Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Был оркестр в ударе (Анне Ахматовой & Амадео Модильяни посвящается) – Лариса Неделяева

Перейти вниз

Был оркестр в ударе (Анне Ахматовой & Амадео Модильяни посвящается) – Лариса Неделяева Empty Был оркестр в ударе (Анне Ахматовой & Амадео Модильяни посвящается) – Лариса Неделяева

Сообщение автор Ирина Н. Пн Мар 13, 2023 2:54 pm

Лариса Неделяева - Был оркестр в ударе (Анне Ахматовой и Амадео Модильяни посвящается)



автор: Лариса Неделяева

В ролике использованы фото Анны Ахматовой и Амадео Модильяни (итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников начала XX века, представитель экспрессионизма).

Анна Ахматова познакомилась с Модильяни в 1910 году в Париже, во время своего свадебного путешествия с Николаем Гумилевым, за которого вышла без любви. Гумилев привел молодую жену в кафе «Ротонда», где собиралась вся художественная и литературная богема Парижа, где Анна и обратила внимание на молодого художника — Амадео Модильяни.

«У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами — он был совсем не похож ни на кого на свете», — вспоминала Анна Андреевна свое первое впечатление о художнике. Амадео было 25 лет. Невероятно красивый, талантливый, без гроша в кармане художник обменивался взглядами с молодой красивой русской. Гумилев заметил это, и понял все. Но что он мог сделать? Лишь уйти с женой из «Ротонды».

Но вольнолюбивую Анну остановить было невозможно, и он знал это. Скоро Анна разыскала Модильяни в его мастерской. Художник попросил у нее разрешения написать ее портрет. Не помог и спешный отъезд в Россию: Анна и Амадео стали переписываться и мечтать о встрече. Целый год Ахматова провела как во сне, а Модильяни писал ей, что она сделалась для него как наркотик: «Вы во мне как наваждение»…

Супруги поссорились и Анна помчалась в мае 1911 года в Париж. Поселилась на улице Бонапарт. В Париже с Модильяни они виделись ежедневно, и он рисовал ее. Скоро она поняла, что для него «стать как наркотик» не означало ничего сверхестественного. Его жизнь протекала так: днем он сидел в кафе и рисовал портреты завсегдатаев. За портрет платили стаканом вина. Вечером он перебирался в «Ротонду», где местная богема спорила об искусстве. С утра — похмельный микс абсента с шампанским и снова - писать…

В те годы Моди был ужасающе беден. Ахматова вспоминала: «Беден он был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях». Ахматова любила его, а он был весьма увлечен. Анна нравилась ему, он называл ее канатной плясуньей, восхищался ее гибкостью, белоснежной кожей, прелестным лицом, редким умением угадывать сны и мысли. Ему нравилось гулять с ней по Парижу, совершать дальние прогулки, поездки в Булонский лес, парк Бют-Шомон, разговаривать на любые темы: Ахматова, как ни одна другая знакомая ему женщина, умела все понять и объяснить. Когда у него появлялись деньги, он был особенно щедр и устраивал праздник. И еще она со своим прелестным лицом и стройным телосложением была замечательной натурой, и Амадео с увлечением рисовал ее, - и в стиле «ню», не оставив и тени сомнения в характере их отношений. Поначалу их романтические отношения ему нравились, но скоро все стало утомлять, и гордая Анна уехала в Россию быстрее, чем планировала. Последняя совместная прогулка. Последняя ночь. Прощание. Каждый из них пойдет своей дорогой. Но это были два счастливых месяца.

За это время художник написал 16 картин с ее изображением. Из 16 полотен, подаренных ей, бережно она хранила лишь тот, что висел над ее кроватью. Ахматова говорила, что остальные рисунки сгорели в царскосельском доме вместе с письмами Модильяни.

В 1965 году, незадолго до смерти, Ахматова в третий — и последний — раз приехала в Париж. Она встретилась там с писателем Георгием Адамовичем, эмигрировавшим во Францию после революции.

Позже тот описал эту встречу с поэтессой так:

«Она с радостью согласилась покататься по городу и сразу заговорила о Модильяни. Прежде Анна Андреевна захотела побывать на улице «Бонапарт», где когда-то жила. Стояли мы перед домом несколько минут.

«Вот мое окно, во втором этаже. Сколько раз он тут у меня бывал…», —

тихо сказала Анна Андреевна, опять вспомнив о Модильяни и силясь скрыть свое волнение…»


Был оркестр в ударе, в ударе,
Трубы синглы и всё переврали.
Полонез или вальс – ни черта не пойму
И не помню, в каком это было году?..
Мы встречалися в Летнем саду...

Помнишь, как до утра говорили
В коммунальной, веселой квартире.
Дружно хором мы что-то ругали,
Что? За что? - ты припомнишь едва ли...

От вина ли, от счастья ли пьяны
Засыпали под звук фортепьяно.
И ты помнишь гляделася в пропасть окна,
Нам завидуя, дева-луна.

Мы смеялись, а листья летели,
Наводненьем Фонтанка грозилась.
Ах, как много от нас ожидали,
И, увы, ничего не случилось.

Там другие живут, там другие уже
На втором этаже, на втором этаже.
Те же вина там пьют, те же песни поют,
Но тебя и меня там, конечно, не ждут.

Полонез или вальс – ни черта не пойму
И не помню, в каком это было году?..
Мы встречалися в Летнем саду...
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27680
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения