Зиновий Гердт
Участников: 2
Страница 1 из 1
Зиновий Гердт
21 сентября 2016 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Зиновия Гердта
У него был удивительный тембр, сводивший с ума поклонниц, умелые руки (в доме он многое делал сам) и несбывшаяся мечта - купить за границей дрель фирмы Bosch.
Александр Ширвиндт как-то сказал о Гердте: «Украшение нашей жизни». Сам актер отмечал: «Самое большое из всего, чего я добился, это то, что зрители называют меня Зямой». Это было проявление высшей степени доверия. Об уникальном артисте, ушедшем из жизни 20 лет назад, вспоминают его вдова Татьяна Правдина и друзья.
Четыре года в госпиталях
Гердт не написал мемуаров и не вел дневника. Первое свидетельство он оставил о себе в листке автобиографии, при поступлении в Театр кукол Сергея Образцова:
«Я, Гердт З. А., родился в 1916 году в гор. Себеж, в семье служащего. Окончив в 1932 году среднюю школу, переехал в Москву, где поступил в школу Ф.З.У. Электрозавода. Работал 1 год на строительстве Московского Метрополитена - электромонтажником. В 1932 году без отрыва от производства поступил в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) ЦК Союза Электростанций, где, проработав три года, был переведен в профессиональный состав театра в качестве актера. В 1938 году был вовлечен в организацию Московской Государственной Театральной Студии под руководством Арбузова и Плучека, где проработал до июня 1941 года».
Гердт вспоминал, что, если бы не начавшаяся Великая Отечественная, их театральная студия могла бы стать полноценным театром. Но планы рухнули.
- Арбузовская театральная студия, в которой работал Зиновий, стала фронтовой, артисты получили бронь, но Гердт ушел на фронт добровольцем, - рассказала «КП» вдова артиста Татьяна Александровна Правдина. - В 1943 году Зиновий Ефимович получил ранение, перенес 11 операций. У него одна нога стала короче другой - остался хромым на всю жизнь. Тогда он переживал, что это поставит крест на его актерской карьере. Но в госпиталь приехала группа из Театра кукол Образцова, давала представление для раненых. Зиновий вспоминал, что смотрел не на кукол, а на занавесочку, за которой были артисты. И его осенило, что он может так же! В Москве он показался Образцову и был принят в его труппу.
- А когда Зиновий Ефимович взял себе другую фамилию (настоящее имя артиста - Залман Афроимович Храпинович. - Ред.)?
- До войны. Ему посоветовали взять более звучный псевдоним. Одна из его родственниц была Герд. Он добавил в конце «т» для звучности.
Сблизил перевод с арабского
В 1944-м Гердт вернулся в Москву к жене, актрисе Марии Новиковой. В марте 1945-го родился сын Всеволод, но к тому времени супруги уже расстались. Актер честно объявил: «Влюбился. Ухожу».
Мария Новикова растила сына, у нее были поклонники, но замуж она так и не вышла: «Таких, как Зяма, больше нет». Гердт, устроившись на работу в Театр кукол Образцова, написал в бухгалтерии заявление: «Прошу пересылать 100% моей зарплаты на имя сына - Новикова Всеволода Зиновьевича».
- Татьяна Александровна, писали, что якобы родной сын не хотел общаться с Зиновием Ефимовичем, у них были плохие отношения.
- Неправда. Прекрасные были отношения. Но, поскольку сын никогда с ним не жил, у них не сложилось душевной близости. И Сева, очевидно, был ближе к своей маме. А у той была обида на бывшего мужа.
- Гердт не воспитывал сына, зато воспитывал вашу дочку?
- Да, мы начали жить вместе, когда Кате было два года. Он считал ее родной. И она только его считала папой и взяла его фамилию (Екатерина Гердт стала женой режиссера Дениса Евстигнеева. - Ред.).
- Говорят, у него была привычка жениться?
- Можно и так сказать. Но я его отучила от этой привычки. Я его третья официальная и пятая неофициальная жена. Когда мы встретились, оба были еще женаты. А стали общаться на гастролях, где я работала переводчицей с арабского (см. «Шпионский роман»).
Театр кукол Образцова много гастролировал за рубежом. Уже к 1975 году спектакль «Необыкновенный концерт» объехал 23 страны, был показан в 110 городах в СССР и в 109 - за границей. «В зарубежных поездках роль конферансье я всегда играю на языке народа той страны, в которой мы выступаем», - вспоминал Гердт.
Из кукольников - в короли эпизода
- Порой он был вспыльчивым и эмоциональным, - вспоминает вдова актера. - Однажды после скандала я вышла из себя: «Все. Ухожу». Скинула халат, открыла шкаф и задумалась. «Ну что я надеваю?» - тут же прокомментировал паузу Гердт, лежа в кровати. Я расхохоталась.
- Многие запомнили Гердта по роли Паниковского в фильме Швейцера «Золотой теленок». Но ведь сначала был утвержден Ролан Быков?
- Ролан улетел, и режиссер попросил подыграть Зяму на пробах в образе Паниковского. И Зиновий так это великолепно сделал, что потом его и Швейцер, и сам Ролан Быков уговорили играть Паниковского. Но он поставил условие, что не будет таким, какой Паниковский у Ильфа и Петрова, - противным, ничтожным. Он сыграл своего Паниковского - жалкого, но трогательного до слез.
- Зиновий Ефимович сыграл более чем в 70 картинах, но чаще всего в эпизодах. Ему не было обидно, что не приглашают на главные роли?
- Он был артистом, и что ему выпало судьбой, то и сыграл. В его жизни было не только кино, но и сцена.
Было и телевидение: с 1962 по 1966 год Зиновий Гердт вел передачу «Кинопанорама», от которой отказался из-за сложностей с графиком.
Шпионский роман
Из книги вдовы Зиновия Гердта Татьяны Правдиной*:
«В начале 1960 года меня рекомендовали администрации Театра имени Образцова в качестве переводчика для поездки на гастроли в арабские страны. Мне позвонил главный администратор театра Наум Левинсон - и первое, что он меня спросил, удивив до крайности, было:
- Какого вы роста?
- Сто шестьдесят, - сказала я. - При чем тут это?
- Дело в том, что, помимо спектаклей, вам придется переводить творческие выступления Сергея Владимировича (Образцова. - Ред.) и стоять рядом с ним на сцене. Он не любит, чтобы переводчица (переводчиков он не признает) была выше него ростом.
- Думаю, не выше.
Когда я, волнуясь ужасно, вошла в кабинет Левинсона, он встретил меня дивной развязной фразой:
- Подходит! В женщинах я разбираюсь лучше, чем в профсоюзном движении. Идемте!
И повел меня к Образцову. Образцов взглянул на меня благосклонно, по-видимому, убедившись, что я точно ниже ростом. Мы вышли в фойе немыслимо уютного и обожаемого мною театра, где сидела вся группа, которая и ехала на гастроли. Образцов:
- Познакомьтесь, это Зиновий Ефимович Гердт, с которым у вас основная работа.
Пожимаем руки. Глядя прямо в глаза, Гердт произносит первые слова:
- Дети есть?
- Да.
- Кто?
- Дочка.
- Сколько лет?
- Два года.
И опять:
- Подходит!
Первое ощущение - развязность, артисты! Как Зяма потом говорил сначала мне, а потом и публично, что в ту минуту, когда он меня увидел, внутри него был голос, который сказал: эта женщина будет моей женой».
«Работа над переводом началась еще в Москве. В «Необыкновенном концерте» единственный постоянно говорящий персонаж - это конферансье. Именно эту роль и предназначалось играть Гердту на арабском. Поэтому почти каждый вечер, когда Гердт не был занят в театре, я приходила к ним домой, и мы работали. Говорю «к ним», потому что Зиновий Ефимович уже восемь лет как был женат на очень красивой женщине Кате Семерджиевой. Они снимали комнату в коммунальной квартире в Столешниковом переулке, ожидая окончания строительства своей однокомнатной кооперативной. Гердт диктовал текст, я переводила, произносила вслух, а он повторял его и записывал русскими (естественно!) буквами, делая пометки для произношения.
Ничто не предвещало революции. Гердт был серьезен и внимателен, провожал до машины, на которой за мной приезжал муж. <…> Во время нашего полуплатонического «гастрольного» романа мы ни разу не говорили о дальнейшей жизни, не обсуждали семейные дела каждого: Зяма знал, что я с мужем рассталась, но живем мы вместе. По возвращении никаких обещаний мы с Гердтом друг другу не давали, только лишь назначили свидание неподалеку от моей работы. Он подъехал на машине, распахнул дверцу, и я сказала: «Ну, это просто какое-то шпионское кино». «Абсолютно не шпионское, - сказал Гердт и добавил: - Я свободный человек». Оказалось, приехав с аэродрома, Зяма сказал жене: «Я полюбил другую женщину». «Таню?» - спросила она. «Да». Он понимал, что всаживает нож. Но, на его счастье, нож не вошел: «А квартира?» - спросила жена. «Она твоя».
Мы поехали на холостяцкую квартиру приятеля Зямы, который дал ему на неделю ключи, и с тех пор тридцать шесть лет не расставались (после этого свидания они окончательно ушли от «бывших» и стали жить вместе в съемном жилье - он, она, ее дочка Катя и няня. - Ред.).
На следующий день, придя в редакцию на работу, я сделала «личное сообщение»: «Ушла от мужа». Еще через два дня опять сделала «личное сообщение»: «Соединяю свою жизнь с Гердтом». Естественно, все хохотали, но снялись какие-либо пути к сплетням и пересудам.
Зяма к этому времени был уже достаточно широко известным артистом. А ничто так быстро не становится сладостно обсуждаемым, как события личной жизни любимцев публики. Поэтому у моей мамы раздался звонок писателя-сатирика Бориса Ласкина, с которым я была знакома, и он сказал: «Я очень хорошо отношусь к вашей дочке и поэтому считаю своим долгом сказать: Гердт очень любит жениться, а ведь у Тани ребенок...» Ставя себя на место мамы, восхищаюсь ею: она только сказала, что «конечно, волнуюсь, уж очень все скоропалительно». Выслушав эти ее слова, я вышла к Зяме, который ждал меня у ворот.
- Что?
- Да вот мама...
Взяв меня за руку, Зяма тут же велел вести его к родителям. Удивленная Шуня (мама. - Ред.) открыла дверь. Сняв кепку, с порога Зяма сказал:
- Я обещаю вам, я буду жалеть вашу дочь.
Пауза.
- От такого сложного монолога я устал. Можно чаю?
И мы сели пить чай. И удивительно, было ощущение, что это совсем не в первый раз! Когда спустя полчаса мы с ним уходили, я спросила у мамы: «Ну что, теперь тебе спокойнее?» «Абсолютно», - сказала она.
...Мы вовремя встретились: ему сорок четыре, мне тридцать два. Уже некоторый опыт, не молоденькие, но еще молодые».
В ТЕМУ
«Доковыляю на свидание»
Но львиную долю - 36 лет - актер отдал Театру кукол, из которого ушел в 1982 году.
- Он признавался, что ему пришлось уйти: два лидера, «два орла» - он и Образцов - не могли быть в одном гнезде, - рассказывает приятельница Гердта Виктория Лазич, общественный деятель, в прошлом актриса.
Гердт вспоминал: «Образцов был ужасно ревнивый, до смешного. Если мне много аплодировали, он не мог этого вынести и выбегал на сцену, чтобы я недолго стоял перед аплодисментами».
После ухода Гердт работал в Театре Ермоловой, снимался в кино, выступал в концертах и на творческих встречах. То, из-за чего он так долго страдал - хромота, сделалось частью имиджа артиста. Как отмечали многие, без нее «Гердт уже вроде бы и не Гердт».
- При его такой своеобразной внешности негероя-любовника Гердта просто обожали женщины. У него была уйма поклонниц, которые осаждали его, - продолжает Виктория Лазич. - Помню, за кулисы прорвалась дамочка: я вас так люблю! Он тут же прищурился: «Ну, может, и доковыляю к тебе на свидание!».
Иронизировал постоянно: «Когда мне говорят: «Вы мой кумир. Я вас обожаю», - отвечаю: «У вас очень хороший вкус. А те, у кого вкус похуже, те просто в восторге».
Он всегда был в приподнятом настроении, хотя далеко не всегда чувствовал себя хорошо. Порой у него ныла нога, давали о себе знать болячки, но он не показывал вида. Нередко игра на сцене стоила ему сильных физических мук.
В последние годы он тяжело болел (актер умер от рака 18 ноября 1996 года. - Ред.). В моей памяти он остался веселым, искрометным, просто сгустком энергии...
5 лучших фильмов мэтра
● «Золотой теленок» (1968)
● «Соломенная шляпка» (1974)
● «Хождение по мукам» (1974)
● «Розыгрыш» (1976)
● «Место встречи изменить нельзя» (1979)
У него был удивительный тембр, сводивший с ума поклонниц, умелые руки (в доме он многое делал сам) и несбывшаяся мечта - купить за границей дрель фирмы Bosch.
Александр Ширвиндт как-то сказал о Гердте: «Украшение нашей жизни». Сам актер отмечал: «Самое большое из всего, чего я добился, это то, что зрители называют меня Зямой». Это было проявление высшей степени доверия. Об уникальном артисте, ушедшем из жизни 20 лет назад, вспоминают его вдова Татьяна Правдина и друзья.
Четыре года в госпиталях
Гердт не написал мемуаров и не вел дневника. Первое свидетельство он оставил о себе в листке автобиографии, при поступлении в Театр кукол Сергея Образцова:
«Я, Гердт З. А., родился в 1916 году в гор. Себеж, в семье служащего. Окончив в 1932 году среднюю школу, переехал в Москву, где поступил в школу Ф.З.У. Электрозавода. Работал 1 год на строительстве Московского Метрополитена - электромонтажником. В 1932 году без отрыва от производства поступил в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) ЦК Союза Электростанций, где, проработав три года, был переведен в профессиональный состав театра в качестве актера. В 1938 году был вовлечен в организацию Московской Государственной Театральной Студии под руководством Арбузова и Плучека, где проработал до июня 1941 года».
Гердт вспоминал, что, если бы не начавшаяся Великая Отечественная, их театральная студия могла бы стать полноценным театром. Но планы рухнули.
- Арбузовская театральная студия, в которой работал Зиновий, стала фронтовой, артисты получили бронь, но Гердт ушел на фронт добровольцем, - рассказала «КП» вдова артиста Татьяна Александровна Правдина. - В 1943 году Зиновий Ефимович получил ранение, перенес 11 операций. У него одна нога стала короче другой - остался хромым на всю жизнь. Тогда он переживал, что это поставит крест на его актерской карьере. Но в госпиталь приехала группа из Театра кукол Образцова, давала представление для раненых. Зиновий вспоминал, что смотрел не на кукол, а на занавесочку, за которой были артисты. И его осенило, что он может так же! В Москве он показался Образцову и был принят в его труппу.
- А когда Зиновий Ефимович взял себе другую фамилию (настоящее имя артиста - Залман Афроимович Храпинович. - Ред.)?
- До войны. Ему посоветовали взять более звучный псевдоним. Одна из его родственниц была Герд. Он добавил в конце «т» для звучности.
Сблизил перевод с арабского
В 1944-м Гердт вернулся в Москву к жене, актрисе Марии Новиковой. В марте 1945-го родился сын Всеволод, но к тому времени супруги уже расстались. Актер честно объявил: «Влюбился. Ухожу».
Мария Новикова растила сына, у нее были поклонники, но замуж она так и не вышла: «Таких, как Зяма, больше нет». Гердт, устроившись на работу в Театр кукол Образцова, написал в бухгалтерии заявление: «Прошу пересылать 100% моей зарплаты на имя сына - Новикова Всеволода Зиновьевича».
- Татьяна Александровна, писали, что якобы родной сын не хотел общаться с Зиновием Ефимовичем, у них были плохие отношения.
- Неправда. Прекрасные были отношения. Но, поскольку сын никогда с ним не жил, у них не сложилось душевной близости. И Сева, очевидно, был ближе к своей маме. А у той была обида на бывшего мужа.
- Гердт не воспитывал сына, зато воспитывал вашу дочку?
- Да, мы начали жить вместе, когда Кате было два года. Он считал ее родной. И она только его считала папой и взяла его фамилию (Екатерина Гердт стала женой режиссера Дениса Евстигнеева. - Ред.).
- Говорят, у него была привычка жениться?
- Можно и так сказать. Но я его отучила от этой привычки. Я его третья официальная и пятая неофициальная жена. Когда мы встретились, оба были еще женаты. А стали общаться на гастролях, где я работала переводчицей с арабского (см. «Шпионский роман»).
Театр кукол Образцова много гастролировал за рубежом. Уже к 1975 году спектакль «Необыкновенный концерт» объехал 23 страны, был показан в 110 городах в СССР и в 109 - за границей. «В зарубежных поездках роль конферансье я всегда играю на языке народа той страны, в которой мы выступаем», - вспоминал Гердт.
Из кукольников - в короли эпизода
- Порой он был вспыльчивым и эмоциональным, - вспоминает вдова актера. - Однажды после скандала я вышла из себя: «Все. Ухожу». Скинула халат, открыла шкаф и задумалась. «Ну что я надеваю?» - тут же прокомментировал паузу Гердт, лежа в кровати. Я расхохоталась.
- Многие запомнили Гердта по роли Паниковского в фильме Швейцера «Золотой теленок». Но ведь сначала был утвержден Ролан Быков?
- Ролан улетел, и режиссер попросил подыграть Зяму на пробах в образе Паниковского. И Зиновий так это великолепно сделал, что потом его и Швейцер, и сам Ролан Быков уговорили играть Паниковского. Но он поставил условие, что не будет таким, какой Паниковский у Ильфа и Петрова, - противным, ничтожным. Он сыграл своего Паниковского - жалкого, но трогательного до слез.
- Зиновий Ефимович сыграл более чем в 70 картинах, но чаще всего в эпизодах. Ему не было обидно, что не приглашают на главные роли?
- Он был артистом, и что ему выпало судьбой, то и сыграл. В его жизни было не только кино, но и сцена.
Было и телевидение: с 1962 по 1966 год Зиновий Гердт вел передачу «Кинопанорама», от которой отказался из-за сложностей с графиком.
Шпионский роман
Из книги вдовы Зиновия Гердта Татьяны Правдиной*:
«В начале 1960 года меня рекомендовали администрации Театра имени Образцова в качестве переводчика для поездки на гастроли в арабские страны. Мне позвонил главный администратор театра Наум Левинсон - и первое, что он меня спросил, удивив до крайности, было:
- Какого вы роста?
- Сто шестьдесят, - сказала я. - При чем тут это?
- Дело в том, что, помимо спектаклей, вам придется переводить творческие выступления Сергея Владимировича (Образцова. - Ред.) и стоять рядом с ним на сцене. Он не любит, чтобы переводчица (переводчиков он не признает) была выше него ростом.
- Думаю, не выше.
Когда я, волнуясь ужасно, вошла в кабинет Левинсона, он встретил меня дивной развязной фразой:
- Подходит! В женщинах я разбираюсь лучше, чем в профсоюзном движении. Идемте!
И повел меня к Образцову. Образцов взглянул на меня благосклонно, по-видимому, убедившись, что я точно ниже ростом. Мы вышли в фойе немыслимо уютного и обожаемого мною театра, где сидела вся группа, которая и ехала на гастроли. Образцов:
- Познакомьтесь, это Зиновий Ефимович Гердт, с которым у вас основная работа.
Пожимаем руки. Глядя прямо в глаза, Гердт произносит первые слова:
- Дети есть?
- Да.
- Кто?
- Дочка.
- Сколько лет?
- Два года.
И опять:
- Подходит!
Первое ощущение - развязность, артисты! Как Зяма потом говорил сначала мне, а потом и публично, что в ту минуту, когда он меня увидел, внутри него был голос, который сказал: эта женщина будет моей женой».
«Работа над переводом началась еще в Москве. В «Необыкновенном концерте» единственный постоянно говорящий персонаж - это конферансье. Именно эту роль и предназначалось играть Гердту на арабском. Поэтому почти каждый вечер, когда Гердт не был занят в театре, я приходила к ним домой, и мы работали. Говорю «к ним», потому что Зиновий Ефимович уже восемь лет как был женат на очень красивой женщине Кате Семерджиевой. Они снимали комнату в коммунальной квартире в Столешниковом переулке, ожидая окончания строительства своей однокомнатной кооперативной. Гердт диктовал текст, я переводила, произносила вслух, а он повторял его и записывал русскими (естественно!) буквами, делая пометки для произношения.
Ничто не предвещало революции. Гердт был серьезен и внимателен, провожал до машины, на которой за мной приезжал муж. <…> Во время нашего полуплатонического «гастрольного» романа мы ни разу не говорили о дальнейшей жизни, не обсуждали семейные дела каждого: Зяма знал, что я с мужем рассталась, но живем мы вместе. По возвращении никаких обещаний мы с Гердтом друг другу не давали, только лишь назначили свидание неподалеку от моей работы. Он подъехал на машине, распахнул дверцу, и я сказала: «Ну, это просто какое-то шпионское кино». «Абсолютно не шпионское, - сказал Гердт и добавил: - Я свободный человек». Оказалось, приехав с аэродрома, Зяма сказал жене: «Я полюбил другую женщину». «Таню?» - спросила она. «Да». Он понимал, что всаживает нож. Но, на его счастье, нож не вошел: «А квартира?» - спросила жена. «Она твоя».
Мы поехали на холостяцкую квартиру приятеля Зямы, который дал ему на неделю ключи, и с тех пор тридцать шесть лет не расставались (после этого свидания они окончательно ушли от «бывших» и стали жить вместе в съемном жилье - он, она, ее дочка Катя и няня. - Ред.).
На следующий день, придя в редакцию на работу, я сделала «личное сообщение»: «Ушла от мужа». Еще через два дня опять сделала «личное сообщение»: «Соединяю свою жизнь с Гердтом». Естественно, все хохотали, но снялись какие-либо пути к сплетням и пересудам.
Зяма к этому времени был уже достаточно широко известным артистом. А ничто так быстро не становится сладостно обсуждаемым, как события личной жизни любимцев публики. Поэтому у моей мамы раздался звонок писателя-сатирика Бориса Ласкина, с которым я была знакома, и он сказал: «Я очень хорошо отношусь к вашей дочке и поэтому считаю своим долгом сказать: Гердт очень любит жениться, а ведь у Тани ребенок...» Ставя себя на место мамы, восхищаюсь ею: она только сказала, что «конечно, волнуюсь, уж очень все скоропалительно». Выслушав эти ее слова, я вышла к Зяме, который ждал меня у ворот.
- Что?
- Да вот мама...
Взяв меня за руку, Зяма тут же велел вести его к родителям. Удивленная Шуня (мама. - Ред.) открыла дверь. Сняв кепку, с порога Зяма сказал:
- Я обещаю вам, я буду жалеть вашу дочь.
Пауза.
- От такого сложного монолога я устал. Можно чаю?
И мы сели пить чай. И удивительно, было ощущение, что это совсем не в первый раз! Когда спустя полчаса мы с ним уходили, я спросила у мамы: «Ну что, теперь тебе спокойнее?» «Абсолютно», - сказала она.
...Мы вовремя встретились: ему сорок четыре, мне тридцать два. Уже некоторый опыт, не молоденькие, но еще молодые».
В ТЕМУ
«Доковыляю на свидание»
Но львиную долю - 36 лет - актер отдал Театру кукол, из которого ушел в 1982 году.
- Он признавался, что ему пришлось уйти: два лидера, «два орла» - он и Образцов - не могли быть в одном гнезде, - рассказывает приятельница Гердта Виктория Лазич, общественный деятель, в прошлом актриса.
Гердт вспоминал: «Образцов был ужасно ревнивый, до смешного. Если мне много аплодировали, он не мог этого вынести и выбегал на сцену, чтобы я недолго стоял перед аплодисментами».
После ухода Гердт работал в Театре Ермоловой, снимался в кино, выступал в концертах и на творческих встречах. То, из-за чего он так долго страдал - хромота, сделалось частью имиджа артиста. Как отмечали многие, без нее «Гердт уже вроде бы и не Гердт».
- При его такой своеобразной внешности негероя-любовника Гердта просто обожали женщины. У него была уйма поклонниц, которые осаждали его, - продолжает Виктория Лазич. - Помню, за кулисы прорвалась дамочка: я вас так люблю! Он тут же прищурился: «Ну, может, и доковыляю к тебе на свидание!».
Иронизировал постоянно: «Когда мне говорят: «Вы мой кумир. Я вас обожаю», - отвечаю: «У вас очень хороший вкус. А те, у кого вкус похуже, те просто в восторге».
Он всегда был в приподнятом настроении, хотя далеко не всегда чувствовал себя хорошо. Порой у него ныла нога, давали о себе знать болячки, но он не показывал вида. Нередко игра на сцене стоила ему сильных физических мук.
В последние годы он тяжело болел (актер умер от рака 18 ноября 1996 года. - Ред.). В моей памяти он остался веселым, искрометным, просто сгустком энергии...
5 лучших фильмов мэтра
● «Золотой теленок» (1968)
● «Соломенная шляпка» (1974)
● «Хождение по мукам» (1974)
● «Розыгрыш» (1976)
● «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Re: Зиновий Гердт
Из ФБ
Последнее выступление Зиновия Гердта...
"Давай поедем в город..." (Д. Самойлов)
Дина Рубина:
"Спустя несколько недель после смерти Зиновия Гердта я смотрела по телевизору его последний вечер. Сцену, усыпанную опавшими осенними листьями, взгляд Гердта - трагический, устремленный уже куда-то поверх людей - взгляд человека, осознающего свой уход. И последнее героическое усилие - когда он, уже не встававший две недели, вдруг поднялся с кресла, сделал несколько шагов по авансцене и с неистовой силой подлинного таланта прочел стихи Давида Самойлова...
До сих пор в ушах его голос:
<<О, как я поздно понял, зачем я существую!...>>
Уже на титрах я набрала номер Губермана, с которым Гердт давно дружил, останавливался, когда приезжал в Иерусалим. Услышала голос Игоря и - горло сдавило, не могу говорить. Знала, что он тоже смотрит вечер Гердта.
- Ну, что? -
спросил Губерман спокойно и, вроде, даже обыденно. Не дождавшись ответа, сказал:
- Ревешь?... Не реветь надо, дура, не реветь, а чаще с друзьями выпивать и закусывать... ".
Последнее выступление Зиновия Гердта...
"Давай поедем в город..." (Д. Самойлов)
Дина Рубина:
"Спустя несколько недель после смерти Зиновия Гердта я смотрела по телевизору его последний вечер. Сцену, усыпанную опавшими осенними листьями, взгляд Гердта - трагический, устремленный уже куда-то поверх людей - взгляд человека, осознающего свой уход. И последнее героическое усилие - когда он, уже не встававший две недели, вдруг поднялся с кресла, сделал несколько шагов по авансцене и с неистовой силой подлинного таланта прочел стихи Давида Самойлова...
До сих пор в ушах его голос:
<<О, как я поздно понял, зачем я существую!...>>
Уже на титрах я набрала номер Губермана, с которым Гердт давно дружил, останавливался, когда приезжал в Иерусалим. Услышала голос Игоря и - горло сдавило, не могу говорить. Знала, что он тоже смотрит вечер Гердта.
- Ну, что? -
спросил Губерман спокойно и, вроде, даже обыденно. Не дождавшись ответа, сказал:
- Ревешь?... Не реветь надо, дура, не реветь, а чаще с друзьями выпивать и закусывать... ".
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Re: Зиновий Гердт
История Зиновия Ефимовича Гердта
в изложении Шендеровича
«На дворе стоял тридцать второй год. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко (денег не было совсем). И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила («простынете, молодой человек, только начало марта»). Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла. Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма?
Он сказал: «Я вас приглашаю!»
– Это невозможно, – улыбнулась милая женщина. – Билетов давно нет…
– Я вас приглашаю! – настаивал Зяма.
– Хорошо, – ответила женщина. – Я приду.
Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда. Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела – он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера!
Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше.
И Зяма полетел в театр, к администратору.
От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет… Ожидался съезд важных гостей.
Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле.
И тут же проклял все на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты. На нее засматривались все гости – и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале…
Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым. Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией.
Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым. Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд.
Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями… И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену – и вошел в нее с безошибочностью гения.
– Зиновий! – вдруг громко воскликнул он. – Зиновий, вы?
Все обернулись.
Мейерхольд с простертыми руками шел через фойе к шестнадцатилетнему подростку.
– Зиновий, куда вы пропали? Я вам звонил, но вы не берете трубку…
(«Затруднительно мне было брать трубку, – комментировал это Гердт полвека спустя, – у меня не было телефона». Но в тот вечер юному Зяме хватило сообразительности не опровергать классика.)
– Совсем забыли старика, – сетовал Мейерхольд. – Не звоните, не заходите… А мне о стольком надо с вами поговорить!
И еще долго, склонившись со своего гренадерского роста к скромным Зяминым размерам, чуть ли не заискивая, он жал руку подростку и на глазах у ошеломленной красавицы брал с него слово, что завтра же, с утра, увидит его у себя… Им надо о стольком поговорить!
«После антракта, – выждав паузу, продолжал эту историю Зиновий Ефимович, – я позволял себе смеяться невпопад…»
О да! Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Наутро шестнадцатилетний «король» первым делом побежал в дом к благодетелю. Им надо было о стольком поговорить! Длинного разговора, однако, не получилось. Размеры вчерашнего благодеяния были известны корифею, и выпрямившись во весь свой прекрасный рост, он – во всех смыслах свысока – сказал только одно слово:
– Ну?
Воспроизводя полвека спустя это царственное «Ну», Зиновий Ефимович Гердт становился вдруг на локоть выше и оказывался невероятно похожим на Мейерхольда…»
http://pokolenie-x.com/?p=30780
в изложении Шендеровича
«На дворе стоял тридцать второй год. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко (денег не было совсем). И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила («простынете, молодой человек, только начало марта»). Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла. Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма?
Он сказал: «Я вас приглашаю!»
– Это невозможно, – улыбнулась милая женщина. – Билетов давно нет…
– Я вас приглашаю! – настаивал Зяма.
– Хорошо, – ответила женщина. – Я приду.
Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда. Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела – он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера!
Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше.
И Зяма полетел в театр, к администратору.
От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет… Ожидался съезд важных гостей.
Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле.
И тут же проклял все на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты. На нее засматривались все гости – и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале…
Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым. Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией.
Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым. Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд.
Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями… И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену – и вошел в нее с безошибочностью гения.
– Зиновий! – вдруг громко воскликнул он. – Зиновий, вы?
Все обернулись.
Мейерхольд с простертыми руками шел через фойе к шестнадцатилетнему подростку.
– Зиновий, куда вы пропали? Я вам звонил, но вы не берете трубку…
(«Затруднительно мне было брать трубку, – комментировал это Гердт полвека спустя, – у меня не было телефона». Но в тот вечер юному Зяме хватило сообразительности не опровергать классика.)
– Совсем забыли старика, – сетовал Мейерхольд. – Не звоните, не заходите… А мне о стольком надо с вами поговорить!
И еще долго, склонившись со своего гренадерского роста к скромным Зяминым размерам, чуть ли не заискивая, он жал руку подростку и на глазах у ошеломленной красавицы брал с него слово, что завтра же, с утра, увидит его у себя… Им надо о стольком поговорить!
«После антракта, – выждав паузу, продолжал эту историю Зиновий Ефимович, – я позволял себе смеяться невпопад…»
О да! Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Наутро шестнадцатилетний «король» первым делом побежал в дом к благодетелю. Им надо было о стольком поговорить! Длинного разговора, однако, не получилось. Размеры вчерашнего благодеяния были известны корифею, и выпрямившись во весь свой прекрасный рост, он – во всех смыслах свысока – сказал только одно слово:
– Ну?
Воспроизводя полвека спустя это царственное «Ну», Зиновий Ефимович Гердт становился вдруг на локоть выше и оказывался невероятно похожим на Мейерхольда…»
http://pokolenie-x.com/?p=30780
Re: Зиновий Гердт
Рассказывает Зиновий Гердт:
Это был пятьдесят седьмой год. Москва, фестиваль молодежи и студентов. Толпы иностранцев! Впервые! И приехали пять французских композиторов, сочинители всех песен Ива Монтана — Франсис Лемарк, Марк Эрраль, еще какие-то... Знаменитейшие фамилии! И к ним был приставлен Никита Богословский — во-первых как вице- или президент общества СССР-Франция, а во-вторых, у него прекрасный французский.
Ну вот.
А я тогда играл в Эрмитаже "Необыкновенный концерт", а по соседству выступал Утесов. И так как только от меня, "конферансье", зависело, два часа будет идти наш "концерт" или час двадцать, то я быстренько его отыгрывал, чтобы успеть на второе действие к Леониду Осиповичу. Я его обожал.
И вот я выбегаю, смотрю — стоит эта группа: пятеро французов, Никита и Марк Бернес. Он к ним очень тянулся... И идет такая жизнь: Никита что-то острит, французы хохочут. Я ни слова не понимаю, Бернес тоже. И он все время дергает Богословского за рукав: "Никита, что ты сказал?" Тот морщится: "Погоди, Маркуша, ну что ты, ей-богу!" Через минуту опять хохочут. Бернес снова: "Никита, что он сказал?" На третий раз Богословский не выдержал: "Марк, где тебя воспитывали? Мы же разговариваем! Невежливо это, неинтеллигентно..."
Потом он ушел добывать контрамарку — французам и себе, и мы остались семеро совсем без языка. Что говорит нормальный человек в такой ситуации? Марк сказал: "Азохн вэй..." Печально так, на выдохе. Тут Фрэнсис Лемарк говорит ему — на идиш: "Ты еврей?" Бернес на идиш же отвечает: "Конечно". "Я тоже еврей", — говорит Лемарк. И повернувшись к коллегам, добавляет: "И он еврей, и он еврей, и он..." Все пятеро оказались чистыми "французами"! И все знают идиш! Марк замечательно знал идиш, я тоже что-то... И мы начали жить своей жизнью, и плевать нам на этот концерт Утесова! Тут по закону жанра приходит — кто? — правильно, Богословский! Мы хохочем, совершенно не замечаем прихода Никиты... Он послушал-послушал, как мы смеемся, и говорит: "Маркуша, что ты сказал?" А Бернес отвечает:"Подожди, Никита! Где тебя воспитывали, ей-богу? Мы же разговариваем!"
Это был единственный раз в моей жизни, когда мое происхождение послужило мне на пользу
Ирина Н.- Сообщения : 28224
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения