"Сталинград" Резо Габриадзе

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

"Сталинград" Резо Габриадзе

Сообщение автор Незнайка на луне в Пн Мар 27, 2017 3:51 pm

Пронзительный спектакль! Реквием. Невероятно, как в полтора часа непрерывного волшебного действия вместилось столько персонажей, судеб, эмоций. Любовь, война, смерть, память неразрывно сплелись.

Всем советую посмотреть, кто ещё не видел этого спектакля. Гастроли в Москве, вроде бы, закончились, но будут ещё.

А пока - вот хорошая рецензия. https://sputnik-georgia.ru/reviews/20160622/231562391.html



В Тбилиси есть один необычный театр, с чудным дизайном, неповторимой атмосферой и постоянными аншлагами. Трудно поверить, что основатель и режиссер этого театра и сценарист таких всеми любимых фильмов, как "Мимино", "Кувшин", "Не горюй!", "Необыкновенная выставка", "Паспорт", "Чудаки" и "Кин-дза-дза" — это один и тот же человек. И зовут его Резо Габриадзе.

Но сейчас не о нем, а о его кукольном спектакле, на котором взрослые люди плачут, в душе благодаря в зале темноту, скрывающую их слезы и эмоции. Я имею в виду спектакль "Сталинград".

По воспоминаниям маэстро Габриадзе (по другому его язык не поворачивается называть), однажды, много лет назад он наткнулся на отрывок из заметок одного английского военного корреспондента, побывавшего в опальном Сталинграде: "После битвы, чем ближе я подбирался к Сталинграду, тем окружающий пейзаж становился все более невероятным. Повсюду останки лошадей, одна, все еще живая, плетется на трех ногах, волоча за собой четвертую, отстреленную или искалеченную. Это было душераздирающее зрелище. Во время наступления советских сил погибло 10 000 лошадей. Весь ландшафт был усеян трупами лошадей, убитых танками, пулями и под шквальным обстрелом". После прочтения заметки английского журналиста образ этой лошади на трех ногах долгое время неотступно преследовал Габриадзе. И постепенно в сознании режиссера начали обретать очертания и мотивы Сталинградской битвы. "Далекие картинки из забытого детства, вдовы в черном, калеки и инвалиды, которых я повсюду видел в своем родном Кутаиси, слезы и горе моей бабушки. Все эти образы мучили меня, пока я не написал эту пьесу, реквием по Сталинграду", — говорил Резо, который вскоре воплотил свою задумку в реальность.



В реальность, которая превзошла все ожидания. Спектакль "Сталинград" получился не просто реквиемом по одной из самых страшных и жестоких битв в истории человечества (потери обеих сторон в Сталинградском сражении превышают два миллиона человек с обоих сторон). "Сталинград" стал воспоминанием и совестью каждого живого и мертвого на земле, независимо от того, коснулась его война или нет.

Сталинградская битва в спектакле Габриадзе стала контекстом, в котором с тонкой, пронизывающей печалью смешались судьбы генералов армии, их лошадей, муравьев… Жизни героев, как поэтические композиции, которые под чутким руководством Габриадзе слились в удивительный по красоте визуальный коллаж, мозаику, которую так любит мастер. Трагизм, комизм и абсурдность – щемяще сквозится в словах героев, поразительном по драматичности озвучивании постановки. Спектакль получился у Габридзе прекрасной элегией, притчей, в которой нужно и не нужно искать смысл. Одним словом, как пожелаете. Но самое изумительное то, что все это Резо Габриадзе потрясающим образом удалось сделать на крошечной площадке своего уютного театра, используя обычные сподручные средства и куклы. Журналисты часто интересуются у режиссера, какие сны видят его куклы по ночам. Но Габриадзе всегда отвечает, что далек от этих сантиментов: куклы – это средства, с помощью которых он рассказывает свои истории, как когда-то делал это в кино.



Большое через маленькое

Пьеса "Сталинград" повествует о судьбах героев, по воле случая оказавшихся в плену шестимесячной блокады и огня сражения — о рыжеволосом артиллеристе-Яшке, которого, не дождавшись, бросает невеста, о молодой женщине, которая в ожидании мужа поет своему дитя колыбельную, о маме-муравьихе, которая голосом Лии Ахеджаковой плачет по своей дочке, погибшей под солдатским сапогом. Трагедия Сталинградской битвы в лицах, в деталях, в муравьях… Ведь только такому великому добряку, как Резо Габриадзе, смогло прийти в голову, что в годы Второй мировой войны погибли не только миллионы людей, но и миллионы животных. Но все же главной историей в спектакле является любовь двух лошадей — ломовой лошади Алеши и артистки цирка Наташи. Их несуразно разлучит обида, после которой они денно и нощно, в войне и мире, будут искать встречи друг с другом. В один горький миг фортуна покинет Алешу, и он чуть было не погибнет, но Ангел склонится над ним и не позволит умереть, не повстречавши любимую: "Горько тебе будет. Больно будет. Плакать будешь. Ну, поживи еще!" И Алеша опять продолжит свой путь к главному, к любви, к Наташе.



Но героев у Габриадзе много, как капель в море. Это киевский мастер по мелкому ремонту Пилхас, немецкий фельдмаршал, Сталин, советский генерал Горенко и другие. В спектакле вы увидите, на первый взгляд, не связанные между собой ни местом, ни временем, ни героями сцены. Но в итоге все сложится в величественную и самую что ни на есть верную картину, или даже фреску, где каждое стеклышко – это маленькая часть большой истории. И вы понимаете, что в этом спектакле, как в общем и в мире, все взаимосвязано.

А этому совершенному порядку далеко не совершенного мира помогают руки кукловодов. Ненавязчивые, нужные, непонятно кем и как ведомые. В пьесе они ни в коем случае не мешают, наоборот, помогают сопереживать куклам, рассказывающим человеческие истории. Свой "Сталинград" Резо Габриадзе поставил в 1994 году. Хотя изначально назвал постановку "Песнь о Волге", позднее переименовал, расширил, украсил новыми куклами и переживаниями. Мировая премьера спектакля состоялась в Дижоне (Франция) в 1996 году. Тогда американский критик Брюс Вебер из The New York Times назвал пьесу "элегией вне времени", созданной "с изяществом кружева". Удивительная по уровню художественности постановка, объединившая в себе живопись, кино, поэзию и драму, сразу покорила сердца зрителей Европы, США, России и всего постсоветского пространства. "Сталинград" стал одной из самых ярких работ, вершиной творчества Резо Габриадзе, собрал всевозможные премии, в том числе "Золотую маску", "Триумф", "Золотой софит". Кстати спектакль не рекомендуется к просмотру детям до 10 лет. Трагедии и фантазии Габриадзе Война у великого кукольника, художника и философа Резо Габриадзе — это не просто трагедия, а концентрация вселенской печали, которая, как дождем, омывает все точки планеты и ее обителей. На этой планете живут, воюют, любят и прощаются с любовью немцы, русские, казахи, евреи, солдаты, художники, цирковые лошади, генералы, муравьи, ангелы и дети. На спектакле "Сталинград" вы не станете свидетелем страхов, смертей и боли напрямую. Габриадзе погрузит вас во все это иначе – через красоту. Вы увидите бытовые детали, услышите философские разговоры, прочувствуете желания и разочарования героев, трагедии и фантазии. Чего только стоит метафорический песок, с которого начинается и продолжается вся пьеса. Им засыпаются могилы, жизни, мечты.



В "Сталинграде" все условно и безусловно: пространства и люди, причины и судьбы. Вас одинаково тронет в нем абсолютно все — бешенная скорость магистрали, суматошный город, души кукол и людей, гигантские и миниатюрные чувства, меланхолия…

А еще, когда вы смотрите в театре Габриадзе "Сталинград", то погружаетесь в глобальный водоворот интимности. Да, именно интимности. Потому что во время представления вам кажется, что в этом зале только вы и куклы. И никаких аниматоров. Габриадзе растворился в своем искусстве. Это потрясающее и необъяснимое ощущение, которое нужно исследовать, расширять, поклоняться ему После увиденного в "Сталинграде" долго не хочется говорить. Поэтому в ход идут аплодисменты, которые не могут передать и малейшей доли полученного. Кто в современном мире ходит на военные спектакли? И, особенно, на майские праздники Победы? Ответ: гости и жители Тбилиси, в Театр марионеток Резо Габриадзе, на спектакль "Сталинград", на показе которого вы не найдете ни одного пустого места. Заполнено все: маленький зал, добавочные сиденья по бокам, крошечный балкончик, негде даже стоять.



В зале люди разных национальностей, статусов, возрастов, пристрастий в искусстве и жизни. Здесь можно встретить экс-министра культуры страны, милых бабушек, напоминающих Верико Анджапаридзе, гидов с туристами. И, кажется, что этот спектакль с таким же оглушительным успехом здесь будет идти всегда. Но вот третий звонок, тишина, голос Габриадзе просит о снисходительности. Хотя снисходительность – это последнее, в чем нуждается этот гений, или его невероятное по масштабам и глубине творчество, или этот настоящий кукольный шедевр для взрослых — "Сталинград".


Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения