Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Протоиерей Александр Мень

Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Ср Сен 09, 2015 4:09 pm

9 сентября исполняется 25 лет со дня убийства отца Александра Меня.

В нашей подборке — фрагменты воспоминаний Екатерины Гениевой, Николая Каретникова, Александра Галича, Натальи Трауберг и других известных людей об одном из самых удивительных российских священников.

Протоиерей Александр Мень 1951.8.-S-gitaroy-1280x852

Он был воплощением противостояния духу раздора, ненависти, был священником, ведомым Троицей и Духом Святым. Во всем, что он делал, сквозило огненосное чувство любви — оно озаряло его самого, его проповедь, его книги. Это очень редкий дар. Он был священником, знавшим, как разговаривать с простой бабушкой, у которой запивал сын, и интеллигентом, как, например, Александр Солженицын…

В каждой смерти есть трагический смысл. После гибели отца Александра его книги изданы на громадном количестве языков по всему миру. Он привел к вере такое количество людей, которые его никогда не видели, — не к обрядам, а именно к вере — своей искренней неискусственной любовью к Богу. У него было великое понимание времени, его малости и быстроты. В последние годы он читал немыслимое количество лекций. Я даже спросила: зачем столько? «Так ведь, — ответил он, — времени очень мало». — «Времени на что?» — «На все». Он спешил сделать то, что ему было начертано.

Читать полностью
http://takiedela.ru/2015/09/alexandrmen/
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Ср Сен 09, 2015 4:42 pm

В 1968 году отец Александр Мень принял участие в съемках полнометражного художественного фильма Михаила Калика «Любить». Фильм был запрещен к показу и практически уничтожен. В 1990 году режиссер частично восстановил картину, в которой снялись юные Андрей Миронов и Алиса Фрейндлих.
«Несколько обычных историй с анкетой и наблюдениями» — так определили жанр фильма «Любить» авторы. И действительно, это документально-художественное исследование любви. Фильм Калика составили четыре лирических новеллы, каждая из которых предваряется эпиграфом из Песни Песней. Художественные новеллы дополнены документальными интервью прохожих, а также беседой-проповедью отца Александра Меня о силе и смысле любви.

«Любить» создавался Михаилом Каликом — режиссером с мировым именем, музыку написал Микаэл Таривердиев, текст песни — Евгений Евтушенко, в ролях — еще совсем молодые Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Светлана Светличная и другие.

Фильм «Любить» был варварски цензурирован — были вырезаны почти все интервью, цитаты из Песни Песней, вся беседа с отцом Александром — и выпущен смешным тиражом в 12 экземпляров. Михаил Калик обратился в суд, но суд не состоялся, на самого режиссера было заведено уголовное дело, а авторская копия фильма была реквизирована при обыске. В 1990 году Михаил Калик частично восстановил и доработал картину, поскольку авторская копия так и не была найдена.



https://youtu.be/3OC8xBbpKAo
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Ср Сен 09, 2015 6:14 pm

По большому счету, любой нации на протяжении долгих мрачных периодов достаточно одного великого поэта, мыслителя, ученого. Когда какой-нибудь нации выпадает удача получить великого священника, у нее появляется шанс сохранить себя не только как этнографический феномен.

Его зверское средневековое убийство буквально сразу же попало в разряд нераскрываемых стопроцентных висяков, о которых поговорят, поговорят да забудут. Хотя поначалу резонанс был сильным. Спешно публиковались статьи, снимались телесюжеты, принимались соболезнования... Тогдашний президент Михаил Горбачев и председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин лично дали указание вплотную заняться расследованием, и заступивший в сентябре 1990-го на пост министра внутренних дел Виктор Баранников немедленно рапортовал, что к делу Меня подключены лучшие профессионалы сыска, тщательно изучающие каждую версию. Версий много, но наиболее вероятная - убийство с целью ограбления.

К зыбкости земного существования отец Александр относился спокойно, как истинный богослов и мыслитель, а его любимой песней была «Призрачно все в этом мире бушующем» в исполнении Олега Даля из кинофильма «Земля Санникова». «Мы всегда живем на грани смерти, - неизменно отмечал Мень, - но это не повод опускать руки».

Он настаивал, что по сравнению с другими религиями христианство дает человеку весьма серьезные преимущества - не только возможность выбирать свой путь, но и отвечать за свои поступки.

В проповедях и литературных трудах отец Александр обходился без обязательного елея и был предельно честен с паствой, не гарантируя ей посредством религии всяческие земные и внеземные блага. За честность его, собственно, и ценили. Причем не только в среде простых прихожан, но и среди непростых интеллигентов. Он умел подобрать правильную интонацию и для набожной старушки, и для вооруженного знаниями юноши, и для обезоруживающего знаниями профессора.

Этот удивительно светлый и стойкий человек оказывал поистине целебное воздействие на аудиторию - со всей страны к нему тянулись за благодатью, помощью и словом в простоте. Психотерапевт, психолог и писатель Владимир Леви вспоминал, что «с Менем приходило счастье».

Кроме потрясающей эрудиции, талантливости, глубокого природного ума и обескураживающей по нынешним меркам порядочности, Александр Мень обладал еще на редкость обаятельным чувством юмора. «Абсолют юмора - это Бог», - полагал он и когда-то собирался писать о юморе Христа. Но все-таки не рискнул, боялся не справиться. Я думаю, хорошо, что не рискнул. За «юмор Христа» его могли убить намного раньше.

Читать полностью
http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s36_64123/6371.html
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Пт Янв 22, 2016 1:09 pm

81 год со дня рождения отца Александра Меня (1935-1990)

Протоиерей Александр Мень IO5mnoLF5VM

С.С Аверинцев
ВМЕСТО НЕКРОЛОГА

Когда я в свое время писал предисловие к книге отца Александра Меня, я как будто позабыл и о нем, и даже о самом его труде, чтобы всецело сосредоточиться на проблеме служебного, пропедевтического пересказа Евангелий. Я верил тогда и верю сейчас, что такой характер предисловия отвечал воле автора книги — чтобы читатель думал не о нем, а о Христе. Но пришло время, когда мы должны подумать об отце Александре. Говорить о нем стало трудно, ответственно — и необходимо.

Его не стало в живых. 9 сентября 1990 г., за день до Усекновения главы Иоанна Предтечи, топор убийцы рассек его голову. Голову священника на пути в храм. Недруги столько корили его нерусской его кровью (кровью ветхозаветных патриархов), и вот теперь кровь его навсегда смешана с русской, с московской землей. С землей края преподобного Сергия. Более нерасторжимой связи и быть не может. Как часто за это столетие земля наша орошалась священнической кровью! Настал черед и для его крови.

Было бы неправдой — утверждать, будто уважение к мученической кончине свойственно одним только христианам. Оно, это уважение, отличает живую душу от мертвой, людей — от нелюдей. Но христианин приучен понятиями своей веры видеть в такой кончине высшее подтверждение смысла прожитой жизни, славу, которая дается не всякому и которую нужно заслужить. (Как говорил однажды о. Александр: "Мы поднимаемся на гору, и по пути у нас столько ошибок, столько открытий! Но на самой вершине горы — крест"). Подумаем: день за днем священник по богословскому смыслу литургии участвует в крестной Жертве своего Учителя; и вот собственная его жертва сливается с той Жертвой.


Пролитая кровь — великая сила. Если о ней забывают, это проклятие. Если о ней помнят, как должно, это благословение земле. Нашей, русской земле.

Страшный и славный страстотерпческий удел постиг очень радостного человека. Скажем проще, по-житейски: веселого человека. Одного из тех, что простым своим присутствием гонят вон глухонемого беса уныния, излечивают от черной немочи, очищают воздух, которым стало невмоготу дышать. Многочисленные чада отца Ферапонта — помните антагониста отца Зосимы из "Братьев Карамазовых"? — находили, находят и будут находить эту веселость несовместной с духовным подвигом, со священническим саном. Однако не они, а он был избран для такого конца; поневоле задумаешься. Их серьезность — рукотворная, от человеков; а конец — от Бога. Что до обыкновения отца Александра вести себя, мне вспоминаются слова очень злого критика христианства — Фридриха Ницше. Последний говорил, что христиане-де неубедительны для него самым своим видом, потому что больно уж они "unerlost" — по ним не чувствуется, что Христос их вправду искупил, избавил, вызволил из кабалы зла. Христианам стоит иногда вполуха прислушаться к таким нападкам — может быть, удастся извлечь для себя "от противного" духовную пользу. Но сейчас я веду к тому, что про отца Александра нам Ницше не смог бы повторить своего словечка "unerlost". Ликующая свобода чад Божиих, твердое знание, что смерть и ад в самом деле бессильны, что от любви Христовой вправду ничто не может отлучить — "ни смерть, ни жизнь" (Рим. 8:38), — в каждом жесте, в каждой интонации, сквозь отчаянную каждодневную усталость. Это могло казаться "жовиальностью" — а было едва ли не буквальным исполнением слова апостола Павла: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!" (Фил. 4:4).

Судить о веселости отца Александра следует с тем большей осторожностью, что ведь за ней — опыт верности вере в годы Великого Отступничества, когда верных оставалось очень, очень мало, и каждый из верных непосредственно ощущал на себе отяжелевшую руку князя мира сего. Верность эта была унаследована от матери. Елена Семеновна крестилась вместе со своим семимесячным сыном у катакомбного священника, когда на дворе стоял 1935 год, атеисты без лишней застенчивости официально именовали себя безбожниками, а исчезновение христианства в советском обществе планировалось запросто на общих основаниях с другими подробностями пятилеток. Александр Владимирович Мень был рукоположен в сан диакона и затем священника, когда война на уничтожение против христианства перешла в менее кровавую, но весьма разрушительную стадию хрущевских гонений. И ведь не в одних внешних гонениях было дело.

Те участники религиозно-философских кружков, которые позднее, при Брежневе, теряли работу или даже шли в тюрьму, ощущали хотя бы пассивное сочувствие интеллигенции, хотя бы непоследовательные попытки помощи из-за рубежа; о них знали, их уважали. Напротив, в сталинские и даже хрущевские годы имело место единственное в своем роде психологическое давление: общество навязывало верующему роль не то, что бы "инакомыслящего" — какое там! — а попросту глупца из глупцов, который по своей вредной дикости все еще не узнал то, что обязан знать каждый грамотный человек. "Но наука доказала, что души не существует", — как сказано у Николая Олейникова. Против верующего — все: не только "органы", не только "официоз", но и общественное мнение снизу доверху, включая либералов "оттепельной" формации. Трудно не дрогнуть, когда все шагают в ногу и атеизм наслаждается статусом самоочевидной аксиомы. Кому охота быть белой вороной! Когда в свои школьные и студенческие годы Алик Мень неуклонно пополнял свое религиозное образование, — за этим стоял такой подвиг верности, о котором трудно составить себе понятие современному юноше, щеголяющему знанием Отцов Церкви, Владимира Соловьева, отца Павла Флоренского. И хочется спросить: где были тогда нынешние судьи недостаточно строгого православия отца Александра — на комсомольских ли собраниях или еще на пионерских сборах?

Против духовной мнительности верующих раз и навсегда предостерегла вечно актуальная четырнадцатая глава «Послания к Римлянам»; лучше апостола Павла, право, не скажешь. Но я-то помню время, когда и те православные, которые были по типу ментальности резко отличны от отца Александра, отзывались о его деятельности очень уважительно. Уж слишком уникальной была эта деятельность для 60-х годов. Из всех религий христианство менее всего может быть сведено к "отправлению культа" — но именно так поступали с ним на официальнейшем уровне законодательных и конституционных формулировок, не говоря уже о каждодневной практике. Недаром самая святая часть христианского канона называется Благой вестью; в самом центре христианской веры — весть, которую надо принять и передать дальше. На каждого христианина, тем более на каждого священника долг апостольства и миссионерства возложен евангельскими словами Христа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Но на языке времени исполнение этого долга называлось "религиозной пропагандой" и приравнивалось к наказуемым преступлениям. Здравомысленные люди успокаивались на том, что невозможное — невозможно. И когда среди недоброго, враждебного молчания зазвучал одинокий голос в защиту веры, апостольский, миссионерский голос, обращенный прямо к современнику, — как объяснить молодым, что это означало в те годы?

Подчеркнем еще раз, что голос этот с самого начала адресовался точно и конкретно к современнику. Есть искушение — вывести Церковь из движения истории, "дабы подальше от людей она была еще святей", как давно было сказано в эпиграмме поэта-символиста Вяч.Иванова. Оно конечно, от людей одни неприятности, так что было бы куда благообразнее устроить Церковь без людей, из одних ангелов, — но ничего не поделаешь, это противоречило бы ясно выраженной воле Христа, основавшего Свою Церковь для спасения несовершенных, грешных людей: мытарей, блудниц, разбойников, — и даже, что особенно трудно, книжников. Людей, каковы они есть. "Фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9:11-12).

...И даже книжников. Как все знают, специальным объектом миссионерских усилий отца Александра стало совсем особое туземное племя, которое зовется советской интеллигенцией. Племя со своими понятиями и преданиями, со своими предрассудками, по степени дикости в вопросах религии подчас превосходящее (и уж подавно превосходившее лет тридцать назад) самые дикие народы мира. Племя, с которым миссионер должен разговаривать на его собственном туземном языке; если нужно — на сленге. Только не надо с нажимом повторять, до чего же хорошо отец Александр владел языком светской культуры, с удивлением констатировать, что он, подумать только, мог наилучшим образом поговорить с людьми науки, искусства и литературы на темы, близкие для них. Все это — чистая правда, однако ;. не в меру умиляться этому — несоразмерно с масштабом его жизненного дела. Поразительна не его разносторонняя образованность; он был человек очень одаренный, очень живой, очень сильный, и этим все сказано. Поразительно другое — как эта образованность без малейшего остатка отдавалась на служение Богу и людям. О чем думать куда полезнее, чем о его эрудиции, так это о его умной, свободной и в основе своей смиренной открытости навстречу своим современникам — сбитым с толку, духовно искаженным творениям Божиим и носителям образа Божия. Ибо для того, чтобы помочь ближнему, не отпугивая непомерно высокой и непомерно тонкой духовностью, не подавляя строгостью вкуса, не сковывая мощью собственной индивидуальности, смирения нужно больше, чем для самых смиренных словес и телодвижений. Как сказано в одном стихотворении Киплинга, "не выглядеть чересчур хорошим и не говорить чересчур мудро", "don't look too good nor talk too wise".

Может быть, труднее всего не оказать помощь, а помочь принять помощь.

Мы назвали его очень сильным человеком; это едва ли не самая очевидная из его характеристик. Но бывает сила, которая крушит и глушит все вокруг, — а от его силы все кругом расцветало.

Апостол книжников, просветитель "образованщины", отец Николай Голубцов, его духовник и наставник в молодые годы, предупреждал его: "С интеллигенцией больше всего намучаешься". Вот он и мучился. Не будем перечислять поименно знаменитых на весь мир людей, которым он помог прийти к вере; было бы тяжким заблуждением, вообрази мы хоть на минуту, будто для него (или для Бога) любая знаменитость была важнее, нежели самый безвестный из его прихожан. В Церкви нет привилегированных мест — а если есть, то они принадлежат самым убогим. Интеллигент — не лучше никого другого, может быть, — хуже всех; но он наряду со всеми другими мытарями и разбойниками нуждается в спасении своей бессмертной души, а для того, чтобы его спасти, его необходимо понять именно в его качестве интеллигента. В противном случае духовный руководитель рискует либо оттолкнуть чадо по вере, либо заронить в нем мечтательность, побуждающую вообразить себя совсем даже и не интеллигентом, а чем-то совершенно иным, высшим, не нонешнего века. Словно бы сидит раб Божий не в квартирке своей, а в афонской келье или же в покоях незримого града Китежа и оттуда с безопасной дистанции наблюдает, сколь неосновательна светская культура и сколь неразумна "образованщина". Антиинтеллигентский комплекс интеллигента — проявление гордыни, которой не надо поощрять; вся православная традиция учит нас, что человек может начать свой возврат к Богу единственно от той точки в духовном пространстве, где находится реально, а не мечтательно. Отнюдь не для угождения интеллигенции, но для ее вразумления ей нужен пастырь, который понимал бы ее интеллигентское бытие со всеми его проблемами, искушениями и возможностями — изнутри. Этим определяется значение жизненного дела отца Александра.

То, что он писал книги, было лишь частью его пастырских трудов. Его читатели — непосредственное продолжение его прихода, включая, разумеется, и тех, кто лишь готовится принять крещение. Одно непонятно — как этот человек, до предела отдавший себя своим священническим обязанностям, находил силы, чтобы читать новую научную литературу и неутомимо вносить дополнения в написанное им?

Он писал и говорил на языке века, чтобы его услышали. Он мог бы сказать о себе словами апостола Павла:

"Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть... Для немощных я был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мер некоторых" (1 Кор. 9:19,22).

Князь мира сего никому еще не прощал такого поведения.

И на вершине горы — крест.



Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Сб Янв 23, 2016 11:05 pm

Протоиерей Александр Мень 12573150_1129614913736698_2260774133561954207_n

Маленький Александр с мамой Еленой Семеновной
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Вт Янв 26, 2016 4:37 pm

Протоиерей Александр Мень 195x_06

А. Мень на военных сборах (1950-е гг.)
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Вт Янв 26, 2016 4:37 pm

Протоиерей Александр Мень Am_(3)
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Протоиерей Александр Мень Empty Re: Протоиерей Александр Мень

Сообщение автор Ирина Анисимова Ср Янв 27, 2016 3:36 pm

Александр Мень. "Я все успел..."

Впервые в эфире появился человек в церковном одеянии и более 10 минут рассуждал о Боге, хотя само это слово его попросили не произносить. Александр Мень справился. Не справились с волнением редакторы, которые пропустили в титре букву Е в слове "протоиерей"…

Священник в телеэфире. Это не было случайностью, а скорее вынужденной мерой. В конце 80-х в обществе нарастало напряжение: в магазинах было пусто, люди теряли работу, не видели будущего… Властям не верили. Коммунистическая идеология рушилась на глазах, а ничего нового правительство предложить не могло. Но человек должен во что-то верить… В такой ситуации помочь могла только религия.

Церковь вышла из подполья. Но ей нужно было адаптироваться к новым условиям жизни для того, чтобы возродить интерес к христианским ценностям. И именно эту совершенно опустевшую нишу заполнял отец Александр. Он утверждал, что "церковь не должна быть музеем, осколком старины". А главное, он говорил на очень простом и понятном каждому человеку языке. Он дал более двухсот выступлений в институтах, библиотеках, школах - и даже в детских садах. В скромном Сретенском храме, где служил отец Александр Мень, в скором времени стали появляться столичные знаменитости. К нему в Новую деревню, что под Пушкино, наведывались Александр Солженицын, Александр Галич, Фазиль Искандер, Владимир Спиваков, актеры, режиссеры, художники… И для каждого из них у него находилось нужное слово.

Мы побывали в доме Александра Меня, в его рабочем кабинете, а также в его приходе. Вместе с братом о. Александра Павлом побывали в старой коммунальной квартире, где вырос будущий священник. И. конечно, на месте гибели отца Александра. 9 сентября 1990 года Александр Мень был жестоко убит. Кого только не обвиняли в его гибели: от спецслужб до религиозных фанатиков. Но убийцу так и не нашли, следствие закрыли…

Можно спорить о теориях отца Александра, принимать или не принимать их... Но то, что он был человеком добрым, великодушным и открытым – доказывать нет смысла. Мень говорил: "Тот, кто живет для себя, живет бессмысленной жизнью". Часто приводил в пример цитату из Писания: "Блаженнее давать, нежели брать". И в наше время эти слова не менее актуальны, чем в перестроечные годы.

В фильме принимают участие:
Михаил Мень – сын
Наталья Григоренко-Мень - вдова
Павел Мень - брат
Андрей Смирнов - режиссер, актер
Леон Измайлов – писатель-сатирик
Александр Борисов - священник
Сергей Брюн - куратор выставки

Протоиерей Александр Мень PR20150113151830

Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/anons/id=211904


Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения