Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Яд кобры, аконит или бледная поганка? Чем был отравлен сын Ивана Третьего - Иван-царевич Молодой?

Перейти вниз

Яд кобры, аконит или бледная поганка? Чем был отравлен сын Ивана Третьего - Иван-царевич Молодой?  Empty Яд кобры, аконит или бледная поганка? Чем был отравлен сын Ивана Третьего - Иван-царевич Молодой?

Сообщение автор Ирина Анисимова Вт Апр 16, 2019 2:28 pm

Считалось, что грознее Ивана Третьего – или Ивана Великого – никого и на свете нет. Но это было лишь до тех пор, пока к власти не пришёл его внук от Василия Третьего, сына Софьи Палеолог, Иван IV. Действительно, этот великий князь был весьма суровым правителем, оживлённо боролся за великокняжеский стол с родственниками, расправляясь то с одним, то с другим. Как-то он откровенно признался митрополиту: «...уморил я брата Андрея Большого, есть грех». Однако заключённых в узилище членов семьи брата на свободу так и не выпустил, и все они умерли в темнице. Будучи весьма воинственным, он часто сражался с соседями, с удовольствием отрезая от их земель солидные куски территории, как это было принято у тогдашних феодальных правителей. Как и многие европейские курфюрсты и короли, он был не прочь откусить и от церковных и монастырских земель: московское войско росло, и надо было одаривать помещиков, служивших в коннице, не какими-то там захудалыми, заросшими бурьяном и полынью пустошами в Диком Поле, весьма небезопасными из-за соседства с татарскими улусами, а верстать их хорошей пахотной землёй с мужиками, чего было в достатке у церковников.

Европейские государи, решавшие поживиться за церковный счёт, во времена Реформации, как правило, становились кальвинистами или лютеранами. Московский государь веру поменять и не пытался. Для православного государя такой пассаж стал бы сатанинским прельщением. Да и примеров было немного. Реформация была рядом, но ещё не началась, так что подглядеть было не у кого. Но процессы уже шли. Эмигранты-византийцы раскачивали в Италии Чинквиченто. А Иван Третий толпами завозил в Москву итальянских учёных, мастеров и медиков. С церковниками он поступал более осторожно. В борьбе между «иосифлянами», стоящими за традиционную церковную форму владения имуществом, и «нестяжателями», преемниками новгородских «стригольников», основателями второй большой ереси на территории Московского царства, сторонниками идеи бедности и скромности духовенства и обрядов, великий князь искусно лавировал. Имея сильный интерес к церковным землям и имуществу, он часто поддерживал нестяжателей – к слову, не без наущения невестки, жены своего сына Ивана Молодого от первой супруги своей, тверской княгини. Дочь молдавского господаря Стефана Третьего Елена Волошанка, прозванная в народе Прекрасной и Премудрой, воспитанная в идеалах гуманизма и рыцарства, конечно же поддерживала «нестяжателей».

Кстати сказать, именно это противостояние и заложило основы нелицеприятного отношения русских простых людей к евреям, ибо «иосифляне» иначе как «жидовствующими» нестяжателей не называли. Их предводитель Иосиф Волоцкий ухитрился обвинить в покровительстве ереси тогдашнего митрополита Всея Руси Зосиму, называя его «антихристовым предтечей» и добившись его отречения от митрополии. Происходило это из-за того, что монахи-нестяжатели выступали не только против церковного землевладения, что обычно для аскетических учений старчества, но ещё и по этическим принципам. Открытая проповедь нестяжательства, отрицательное отношение к использованию чужого труда, прощение раскаявшихся еретиков – новгородских стригольников схариитов (от Захарии-Жидовина, их полумифического главы) – всё это вызывало отторжение у сторонников обрядового благочестия, которое жёстко поддерживала Софья Палеолог, византийская принцесса, воспитанная в показном благочестии. История это интересная, и о ней можно почитать у целого ряда авторов: Смолича, Бердяева, Зеньковского, Грека, Курбского, Никольского, Лурье, Романенко, о. Григория Флоровского и многих, многих других. К сожалению, мы не можем изложить здесь всё подробно. Важно понимать одно: Софья Палеолог и её сын Василий фактически боролись за великокняжеский стол с Еленой Волошанкой и её сыном Дмитрием. С гибелью 32-х летнего Ивана-царевича эта борьба обрела самые жёсткие формы.

Иван Молодой, его болезнь и трагическая смерть стали весьма яркой знаковой точкой в жизни Московской Руси того времени, дав старт различным историческим тенденциям и событиям. На фоне 42-летнего правления отца Ивана Молодого – Ивана Третьего – жизнь царевича представляется вспышкой молнии, на секунду всё осветившей и исчезнувшей без следа.

Ледяной зимой 1458 года юная княгиня Мария Тверская разрешилась от бремени здоровенным, румяным и крепким младенцем, что после шлепка повитухи оглушил мамок и нянек могучим криком. Мальчика в честь отца нарекли Иваном. Его матери на этот момент было всего пятнадцать лет. Её отравили, когда мальчику не было и 10. Яд так обезобразил её, что сын не смог её узнать.

Многие историки утверждают, что именно Иван Молодой – прототип сказочного Ивана Царевича, любимейшего героя русских сказок. Совсем молодым человеком он стал соправителем отца, разделив с ним трон. Обстоятельства жизни сказочного героя и реального царевича схожи. У обоих по двое злых братьев с одинаковыми именами. Обоих цари не отпускали от себя: сказочного – опасаясь неприятелей, настоящего же пытались вернуть вместе с войском с реки Угры, где он преградил путь Орде. Оба были женаты на Еленах, причём жену Ивана Молодого, как и жену сказочного, Елену Волошанку, в народе звали Прекрасной и Премудрой. Ивана сказочного жестоко умертвили лицемерные братья. По мнению многих врачей и историков медицины, Иван Молодой был отравлен своей мачехой, что хотела освободить трон своим сыновьям. После смерти сказочного героя царь убийц бросил в темницу. А отец Ивана Молодого, убедившись в том, что Софья Палеолог пыталась убить и его внука, Дмитрия Ивановича, заточил её и её сына Василия в тюрьму. А её служанок-травниц, готовивших яды, велел утопить. Но у византийской царевны детей было 10. Поэтому судьба детей Иоанна III от первого брака была, к сожалению, предопределена.

Сам брак Ивана Третьего с Софией никак, кроме политической авантюры, и не назовешь. Против воли главы Московской церкви, безо всякого намека на приданое – а такие крупные феодалы порой получали реальные пол-королевства! – Иван Третий взял в жены дочь брата последнего ромейского императора, бывшего деспота Мореи – маленького кусочка балканского полуострова, да к тому же давно покойного. Софья давно сменила православную веру на католическую, а потом приняла православие во второй раз. Брат её был настоящим жуликом, не раз мошеннически продававшим свои сомнительные «права» на византийский трон. Молодая супруга постоянно без спросу запускала руки в казну и «...много истеряла казны... брату давала, племяннице давала, и много…» Во время одного такого пассажа с казной случилась история, в которой одним из персонажей вполне вероятно был Иван Молодой. Ивана Третьего убедили подарить невестке драгоценности матери Ивана, княгини Марии. Сунулись в казну – а там пусто! Софью поймали за руку, государь разгневался. Если бы Ивана Третьего на месте хватил удар, то государем стал бы Иван Молодой, а ромейская царевна скорее всего исчезла бы навсегда. Но, как мы знаем, история сослагательного наклонения не терпит...

Иван Молодой был превосходным воином и талантливым полководцем. Когда же «...послал царь Ахмат к великому князю Ивану к Москве послы своя, по старому обычаю отец своих, с басмою, просити дани и оброков за прошлыя лета. Великий же князь, ни мало, ни мало, не убояся страха царёва, но, приям басму, лице его, и плевав на ню, излама ея, на землю поверже и потопта ногама своима, а гордых послов его избити всех повеле...», – хотя многие историки и утверждают, что все эти летописные измышления были написаны более чем полсотни лет после смерти Ивана Третьего. Многие полагают, что никаких посланцев не было, и ничего государь не рвал, не плевал и не топтал. Хотя и у легендарной версии множество сторонников. Иван Молодой отважно противостоял татарам на реке Угре. Переняв от неких Фомы Фрязина и Луки Немца искусство «иноземного огненного боя», он был горячим сторонником применения огнестрельного оружия (кулеврин, пищалей, рибодекинов, рушниц, василисков и бомбард). А к слову, именно широкое применение огнестрельного оружия так напугало татар во время их попыток переправы. Когда Иван Третий совсем пал духом и призвал сына, чтобы бежать в Вологду, Иван Молодой ослушался отца, продолжая руководить войсками. Татары ушли. Двухсотлетнее иго закончилось...

В 1490 году у Ивана Молодого начались боли в ногах. Опытных лекарей вокруг не было, единственного учёного врача-немца извели ещё за 5 лет до этого. Этот доктор по имени «Онтон Немчин», бывший первым придворным врачом Ивана Третьего, погиб ужасной смертью. Назначенный лечить сына касимовского царевича Даньяра-Каракучи, немецкий эскулап успеха не добился. Пилюли из киновари и ртути, декокты и настойки, которыми он потчевал больного, быстро свели того в могилу. Государь выдал его касимовским татарам, как тогда говорили, «головой». Врачу довелось испытать расправу скорую и жестокую: «...сведши на реку на Москву, да под мост, да зареза его ножом, яко овцу....»

Поэтому диагноз «камчужная болезнь, камчуга в ногах» – т.е. подагра – ставил Ивану Третьему неизвестно кто. К слову, подагра – болезнь чрезвычайно неприятная, что порой лишает человека мобильности и истязает нестерпимой болью. Но чтобы от подагры человек «сгорал» - нет, такого никогда не было. Так от неё не умирают. А вот, к примеру, от ядов некоторых змей – вполне да. Сильная ломота в ногах, отсутствие чувствительности, иногда полное – симптомы тут практически тождественны тем, что возникают при укусах среднеазиатской, индийской кобры или египетского аспида Уто, или, к примеру, змеей вида Naja haje. К слову сказать, виды ядовитых змей были отлично известны византийским медикам, составившим обширные тайные руководства о том, как использовать и сохранять их яды. А ноги немеют и болят по той причине, что при отравлении угасает сердечная деятельность, ослабевая настолько, что на периферию тела, особенно в нижние конечности, кровь проходит намного хуже. Этот яд может попадать в организм не только с кровью, но и через желудок. Можно предположить, что те самые травницы, которых впоследствии утопили, вполне могли опоить царевича.

Похожие симптомы могут возникнуть и при отравлении экстрактами красавки или отравлении грибами. Клиническую картину болезни могли и запутать умелые люди, сообщая не владевшему языком и не предугадывавшему таких византийских страстей и интриг при дворе «диких московитов» врачу ложные сведения. По мнению некоторых специалистов для отравления Ивана Молодого использовали растение аконит. Его вытяжку наряду с цикутой ещё с античности применяли греки для умерщвления преступников. Стрелы с экстрактом аконита использовали на волчьей охоте. Для отравления аконитом характерна слабость и ломота в ногах, сердце почти отключается, вплоть до фибрилляции желудочков. Всего один грамм аконита – и человек мёртв.

Мистическим ужасом отдаёт и то, что именно этот яд – яд для волчьей охоты – мог быть применён не случайно. Волк – родовое, можно сказать, тотемное изображение для тверских князей. Существует множество тверских монет с изображением этого зверя. Да и в свите у князя Ивана Молодого, бывшего одновременно и тверским князем, был плотник-денщик Сергий Волк, всюду сопровождавший князя. А как тут быть с Серым Волком и Иваном-царевичем? Что это – злая шутка коварной принцессы или перст судьбы? А противоядия от аконита нет. И молодой врач мистро (Маэстро) Леон (Лейба) Жидовин был приставлен не иначе как по тайному приказу гречанки – иначе почему именно молодой – неопытный, отчего жидовин – в разгар борьбы с ересью жидовствующих? Слишком много совпадений.

Считается – и это мнение разделяют некоторые историографы – что подозрительное и негативное отношение к лекарям-евреям и вообще весь антисемитизм на Руси, где евреи жили столетиями аж с Рюриковых времен, начался именно со смерти Ивана Молодого. То, что врача привезли из Италии, может означать, что царевича опоили русским ядом – тем же акантом, которого в России растет более 70 видов. Незнание языка, культурная блокада и другие помехи, которые было легко организовать, сделали невозможным общение иноземца с русскими знахарями. Они, может, ему бы что и шепнули... По преданию, Леон Жидовин поклялся своей головой излечить царевича. Какие именно бальзамы и тинктуры он давал пить Ивану Ивановичу, история умалчивает. При лечении подагры, к примеру, согревание ног сосудами с горячей водой – обычный приём средневековой медицины. Употребление алкоголя при отравлении змеиным ядом – эффективно, а при отравлении растительным – бесполезно, а при отравлении бледной поганкой и вовсе пагубно, т. к. усиливает всасывание яда. Всё дело в диагнозе, как говаривал Аль-Бируни, отвязывая от верблюжьего седла сундучок с врачебным инструментом...

А несчастному мистре Леону отсекли голову в Москве на Болвановке после того, как минул сороковой день по смерти князя Ивана Ивановича Молодого. И было это 22 апреля – в тот день, когда спустя столетия родится будущий вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Но это уже совсем, совсем другая история…

Яд кобры, аконит или бледная поганка? Чем был отравлен сын Ивана Третьего - Иван-царевич Молодой?  57094310

https://www.facebook.com/ilyinskyhospital/photos/a.209173982777639/821657798195918/?type=3&theater
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения