Яд кобры, аконит или бледная поганка? Чем был отравлен сын Ивана Третьего - Иван-царевич Молодой?
Олег Погудин - Серебряный голос России :: Культура и искусство :: Культурно-просветительский проект "Ильинская больница"
Страница 1 из 1
Яд кобры, аконит или бледная поганка? Чем был отравлен сын Ивана Третьего - Иван-царевич Молодой?
Считалось, что грознее Ивана Третьего – или Ивана Великого – никого и на свете нет. Но это было лишь до тех пор, пока к власти не пришёл его внук от Василия Третьего, сына Софьи Палеолог, Иван IV. Действительно, этот великий князь был весьма суровым правителем, оживлённо боролся за великокняжеский стол с родственниками, расправляясь то с одним, то с другим. Как-то он откровенно признался митрополиту: «...уморил я брата Андрея Большого, есть грех». Однако заключённых в узилище членов семьи брата на свободу так и не выпустил, и все они умерли в темнице. Будучи весьма воинственным, он часто сражался с соседями, с удовольствием отрезая от их земель солидные куски территории, как это было принято у тогдашних феодальных правителей. Как и многие европейские курфюрсты и короли, он был не прочь откусить и от церковных и монастырских земель: московское войско росло, и надо было одаривать помещиков, служивших в коннице, не какими-то там захудалыми, заросшими бурьяном и полынью пустошами в Диком Поле, весьма небезопасными из-за соседства с татарскими улусами, а верстать их хорошей пахотной землёй с мужиками, чего было в достатке у церковников.
Европейские государи, решавшие поживиться за церковный счёт, во времена Реформации, как правило, становились кальвинистами или лютеранами. Московский государь веру поменять и не пытался. Для православного государя такой пассаж стал бы сатанинским прельщением. Да и примеров было немного. Реформация была рядом, но ещё не началась, так что подглядеть было не у кого. Но процессы уже шли. Эмигранты-византийцы раскачивали в Италии Чинквиченто. А Иван Третий толпами завозил в Москву итальянских учёных, мастеров и медиков. С церковниками он поступал более осторожно. В борьбе между «иосифлянами», стоящими за традиционную церковную форму владения имуществом, и «нестяжателями», преемниками новгородских «стригольников», основателями второй большой ереси на территории Московского царства, сторонниками идеи бедности и скромности духовенства и обрядов, великий князь искусно лавировал. Имея сильный интерес к церковным землям и имуществу, он часто поддерживал нестяжателей – к слову, не без наущения невестки, жены своего сына Ивана Молодого от первой супруги своей, тверской княгини. Дочь молдавского господаря Стефана Третьего Елена Волошанка, прозванная в народе Прекрасной и Премудрой, воспитанная в идеалах гуманизма и рыцарства, конечно же поддерживала «нестяжателей».
Кстати сказать, именно это противостояние и заложило основы нелицеприятного отношения русских простых людей к евреям, ибо «иосифляне» иначе как «жидовствующими» нестяжателей не называли. Их предводитель Иосиф Волоцкий ухитрился обвинить в покровительстве ереси тогдашнего митрополита Всея Руси Зосиму, называя его «антихристовым предтечей» и добившись его отречения от митрополии. Происходило это из-за того, что монахи-нестяжатели выступали не только против церковного землевладения, что обычно для аскетических учений старчества, но ещё и по этическим принципам. Открытая проповедь нестяжательства, отрицательное отношение к использованию чужого труда, прощение раскаявшихся еретиков – новгородских стригольников схариитов (от Захарии-Жидовина, их полумифического главы) – всё это вызывало отторжение у сторонников обрядового благочестия, которое жёстко поддерживала Софья Палеолог, византийская принцесса, воспитанная в показном благочестии. История это интересная, и о ней можно почитать у целого ряда авторов: Смолича, Бердяева, Зеньковского, Грека, Курбского, Никольского, Лурье, Романенко, о. Григория Флоровского и многих, многих других. К сожалению, мы не можем изложить здесь всё подробно. Важно понимать одно: Софья Палеолог и её сын Василий фактически боролись за великокняжеский стол с Еленой Волошанкой и её сыном Дмитрием. С гибелью 32-х летнего Ивана-царевича эта борьба обрела самые жёсткие формы.
Иван Молодой, его болезнь и трагическая смерть стали весьма яркой знаковой точкой в жизни Московской Руси того времени, дав старт различным историческим тенденциям и событиям. На фоне 42-летнего правления отца Ивана Молодого – Ивана Третьего – жизнь царевича представляется вспышкой молнии, на секунду всё осветившей и исчезнувшей без следа.
Ледяной зимой 1458 года юная княгиня Мария Тверская разрешилась от бремени здоровенным, румяным и крепким младенцем, что после шлепка повитухи оглушил мамок и нянек могучим криком. Мальчика в честь отца нарекли Иваном. Его матери на этот момент было всего пятнадцать лет. Её отравили, когда мальчику не было и 10. Яд так обезобразил её, что сын не смог её узнать.
Многие историки утверждают, что именно Иван Молодой – прототип сказочного Ивана Царевича, любимейшего героя русских сказок. Совсем молодым человеком он стал соправителем отца, разделив с ним трон. Обстоятельства жизни сказочного героя и реального царевича схожи. У обоих по двое злых братьев с одинаковыми именами. Обоих цари не отпускали от себя: сказочного – опасаясь неприятелей, настоящего же пытались вернуть вместе с войском с реки Угры, где он преградил путь Орде. Оба были женаты на Еленах, причём жену Ивана Молодого, как и жену сказочного, Елену Волошанку, в народе звали Прекрасной и Премудрой. Ивана сказочного жестоко умертвили лицемерные братья. По мнению многих врачей и историков медицины, Иван Молодой был отравлен своей мачехой, что хотела освободить трон своим сыновьям. После смерти сказочного героя царь убийц бросил в темницу. А отец Ивана Молодого, убедившись в том, что Софья Палеолог пыталась убить и его внука, Дмитрия Ивановича, заточил её и её сына Василия в тюрьму. А её служанок-травниц, готовивших яды, велел утопить. Но у византийской царевны детей было 10. Поэтому судьба детей Иоанна III от первого брака была, к сожалению, предопределена.
Сам брак Ивана Третьего с Софией никак, кроме политической авантюры, и не назовешь. Против воли главы Московской церкви, безо всякого намека на приданое – а такие крупные феодалы порой получали реальные пол-королевства! – Иван Третий взял в жены дочь брата последнего ромейского императора, бывшего деспота Мореи – маленького кусочка балканского полуострова, да к тому же давно покойного. Софья давно сменила православную веру на католическую, а потом приняла православие во второй раз. Брат её был настоящим жуликом, не раз мошеннически продававшим свои сомнительные «права» на византийский трон. Молодая супруга постоянно без спросу запускала руки в казну и «...много истеряла казны... брату давала, племяннице давала, и много…» Во время одного такого пассажа с казной случилась история, в которой одним из персонажей вполне вероятно был Иван Молодой. Ивана Третьего убедили подарить невестке драгоценности матери Ивана, княгини Марии. Сунулись в казну – а там пусто! Софью поймали за руку, государь разгневался. Если бы Ивана Третьего на месте хватил удар, то государем стал бы Иван Молодой, а ромейская царевна скорее всего исчезла бы навсегда. Но, как мы знаем, история сослагательного наклонения не терпит...
Иван Молодой был превосходным воином и талантливым полководцем. Когда же «...послал царь Ахмат к великому князю Ивану к Москве послы своя, по старому обычаю отец своих, с басмою, просити дани и оброков за прошлыя лета. Великий же князь, ни мало, ни мало, не убояся страха царёва, но, приям басму, лице его, и плевав на ню, излама ея, на землю поверже и потопта ногама своима, а гордых послов его избити всех повеле...», – хотя многие историки и утверждают, что все эти летописные измышления были написаны более чем полсотни лет после смерти Ивана Третьего. Многие полагают, что никаких посланцев не было, и ничего государь не рвал, не плевал и не топтал. Хотя и у легендарной версии множество сторонников. Иван Молодой отважно противостоял татарам на реке Угре. Переняв от неких Фомы Фрязина и Луки Немца искусство «иноземного огненного боя», он был горячим сторонником применения огнестрельного оружия (кулеврин, пищалей, рибодекинов, рушниц, василисков и бомбард). А к слову, именно широкое применение огнестрельного оружия так напугало татар во время их попыток переправы. Когда Иван Третий совсем пал духом и призвал сына, чтобы бежать в Вологду, Иван Молодой ослушался отца, продолжая руководить войсками. Татары ушли. Двухсотлетнее иго закончилось...
В 1490 году у Ивана Молодого начались боли в ногах. Опытных лекарей вокруг не было, единственного учёного врача-немца извели ещё за 5 лет до этого. Этот доктор по имени «Онтон Немчин», бывший первым придворным врачом Ивана Третьего, погиб ужасной смертью. Назначенный лечить сына касимовского царевича Даньяра-Каракучи, немецкий эскулап успеха не добился. Пилюли из киновари и ртути, декокты и настойки, которыми он потчевал больного, быстро свели того в могилу. Государь выдал его касимовским татарам, как тогда говорили, «головой». Врачу довелось испытать расправу скорую и жестокую: «...сведши на реку на Москву, да под мост, да зареза его ножом, яко овцу....»
Поэтому диагноз «камчужная болезнь, камчуга в ногах» – т.е. подагра – ставил Ивану Третьему неизвестно кто. К слову, подагра – болезнь чрезвычайно неприятная, что порой лишает человека мобильности и истязает нестерпимой болью. Но чтобы от подагры человек «сгорал» - нет, такого никогда не было. Так от неё не умирают. А вот, к примеру, от ядов некоторых змей – вполне да. Сильная ломота в ногах, отсутствие чувствительности, иногда полное – симптомы тут практически тождественны тем, что возникают при укусах среднеазиатской, индийской кобры или египетского аспида Уто, или, к примеру, змеей вида Naja haje. К слову сказать, виды ядовитых змей были отлично известны византийским медикам, составившим обширные тайные руководства о том, как использовать и сохранять их яды. А ноги немеют и болят по той причине, что при отравлении угасает сердечная деятельность, ослабевая настолько, что на периферию тела, особенно в нижние конечности, кровь проходит намного хуже. Этот яд может попадать в организм не только с кровью, но и через желудок. Можно предположить, что те самые травницы, которых впоследствии утопили, вполне могли опоить царевича.
Похожие симптомы могут возникнуть и при отравлении экстрактами красавки или отравлении грибами. Клиническую картину болезни могли и запутать умелые люди, сообщая не владевшему языком и не предугадывавшему таких византийских страстей и интриг при дворе «диких московитов» врачу ложные сведения. По мнению некоторых специалистов для отравления Ивана Молодого использовали растение аконит. Его вытяжку наряду с цикутой ещё с античности применяли греки для умерщвления преступников. Стрелы с экстрактом аконита использовали на волчьей охоте. Для отравления аконитом характерна слабость и ломота в ногах, сердце почти отключается, вплоть до фибрилляции желудочков. Всего один грамм аконита – и человек мёртв.
Мистическим ужасом отдаёт и то, что именно этот яд – яд для волчьей охоты – мог быть применён не случайно. Волк – родовое, можно сказать, тотемное изображение для тверских князей. Существует множество тверских монет с изображением этого зверя. Да и в свите у князя Ивана Молодого, бывшего одновременно и тверским князем, был плотник-денщик Сергий Волк, всюду сопровождавший князя. А как тут быть с Серым Волком и Иваном-царевичем? Что это – злая шутка коварной принцессы или перст судьбы? А противоядия от аконита нет. И молодой врач мистро (Маэстро) Леон (Лейба) Жидовин был приставлен не иначе как по тайному приказу гречанки – иначе почему именно молодой – неопытный, отчего жидовин – в разгар борьбы с ересью жидовствующих? Слишком много совпадений.
Считается – и это мнение разделяют некоторые историографы – что подозрительное и негативное отношение к лекарям-евреям и вообще весь антисемитизм на Руси, где евреи жили столетиями аж с Рюриковых времен, начался именно со смерти Ивана Молодого. То, что врача привезли из Италии, может означать, что царевича опоили русским ядом – тем же акантом, которого в России растет более 70 видов. Незнание языка, культурная блокада и другие помехи, которые было легко организовать, сделали невозможным общение иноземца с русскими знахарями. Они, может, ему бы что и шепнули... По преданию, Леон Жидовин поклялся своей головой излечить царевича. Какие именно бальзамы и тинктуры он давал пить Ивану Ивановичу, история умалчивает. При лечении подагры, к примеру, согревание ног сосудами с горячей водой – обычный приём средневековой медицины. Употребление алкоголя при отравлении змеиным ядом – эффективно, а при отравлении растительным – бесполезно, а при отравлении бледной поганкой и вовсе пагубно, т. к. усиливает всасывание яда. Всё дело в диагнозе, как говаривал Аль-Бируни, отвязывая от верблюжьего седла сундучок с врачебным инструментом...
А несчастному мистре Леону отсекли голову в Москве на Болвановке после того, как минул сороковой день по смерти князя Ивана Ивановича Молодого. И было это 22 апреля – в тот день, когда спустя столетия родится будущий вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Но это уже совсем, совсем другая история…
https://www.facebook.com/ilyinskyhospital/photos/a.209173982777639/821657798195918/?type=3&theater
Европейские государи, решавшие поживиться за церковный счёт, во времена Реформации, как правило, становились кальвинистами или лютеранами. Московский государь веру поменять и не пытался. Для православного государя такой пассаж стал бы сатанинским прельщением. Да и примеров было немного. Реформация была рядом, но ещё не началась, так что подглядеть было не у кого. Но процессы уже шли. Эмигранты-византийцы раскачивали в Италии Чинквиченто. А Иван Третий толпами завозил в Москву итальянских учёных, мастеров и медиков. С церковниками он поступал более осторожно. В борьбе между «иосифлянами», стоящими за традиционную церковную форму владения имуществом, и «нестяжателями», преемниками новгородских «стригольников», основателями второй большой ереси на территории Московского царства, сторонниками идеи бедности и скромности духовенства и обрядов, великий князь искусно лавировал. Имея сильный интерес к церковным землям и имуществу, он часто поддерживал нестяжателей – к слову, не без наущения невестки, жены своего сына Ивана Молодого от первой супруги своей, тверской княгини. Дочь молдавского господаря Стефана Третьего Елена Волошанка, прозванная в народе Прекрасной и Премудрой, воспитанная в идеалах гуманизма и рыцарства, конечно же поддерживала «нестяжателей».
Кстати сказать, именно это противостояние и заложило основы нелицеприятного отношения русских простых людей к евреям, ибо «иосифляне» иначе как «жидовствующими» нестяжателей не называли. Их предводитель Иосиф Волоцкий ухитрился обвинить в покровительстве ереси тогдашнего митрополита Всея Руси Зосиму, называя его «антихристовым предтечей» и добившись его отречения от митрополии. Происходило это из-за того, что монахи-нестяжатели выступали не только против церковного землевладения, что обычно для аскетических учений старчества, но ещё и по этическим принципам. Открытая проповедь нестяжательства, отрицательное отношение к использованию чужого труда, прощение раскаявшихся еретиков – новгородских стригольников схариитов (от Захарии-Жидовина, их полумифического главы) – всё это вызывало отторжение у сторонников обрядового благочестия, которое жёстко поддерживала Софья Палеолог, византийская принцесса, воспитанная в показном благочестии. История это интересная, и о ней можно почитать у целого ряда авторов: Смолича, Бердяева, Зеньковского, Грека, Курбского, Никольского, Лурье, Романенко, о. Григория Флоровского и многих, многих других. К сожалению, мы не можем изложить здесь всё подробно. Важно понимать одно: Софья Палеолог и её сын Василий фактически боролись за великокняжеский стол с Еленой Волошанкой и её сыном Дмитрием. С гибелью 32-х летнего Ивана-царевича эта борьба обрела самые жёсткие формы.
Иван Молодой, его болезнь и трагическая смерть стали весьма яркой знаковой точкой в жизни Московской Руси того времени, дав старт различным историческим тенденциям и событиям. На фоне 42-летнего правления отца Ивана Молодого – Ивана Третьего – жизнь царевича представляется вспышкой молнии, на секунду всё осветившей и исчезнувшей без следа.
Ледяной зимой 1458 года юная княгиня Мария Тверская разрешилась от бремени здоровенным, румяным и крепким младенцем, что после шлепка повитухи оглушил мамок и нянек могучим криком. Мальчика в честь отца нарекли Иваном. Его матери на этот момент было всего пятнадцать лет. Её отравили, когда мальчику не было и 10. Яд так обезобразил её, что сын не смог её узнать.
Многие историки утверждают, что именно Иван Молодой – прототип сказочного Ивана Царевича, любимейшего героя русских сказок. Совсем молодым человеком он стал соправителем отца, разделив с ним трон. Обстоятельства жизни сказочного героя и реального царевича схожи. У обоих по двое злых братьев с одинаковыми именами. Обоих цари не отпускали от себя: сказочного – опасаясь неприятелей, настоящего же пытались вернуть вместе с войском с реки Угры, где он преградил путь Орде. Оба были женаты на Еленах, причём жену Ивана Молодого, как и жену сказочного, Елену Волошанку, в народе звали Прекрасной и Премудрой. Ивана сказочного жестоко умертвили лицемерные братья. По мнению многих врачей и историков медицины, Иван Молодой был отравлен своей мачехой, что хотела освободить трон своим сыновьям. После смерти сказочного героя царь убийц бросил в темницу. А отец Ивана Молодого, убедившись в том, что Софья Палеолог пыталась убить и его внука, Дмитрия Ивановича, заточил её и её сына Василия в тюрьму. А её служанок-травниц, готовивших яды, велел утопить. Но у византийской царевны детей было 10. Поэтому судьба детей Иоанна III от первого брака была, к сожалению, предопределена.
Сам брак Ивана Третьего с Софией никак, кроме политической авантюры, и не назовешь. Против воли главы Московской церкви, безо всякого намека на приданое – а такие крупные феодалы порой получали реальные пол-королевства! – Иван Третий взял в жены дочь брата последнего ромейского императора, бывшего деспота Мореи – маленького кусочка балканского полуострова, да к тому же давно покойного. Софья давно сменила православную веру на католическую, а потом приняла православие во второй раз. Брат её был настоящим жуликом, не раз мошеннически продававшим свои сомнительные «права» на византийский трон. Молодая супруга постоянно без спросу запускала руки в казну и «...много истеряла казны... брату давала, племяннице давала, и много…» Во время одного такого пассажа с казной случилась история, в которой одним из персонажей вполне вероятно был Иван Молодой. Ивана Третьего убедили подарить невестке драгоценности матери Ивана, княгини Марии. Сунулись в казну – а там пусто! Софью поймали за руку, государь разгневался. Если бы Ивана Третьего на месте хватил удар, то государем стал бы Иван Молодой, а ромейская царевна скорее всего исчезла бы навсегда. Но, как мы знаем, история сослагательного наклонения не терпит...
Иван Молодой был превосходным воином и талантливым полководцем. Когда же «...послал царь Ахмат к великому князю Ивану к Москве послы своя, по старому обычаю отец своих, с басмою, просити дани и оброков за прошлыя лета. Великий же князь, ни мало, ни мало, не убояся страха царёва, но, приям басму, лице его, и плевав на ню, излама ея, на землю поверже и потопта ногама своима, а гордых послов его избити всех повеле...», – хотя многие историки и утверждают, что все эти летописные измышления были написаны более чем полсотни лет после смерти Ивана Третьего. Многие полагают, что никаких посланцев не было, и ничего государь не рвал, не плевал и не топтал. Хотя и у легендарной версии множество сторонников. Иван Молодой отважно противостоял татарам на реке Угре. Переняв от неких Фомы Фрязина и Луки Немца искусство «иноземного огненного боя», он был горячим сторонником применения огнестрельного оружия (кулеврин, пищалей, рибодекинов, рушниц, василисков и бомбард). А к слову, именно широкое применение огнестрельного оружия так напугало татар во время их попыток переправы. Когда Иван Третий совсем пал духом и призвал сына, чтобы бежать в Вологду, Иван Молодой ослушался отца, продолжая руководить войсками. Татары ушли. Двухсотлетнее иго закончилось...
В 1490 году у Ивана Молодого начались боли в ногах. Опытных лекарей вокруг не было, единственного учёного врача-немца извели ещё за 5 лет до этого. Этот доктор по имени «Онтон Немчин», бывший первым придворным врачом Ивана Третьего, погиб ужасной смертью. Назначенный лечить сына касимовского царевича Даньяра-Каракучи, немецкий эскулап успеха не добился. Пилюли из киновари и ртути, декокты и настойки, которыми он потчевал больного, быстро свели того в могилу. Государь выдал его касимовским татарам, как тогда говорили, «головой». Врачу довелось испытать расправу скорую и жестокую: «...сведши на реку на Москву, да под мост, да зареза его ножом, яко овцу....»
Поэтому диагноз «камчужная болезнь, камчуга в ногах» – т.е. подагра – ставил Ивану Третьему неизвестно кто. К слову, подагра – болезнь чрезвычайно неприятная, что порой лишает человека мобильности и истязает нестерпимой болью. Но чтобы от подагры человек «сгорал» - нет, такого никогда не было. Так от неё не умирают. А вот, к примеру, от ядов некоторых змей – вполне да. Сильная ломота в ногах, отсутствие чувствительности, иногда полное – симптомы тут практически тождественны тем, что возникают при укусах среднеазиатской, индийской кобры или египетского аспида Уто, или, к примеру, змеей вида Naja haje. К слову сказать, виды ядовитых змей были отлично известны византийским медикам, составившим обширные тайные руководства о том, как использовать и сохранять их яды. А ноги немеют и болят по той причине, что при отравлении угасает сердечная деятельность, ослабевая настолько, что на периферию тела, особенно в нижние конечности, кровь проходит намного хуже. Этот яд может попадать в организм не только с кровью, но и через желудок. Можно предположить, что те самые травницы, которых впоследствии утопили, вполне могли опоить царевича.
Похожие симптомы могут возникнуть и при отравлении экстрактами красавки или отравлении грибами. Клиническую картину болезни могли и запутать умелые люди, сообщая не владевшему языком и не предугадывавшему таких византийских страстей и интриг при дворе «диких московитов» врачу ложные сведения. По мнению некоторых специалистов для отравления Ивана Молодого использовали растение аконит. Его вытяжку наряду с цикутой ещё с античности применяли греки для умерщвления преступников. Стрелы с экстрактом аконита использовали на волчьей охоте. Для отравления аконитом характерна слабость и ломота в ногах, сердце почти отключается, вплоть до фибрилляции желудочков. Всего один грамм аконита – и человек мёртв.
Мистическим ужасом отдаёт и то, что именно этот яд – яд для волчьей охоты – мог быть применён не случайно. Волк – родовое, можно сказать, тотемное изображение для тверских князей. Существует множество тверских монет с изображением этого зверя. Да и в свите у князя Ивана Молодого, бывшего одновременно и тверским князем, был плотник-денщик Сергий Волк, всюду сопровождавший князя. А как тут быть с Серым Волком и Иваном-царевичем? Что это – злая шутка коварной принцессы или перст судьбы? А противоядия от аконита нет. И молодой врач мистро (Маэстро) Леон (Лейба) Жидовин был приставлен не иначе как по тайному приказу гречанки – иначе почему именно молодой – неопытный, отчего жидовин – в разгар борьбы с ересью жидовствующих? Слишком много совпадений.
Считается – и это мнение разделяют некоторые историографы – что подозрительное и негативное отношение к лекарям-евреям и вообще весь антисемитизм на Руси, где евреи жили столетиями аж с Рюриковых времен, начался именно со смерти Ивана Молодого. То, что врача привезли из Италии, может означать, что царевича опоили русским ядом – тем же акантом, которого в России растет более 70 видов. Незнание языка, культурная блокада и другие помехи, которые было легко организовать, сделали невозможным общение иноземца с русскими знахарями. Они, может, ему бы что и шепнули... По преданию, Леон Жидовин поклялся своей головой излечить царевича. Какие именно бальзамы и тинктуры он давал пить Ивану Ивановичу, история умалчивает. При лечении подагры, к примеру, согревание ног сосудами с горячей водой – обычный приём средневековой медицины. Употребление алкоголя при отравлении змеиным ядом – эффективно, а при отравлении растительным – бесполезно, а при отравлении бледной поганкой и вовсе пагубно, т. к. усиливает всасывание яда. Всё дело в диагнозе, как говаривал Аль-Бируни, отвязывая от верблюжьего седла сундучок с врачебным инструментом...
А несчастному мистре Леону отсекли голову в Москве на Болвановке после того, как минул сороковой день по смерти князя Ивана Ивановича Молодого. И было это 22 апреля – в тот день, когда спустя столетия родится будущий вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Но это уже совсем, совсем другая история…
https://www.facebook.com/ilyinskyhospital/photos/a.209173982777639/821657798195918/?type=3&theater
Похожие темы
» "Чёрная смерть" истребила потомство князя Ивана Калиты.
» Сериал "Молодой Морс / Индевор", 2013 г, Великобритания, в главной роли Шон Эванс
» Иван Янковский
» Иван Марчук
» Иван Кассар
» Сериал "Молодой Морс / Индевор", 2013 г, Великобритания, в главной роли Шон Эванс
» Иван Янковский
» Иван Марчук
» Иван Кассар
Олег Погудин - Серебряный голос России :: Культура и искусство :: Культурно-просветительский проект "Ильинская больница"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|