подумав, я сказал: Бог мышей не создавал… Сами завелись! Экзаменаторы рассмеялись. Тем не менее я получил пять».
Тетка мальчика отличалась вспыльчивым характером и порола гимназиста. В ответ Саша учился все хуже и его исключили за неуспеваемость. В четвертой гимназии Александр Вертинский с трудом дотянул до конца пятого класса.
Слово Вертинскому: «Лежа ночами на сундуке в передней, на грубом солдатском ковре, весь в синяках, избитый и оскорбленный, я горько плакал. Теперь я, конечно, смотрю на все это другими глазами. В конце концов, воспитывать чужих детей никто не обязан, и я стоил им, вероятно, в этом мире немалых денег. Спасибо, что не умер от голода…»
Заядлый театрал
Киевская молодежь обожала театр. Увлечение было повальным. О театральной карьере грезил каждый второй гимназист, и пожалуй каждая гимназистка. Саша Вертинский исключением не был.
Контрактовый зал
На Подоле был знаменитый Контрактовый зал. Днем там кипела торговая жизнь, а по вечерам помещение сдавали под любительские спектакли по 10 руб. Гимназист Александр всеми правдами и неправдами пробивался на подмостки. С первым же выходом на сцену подросток оконфузился: вышел и, не издав не звука, убежал. Зато позже чтение комических диалогов собственного сочинения имело успех.
Соловцовский театр. Сейчас в здании размещается Театр им. Франко
Узнав, что Соловцовскому театру требуются молодые статисты высокого роста, Вертинский отправился на «кастинг». Выяснилось, что за участие в кастинге следует заплатить швейцару рубль. Рубль был украден у тетки. Александр получил роль второго стража у порога дворца. Нужно было сказать одно слово «Император!», в котором сразу две буквы «р». Его выгнали с первой же репетиции — жутко картавил.
Слово Вертинскому: « У Соловцова я окончательно убедился, что искусство требует жертв».
Киевский босяк
После очередного скандала тетка отказала ему от дома. Приходилось ночевать на холодных лестницах парадных и браться за любую работу.
Купеческий парк, 1912 г. Сегодня — Крещатый парк
Самой курьезной была недолгая карьера гостиничного бухгалтера. Лучше шли дела с торговлей. Торговал открытками и папиросами, разгружал арбузы. Из сына аристократки получился отменный киевский босяк.
Молодой литератор
Но тут в судьбе Александра Вертинского случился крутой поворот. Его случайно встретила бывшая подруга его матери Софья Зелинская. В доме Софьи Николаевны по ул. Владимирской,67 собирался цвет творческой молодежи. Под влиянием новых знакомых Александр Вертинский пробует заниматься журналистикой. Для газеты «Киевская неделя» он пишет рецензии на выступления гастролеров, сочиняет рассказы: «Портрет», «Моя невеста», «Лялька», «Папиросы «Весна».
На гонорары от публикаций он покупает… подержанный фрак. Тогда же он придумывает свою первую фирменную «фишку»: вставляет в петлицу цветок, каждый день свежий. Уже с 1912-го о Вертинском начали поговаривать как о подающем надежды молодом литераторе.
Слово Вертинскому: «В доме у Софьи Николаевны я получил первые уроки литературного вкуса и серьезного отношения к литературному делу».
В 19 лет Вертинский покидает Киев. Он преисполнен амбиций и надежд. Ему предстоит прожить бурную жизнь, объехать полмира, стать кумиром миллионов.
Кумир миллионов
В следующий раз в Киеве Александр Николаевич Вертинский побывает только 20 августа 1945 года, уже после возвращения из эмиграции. Об этом свидании с родным городом он написал в письме жене Лидии:
Слово Вертинскому: «Вот я и в Киеве. Не могу тебе описать то чувство, которое охватило меня при въезде в этот город моего детства и юности. Изменился он мало и, кроме неузнаваемого, разрушенного до ужаса Крещатика — во всем остальном он остался таким, каким я запомнил его на всю жизнь. Только стал старше немного. Сколько воспоминаний! Тут была кондитерская, где мы гимназистами воровали пирожные. Вот Купеческий сад, в который я лазил через забор. Вот 1-я гимназия, где я учился в приготовительном классе.
У меня вечером концерт, и где? В том самом бывшем Соловцовском театре, где я был статистом и где открутил бинокль от кресла (хотел его продать — я был вечно голоден) и откуда меня с треском выгнали! Сегодня буду стоять на сцене и колдовать над публикой — бывший артист, теперь — Вертинский.
Киев — это возвращение в отчий дом».
Несколько позже Александр Николаевич снялся в двух фильмах киностудии им. Довженко — «Пламя гнева» (1955 г.) и «Кровавый рассвет» (1956 г.).
Слово Вертинскому: «Наталья Михайловна Ужвий как-то на съемках сказала мне: «То, что вы выучили язык, это еще понятно — язык можно выучить, но откуда у вас подлинно украинские интонации?» И тогда, чуть не плача от радости, я ответил ей: «Да ведь я же здесь родился!»
Александр Вертинский умер в Ленинграде в 1957 году/ Cловно предчувствуя скорую смерть он написал пронзительные стихи – признание в любви родному городу. Любопытно, что киевляне прочли их в только в 1989!
Киев — Родина нежная,
Звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась мне!
Я готов целовать твои улицы,
Прижиматься к твоим площадям,
Я уже постарел, ссутулился,
Потерял уже счет годам…
А твои каштаны дремучие,
Паникадила весны —
Все цветут, как и прежде могучие,
Берегут мои детские сны.
Я хожу по родному городу,
Как по кладбищу юных дней,
Каждый камень я помню смолоду,
Каждый куст — вырастал при мне.
Здесь тогда торговали мороженым,
А налево — была каланча…
Пожалей меня, Господи, Боже мой!…
Догорает моя свеча!…
https://www.mandria.ua/all/29615
Ему, человеку мира, аплодировали Стамбул и Голливуд, Париж и Шанхай, Сан-Франциско и Берлин. Но всегда и во всеуслышанье он говорил: «Я киевлянин». 7 фактов, которые объясняют, почему Вертинский боготворил Киев.
Сиротское детство
21 марта 1889 года у Евгении Степановны Сколацкой и Николая Петровича Вертинского родился сын Сашенька.
Слово Вертинскому: «Вот тут, недалеко, напротив Золотоворотского садика, в доме 43 по улице Короленко, бывшей Большой Владимирской я родился»
Мать будущего певца умерла после неудачной операции от заражения крови, когда мальчику едва исполнилось три года. Отец тяжко переживал смерть возлюбленной, однажды его нашли лежащим без сознания в снегу на могиле жены. Следствием стала скоротечная чахотка от которой Николай Петрович скончался.
Саша Вертинский с сестрой
Приемыш
Сирот взялись воспитывать родственники. Детей разделили. Саша попал в дом к маминой сестре Марии Степановне. Детство закончилось.
Бывшая ул. Фундуклеевская, сейчас — Богдана Хмельницкого
Слово Вертинскому: «Мой дорогой, любимый Киев! Яснее всего я вижу его весной. Мы жили тогда на Фундуклеевской улице. Улица та поднималась от Крещатика вверх и, дойдя до Пироговской, красиво спускалась вниз, к Еврейскому базару. Рядом с нашим домом было цветоводство Крюгера, а на противоположной стороне – анатомический театр. Поэтому на улице всегда пахло либо цветами, либо трупами».
Впрочем жизнерадостный ребенок считал свою жизнь совсем не плохой:
«…Из маленькой комнаты-конурки, отгороженной от парадной передней, вылезала глухая тетя Соня – третья и самая старшая из маминых сестер. Она говорила только по-украински: — Ось тобі, шибздику, конхветки, тільки не їж усі зразу! – И дарила мне круглую коробочку монпансье».
Трудный подросток
Саша рос умным, впечатлительным мальчиком, остро чувствовавшим красоту. В десять лет без труда поступил в самую престижную Первую киевскую гимназию.
Первая киевская гимназия. Сейчас — желтый корпус Университета.
Слово Вертинскому: «Мне исполнилось десять лет. Я держал экзамен в приготовительный класс Киевской первой гимназии. Экзамен я сдал блестяще — на пять. Только по Закону Божьему батюшка, отец Семен, задал мне каверзный вопрос: «В какой день Бог создал мышей? Этот день был мне точно известен, но я никак не мог себе представить, чтобы Бог занимался созданием ненужных и вредных грызунов. Поэтому, подумав, я сказал: Бог мышей не создавал… Сами завелись! Экзаменаторы рассмеялись. Тем не менее я получил пять».
Тетка мальчика отличалась вспыльчивым характером и порола гимназиста. В ответ Саша учился все хуже и его исключили за неуспеваемость. В четвертой гимназии Александр Вертинский с трудом дотянул до конца пятого класса.
Слово Вертинскому: «Лежа ночами на сундуке в передней, на грубом солдатском ковре, весь в синяках, избитый и оскорбленный, я горько плакал. Теперь я, конечно, смотрю на все это другими глазами. В конце концов, воспитывать чужих детей никто не обязан, и я стоил им, вероятно, в этом мире немалых денег. Спасибо, что не умер от голода…»
Заядлый театрал
Киевская молодежь обожала театр. Увлечение было повальным. О театральной карьере грезил каждый второй гимназист, и пожалуй каждая гимназистка. Саша Вертинский исключением не был.
Контрактовый зал
На Подоле был знаменитый Контрактовый зал. Днем там кипела торговая жизнь, а по вечерам помещение сдавали под любительские спектакли по 10 руб. Гимназист Александр всеми правдами и неправдами пробивался на подмостки. С первым же выходом на сцену подросток оконфузился: вышел и, не издав не звука, убежал. Зато позже чтение комических диалогов собственного сочинения имело успех.
Соловцовский театр. Сейчас в здании размещается Театр им. Франко
Узнав, что Соловцовскому театру требуются молодые статисты высокого роста, Вертинский отправился на «кастинг». Выяснилось, что за участие в кастинге следует заплатить швейцару рубль. Рубль был украден у тетки. Александр получил роль второго стража у порога дворца. Нужно было сказать одно слово «Император!», в котором сразу две буквы «р». Его выгнали с первой же репетиции — жутко картавил.
Слово Вертинскому: « У Соловцова я окончательно убедился, что искусство требует жертв».
Киевский босяк
После очередного скандала тетка отказала ему от дома. Приходилось ночевать на холодных лестницах парадных и браться за любую работу.
Купеческий парк, 1912 г. Сегодня — Крещатый парк
Самой курьезной была недолгая карьера гостиничного бухгалтера. Лучше шли дела с торговлей. Торговал открытками и папиросами, разгружал арбузы. Из сына аристократки получился отменный киевский босяк.
Молодой литератор
Но тут в судьбе Александра Вертинского случился крутой поворот. Его случайно встретила бывшая подруга его матери Софья Зелинская. В доме Софьи Николаевны по ул. Владимирской,67 собирался цвет творческой молодежи. Под влиянием новых знакомых Александр Вертинский пробует заниматься журналистикой. Для газеты «Киевская неделя» он пишет рецензии на выступления гастролеров, сочиняет рассказы: «Портрет», «Моя невеста», «Лялька», «Папиросы «Весна».
На гонорары от публикаций он покупает… подержанный фрак. Тогда же он придумывает свою первую фирменную «фишку»: вставляет в петлицу цветок, каждый день свежий. Уже с 1912-го о Вертинском начали поговаривать как о подающем надежды молодом литераторе.
Слово Вертинскому: «В доме у Софьи Николаевны я получил первые уроки литературного вкуса и серьезного отношения к литературному делу».
В 19 лет Вертинский покидает Киев. Он преисполнен амбиций и надежд. Ему предстоит прожить бурную жизнь, объехать полмира, стать кумиром миллионов.
Кумир миллионов
В следующий раз в Киеве Александр Николаевич Вертинский побывает только 20 августа 1945 года, уже после возвращения из эмиграции. Об этом свидании с родным городом он написал в письме жене Лидии:
Слово Вертинскому: «Вот я и в Киеве. Не могу тебе описать то чувство, которое охватило меня при въезде в этот город моего детства и юности. Изменился он мало и, кроме неузнаваемого, разрушенного до ужаса Крещатика — во всем остальном он остался таким, каким я запомнил его на всю жизнь. Только стал старше немного. Сколько воспоминаний! Тут была кондитерская, где мы гимназистами воровали пирожные. Вот Купеческий сад, в который я лазил через забор. Вот 1-я гимназия, где я учился в приготовительном классе.
У меня вечером концерт, и где? В том самом бывшем Соловцовском театре, где я был статистом и где открутил бинокль от кресла (хотел его продать — я был вечно голоден) и откуда меня с треском выгнали! Сегодня буду стоять на сцене и колдовать над публикой — бывший артист, теперь — Вертинский.
Киев — это возвращение в отчий дом».
Несколько позже Александр Николаевич снялся в двух фильмах киностудии им. Довженко — «Пламя гнева» (1955 г.) и «Кровавый рассвет» (1956 г.).
Слово Вертинскому: «Наталья Михайловна Ужвий как-то на съемках сказала мне: «То, что вы выучили язык, это еще понятно — язык можно выучить, но откуда у вас подлинно украинские интонации?» И тогда, чуть не плача от радости, я ответил ей: «Да ведь я же здесь родился!»
Александр Вертинский умер в Ленинграде в 1957 году/ Cловно предчувствуя скорую смерть он написал пронзительные стихи – признание в любви родному городу. Любопытно, что киевляне прочли их в только в 1989!
Киев — Родина нежная,
Звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась мне!
Я готов целовать твои улицы,
Прижиматься к твоим площадям,
Я уже постарел, ссутулился,
Потерял уже счет годам…
А твои каштаны дремучие,
Паникадила весны —
Все цветут, как и прежде могучие,
Берегут мои детские сны.
Я хожу по родному городу,
Как по кладбищу юных дней,
Каждый камень я помню смолоду,
Каждый куст — вырастал при мне.
Здесь тогда торговали мороженым,
А налево — была каланча…
Пожалей меня, Господи, Боже мой!…
Догорает моя свеча!…
https://www.mandria.ua/all/29615
Ирина_Киев- Сообщения : 1282
Дата регистрации : 2015-06-29
Re: Александр Вертинский
Александр Вертинский. 130 лет со дня рождения.
ПЬЕРО ВСЕЯ РУСИ
Анна Сокольская
Сто тридцать лет назад, двадцать первого марта 1889 года в Киеве родился Александр Николаевич Вертинский.
Лет сорок назад отмечать эту дату не пришло бы в голову никому.
Но чем больше проходит времени, тем понятнее, что Вертинский - это на века. Количество публикаций о нем растет обвально: от диссертаций, до наивно-спекулятивных эссе о "кокаиновом холоде ".
В прокат выходит документальный фильм «Александр Вертинский. Одинокий странник». Снимается фильм художественный.
При этом искусствоведы и музыкальные критики до сих пор так и не дали четкого определения созданному Вертинским жанру. Проблема жанра вообще - минное поле для критика, а в случае с Вертинским особенно. Вряд ли это песни, сам артист одно время называл их ариэттами или ариэтками, но это название как-то не прижилось, хотя людям нашего поколения при этом названии вспоминается Бродский, говоривший про свои стихи "мои безделки".
Некоторые критики говорили, что это - «песни-новеллы», иногда их называли «песнями настроения», а на афишах нередко писали «Печальные песенки Александра Вертинского», и хотя многие его песни полны умной (а нередко и злой) иронии, а иногда и милого юмора это определение стало популярным. Видимо, пушкинское "печаль моя светла", подсознательно вспоминаемое сразу при произнесении этого слова, и правда лучше всего описывает творчество артиста.
Но все эти слова не определяют творчества Вертинского. Печальные песенки пели многие – Иза Кремер, Белла Шеншева ( Казароза), другие. И маску использовали многие: Михаил Савояров выступал в гриме и жабо, в костюме Пьеро с зачерненным лицом пел свои песни Михаил Кузмин. Но говоря о маске и о печальных песенках, в первую очередь мы вспоминаем не их.
Вертинского нельзя назвать поэтом первого ряда( хотя, возможно, он не попал в него только в перенасыщенном растворе русской поэзии). В его текстах видны влияния «песенок» Михаила Кузмина, «сатириконцев» (Тэффи, Саши Чёрного), эгофутуриста Игоря-Северянина, и, конечно, символистов, в первую очередь, Александра Блока.
И созданный им «многомерный» сценический, «живописный» и собственно поэтический образ Пьеро — вариация на тему неизменной в серебряном веке commedia dell'arte — тоже на первый взгляд не новинка.
Но давайте посмотрим на него внимательно. Этот образ не был расчетливым копированием модного символа в надежде на успех. Даже первые рецензенты могли называть (и называли) Вертинского «декадентом», но никогда «подражателем».
Дело в том, что условность маски как нельзя лучше подчеркивала именно театральную природу его искусства, его личностность и многомерность. При этом, в какой бы перечень имен мы не стремились вписать Вертинского, его собственное имя будет стоять особняком. И, прекрасно понимая, что Вертинский уступает по дарованию очень многим поэтам Серебряного века, мы не можем при этом не поставить его в истории культуры в один ряд с ними. Почему же?
"Петь я не умел! Поэт я был довольно скромный, тем более наивный! Даже нот не знал, и мне всегда кто-нибудь должен записывать мои мелодии. Вместо лица у меня была маска», - писал сам Вертинский, задаваясь вопросом, что же так привлекало публику. И сам отвечал на него: «Прежде всего наличие в каждой песенке того или иного сюжета. Помню, я сидел на концерте Собинова и думал: «Вот поёт соловей русской оперной сцены… А о чем он поёт? Розы-грёзы. Опять розы. Соловей — аллей. До каких пор? Ведь это уже стёртые слова! Они уже ничего не говорят ни уму, ни сердцу.
И я стал писать песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет..."
Да, Вертинский начал исполнять свои «печальные песенки» (играть свои маленькие трагедии) в гриме и костюме Пьеро. Но снял этот костюм вместе с маской в послереволюционные годы, когда очень многие в советской России эти маски надели. И не изменилось ничего. Оказалось, что костюм и грим, которые многим виделись основой сценического образа Вертинского, могут быть убраны. Его темно-синий фрак, в котором он выступал с двадцатых годов, не был старомодным, он стал вызовом времени и обстоятельствам. В облике Вертинского была та тихая непреклонность, которая производила гораздо большее впечатление, чем эпатажная желтая кофта Маяковского.
Центральная метафора творчества артиста - «мир-театр», «мир-игра», прекрасно работает и без костюма и грима. И вот тут очень значимым оказывается то, что Александр Николаевич видит себя еще и поэтом.
"К своему творчеству я подхожу не с точки зрения артиста, а с точки зрения поэта. Меня привлекает не только одно исполнение, а подыскание соответствующих слов и одевание их в мои собственные мотивы...”, - так писал он о своей работе.
И при этом он видит себя не просто поэтом, а продолжателем огромной традиции русской литературы. И его Пьеро часто становится той куклой, о которой писал Анненский.
Бывает такое небо,
Такая игра лучей,
Что сердцу обида куклы
Обиды своей жалчей…
В Париже Вертинский был очень близок с поэтами так называемой «Парижской ноты» - Ивановым, Адамовичем…все они считали себя литературными учениками Анненского…и слезы куклы в эти годы все чаще заставляли вспоминать про слезинку ребенка.
Александр Галич вспоминал о Вертинском времени его советской жизни:
«Сам - актер, певец, поэт, он умел слушать, особенно умел слушать стихи. И вкус у него на стихи был безошибочный. Он мог сфальшивить сам, мог иногда поставить неудачную строчку, мог даже неудачно (если ему было удобней) изменить строчку поэта, на стихи которого писал песню,- но чувствовал он стихи безошибочно. И когда я прочел ему в первый раз стихотворение Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомый до слез", он заплакал, а потом сказал мне:
"Запишите мне, пожалуйста. Запишите мне".
Часто я читаю отзывы о Вертинском в стиле: "Какая грусть по невозвратным и прекрасным временам»… далее в соцсетях следует картинка с вальсирующими дамами в длинных платьях и кавалерами во фраках.
Но! Песни Вертинского (как и большая часть романсов) созданы во времена, описанные в "Конармии", "Беге", "Черном обелиске" и "По ком звонит колокол". Ни длинных платьев, ни фраков уже не было. Были красные косынки, пулеметные ленты и противогазы. Были забастовки, книжные костры, война в Испании.
Написать про балерин, скрипачей, бутылку вина под хруст французской булки в Европе 1912 года мог почти каждый талантливый человек.
Писать об этом, когда "на плечи бросается век-волкодав", решались немногие. Но именно они своими "песенками" спасли великую традицию русской литературы, в которой маленький человек был не винтиком, а говорил читателю "я - брат твой".
Сквозь абстрактные и театральные образы героев песен Вертинского проступали реальные судьбы и реальная история. Проступала эпоха. И оказалось, что самые точные слова о ней, о ее героях, жертвах и мучениках сказал артист. Не мудрец, не мыслитель, не политик.
…и никто не додумался просто встать на колени…
Вертинского пели очень многие. С разной степенью успешности. И это связано с тем, что, во-первых, для того, чтобы понимать и принимать его поэтический мир, надо быть поэтом самому, а во-вторых - поэзия и поэтика Вертинского при кажущейся внешней богемности этически является глубоко христианской, связанной с такими понятиями, как память, сострадание, любовь, прощение, покаяние, терпение, смирение и искупление.
Народный артист России Олег Погудин поет песни Вертинского почти тридцать лет, со времени учебы в театральном институте. И в его случае мы видим идеальное совпадение (но не копирование) базовых концептов творчества Александра Николаевича, переосмысленное и художественно освоенное человеком другого поколения. Ну а про то, что человек, отдавший тридцать лет сцене, знает о бродягах и артистах все, говорить не приходится. Во время исполнения Погудиным песен Вертинского люди плачут, смеются, удивляются, аплодируют не жалея ладоней и уходят из зала счастливыми.
В чем же секрет Александра Вертинского, по мнению Олега Погудина?
- "Я думаю, в том, что, прежде всего, он был огромным и очень искренним актером. Его нельзя назвать "исполнителем", он не исполнял свои произведения, а творил на сцене свой мир, свою вселенную. И этот мир он оставил нам. Вертинский "собирал" вокруг своего лирического героя бродячую труппу, с балеринами, актрисами, шарманщиками, попугаями и обезьянками. Казалось бы, это далеко от реальной жизни. Но этот его мир для многих оказался убежищем, потому что там были масштабы, соразмерные человеку. Там в этом мире были бедность, одиночество, разочарования, тоска по Родине (а ее ведь в это время потеряли не только те, кто оказался в эмиграции), но рядом - вера в милосердие, сострадание и доброго Бога. Первая его книга, прочитанная мною еще в детстве, называлась « Четверть века без родины», потом была еще одна «Я артист - воспоминания», потом «Дорогой длинною» и в каждой была личность прежде всего артиста, как творца своего мира и своей реальности. Часто вопреки очень жестоким обстоятельствам… В искусстве бывают удивительные вещи: у романса или песни может быть средний текст, может быть не великая музыка, но все это, если можно так выразиться, сцементированное личностью исполнителя, дает потрясающий результат. Вот это случай Вертинского. И это, конечно, пример художественного делания и пример верности избранному пути, верности до физической невозможности с него свернуть."
Интересно, что почти об этом больше 60 лет назад писал Виктор Ардов, пытаясь понять успех Вертинского в СССР. "Что же привлекло зрителей посмотреть и послушать старика, который не молодился на эстраде, гримировался чуть-чуть и сохранял все повадки человека, которому уже далеко за шестьдесят, у которого голос весьма условный, а репертуар на шестьдесят процентов заранее известен аудитории? Ответ, только один: его артистичность. Гармоничность всего строя искусства этого человека, который сквозь бури и невзгоды сложной судьбы своего века пронес основное: собственную индивидуальность, столь редкую и неповторимую в искусстве."
В 1952 году Вертинский написал:
"Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
А искусство мое, как мороз, даже лужи
Превращало порой в голубое стекло."
Это очень много.
Это бесценно.
С днем рождения, Александр Николаевич!
https://zen.yandex.ru/media/id/5bad2ed0407a8900ab37b7f0/pero-vseia-rusi-5c92806088ee4b00b3f3bb05?fbclid=IwAR22jkepnApBIzNfGcMeqhjyFTUUgJ4UTV9vA-kRwT_MH-JQidJ6QjAdirw
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=313321689354190&id=100020290836651
ПЬЕРО ВСЕЯ РУСИ
Анна Сокольская
Сто тридцать лет назад, двадцать первого марта 1889 года в Киеве родился Александр Николаевич Вертинский.
Лет сорок назад отмечать эту дату не пришло бы в голову никому.
Но чем больше проходит времени, тем понятнее, что Вертинский - это на века. Количество публикаций о нем растет обвально: от диссертаций, до наивно-спекулятивных эссе о "кокаиновом холоде ".
В прокат выходит документальный фильм «Александр Вертинский. Одинокий странник». Снимается фильм художественный.
При этом искусствоведы и музыкальные критики до сих пор так и не дали четкого определения созданному Вертинским жанру. Проблема жанра вообще - минное поле для критика, а в случае с Вертинским особенно. Вряд ли это песни, сам артист одно время называл их ариэттами или ариэтками, но это название как-то не прижилось, хотя людям нашего поколения при этом названии вспоминается Бродский, говоривший про свои стихи "мои безделки".
Некоторые критики говорили, что это - «песни-новеллы», иногда их называли «песнями настроения», а на афишах нередко писали «Печальные песенки Александра Вертинского», и хотя многие его песни полны умной (а нередко и злой) иронии, а иногда и милого юмора это определение стало популярным. Видимо, пушкинское "печаль моя светла", подсознательно вспоминаемое сразу при произнесении этого слова, и правда лучше всего описывает творчество артиста.
Но все эти слова не определяют творчества Вертинского. Печальные песенки пели многие – Иза Кремер, Белла Шеншева ( Казароза), другие. И маску использовали многие: Михаил Савояров выступал в гриме и жабо, в костюме Пьеро с зачерненным лицом пел свои песни Михаил Кузмин. Но говоря о маске и о печальных песенках, в первую очередь мы вспоминаем не их.
Вертинского нельзя назвать поэтом первого ряда( хотя, возможно, он не попал в него только в перенасыщенном растворе русской поэзии). В его текстах видны влияния «песенок» Михаила Кузмина, «сатириконцев» (Тэффи, Саши Чёрного), эгофутуриста Игоря-Северянина, и, конечно, символистов, в первую очередь, Александра Блока.
И созданный им «многомерный» сценический, «живописный» и собственно поэтический образ Пьеро — вариация на тему неизменной в серебряном веке commedia dell'arte — тоже на первый взгляд не новинка.
Но давайте посмотрим на него внимательно. Этот образ не был расчетливым копированием модного символа в надежде на успех. Даже первые рецензенты могли называть (и называли) Вертинского «декадентом», но никогда «подражателем».
Дело в том, что условность маски как нельзя лучше подчеркивала именно театральную природу его искусства, его личностность и многомерность. При этом, в какой бы перечень имен мы не стремились вписать Вертинского, его собственное имя будет стоять особняком. И, прекрасно понимая, что Вертинский уступает по дарованию очень многим поэтам Серебряного века, мы не можем при этом не поставить его в истории культуры в один ряд с ними. Почему же?
"Петь я не умел! Поэт я был довольно скромный, тем более наивный! Даже нот не знал, и мне всегда кто-нибудь должен записывать мои мелодии. Вместо лица у меня была маска», - писал сам Вертинский, задаваясь вопросом, что же так привлекало публику. И сам отвечал на него: «Прежде всего наличие в каждой песенке того или иного сюжета. Помню, я сидел на концерте Собинова и думал: «Вот поёт соловей русской оперной сцены… А о чем он поёт? Розы-грёзы. Опять розы. Соловей — аллей. До каких пор? Ведь это уже стёртые слова! Они уже ничего не говорят ни уму, ни сердцу.
И я стал писать песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет..."
Да, Вертинский начал исполнять свои «печальные песенки» (играть свои маленькие трагедии) в гриме и костюме Пьеро. Но снял этот костюм вместе с маской в послереволюционные годы, когда очень многие в советской России эти маски надели. И не изменилось ничего. Оказалось, что костюм и грим, которые многим виделись основой сценического образа Вертинского, могут быть убраны. Его темно-синий фрак, в котором он выступал с двадцатых годов, не был старомодным, он стал вызовом времени и обстоятельствам. В облике Вертинского была та тихая непреклонность, которая производила гораздо большее впечатление, чем эпатажная желтая кофта Маяковского.
Центральная метафора творчества артиста - «мир-театр», «мир-игра», прекрасно работает и без костюма и грима. И вот тут очень значимым оказывается то, что Александр Николаевич видит себя еще и поэтом.
"К своему творчеству я подхожу не с точки зрения артиста, а с точки зрения поэта. Меня привлекает не только одно исполнение, а подыскание соответствующих слов и одевание их в мои собственные мотивы...”, - так писал он о своей работе.
И при этом он видит себя не просто поэтом, а продолжателем огромной традиции русской литературы. И его Пьеро часто становится той куклой, о которой писал Анненский.
Бывает такое небо,
Такая игра лучей,
Что сердцу обида куклы
Обиды своей жалчей…
В Париже Вертинский был очень близок с поэтами так называемой «Парижской ноты» - Ивановым, Адамовичем…все они считали себя литературными учениками Анненского…и слезы куклы в эти годы все чаще заставляли вспоминать про слезинку ребенка.
Александр Галич вспоминал о Вертинском времени его советской жизни:
«Сам - актер, певец, поэт, он умел слушать, особенно умел слушать стихи. И вкус у него на стихи был безошибочный. Он мог сфальшивить сам, мог иногда поставить неудачную строчку, мог даже неудачно (если ему было удобней) изменить строчку поэта, на стихи которого писал песню,- но чувствовал он стихи безошибочно. И когда я прочел ему в первый раз стихотворение Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомый до слез", он заплакал, а потом сказал мне:
"Запишите мне, пожалуйста. Запишите мне".
Часто я читаю отзывы о Вертинском в стиле: "Какая грусть по невозвратным и прекрасным временам»… далее в соцсетях следует картинка с вальсирующими дамами в длинных платьях и кавалерами во фраках.
Но! Песни Вертинского (как и большая часть романсов) созданы во времена, описанные в "Конармии", "Беге", "Черном обелиске" и "По ком звонит колокол". Ни длинных платьев, ни фраков уже не было. Были красные косынки, пулеметные ленты и противогазы. Были забастовки, книжные костры, война в Испании.
Написать про балерин, скрипачей, бутылку вина под хруст французской булки в Европе 1912 года мог почти каждый талантливый человек.
Писать об этом, когда "на плечи бросается век-волкодав", решались немногие. Но именно они своими "песенками" спасли великую традицию русской литературы, в которой маленький человек был не винтиком, а говорил читателю "я - брат твой".
Сквозь абстрактные и театральные образы героев песен Вертинского проступали реальные судьбы и реальная история. Проступала эпоха. И оказалось, что самые точные слова о ней, о ее героях, жертвах и мучениках сказал артист. Не мудрец, не мыслитель, не политик.
…и никто не додумался просто встать на колени…
Вертинского пели очень многие. С разной степенью успешности. И это связано с тем, что, во-первых, для того, чтобы понимать и принимать его поэтический мир, надо быть поэтом самому, а во-вторых - поэзия и поэтика Вертинского при кажущейся внешней богемности этически является глубоко христианской, связанной с такими понятиями, как память, сострадание, любовь, прощение, покаяние, терпение, смирение и искупление.
Народный артист России Олег Погудин поет песни Вертинского почти тридцать лет, со времени учебы в театральном институте. И в его случае мы видим идеальное совпадение (но не копирование) базовых концептов творчества Александра Николаевича, переосмысленное и художественно освоенное человеком другого поколения. Ну а про то, что человек, отдавший тридцать лет сцене, знает о бродягах и артистах все, говорить не приходится. Во время исполнения Погудиным песен Вертинского люди плачут, смеются, удивляются, аплодируют не жалея ладоней и уходят из зала счастливыми.
В чем же секрет Александра Вертинского, по мнению Олега Погудина?
- "Я думаю, в том, что, прежде всего, он был огромным и очень искренним актером. Его нельзя назвать "исполнителем", он не исполнял свои произведения, а творил на сцене свой мир, свою вселенную. И этот мир он оставил нам. Вертинский "собирал" вокруг своего лирического героя бродячую труппу, с балеринами, актрисами, шарманщиками, попугаями и обезьянками. Казалось бы, это далеко от реальной жизни. Но этот его мир для многих оказался убежищем, потому что там были масштабы, соразмерные человеку. Там в этом мире были бедность, одиночество, разочарования, тоска по Родине (а ее ведь в это время потеряли не только те, кто оказался в эмиграции), но рядом - вера в милосердие, сострадание и доброго Бога. Первая его книга, прочитанная мною еще в детстве, называлась « Четверть века без родины», потом была еще одна «Я артист - воспоминания», потом «Дорогой длинною» и в каждой была личность прежде всего артиста, как творца своего мира и своей реальности. Часто вопреки очень жестоким обстоятельствам… В искусстве бывают удивительные вещи: у романса или песни может быть средний текст, может быть не великая музыка, но все это, если можно так выразиться, сцементированное личностью исполнителя, дает потрясающий результат. Вот это случай Вертинского. И это, конечно, пример художественного делания и пример верности избранному пути, верности до физической невозможности с него свернуть."
Интересно, что почти об этом больше 60 лет назад писал Виктор Ардов, пытаясь понять успех Вертинского в СССР. "Что же привлекло зрителей посмотреть и послушать старика, который не молодился на эстраде, гримировался чуть-чуть и сохранял все повадки человека, которому уже далеко за шестьдесят, у которого голос весьма условный, а репертуар на шестьдесят процентов заранее известен аудитории? Ответ, только один: его артистичность. Гармоничность всего строя искусства этого человека, который сквозь бури и невзгоды сложной судьбы своего века пронес основное: собственную индивидуальность, столь редкую и неповторимую в искусстве."
В 1952 году Вертинский написал:
"Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
А искусство мое, как мороз, даже лужи
Превращало порой в голубое стекло."
Это очень много.
Это бесценно.
С днем рождения, Александр Николаевич!
https://zen.yandex.ru/media/id/5bad2ed0407a8900ab37b7f0/pero-vseia-rusi-5c92806088ee4b00b3f3bb05?fbclid=IwAR22jkepnApBIzNfGcMeqhjyFTUUgJ4UTV9vA-kRwT_MH-JQidJ6QjAdirw
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=313321689354190&id=100020290836651
Ирина Н.- Сообщения : 28216
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Похожие темы
» Участие Олега Погудина в док. фильме "Русский Пьеро. Александр Вертинский" к 115-летию со дня рождения, реж. Александр Шувиков, 2004 г., канал Культура (видео)
» Киев любимый
» Александр Вертинский - В нашей комнате
» Вертинский
» "Вертинский" по городам и весям
» Киев любимый
» Александр Вертинский - В нашей комнате
» Вертинский
» "Вертинский" по городам и весям
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения