Умер режиссер Георгий Данелия
Участников: 2
Страница 1 из 1
Умер режиссер Георгий Данелия
Виктор Шендерович
Фото Юрий Рост
Для моего поколения несколько лет назад наступил период плановых катастроф. Уходят из жизни те, без которых невозможно представить себя. И каждый из них - единственный.
Георгий Данелия... Произносишь имя - и улыбаешься целому миру, который возникает в душе.
Вычесть из нее "Не горюй!", "Мимино", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза"... - и это уже не ты.
Минус любовь, минус ирония, минус ум, минус печаль...
Данелия - это, конечно, никакое не советское кино. Мало ли при ком писали Гоголь и Чехов! Это было - про нас, про людей, и снято с такой любовью, с таким юмором и таким знанием человека, что переживет любую пошлую злобу дня. Это кино - навсегда.
Прощайте, Георгий Николаевич! Какое счастье, что вы были.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2181371648598233&id=100001762579664&from_close_friend=1¬if_id=1554381818170184¬if_t=close_friend_activity
Re: Умер режиссер Георгий Данелия
4 апреля 2019 г
«В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом».
Умер Георгий Данелия
Режиссер «Афони», «Мимино», «Осеннего марафона» и «Кин-дза-дза!» говорил, что «снял только то, что хотел снять»
______________
Ушел из жизни режиссер Георгий Данелия. Как сообщила его жена, у него остановилось сердце. Режиссера в тяжелом состоянии 23 февраля госпитализировали в реанимацию одной из московских клиник с диагнозом «инфекционное воспаление легких». Его супруга Галина Юркова-Данелия рассказала, что муж не мог дышать, поэтому медики ввели 88-летнего режиссера в состояние искусственной комы. Все попытки спасти его не увенчались успехом.
Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Режиссер писал в мемуарах: «Родился я в Тбилиси. Через год меня привезли в Москву, где и живу по сей день. Отец работал в «Метрострое», а мать на «Мосфильме». В детстве в Грузию ездил каждое лето, к своей тетушке, актрисе Верико Анджапаридзе. Когда я окончил среднюю школу, отец сказал, что надо отдать меня во ВГИК. На вопрос мамы, почему во ВГИК, ответил: «А куда его, дурака, еще девать?» Во ВГИК я не пошел. Я закончил архитектурный, потом режиссерские курсы при «Мосфильме» и стал кинорежиссером. Вот и все».
Правда, перед этим он два года поработал в институте проектирования городов. Как вспоминал Данелия, пока он вместе с коллегами чертил проект города, параллельно где-то на Севере или Урале этот город уже строили, и то, что в итоге получалось, соотносилось с проектом довольно условно.
В кино же Данелия попал волей случая. Как-то, увидев под забором пьяного интеллигента, он посоветовал выпившему товарищу поскорее идти домой, чтобы его не забрали в вытрезвитель. Пьяный в ответ буркнул, что не пьян, а просто устал, после чего показательно развернул газету «Советская культура», а там был заголовок «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы». Так Данелия сменил поприще.
Именно Георгий Данелия был тем человеком, который придумал жанр лирической комедии. Когда в 1950-х его картину «Я шагаю по Москве» отсматривала госкомиссия, режиссеру предъявили претензии: почему фильм, заявленный как комедия, не вызывает смеха? «А это лирическая комедия», — нашелся он. В этом же жанре он снял фильмы «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!». Свою роль в создании фильма «Джентльмены удачи» Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссером оставался Александр Серый, и все же он, выступив при этом и как сценарист, снял несколько эпизодов.
Через год после выхода на экран культового фильма «Осенний марафон» режиссер попал в больницу с осложнением от перитонита. Состояние было настолько тяжелым, что сердце остановилось, и режиссер перенес клиническую смерть, которую описал впоследствии в автобиографической книге «Тостуемый пьет до дна»: «В восьмидесятом году у меня была клиническая смерть. Я вроде бы умер, но мозг еще работал. И была такая тьма, что-то очень черное, как «Черный квадрат» Малевича. И из этой черноты появилась моя мама, сделала отрицательный жест рукой и исчезла... А потом услышал крик: «Он ожил! Он живой!» И я открыл глаза. Надо мной стоял мой друг и соратник Юра Кушнерев (он каким-то образом проник в операционную) и кричал: «Я вам говорил, он не умрет! Говорил?!» Так что мне не удалось туда перешагнуть, наверное, еще не время было — мама меня не пустила».
Режиссер сам снимался в эпизодах своих фильмов. Он автор и соавтор сценариев большинства своих лент, а также соавтор сценариев картин, снятых другими режиссерами. Данелия также снимал сюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль».
Помимо кино, режиссер увлекался живописью, графикой, музыкой, собирал коллекцию барабанов. После Мастера остались и его чудесные книги: «Безбилетный пассажир», «Кот ушел, а улыбка осталась», «Тостуемый пьет до дна», где о самых тяжелых моментах он писал мудро, остроумно и легко.
Всего Данелия был режиссером 15 полнометражных кинокартин, ставших классикой советского и российского кинематографа. При этом признавался, что не успел снять все, что хотел. «Но я снял только то, что хотел снять. Я ничего не снял по заказу», — говорил он.
Свои соболезнования об уходе классика в числе других выразили спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и Российский союз кинематографистов.
Актер Евгений Стеблов, сыгравший Сашу в фильме «Я шагаю по Москве», рассказал Business FM о своем знакомстве с великим режиссером.
— Мой крестный отец в кинематографе, и, вообще, это выдающийся художник, выдающийся классик... Для меня это еще человек очень близкий, близкий по творчеству, близкий по моей судьбе в искусстве, потому что не было бы его решения, когда артиста, уже утвержденного в «Я шагаю по Москве», он рискнул отстранить и взял меня. Я об этом не знал, я это узнал гораздо позже, через много лет, он мне это рассказал. Хотя я у него больше не работал, не снимался, только один раз озвучивал его анимационный фильм, делал «Кин-дза-дза!», анимационную версию. В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом. Чего не спросишь...
Я говорю: «Георгий Николаевич, а это почему?» — там какое-нибудь решение. А он говорит: «А просто так». Вроде все шутя, играя. Я помню, когда он приехал из Италии с похорон Феллини и мы встретились, он мне сказал, что это были похороны кинематографа.
— Георгий Николаевич творчески прожил разные эпохи, избегая политических штампов и конфликтов. Он как-то вне политики, над политикой?
— Я думаю, что это мудрость. Он никогда не был склонен к какой-то ортодоксальности -глубокий, взвешенный, изящный, с юмором невероятным. Мучающийся, как любой глубокий художник, и очень позитивный при этом.
Удивительная энергия и доброта — это то, чем отличался Георгий Данелия, вспоминает кинорежиссер, телеведущий, актер Юлий Гусман:
«Георгий Николаевич давно и тяжело болел, но казалось, что с его энергией, с его жизнелюбием, с его светлым юмором и светлой душой болезнь отступит. Не отступила. Как в фильме «Не горюй!», Георгий Николаевич так же ушел в темноту, но это не темнота, потому что он окружен светом, светом своего таланта, светом любви миллионов людей к его удивительным, мудрым, добрым, радостным и грустным кинокомедиям. Хотя эти кинокомедии, на мой взгляд, философские размышления оптимиста о том, что жизнь трудна, но нужно выживать и бороться. Я учился у Георгия Николаевича на Высших курсах кинорежиссеров, он наполнен абсолютно непонятной энергией, которая била ключом. Память и вечная любовь».
Картины Георгия Данелии будут смотреть не одно столетие, отмечает заслуженная артистка России, Елена Проклова:
«Из моей жизни ушел очень хороший друг, мой любимый режиссер, человек, который так много сделал для всех, кто был вокруг. Я считаю, что его картины — это то достояние нашей страны, которое мы будем ценить еще не одно столетие. Он удивительно умел рождать в душах людей добро, хороший юмор, порядочность. Поэтому давайте проводим его в последний путь с любовью и благодарностью».
Прощание с режиссером Георгием Данелией пройдет в московском Доме кино. Дата пока не определена, сообщили в Союзе кинематографистов РФ.
https://www.bfm.ru/news/411080
«В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом».
Умер Георгий Данелия
Режиссер «Афони», «Мимино», «Осеннего марафона» и «Кин-дза-дза!» говорил, что «снял только то, что хотел снять»
______________
Ушел из жизни режиссер Георгий Данелия. Как сообщила его жена, у него остановилось сердце. Режиссера в тяжелом состоянии 23 февраля госпитализировали в реанимацию одной из московских клиник с диагнозом «инфекционное воспаление легких». Его супруга Галина Юркова-Данелия рассказала, что муж не мог дышать, поэтому медики ввели 88-летнего режиссера в состояние искусственной комы. Все попытки спасти его не увенчались успехом.
Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Режиссер писал в мемуарах: «Родился я в Тбилиси. Через год меня привезли в Москву, где и живу по сей день. Отец работал в «Метрострое», а мать на «Мосфильме». В детстве в Грузию ездил каждое лето, к своей тетушке, актрисе Верико Анджапаридзе. Когда я окончил среднюю школу, отец сказал, что надо отдать меня во ВГИК. На вопрос мамы, почему во ВГИК, ответил: «А куда его, дурака, еще девать?» Во ВГИК я не пошел. Я закончил архитектурный, потом режиссерские курсы при «Мосфильме» и стал кинорежиссером. Вот и все».
Правда, перед этим он два года поработал в институте проектирования городов. Как вспоминал Данелия, пока он вместе с коллегами чертил проект города, параллельно где-то на Севере или Урале этот город уже строили, и то, что в итоге получалось, соотносилось с проектом довольно условно.
В кино же Данелия попал волей случая. Как-то, увидев под забором пьяного интеллигента, он посоветовал выпившему товарищу поскорее идти домой, чтобы его не забрали в вытрезвитель. Пьяный в ответ буркнул, что не пьян, а просто устал, после чего показательно развернул газету «Советская культура», а там был заголовок «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы». Так Данелия сменил поприще.
Именно Георгий Данелия был тем человеком, который придумал жанр лирической комедии. Когда в 1950-х его картину «Я шагаю по Москве» отсматривала госкомиссия, режиссеру предъявили претензии: почему фильм, заявленный как комедия, не вызывает смеха? «А это лирическая комедия», — нашелся он. В этом же жанре он снял фильмы «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!». Свою роль в создании фильма «Джентльмены удачи» Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссером оставался Александр Серый, и все же он, выступив при этом и как сценарист, снял несколько эпизодов.
Через год после выхода на экран культового фильма «Осенний марафон» режиссер попал в больницу с осложнением от перитонита. Состояние было настолько тяжелым, что сердце остановилось, и режиссер перенес клиническую смерть, которую описал впоследствии в автобиографической книге «Тостуемый пьет до дна»: «В восьмидесятом году у меня была клиническая смерть. Я вроде бы умер, но мозг еще работал. И была такая тьма, что-то очень черное, как «Черный квадрат» Малевича. И из этой черноты появилась моя мама, сделала отрицательный жест рукой и исчезла... А потом услышал крик: «Он ожил! Он живой!» И я открыл глаза. Надо мной стоял мой друг и соратник Юра Кушнерев (он каким-то образом проник в операционную) и кричал: «Я вам говорил, он не умрет! Говорил?!» Так что мне не удалось туда перешагнуть, наверное, еще не время было — мама меня не пустила».
Режиссер сам снимался в эпизодах своих фильмов. Он автор и соавтор сценариев большинства своих лент, а также соавтор сценариев картин, снятых другими режиссерами. Данелия также снимал сюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль».
Помимо кино, режиссер увлекался живописью, графикой, музыкой, собирал коллекцию барабанов. После Мастера остались и его чудесные книги: «Безбилетный пассажир», «Кот ушел, а улыбка осталась», «Тостуемый пьет до дна», где о самых тяжелых моментах он писал мудро, остроумно и легко.
Всего Данелия был режиссером 15 полнометражных кинокартин, ставших классикой советского и российского кинематографа. При этом признавался, что не успел снять все, что хотел. «Но я снял только то, что хотел снять. Я ничего не снял по заказу», — говорил он.
Свои соболезнования об уходе классика в числе других выразили спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и Российский союз кинематографистов.
Актер Евгений Стеблов, сыгравший Сашу в фильме «Я шагаю по Москве», рассказал Business FM о своем знакомстве с великим режиссером.
— Мой крестный отец в кинематографе, и, вообще, это выдающийся художник, выдающийся классик... Для меня это еще человек очень близкий, близкий по творчеству, близкий по моей судьбе в искусстве, потому что не было бы его решения, когда артиста, уже утвержденного в «Я шагаю по Москве», он рискнул отстранить и взял меня. Я об этом не знал, я это узнал гораздо позже, через много лет, он мне это рассказал. Хотя я у него больше не работал, не снимался, только один раз озвучивал его анимационный фильм, делал «Кин-дза-дза!», анимационную версию. В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом. Чего не спросишь...
Я говорю: «Георгий Николаевич, а это почему?» — там какое-нибудь решение. А он говорит: «А просто так». Вроде все шутя, играя. Я помню, когда он приехал из Италии с похорон Феллини и мы встретились, он мне сказал, что это были похороны кинематографа.
— Георгий Николаевич творчески прожил разные эпохи, избегая политических штампов и конфликтов. Он как-то вне политики, над политикой?
— Я думаю, что это мудрость. Он никогда не был склонен к какой-то ортодоксальности -глубокий, взвешенный, изящный, с юмором невероятным. Мучающийся, как любой глубокий художник, и очень позитивный при этом.
Удивительная энергия и доброта — это то, чем отличался Георгий Данелия, вспоминает кинорежиссер, телеведущий, актер Юлий Гусман:
«Георгий Николаевич давно и тяжело болел, но казалось, что с его энергией, с его жизнелюбием, с его светлым юмором и светлой душой болезнь отступит. Не отступила. Как в фильме «Не горюй!», Георгий Николаевич так же ушел в темноту, но это не темнота, потому что он окружен светом, светом своего таланта, светом любви миллионов людей к его удивительным, мудрым, добрым, радостным и грустным кинокомедиям. Хотя эти кинокомедии, на мой взгляд, философские размышления оптимиста о том, что жизнь трудна, но нужно выживать и бороться. Я учился у Георгия Николаевича на Высших курсах кинорежиссеров, он наполнен абсолютно непонятной энергией, которая била ключом. Память и вечная любовь».
Картины Георгия Данелии будут смотреть не одно столетие, отмечает заслуженная артистка России, Елена Проклова:
«Из моей жизни ушел очень хороший друг, мой любимый режиссер, человек, который так много сделал для всех, кто был вокруг. Я считаю, что его картины — это то достояние нашей страны, которое мы будем ценить еще не одно столетие. Он удивительно умел рождать в душах людей добро, хороший юмор, порядочность. Поэтому давайте проводим его в последний путь с любовью и благодарностью».
Прощание с режиссером Георгием Данелией пройдет в московском Доме кино. Дата пока не определена, сообщили в Союзе кинематографистов РФ.
https://www.bfm.ru/news/411080
Ирина Н.- Сообщения : 28242
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва
Re: Умер режиссер Георгий Данелия
Как не горевать, Николаич?
Мы так любили друг друга. Мы жили в придуманном и созданном тобой мире, который легко сползал с белой простыни экранов и поселялся в нас, порождая светлую грусть, улыбку и надежду.
Он никого не обманывал, не пугал и ничего не обещал. Только возможность узнать человека в толпе! И даже твой ржавый мир в великом фильме «Кин-дза-дза!» был узнаваем, а значит, не опасен.
Он, добрый человек Георгий Николаевич Данелия — он оставил нам всем невероятное богатство, наполненное любовью и обаянием. Свои фильмы и книги.
Как будет одиноко без него.
Как мне будет невыносимо не хватать его премудростей и споров.
До последних дней он придумывал картинки, сюжеты, с юмором обсуждая свои похороны.
— Женя меня подвел, — сказал он о своем друге Евгении Примакове. — Если бы я ушел раньше, он бы позаботился о кладбище.
Помните сцену прощания из «Не горюй!»?
— На каком доме тебе повесить доску, Гия?
— Там, где мы жили с мамой и папой. Не перепутай!
Он ушел.
Георгий Николаевич, разреши погоревать!
Нам нужно, не тебе.
Юрий Рост
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/04/04/80098-ne-goryuy
Мы так любили друг друга. Мы жили в придуманном и созданном тобой мире, который легко сползал с белой простыни экранов и поселялся в нас, порождая светлую грусть, улыбку и надежду.
Он никого не обманывал, не пугал и ничего не обещал. Только возможность узнать человека в толпе! И даже твой ржавый мир в великом фильме «Кин-дза-дза!» был узнаваем, а значит, не опасен.
Он, добрый человек Георгий Николаевич Данелия — он оставил нам всем невероятное богатство, наполненное любовью и обаянием. Свои фильмы и книги.
Как будет одиноко без него.
Как мне будет невыносимо не хватать его премудростей и споров.
До последних дней он придумывал картинки, сюжеты, с юмором обсуждая свои похороны.
— Женя меня подвел, — сказал он о своем друге Евгении Примакове. — Если бы я ушел раньше, он бы позаботился о кладбище.
Помните сцену прощания из «Не горюй!»?
— На каком доме тебе повесить доску, Гия?
— Там, где мы жили с мамой и папой. Не перепутай!
Он ушел.
Георгий Николаевич, разреши погоревать!
Нам нужно, не тебе.
Юрий Рост
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/04/04/80098-ne-goryuy
Re: Умер режиссер Георгий Данелия
Он на многое открывал нам глаза
Памяти Георгия Данелии
Для меня это печальное известие не было неожиданностью. Но я все-таки надеялся на то, что он выкарабкается. На днях ему даже стало лучше. Плюс грузинский характер, мощный, упорный. Должен признаться, испытываю в последнее время страшно горькие чувства.
Потеряли Сережу Юрского, сейчас Гию.
Лично для меня он целый этап жизни. Этап мировоззренческого и профессионального роста.
Он дал мне очень много для понимания того, что происходит вокруг и внутри меня самого. Причем не обучая меня, не читая нравоучений, лекций.
Дал своим опытом. Попыткой постичь ту проблему, которую ставил в «Осеннем марафоне», вовлекая меня и всех артистов в группе.
Поэтому мы тоже ломали голову и души над тем, как относиться к нравственной проблеме, поднятой картиной. Над вопросом — кто мы такие на самом деле.
Он на многое открывал нам глаза.
Я уважал в Гие Данелии подлинного профессионала, который не кричит о своем профессионализме на каждом углу, но всего добивается. Не забуду, он искал в «Осеннем марафоне» особенного «ленинградского света», рассеянного, неуверенного, как сам Бузыкин. Когда вроде бы и солнце подернуто легким туманом. Словами этого не объяснить. Оператор тоже мучился. Объявили перерыв на обед, все ушли. А я остался сидеть в уголке. И увидел, как режиссер колдует над светом, двигает диги, перебирает фильтры. Он был безумно требователен в работе, прежде всего к самому себе. Казалось бы, сняли хороший дубль, но нет. Ему все не так, он продолжает поиск единственно возможного решения. Эта необходимость добраться до самой сути отличало его от многих знакомых мне режиссеров.
Очень люблю его трагическую комедию «Не горюй!». Замечательная картина: в самых веселых, беспечных местах тебя прошибает слеза. Это и есть сама жизнь, которую он постиг. Многослойная, разноречивая, многоголосная. Как многоголосие гостей героя Сергея Закариадзе. Горькое веселье — проводы. Вижу эти кадры ухода человека во тьму.
Гия ушел в эту тьму, над которой горит надпись «Не горюй!».
Мне сегодня трудно. Чувствую себя осиротевшим. Уходят люди, составляют часть моей жизни, часть меня.
Но поскольку я из поповской семьи, предки рассказывали, что в православном отпевании есть псалом, призывающий радоваться, провожая близкого в вечную жизнь. Радуйтесь, что его душа вознеслась вверх, что нам предстоит встреча.
Я благодарю судьбу за то, что мы встретились с этим грандиозным человеком и художником, которому я бесконечно обязан.
Олег Басилашвили
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/04/04/80098-ne-goryuy
Памяти Георгия Данелии
Для меня это печальное известие не было неожиданностью. Но я все-таки надеялся на то, что он выкарабкается. На днях ему даже стало лучше. Плюс грузинский характер, мощный, упорный. Должен признаться, испытываю в последнее время страшно горькие чувства.
Потеряли Сережу Юрского, сейчас Гию.
Лично для меня он целый этап жизни. Этап мировоззренческого и профессионального роста.
Он дал мне очень много для понимания того, что происходит вокруг и внутри меня самого. Причем не обучая меня, не читая нравоучений, лекций.
Дал своим опытом. Попыткой постичь ту проблему, которую ставил в «Осеннем марафоне», вовлекая меня и всех артистов в группе.
Поэтому мы тоже ломали голову и души над тем, как относиться к нравственной проблеме, поднятой картиной. Над вопросом — кто мы такие на самом деле.
Он на многое открывал нам глаза.
Я уважал в Гие Данелии подлинного профессионала, который не кричит о своем профессионализме на каждом углу, но всего добивается. Не забуду, он искал в «Осеннем марафоне» особенного «ленинградского света», рассеянного, неуверенного, как сам Бузыкин. Когда вроде бы и солнце подернуто легким туманом. Словами этого не объяснить. Оператор тоже мучился. Объявили перерыв на обед, все ушли. А я остался сидеть в уголке. И увидел, как режиссер колдует над светом, двигает диги, перебирает фильтры. Он был безумно требователен в работе, прежде всего к самому себе. Казалось бы, сняли хороший дубль, но нет. Ему все не так, он продолжает поиск единственно возможного решения. Эта необходимость добраться до самой сути отличало его от многих знакомых мне режиссеров.
Очень люблю его трагическую комедию «Не горюй!». Замечательная картина: в самых веселых, беспечных местах тебя прошибает слеза. Это и есть сама жизнь, которую он постиг. Многослойная, разноречивая, многоголосная. Как многоголосие гостей героя Сергея Закариадзе. Горькое веселье — проводы. Вижу эти кадры ухода человека во тьму.
Гия ушел в эту тьму, над которой горит надпись «Не горюй!».
Мне сегодня трудно. Чувствую себя осиротевшим. Уходят люди, составляют часть моей жизни, часть меня.
Но поскольку я из поповской семьи, предки рассказывали, что в православном отпевании есть псалом, призывающий радоваться, провожая близкого в вечную жизнь. Радуйтесь, что его душа вознеслась вверх, что нам предстоит встреча.
Я благодарю судьбу за то, что мы встретились с этим грандиозным человеком и художником, которому я бесконечно обязан.
Олег Басилашвили
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/04/04/80098-ne-goryuy
Похожие темы
» 17 ноября 2020 г умер режиссер Роман Виктюк
» Умер Георгий Гречко
» Умер народный артист РСФСР Георгий Тараторкин
» Умер режиссер Анджей Вайда
» Умер актер и режиссер Лембит Ульфсак
» Умер Георгий Гречко
» Умер народный артист РСФСР Георгий Тараторкин
» Умер режиссер Анджей Вайда
» Умер актер и режиссер Лембит Ульфсак
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения