Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

3 октября 2008 г, День рождения Сергея Есенина, Константиново

Перейти вниз

3 октября 2008 г, День рождения Сергея Есенина, Константиново Empty 3 октября 2008 г, День рождения Сергея Есенина, Константиново

Сообщение автор Ирина Н. Вт Июл 21, 2015 5:25 pm

- Наше сегодняшнее выступление для нас совсем в военно-полевых условиях, п.ч. буквально совсем недавно из Липецка, на машине.  И, поэтому я прошу прощения, что мы так задерживаемся… чуть-чуть… вот… к сожалению,  физически нельзя было успеть вовремя. А выступить здесь сегодня хотелось уже много лет. .. вот…
Добрые, чудные хозяева этого замечательного места не дадут соврать – мы несколько лет мечтали о том, чтобы этот день состоялся. Поэтому,  в таких переездах – долгих и напряженных -  выпадают минуты иногда, когда можно подумать о чем-то серьезном, о чем-то, может быть,  о том, что больше нашей обычной суетной жизни. И можно подумать, используя… пользуясь, наверное, правильнее сказать, словами людей, которым  Господь даровал возможность через эти слова не только умно, не только мудро, но и  красиво выражать наши мысли, желания, чувства.
Безусловно, для русских людей Есенин – один из главных творцов, один из главных талантов, один из главных одаренных людей, которым каким-то, действительно, чудом за короткую его жизнь удалось выразить то, что волнует, наверное, каждого русского человека.


1. Отговорила роща золотая

- В сегодняшней программе звучать будут произведения, которые, ну… чисто хронологически совпадают со временем жизни, творчества, со временем, может быть, расцвета дара Сергея Есенина. На целую программу сегодня не хватило, конечно, не стихов – стихов бы хватило на много программ – не хватило музыки.  И это поразительная вещь.  Вообще, очень мало хорошей музыки написано на стихи Есенина. Хорошей, в том смысле,  чтобы мы могли вот так просто -  за столом просто или в  какой-то компании, или среди близких друзей, близких людей  - просто петь его песни. Есть чудесный Свиридовский цикл на его стихи, есть еще какие-то серьезные. Но простых,  душевных песен – то, что принято называть романсом – их крайне мало.  Не знаю, отчего? Может быть, п.ч. стихи Есенина настолько мелодичны, что создать в каком-то смысле адекватную музыку очень трудно.  Не знаю. Так или иначе,  в сегодняшней программе  будут преобладать русские романсы – песня, которая была знакома Есенину, песня, которую он любил, песня, для которой и он оставил свои стихи.  Все-таки, несколько романсов на его стихи существуют. Они известны.


2. Ночь светла
3. Костер


- У русских поэтов, во многом, замечательная судьба.  Хотя, наверное,  не только у русских. Но, знаете, вот… рассуждения певца, может быть, не очень глубокие, не очень мудрые. Но, все-таки, рассуждения… Яков Полонский, когда писал стихотворение «Прощание цыганки», вряд ли предполагал, что это стихотворение станет народной песней. Есть вот в копилке наших песен – прекрасных, чудных, тех, которые мы называем народными - и по справедливости народными,  или, даже, не по справедливости, а по тому,  что выше справедливости  - по любви. Мы настолько полюбили эти песни, что считаем их родившимися сами собой где-то в деревне. Это, чаще всего, так думают люди. Те, кто может быть, немножко более знаком с историей русской песни справедливо говорят -  нет, эти песни  родились на окраинах городов, в слободах где-нибудь, может быть, на фабриках. Некоторые говорят о том, что эти песни  родились в салонах, где простые, достаточно простые обыватели, мещане умели музицировать.  На самом деле, большинство любимых наших песен, называемых народными, созданы людьми - щедро одаренными, созданы людьми - гениальными.  Так, например, знаменитые «Коробейники» - на Некрасовский текст. И многие, многие другие песни. Так происходило  и с некоторыми текстами Есенина.  Правда, от его жизни нас отделяет не такое большое время, чтобы мы могли забыть автора строк.  Вот песня, которая сейчас прозвучит, безусловно,  тоже имеет своих авторов. Имена их затерялись. Может быть, кто-нибудь их найдет и когда-нибудь озвучит. А так – городская песня, городской романс, бытовой романс, но один из самых  знаменитых и любимых, и прославленных в  истории русской песни.

4. Очаровательные глазки
5. Караван


- муз.пр

6. Клен, ты мой опавший
7. Ночные цветы
8. Не пробуждай


- Романс, ну, как и предыдущий, так и следующий, связаны очень серьезно с Петербургом. Я не могу сказать – типично Петербургский, п.ч. множество романсов, которые мы считаем - и справедливо считаем, связанными с Серебряным веком. Они родились, как раз, не  в столице российской империи, но именно там получили наибольшую признательность, наибольшую любовь. Это очень схоже и  с судьбой самого Сергея Есенина. Мне довелось учиться  в институте, который географически расположен очень близко от того дома на Литейном проспекте, в котором Есенин жил, будучи в Петербурге, от того дома, где были и счастливые мгновения его жизни, где были и  разочарования. Наконец, само становление наших студентов театрального института происходило на той самой площадке Тенишевского училища – знаменитого в свое время, где и выступал Есенин, как и многие поэты знаменитые – и  в то время знаменитые,  и впоследствии знаменитые. Вот сейчас в этом помещении находится учебный театр Петербургского театрального института.  С этим местом, именно с этим местом, связано 5 лет моей жизни. И вот, когда читал воспоминания о Есенине, о том, как он выходил на эту площадку, становилось немножко не по себе, п.ч люди, которые ходили по той сцене, на которой мы потом тоже что-то делали – они прошли, как правило,  очень трагический жизненный путь.  Стихи самого Есенина пронизаны скорбью, тем не менее,  я не могу сейчас точно процитировать ту фразу, но в свое время она пленила мое сердце. Люди, здесь находящиеся, конечно, вспомнят это, знают это наизусть и помнят это очень хорошо. Но вот очень точное Есенинское определение, которое можно отнести  ко всему жанру русского романса, что, среди житейских бурь, среди потерь и бед… вот не помню точно эту фразу, тем не менее, сохранить веселость сердца – высшее искусство.
Поверьте, вот то, что хочется делать в жизни – в творческой жизни, то, что приходится делать на сцене – это примерно так: с улыбкой на устах и с печалью в сердце.  Так, наверное, вообще весь русский романс и  в этом, как мне кажется особый ключ к тому, что мы  называем любовью к Есенинской поэзии, к тому, что мы называем любовью к русскому слову. Собственно говоря,  в этом ключ любви и к романсу
.


9. Время изменится


- муз.пр

10. То не ветер ветку клонит
11. В лунном сиянье
12. Я встретил Вас
13.  Не уходи


- Без следующего романса сегодняшний концерт был бы вряд ли возможен, хотя, у меня к нему сложное отношение… вот.. я  очень его люблю, хотя, вряд ли смог бы себе присвоить все те слова, которые там звучат. Вообще стараюсь петь только то, что могу сказать вот от себя лично.  Т.е., если бы Господь даровал такой  дар – слагать стихи, то, может быть,  я бы писал вот так же. Не могу сказать это точно о следующем … о следующей  песне. Но, поскольку она – самая известная, самая популярная, самая любимая  и, наконец, .. это, если я  прав… я, вообще, - не ученый, поэтому к моим словам нужно относиться с таким несколько… ну, определенной долей сомнения или , хотя бы, такой… такого критицизма, тем не менее,  мне кажется, что этот романс возник еще при жизни Сергея Александровича. Ну, и, наконец,  все-таки, пытаясь сейчас воспроизвести и  в сознании, и на губах те слова, которые, может быть, я писал бы эпиграфом к любому романсовому концерту, вообще, к истории русской поэзии:

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство


14. Письмо матери


- Я не знаю, много сегодня говорю, может быть, очень много, поверьте, п.ч. очень волнуюсь. То, что сейчас вот сказали про похожесть… ну, во-первых,  все русские люди, конечно, похожи, так или иначе,  друг на друга, а Есенину, повторюсь, удалось выразить каким-то особым образом тот язык, на котором говорит простой русский человек, только сделать это красиво, даже прекрасно… вот… но, отчасти, может быть,  какая-то похожесть есть в том, что дед мой из Рязани – отец по матери.  Вот, поэтому особая какая-то нежность к этой земле в сердце существует.  Хотя, в Константиново мы приехали первый раз в июне  этого года… вот и сейчас…
… Да нет, все-таки, наверное,  я не скажу тех слов, которые хотелось бы сказать и можно было бы сказать.  С портрета Сергей Александрович смотрит очень… очень иронично… п.ч., в  принципе, в его присутствии слагать мысли трудно, а хочется… тогда вот еще одна песня… песн тоже , конечно, знаменитая, известная песня, которая в данный жизненный момент мне очень близка… вот… а,  может быть,  в одном… в одной критической – не критической.. как сказать… искуствоведческой, литературоведческой статье я  прочел, что, может быть,  это – слова этого стихотворения  - они, как особый сердечный крик русского человкеа начала 20 столетия, крик на изломе, на перемене эпох, крик от перемены судьбы – абсолютной перемены судьбы руского общества, русского народа, русского языка. Русского народа, наверное, скорее всего,  правильнее всего сказать, п.ч. то, что было раньше, никогда не вернется, как бы мы об этом не мечтали.  Не вернется не по форме.  По форме можем, в принципе, вернуть почти, что угодно. Но по сути вернуть юность, вернуть молодость не-воз-мож-но. О ней можно мечтать, о ней можно писать.  Писать прекрасные стихи, но, наверное,  это поразительно… лучше всего  об ушедшей молодости можно написать, пока ты  еще молод, пока ты еще юн.


15. Не жалею, не зову, не плачу
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23229
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения