Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Михаил Врубель

Участников: 2

Перейти вниз

Михаил Врубель Empty Михаил Врубель

Сообщение автор Ирина Анисимова Пт Мар 18, 2016 1:36 am

Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором

Михаил Врубель 8b49a58cd6bf878f8ff625c3c549e554

Современники о художнике: «Кротко сносил все удары, терпел от злобы и невежества всю жизнь. Был беден и голодал, случалось, мог месяц жить на 3 рубля, питаясь хлебом да водой. Однако видел лишь то, что значительно и высоко...»

160 лет назад, 17 марта 1856 г., в Омске в семье штабс-капитана Тенгинского полка родился сын. А Через 1,5 месяца был впервые полностью опубликован «Демон» - поэма покойного поручика Тенгинского полка Михаила Лермонтова. Новорождённого сына омского офицера тоже назвали Михаилом. Фамилия - Врубель. Но его «Демону» только предстояло появиться.

Ассоциация «Врубель - Демон» настолько прочна, что некоторые не брезгуют даже попенять художнику его личной трагедией и душевной болезнью: «Логичным финалом, расплатой за демонизм стали для него смерть ребёнка и сумасшествие».
Хотя современники оставили нам иной портрет Врубеля. Его товарищ художник Константин Коровин вспоминал: «Чистейший из людей. Кротко сносил все удары, терпел от злобы и невежества всю жизнь. Был беден и голодал, случалось, мог месяц жить на 3 рубля, питаясь хлебом да водой. Однако видел лишь то, что значительно и высоко. Не копил и не жалел ни работ своих, ни денег». А вот и сам Врубель стеснительно признаётся: «Людей деревни не люблю - они постоянно ругают мать. «Мать твою», «мать туда» - это отвратительно, это невыносимо... За границей мне иногда нравится - там больше равенства. Но там презирают бедность. Это несправедливо, неверно и нехорошо. А в России есть доброта...»

«Это гений!»

Неизвестно, впрочем, о какой именно доброте говорил художник. Максимум «доброты» продемонстрировал его современник критик Владимир Стасов: «Врубель очень хороший и милый человек, и даже отчасти небесталанен». Но эта жалкая похвала тут же перечёркивается следующей фразой: «Однако работы его до того нелепы и безобразны, что никакого терпения нет!»

Именно под такой аккомпанемент Врубель вошёл в выс­шую лигу художников своего времени. Произошло это довольно поздно - в 1891 г., когда было задумано юбилейное издание произведений Лермонтова, приуроченное к 50-летию его гибели. Для иллюстрирования отобрали 18 мастеров - Репин, Шишкин, Айвазовский... и Врубель, «до сей поры совершенно не известный широкой публике». Возможно, именно поэтому Врубелю достался самый скромный гонорар - всего лишь 800 рублей за 5 больших и 13 малых иллюстраций. Однако по-настоящему в этом проекте запомнился только он - после Врубеля больше никто и никогда не пытался иллюстрировать лермонтовского «Демона».

Михаил Врубель Fbbe83832408697d612b6ba9b4548b18

Зато заметили художника сразу. Пресса радостно взвыла: «Врубель - это грубость, карикатурность, уродливость, нелепость!» Даже учитель Врубеля, Илья Репин, отметил: «Михаил стал мне неприятен в этих иллюстрациях».

Надо сказать, что охлаждение было взаимным. Ещё будучи студентом, Врубель был неприятно поражён картиной Репина «Крестный ход в Курской губернии». Претензий было две. Первая - религиозная. Врубелю казался чудовищным сам сюжет: «Пьяная толпа, и нет ни одного верующего, даже среди священников! Неужели в России нет Бога?» Вторая профессиональная: «Репин срисовывает, а не рисует». Михаил Александрович не побоялся высказать это своему учителю в глаза. Одно из первых появлений Врубеля в доме мецената Саввы Мамонтова украсилось тихим скандалом. Никому не известный молодой человек, приведённый Коровиным, подошёл к Репину, который с блокнотом царствовал за столом, рисуя портрет хозяйки, и сказал: «Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете». Онемевший от такой выходки Мамонтов вытащил Коровина на террасу: «Костя, кого ты привёл?» На что получил простой ответ: «Савва Иванович, это гений».

«Рисуй и молчи»

Гений - да. Гений-труженик, не почивающий на лаврах. Неподражаемый. В прямом смысле этого слова - не замечено ни одной попытки писать «под Врубеля». Фанатичный работник. Он постоянно твердит одно и то же: «Всё время рисуй, каждый день, каждую минуту». «Ты рисуй и молчи; когда нарисуешь, тогда и говори об искусстве».

Художник Михаил Нестеров любил вспоминать такую историю. Однажды Врубель написал полотно «Моление о чаше». Гефсиманский сад, Христос, всё залито прозрачным лунным светом... Васнецов был в восторге, нашёл покупателя, тот купил картину, и оба умоляли Врубеля ничего с ней не делать. А он пошёл в цирк. Вернулся под впечатлением от номера одной наездницы, очень хотел написать её по памяти. Холста не было, и тогда он взял свой уже проданный шедевр. Когда стемнело, от «Моления о чаше» оставался незаписанным только уголок...

Да, это похоже на одержимость. Но не демоном, а работой. Даже конечный результат для него был не так уж важен. Он мог изрезать рисунок, а то и вовсе его выбросить. Между прочим, именно с этого началось знаменитое врубелевское собрание Третьяковки. Художник нарисовал очередную «Голову Демона». Потом смял её и кинул на пол. Константин Коровин подобрал, сохранил и подарил Третьякову.

«Смять и выбросить» - эта судьба могла постигнуть и другие работы художника. Например, ставшие классикой панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Заказанные Саввой Мамонтовым в 1896 г. для павильона выставки в Нижнем Новгороде, они вызвали «ожесточённую ругань, ненависть и что-то звериное в жюри художников из академии». Их сняли и, если бы не заказчик, запросто могли бы уничтожить.

Спустя 14 лет после этого инцидента художник, поражённый душевной болезнью, полностью ослепший, умер в психиатрической лечебнице. По иронии судьбы гроб из церкви выносили те же люди, что убирали с выставки его панно.

http://www.aif.ru/culture/person/demon_zhivopisi
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Михаил Врубель Empty Re: Михаил Врубель

Сообщение автор Ирина_Киев Пт Мар 18, 2016 6:06 am

Киев: место встречи Михаила Врубеля и Эмилии Праховой. Весной 1884 года из Петербургской Академии искусств в Киев приехал на подработки невысокий худощавый студент "с лицом нерусского типа" — Михаил Врубель, никому еще не известный. А из Киева он уехал уже великим художником. Что же здесь случилось и как это случилось? Было так: Врубеля пригласил профессор киевского университета Адриан Прахов — реставрировать фрески ХІІ века в Кирилловской церкви. Почему пригласили студента? Потому что смета на реставрацию была незначительной. Академик бы за это не взялся, а студенту можно дать 1200 рублей за 76 дней работы, и пусть едет доучиваться. Но он так и не уехал доучиваться. И был единственным в истории Академии, кто стал академиком, не закончив науку. Но это позже. А пока что он — в Святой Софии и Кирилловской церкви, среди учеников киевской рисовальной школы, которые отмывали лики святых от столетней грязи. Это были простые ребята. Когда у них спрашивали, много ли сделано, эти будущие художники говорили: "Много! Уже морду Богу отмыли!" Врубель тоже был — будущий. Он тогда мучался над портретом Гамлета "по собственной морде". А с собой привез незавершенную акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" — мясистая голая дама, пышная и тяжелая, словно кресло, на котором она умостилась. Теперь эта, так и незавершенная, акварель есть в Музее русского искусства в Киеве. После более близкого знакомства Прахов поручил Врубелю создать в Кирилловской церкви оригинальные фрески на месте утерянных. И тот создал их, на южной и северной стенах церкви. Они там есть до сих пор, как и знаменитая врубелевская "Богоматерь". Третьяков очень хвалил ее. А художник уже тогда работал над своим фантастическим "Демоном", который позже его прославил. Такое впечатление, что Врубель нашел себя легко, неожиданно и сразу. И случилось это в наших краях. Киев иногда делает с людьми невероятные вещи. Здесь стоит обратить внимание вот на что. Врубель полюбил "ландшафты Малороссии", ставил ее куда выше Эллады. Среди его любимых писателей был Гоголь. Но у Гоголя Врубель не любил как раз его "малороссийские повести". Почему? Ну, поляк Врубель мог не любить Тараса Бульбу. А все остальное почему? Если присмотреться к его жизни и смерти, то увидим, что Врубель — это Фома Брут из страшной Гоголевской повести "Вий". Кому хочется быть Фомой Брутом? Никому. Но с нами всегда происходит именно то, чего мы боимся и не хотим. Вспомним: Фома Брут погибает в церкви из-за греха, который, может, и не совершал. Ведь он не знал, что ведьма и погубленная им Панночка — одно и то же. Но он этот грех отмолил. Он свершил свой подвиг и умер, не сойдя с того места. Врубель в Киеве встретил Панночку, благодаря которой и свершил свой художественный подвиг. Начало "Вия": бурсака приглашают на хутор на три ночи, и он оттуда не возвращается. Начало Врубеля: столичного студента приглашают в провинцию на 76 дней. Только через пять лет он оттуда возвращается. То есть, он думает, что возвращается. А на самом деле — все, как у Фомы Брута. Но поговорим о Панночке. В доме Прахова Врубель увидел его жену Эмилию. У нее темно-васильковые глаза и удивительно выразительные губы. У нее трое детей, она старше 28-летнего Врубеля на четыре года. Эмилия хорошо играет на фортепиано, ее любил слушать Лысенко. Врубель пел под ее аккомпанемент. С нее он писал для Кирилловской церкви лик Богородицы. Отец художника, полковник Врубель, об этой иконе говорил: в ней очень мало святости, но она прекрасна. Профессор Прахов все понимал. Потому что был старше на десять лет и мудрее Прахов устроил Врубелю поездку в Италию, чтобы там художник завершил работу над эскизами "Богородицы". Врубель целый год сидел на площади Сан-Марко в Венеции и рисовал Эмилию. Есть несколько киевских натурных эскизов, и почти все без лица. Значит, Богородицу он создал в Венеции по памяти. Перед отъездом туда Эмилия ему сказала: "Вы слишком много думаете о себе. Это вам мешает жить и огорчает тех, кого вы думаете, что любите, а на самом деле заслоняете все собой в разных театральных позах. А любовь должна быть деятельной и самоотверженной!" Уже через два месяца в Венеции Врубель опять хотел в Киев. Он в этом случае не был банальным салонным обольстителем чужой жены. На него в Киеве упало большее несчастье, чем чужая жена: ему открылась — в этой женщине и через нее — невозможность счастья ни на земле, ни на небе. Явно отсюда спустя время возник грустный "Демон" — дух, который нигде не может найти покоя. Демон — уже не Гамлет "по собственной морде", а портрет собственной души. Как-то в то время Врубель нарисовал руку с лишним суставом. Ему указали на эту анатомическую неточность. Он ответил: это сустав, которого у человека пока что нет, но без этого сустава невозможна свобода полета. Тогда, в Киеве, появились первые признаки его безумия: он красил нос в светло-зеленое и так ходил по Крещатику. Пять киевских лет миновали, Врубель уехал в Москву. Имел успех, женился. Казалось, что судьба Фомы Брута обошла его. А в действительности он ходил по кругу, как те бурсаки, искавшие ночлег. Ему казалось, что он может легко вернуться в этот очарованный край. Он женился на Надежде Забиле (Забелло). Фамилия почти итальянская, но это была барышня из рода Забил — старой черниговской казацкой шляхты. На хуторе ее отца под Плисками Врубель провел не одно лето. Там написал свою знаменитую "Царевну Лебедь" (1900). А моделью служила Елена Прахова — дочь Эмилии. Что это было, как не попытка возвращения? Он все же не раз возвращался. И в одно из таких возвращений, в 1903 году, потерял двухлетнего сына — ребенок смертельно простудился в дороге, и похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Тогда к Врубелю вернулось его безумие. И он просил: "Увезите меня скорее отсюда!" — потому что очень боялся попасть в сумасшедший дом при Кирилловской церкви, где был образ Богоматери-Панночки. Последнее пристанище он нашел в клинике доктора Баре. Этим именем подписано свидетельство о смерти Шевченко, а сама клиника находилась возле Академии искусств в Петербурге. Может, это такое место, где встречаются неприкаянные души грешных художников и вспоминают очарованный край, который сделал их великими. Но и погубил... Эмилия Прахова пережила своего мужа на шесть, а Врубеля на 17 лет. Письма Михаила были сожжены по ее просьбе. Никто так и не узнал всех подробностей
этой удивительной истории любви, таланта и сумасшествия…

Михаил Врубель 11w8r9z

Михаил Врубель 2j0jd3p
Ирина_Киев
Ирина_Киев

Сообщения : 1282
Дата регистрации : 2015-06-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Михаил Врубель Empty Re: Михаил Врубель

Сообщение автор Ирина Анисимова Пт Мар 18, 2016 9:00 am

Да, "Богоматерь" в Кирилловской церкви потрясающая. Ее лик совершенно не похож на канонические холодные, какие-то нездешние, лица. Это очень земная женщина.
Да и вообще, роспись в Кирилловской церкви совершенно особенная. Помню, впечатления от нее были самыми сильными, привезенными мною из Киева.
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Михаил Врубель Empty Re: Михаил Врубель

Сообщение автор Ирина Анисимова Пт Мар 18, 2016 9:10 am

Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Михаил Врубель Empty Re: Михаил Врубель

Сообщение автор Ирина_Киев Пт Мар 18, 2016 10:39 am

В статье говорится о росписи Владимирского собора в Киеве

"Поначалу Прахов планировал назначить главным исполнителем росписей самого близкого ему тогда художника, с которым он тесно трудился до этого в Кирилловской церкви, Михаила Врубеля, несмотря на то, что у того были нетипичное художественное мышление, да к тому же и очевидные признаки психической неуравновешенности.

Было, однако, еще одно обстоятельство, осложнявшее взаимоотношения Прахова и Врубеля. Это ухаживания Михаила Александровича за супругой профессора Эмилией. Иногда они переходили в состояние напряженной тайной влюбленности. Собственно, именно Эмилия и вдохновила Врубеля на создание ряда шедевров уже в самом начале его творческого пути.

Все это в совокупности низвело на нет заслуги Врубеля в глазах Прахова. Ревнивый профессор отвел ему лишь скромный участок работ по оформлению храма, предполагавший написание только нескольких орнаментов. К счастью, чудом сохранились оставшиеся за рамками собора эскизы. Некоторые специалисты считают, что, будь собор выполнен полностью Врубелем, выглядел бы он совершенно по-другому - в эдаком мистически-космическом духе"

http://gazetanv.ru/article/?id=162
Ирина_Киев
Ирина_Киев

Сообщения : 1282
Дата регистрации : 2015-06-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Михаил Врубель Empty Re: Михаил Врубель

Сообщение автор Ирина Анисимова Пн Апр 18, 2016 3:05 am

Тринадцать демонов Михаила Врубеля

Михаил Врубель 651ef9640c390208076208d4fd4edd70.jpg?e01

Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля — 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года. Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?
Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»


Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Михаил Врубель 32d59116d8e9abd18da922a49a97c8b6.jpg?2d7

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»


Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.
Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

Михаил Врубель A02732d75361b9d242179579162c4f6a.jpg?0ae

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».
И вместе с тем:
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Михаил Врубель 553da7dfa0985e204cb113b92e15d9c6.jpg?dfb

Фауст. Триптих

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Михаил Врубель 762e4dc58f0d3a77f8e3df0bcfa3b9d3.jpg?c3f

Михаил Врубель Bbb6eb09acf494a2bf4b9882f725f3cb.jpg?22b

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:
«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Михаил Врубель 566205da13a13be850304a7d6412eef1.png?6a2

Демон пятый. «Демон сидящий»


Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:
«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.
Из письма сестре:
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Врубель 38bee13be07a7161a5e26fdf9bf1079a.jpg?ff0

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский


В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

Михаил Врубель 59d3d0af9ede07ecbbfbc0b5966a1d8f.jpg?625

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего

Михаил Врубель D13e9f0d89acc542726c0d450abdb294.jpg?bc9

Демон у монастря

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

Михаил Врубель E4da61616fac38e6d285ba4b5fb37e92.jpg?afe

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.
Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Михаил Врубель 5dd473d46c35a03aff4497991b986cce.jpg?c8c

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»


В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Михаил Врубель 1a3c5867af2933afda912dd9986392cf.jpg?6c4

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Михаил Врубель 9211005a3f8b669464e8b954eb61074f.jpg?62b

Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

Михаил Врубель Dae03f38dae3ffcf17bad9f0a71f6968.jpg?0ad

Михаил Врубель 96a88b0cb0a2f20fea38f561db47f795.jpg?534

Царевна-Лебедь

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска,
Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров.

Михаил Врубель Ba032596bf9273c45ca273987817cc00.jpg?897

Утро
Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

Михаил Врубель C3bc07b052447ab8b676029570cbcafd.jpg?262

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана»

Михаил Врубель 9c69ca76655fecc72acced305c05b168.jpg?608

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Михаил Врубель 575f2f1a92b18ebd54b496bffecd747c.jpg?03c

Михаил Врубель 2936411b9a7294ce0bcb7482a84afd46.jpg?e9d

Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

Михаил Врубель Ddc2498473fddc399d95883eab7e684d.jpg?01a

Михаил Врубель Abc0c648db857de6107dc08ae4e810d3.jpg?2f2

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.


В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».
В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.
«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

Михаил Врубель D90eacdb22b60a86e2165516541ca0ff.jpg?f4e

Летящий Демон

Михаил Врубель 6717109d9640de17a4ee365b8bb8568b.jpg?f85

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк


Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

Михаил Врубель Dd8b20f3f10ee916f7c5daa8c235d0e7.jpg?725

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

Михаил Врубель E8aa10654eca037e56191f6b2d34f58b.jpg?847

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:
«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

https://artchive.ru/publications/1662~Trinadtsat_demonov_Mikhaila_Vrubelja
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения