Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Александр Башлачев

Участников: 2

Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Ср Фев 18, 2015 9:08 pm

Александр Башлачев 8517aa5988822f72f6d80b04e9280a32

17 февраля 2015 года - 27 лет со дня гибели гениального поэта Александра Башлачева

Слет-симпозиум

Куда с добром деваться нам в границах нашей области?
У нас - четыре Франции, семь Бельгий и Тибет.
У нас есть место подвигу. У нас есть место доблести.
Лишь лодырю с бездельником у нас тут места нет.

А так - какие новости? Тем более, сенсации...
С террором и вулканами здесь все наоборот.
Прополка, культивация, мели-мели-мели - орация,
Конечно, демонстрации. Но те - два раза в год.

И все же доложу я вам без преувеличения,
Как подчеркнул в докладе сам товарищ Пердунов,
Событием высокого культурного значения
Стал пятый слет-симпозиум районных городов.

Президиум украшен был солидными райцентрами -
Сморкаль, Дубинка, Грязовец и Верхний Самосер.
Эх, сумма показателей с высокими процентами!
Уверенные лидеры. Опора и пример.

Тянулись Стельки, Чагода... Поселок в ногу с городом.
Угрюм, Бубли, Кургузово, потом Семипердов.
Чесалась Усть-Тимоница. Залупинск гладил бороду.
Ну, в общем, много было древних, всем известных городов.

Корма - забота общая. Доклад - задача длинная.
Удои с дисциплиною, корма и вновь корма.
Пошла чесать губерния. Эх, мать моя целинная!
Как вдруг - конвертик с буквами нерусского письма.

Президиум шушукался. Сложилась точка зрения:
- Депеша эта с Запада. Тут бдительность нужна.
Вот, в Тимонице построен институт слюноварения.
Она - товарищ грамотный и в аглицком сильна...

- С поклоном обращается к вам тетушка Ойропа.
И опосля собрания зовет на завтрак к ней...
- Товарищи, спокойнее! Прошу отставить ропот!
Никто из нас не завтракал - у нас дела важней.

Ответим с дипломатией. Мол, очень благодарные,
Мол, ценим и так далее, но, так сказать, зер гут!
Такие в нашей области дела идут ударные,
Что даже в виде исключения не вырвать пять минут.

И вновь пошли нацеливать на новые свершения.
Была повестка муторной, как овсяной кисель.
Вдруг телеграмма: - Бью челом! Примите приглашение!
Давайте пообедаем. Для вас накрыт Брюссель.

Повисло напряженное, гнетущее молчание.
В такой момент - не рыпайся, а лучше - не дыши!
И вдруг оно прорезалось - голодное урчание
В слепой кишке у маленького города Шиши.

Бедняга сам сконфузился! В лопатки дует холодом.
А между тем урчание все громче и сочней.
- Позор ему - приспешнику предательского голода!
Никто из нас не завтракал! дела для нас важней!

- Товарищи, спокойнее! Ответим с дипломатией.
Но ярость благородная вскипала, как волна.
- Ту вашу дипломатию в упор к отцу и матери! -
Кричала с места станция Октябрьская Весна.

- Ответим по-рабочему. Чего там церемониться.
Мол, на корню видали мы буржуйские харчи! -
Так заявила грамотный товарищ Усть-Тимоница,
И хором поддержали ее Малые Прыщи.

Трибуну отодвинули. И распалили прения.
Хлебали предложения как болтанку с пирогом.
Объявлен был упадочным процесс пищеварения,
А сам Шиши - матерым, но подсознательным врагом.

- Пущай он, гад, подавится Иудиными корками!
Чужой жратвы не надобно. Пусть нет - зато своя!
Кто хочет много сахару - тому дорога к Горькому!
А тем, кто с аппетитами - положена статья...

И населенный пункт 37-го километра
Шептал соседу радостно: - К стене его! К стене!
Он - опытный и искренний поклонник
стиля "ретро",
Давно привыкший истину искать в чужой вине.

И диссидент Шиши горел красивым синим пламенем.
- Ату его, вредителя! Руби его сплеча!
И был он цвета одного с переходящим знаменем,
Когда ему товарищи слепили строгача.

А, впрочем, мы одна семья - единая, здоровая.
Эх, удаль конармейская ворочает столы.
Президиум - "Столичную", а первый ряд - "Зубровую",
А задние - чем бог послал, из репы и свеклы.

Потом по пьяной лавочке пошли по главной улице.
Ругались, пели, плакали и скрылись в черной мгле.
В Мадриде стыли соусы.
В Париже сдохли устрицы.
И безнадежно таяло в Брюсселе крем-брюле.


1985 г

Написано в 1985 году.
Сегодня 2015...

Ничего не изменилось в Датском королевстве...

Александр Башлачев актуален бОльше, чем тогда...


Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Пт Май 27, 2016 2:40 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Ср Фев 18, 2015 11:49 pm

Грибоедовский вальс

В отдаленном совхозе "Победа"
Был потрепанный старенький "ЗИЛ".
А при нем был Степан Грибоедов,
И на "ЗИЛе" он воду возил.

Он справлялся с работой отлично.
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица...
И приснился невиданный сон -
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

  Он увидел свои эскадроны.
  Он услышал раскаты стрельбы
  Он заметил чужие знамена
  В окуляре подзорной трубы.

  Но он легко оценил положенье
  И движением властной руки
  Дал приказ о начале сраженья
  И направил в атаку полки.

  Опаленный горячим азартом,
  Он лупил в полковой барабан.
  Был неистовым он Бонапартом,
  Водовоз Грибоедов Степан.

  Пели ядра, и в пламени битвы
  Доставалось своим и врагам.
  Он плевался словами молитвы
  Незнакомым французским богам.

  Вот и все. Бой окончен. Победа.
  Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
  Покачнулся Степан Грибоедов,
  И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали "Ура!"

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на них водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.


1983 г
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Пт Апр 17, 2015 6:49 pm

13:45, 9 апреля 2015
«Жечь свечку с двух сторон — это про Сашу»

Леонид Парфенов рассказывает о своем друге Александре Башлачеве

Александр Башлачев Detail_2a1bdf0ac47f42c6a8ac8a065ae8edd4

Александр Башлачев, череповецкий самородок, один из самых талантливых и не сиюминутных поэтов русского рока среди коллег по времени и направлению, вышел из окна восьмого этажа в феврале 1988 года.

Произведения Башлачева входят в вузовскую программу изучения, хотя его наследие целиком помещается в одну брошюру. Ровесник, земляк и друг детства Башлачева, которому этой весной исполнилось бы 55 лет, журналист и телеведущий Леонид Парфенов рассказал «Ленте.ру» историю о двух «книжных мальчиках», которых сблизила любовь к Маяковскому и болгарским винам, а развело творчество и судьба.


«Лента.ру»: Помните, как вы познакомились?

Леонид Парфенов: Мы знакомились несколько раз. Наши бабушки из деревень вокруг Уломы, и они знали друг друга. Моя баба Катя говорила: лучшая в Коротове сирень — у Липочки Калгановой. Она брала черенки у бабушки Саши, но у нас эта сирень почему-то не цвела. Потом мы с Сашей припоминали, что еще в раннем детстве вроде виделись, но знакомство не продолжилось. В 20-й школе, где Саша учился, у нас были общие приятели, ребята, которых туда перевели из моей переполненной 4-й, и тогда мы тоже несколько раз встречались, как ровесники из почти соседских компаний. Потом мы вместе поступали на журфак в Питере, но Саше после творческого конкурса, еще до экзаменов, показалось, что он не проходит, и он уехал. Я остался и поступил, а Саша годом позже стал учиться на журфаке Уральского университета в тогдашнем Свердловске. Я, закончив журфак, в 1982 году вернулся в Череповец. И тут группа городского ДК «Рок-Сентябрь» выигрывает всесоюзный конкурс молодежной музыки, проводимый «Комсомольской правдой». Я для областной газеты «Вологодский комсомолец» беру интервью у Славы Кобрина, руководителя ансамбля, и у Саши, как тогда говорили, — «текстовика». Они меня еще познакомили с другим лауреатом конкурса — Юрием Шевчуком, который приехал к ним в гости. И, наконец, по-настоящему дружить стали, когда Саша после своего журфака в 1983 году тоже вернулся в Череповец и начал работать в городской газете «Коммунист». Тогда мы подолгу общались, почти ежедневно.

«Лента.ру» Каким было ваше первое впечатление от Башлачева?

Леонид Парфенов: Получается, первого впечатления и не было. А впечатление от Саши 1983-1984 годов — единственный в городе единомышленник. Это ведь совсем мрачное время: доживает Андропов, и заступает Черненко, уже явное советское разложение. А мы молодые ребята, только в жизнь вступаем, хочется чего-то другого, не этого беспросветья. Но рок-музыка, которую мы любим, — главный выразитель нашего мироощущения, — фактически запрещена. Мы читаем непоощряемые книги, слушаем западные «голоса» и ведем совсем не советские разговоры. В этой среде держаться друг за друга было единственным спасением.

«Лента.ру» Когда в ваших «несоветских беседах» появились стихи Башлачева?

Леонид Парфенов: Мы часто писали про одно и то же череповецкое событие: Саша в городскую газету, а я в областную молодежную. И моя мама всегда говорила, что Саша пишет яснее меня, его тексты лучше для чтения. Но действительную разницу между нами я понял, когда после какого-то комсомольского мероприятия в ДК «Металлургов». Саша позвал меня к себе домой, сказал, что с некоторых пор пишет собственные песни, к «Сентябрю» отношения не имеющие, и спел штук пять. Больше было вещей как бы лукавых — «Степан Грибоедов» уже был и «Сегодня ночью дьявольский мороз». Я шел к себе совершенно ошеломленный: у моего ровесника прорезался свой голос, за которым чувствовался собственный мир.

Александр Башлачев Pic_34d22a9733ee9410ab59397cd8df22a1

«Лента.ру» : Одни знакомые вспоминают Башлачева времен череповецкой юности как страстного тусовщика, другие — как домашнего книгочея. Каким его запомнили вы?

Леонид Парфенов: Мы оба до поры до времени были «книжными мальчиками» — дети из хороших семей с домашними библиотеками. Любимые романы Германа Гессе — переводы в журнале «Иностранная литература» — были у Саши переплетены и снабжены собственноручными мрачными обложками. Он любил поэзию — понимать стихи и тогда уже являлось редкой добродетелью. Эта культура, конечно, пригодилась Саше в его работе. Но своего голоса никакая начитанность не дает. Это от личности зависит. А тусовка — ну какая она могла в Череповце быть? В кафе «Фрегат» пойти? Встречались по квартирам, вели разговоры про новые книги и музыку, поскольку читать и слушать тогда было интереснее, чем жить.

«Лента.ру» : Он исполнял свои новинки охотно или приходилось уговаривать исполнить что-нибудь новое? Знакомил с сырым материалом?

Леонид Парфенов: Новые песни у Саши писались той зимой 1983-1984-го очень быстро. Днем, когда мы сидели в своих редакциях, — я уже и на студии телевидения стал работать, — он звонил и говорил: давай вечером увидимся, показать хотел кое-что. Это значит, есть песня, но это слово в отделе партийной жизни он при коллегах не произносил. Встречались чаще у Башлачевых, поскольку там можно курить, Саша же смолил все время. А у меня отец некурящий был. Но «Время колокольчиков» я хорошо помню, Саша впервые спел мне эту песню у нас на квартире. Тогда я осознал: он поет и за меня тоже. Я так не могу и не смогу, это не только его голос, но и мой, и еще много кого, кто так чувствует, а выразить не в силах. С тех пор такое чувство осталось, за что я Саше очень благодарен. Если хотите — это своего рода лидерство: высказаться за себя и других. А так, где ему лидером было быть? Лидером самого себя? Такое творчество — сугубо индивидуально.

«Лента.ру»: Слава его манила?

Леонид Парфенов: Выразить себя хотелось — да, это было сильнее его, потому что в этом он чувствовал жизненное предназначение. А принесет ли это славу — Бог весть. Задача самовыражения от этого никак не зависела. Так я, во всяком случае, понимаю.

«Лента.ру»: Откуда в стихах горожанина столько фольклорного и религиозного?

Леонид Парфенов: Горожанина? Череповец — тот еще мегаполис. Мы все горожане в первом поколении, родители наши родились в деревнях. И что наша цивилизация происходит оттуда — это просто данность. В райцентре построили огромный завод, и на нем стали работать наши отцы. Но такие заводы есть и в Магнитогорске, и в Липецке. А северная русская деревня неповторима. Наш край дал Саше Башлачеву мироощущение. Темы дал. Он реже моего в деревню ездил, но острее чувствовал. Ведь в его песнях русский и очень северный дух.

«Лента.ру»: И все же Череповец 80-х годов стал плодородной почвой для вызревания самобытных талантов, вы тоже один из ее «плодов». Как так вышло? Или Череповец помог тем, что оттуда очень хотелось сбежать?

Леонид Парфенов: Не думаю, что это какой-то череповецкий фактор. Скорее время повлияло: одна эпоха заканчивалась, другая начиналась. Ты хочешь петь, говорить, писать по-другому. И мысли «пробиваться» не было. Хотелось самовыражения — это да, а о признании и не мечталось. Журналистика — куда более суетная муза, чем рок-сочинительство, но и у меня — какая карьера? Все эти годы я пишу и снимаю, и только.

«Лента.ру»: Он вообще мог реализоваться в Череповце? То есть это город проморгал гения, не дав того, чего мог дать? Или Башлачев рано или поздно все равно уехал бы в столицу?

Леонид Парфенов: Уехал бы. В нашей стране такая работа — это столичное дело.

«Лента.ру»: История с прослушиванием Артемием Троицким в вашей квартире известна всем, кто интересуется творчеством Башлачева. Этот вечер действительно был судьбоносным для него?

Леонид Парфенов: Судьбоносным. Артем, тогда главный идеолог рок-движения, выслушав с восторгом песен 20, сказал, что ничего подобного нет ни в Москве, ни в Питере. Надо ехать, выступить перед другими знатоками, а где выступать — он найдет. И все слова про самое национальное в роке Артем произнес тогда сразу. Я даже устыдился, что думал так же, но Саше не смел сказать. Мы ведь просто не знали контекста: а если данные песни — только странная нелепица? Для меня это был большой урок: нужно доверять своему мнению.

«Лента.ру»: Вы с ним встречались после отъезда из Череповца? Говорят, он стремительно менялся, начал выпивать...

Леонид Парфенов: В первый московский тур Саши мы поехали вместе. Только я вернулся, а он остался. Приехал уже затем, чтобы уволиться из городской газеты. Но мы продолжали видеться — и в обеих столицах, и в Череповце, когда Саша приезжал. Помню, как ходили на смелый фильм «Чучело». Весь фестиваль питерского рок-клуба в 1985 году выслушали вместе. Я специально приезжал на его известный концерт в редакции «Литературной газеты». До лета 1987-го виделись сравнительно регулярно. Нет, пить он, по-моему, больше не стал. Действительно пьяным я Сашу вообще видел только раз — перед фестивалем в Городище, это под Череповцом. И то, он себя наутро в порядок привел — мы в жюри должны были сидеть. А вместе пили только болгарские сухие вина, и больше чем на бутылку денег попросту не водилось.

«Лента.ру»: Ходит легенда, что Башлачев побывал в гостях у Аллы Пугачевой, пел и очень ей понравился.

Леонид Парфенов: Башлачева и Кинчева к Пугачевой в гости привел тоже Троицкий. Артем любил ей говорить, что она, конечно, королева попсы, но нужно двигаться к более радикальным жанрам. И, мол, вот, послушай — это тебе не про миллион роз. Она отнеслась поначалу насмешливо, но, когда ребята запели, очень впечатлилась. Заголосила прямо. Накормила-напоила, на последней странице паспорта Саше разборчиво расписалась — это на милиционеров действовало при проверке документов, тогда же с пропиской строго было. Я слышал рассказ про встречу и от Саши, и от Борисовны, как Пугачеву Артем всегда называл. Он в печатном прогнозе на Новый год тогда написал: «Прорыв будущего сезона — "Все от винта!", Пугачева поет Башлачева». А еще Сашу навсегда запомнила Людмила Марковна Гурченко — она была на его концерте в «Литгазете» и потом с ним долго беседовала. Спустя годы мы с ней говорили и она повторяла: от «Времени колокольчиков» и сейчас мороз по коже. Андрею Вознесенскому Саша понравился очень, и на его деньги была куплена гитара взамен случайно расколотой.



https://www.youtube.com/watch?v=tzM80c5EU8w

«Лента.ру»: Башлачевский голос… Он всегда был хриплым или лишь в последние годы?

Леонид Парфенов: Мне не кажется, что его голос менялся. Может, становился более «рокерским», что ли, от частых выступлений. А надрыв, конечно, был всегда. Хотя у него есть ведь немного и лиричных песен, но Башлачева не с ними ассоциируют. Еще в Череповце казалось бы, ну вот, я ж один перед тобой, чего уж так выкладываться? Но нет, всегда только в полную силу пел, самозабвенно.

«Лента.ру»: Как вы узнали о его смерти? Не было предчувствия, ведь, как рассказывают, в последние годы он не выходил из депрессии?

Леонид Парфенов: Было предчувствие. Жечь свечку с двух сторон — это про Сашу. К тому же самоубийство было у него обычной темой, что мне очень не нравилось, и я говорил, что не хочу об этом рассуждать. И у любимых Сашей мрачных немцев самоубийство в романах — способ выхода и даже какой-то победы над теми, кто такого выхода не ждет. Может, это удивительно, но главным русским поэтом для Саши был Маяковский. Ранний, конечно, футурист. И еще пьесы его: «Клоп» и «Баня». Я это тоже очень ценю, и мы порой, перебивая друг друга, читали вслух наизусть, по красному собранию сочинений, которое у Башлачевых стояло на книжной полке в большой комнате их «двушки». И про самоубийство Маяковского Саша тоже почти каждый раз при этом заговаривал.

«Лента.ру»: Скажите, а Башлачев был антисоветчиком? В песнях он лишь добродушно высмеивает «совок», но на диссидента не похож.

Леонид Парфенов: Диссидентами в смысле антисоветской общественной деятельности мы не являлись. А просто антисоветчиками тогда уже были почти все. Все же видели, что пропаганда врет, «советский образ жизни» вырождается, а наши престарелые вожди — герои анекдотов. Уровень элементарного снабжения совершенно деградировал. Из Москвы и Питера командировочные везли с собой все: от пресловутой колбасы до одежды и обуви. Область рапортовала про рекордные надои, а в Череповце на улице Верещагина, на полпути между мной и Сашей, как раз закрыли магазин «Вологодское масло», поскольку его давно уже не было и даже самое обычное масло продавалось только по талонам. Все вокруг слушали «Голос Америки» и «Би-Би-Си». Как известно, у «Рок-Сентября» были проблемы, когда их запись прозвучала в программе Севы Новгородцева. «Там» и «самиздат» ходили почти в открытую даже в Череповце. «Ожог» и «Остров Крым» Василия Аксенова мы с Сашей по очереди прочли тогда в фотокопиях. От антиутопии про то, что красные не взяли Крым и там остался кусок царской России, были в восторге. Вообще-то, я никогда не знал ни одного человека, верящего в построение коммунизма, хотя его победу всю мою сознательную череповецкую жизнь обещал огромный транспарант вдоль всей площади Металлургов, главной площади города.

«Лента.ру»: Вы думали когда-нибудь над тем, как бы сложилась жизнь Александра Башлачева, если бы не гибель?

Леонид Парфенов: Нет. Это судьба, которую не изменишь.

«Лента.ру»: Какой вы видите судьбу стихов Александра Башлачева — изучение в школе (в вузовских программах они уже есть), выход из узкой категории «поэты эпохи расцвета русского рока» и зачисление в национальные классики, появление творческих последователей?

Леонид Парфенов: Я спрашивал Льва Наумова, автора очень хорошей книги о Саше: вот вы гораздо нас моложе, узнали Башлачева только спустя годы после гибели, а почему взялись за его биографию? Он объяснял: и я, и ребята из поколений еще моложе, мы приходим к Башлачеву, потому что он нам нужен. Он что-то важное спел и для нас. Мне кажется, место человека определяют вот такие «приходы» к нему потомков. На этом держится память о нем. А не на зачислении в учебник.

Беседовал Сергей Виноградов


http://lenta.ru/articles/2015/04/09/sashbash/


Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Вт Фев 18, 2020 1:18 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Ср Май 27, 2015 3:42 pm

27 мая 2015 г Александру Башлаеву 55

«Тогда я встретил чудо»
АЛЕКСАНДРУ БАШЛАЧЕВУ — 55. О ЕГО ОТКРОВЕНИЯХ ВСПОМИНАЕТ ЗВУКОРЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР АГЕЕВ, ЗАПИСЫВАВШИЙ «ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ»

Александр Башлачев Detailed_picture

«Это величайший человек, который у нас был», — сказал Егор Летов про Александра Башлачева, а Борис Гребенщиков назвал его песни «окошком туда, куда никто не хочет заглядывать».

Сегодня Александру Башлачеву исполнилось бы 55 лет.

Звукорежиссер Александр Агеев вспоминает о том, как он записывал его великие песни.

Первый раз я услышал Башлачева в 1984-м. Ко мне пришел мой друг Виктор Алисов, за полночь уже, и принес катушку с записью. Принес и говорит: «Парфенов с Троицким привезли человека из города Череповец. Очень смешной парень. Мы записали его с Игорем Васильевым. Послушай пока, а я с утра заберу».
Я послушал, и вот тут произошла магия. Я въехал в Башлачева. Первое, что я подумал: мужик поет, мужик — лет 30. А ему ведь всего 24 года было. Это меня потрясло, и я его начал искать. Когда он останавливался у Алисова, я с ним не смог встретиться — он же жил как перекати-поле. В 1985-м я специально поехал на фестиваль в Питер, чтобы с ним познакомиться, и там же договорился о записи.

Александр Башлачев — «Ванюша»




https://www.youtube.com/watch?v=aD6OnKg4DIY

Башлачев был очень простым человеком, но в нем было что-то пугающее. Я это объясняю тем, что в нем таилась огромная мистическая сила. Я очень себя с ним комфортно чувствовал и при этом все время был напряженным. В страхе. Потом я понял, что тогда я встретил чудо. А ведь чудо одновременно восхищает и страшит.
Мы записывали песни в январе 1986 года. Дату не помню. Это точно была суббота. Как происходила запись, я много раз рассказывал — на моем сайте и в книге о Башлачеве «Знак кровоточия». Вся мистика, что там описана, на самом деле была. Мы ничего не пили во время записи и никаких наркотиков не принимали. Был и гроб на улице — в тот день умер мой сосед, и Башлачев зачем-то полез к нему в гроб с цветами, потом появление каких-то ходоков, машина, у которой отвалились колеса, и так далее. Я недавно в Америке, на Гавайях, нашел ту женщину, которой Башлачев звонил во время записи и спрашивал об умирающем ребенке. Она мне еще больше про него мистического рассказала. Например, Башлачев ей говорил, что уйдет, когда пропустит через себя все семь цветов радуги и станет белым цветом. А во время нашей записи он как-то зашел на кухню и говорит: «Видишь — за окном золотая лесенка?» «Нет там, — говорю, — никакой лесенки». Он отвечает: «Ну как же, посмотри, сейчас откроем окно и можем дотронуться рукой». Все эти истории, которые с ним происходили, были знамениями, а непонятные речи — откровениями.
Мы записали 24 песни за шесть часов. Почти без перерывов. Закончили в 11 вечера. «Я больше не могу», — сказал Башлачев. Я включил свет и увидел, что пальцы на его правой руке стерты в кровь и гитара тоже вся в крови. Потом он сказал мне, что все песни сочинил очень быстро — за несколько дней. Вроде бы он говорил про Таллин — что просто гулял в Таллине в лесу и сочинил. «Я попросил, и мне все дали сразу», — говорил он.

Александр Башлачев — «Посошок»



https://www.youtube.com/watch?v=XeSpPf3nWFw

Альбом «Время колокольчиков» вышел чудом. Когда Башлачев ушел, у меня появилась навязчивая идея, что надо выпустить пластинку с его песнями. Был 1988 год — на выпуск пластинок в то время была страшнейшая монополия фирмы «Мелодия». Я тогда работал в Московской рок-лаборатории, и мы несколько раз пытались через нее повлиять на «Мелодию», но получали отказ. Однако я не сдавался и упорно к ним ходил — мы залитовали все тексты, сделали письмо от Министерства культуры, фонограмму на 38-й скорости и макет обложки. Я уговаривал чиновников из «Мелодии» ровно год. Уже когда все разрешения были получены и армия чиновников сдалась, запись отдали в реставрацию, чтобы подготовить пленку к изданию. Я успокоился — жду. Прошел месяц, потом второй. Звоню редактору «Мелодии» Ольге Глушко и спрашиваю: «Оля, как там пластинка?» Она отвечает: «Знаешь, оригинал записи пропал». Я поехал его на «Мелодию» искать. Попал в какую-то комнатуху, заваленную пленками, — захожу внутрь, а они все на меня валятся. Под ногами валяются Чайковский, Шнитке. Я не знаю, почему у них такой бардак был — все-таки еще 1989 год, еще Советский Союз. Все бобины с виду одинаковые — не разберешь, и их море. Думаю: ну как тут искать? И вдруг у меня рука сама пошла куда-то в сторону — хватаю ленту, тащу. Она! Нашел! Пластинка вышла еще через три месяца. К нам в рок-лабораторию приехал грузовик из Апрелевки и сбросил 20 коробок пластинок. Когда это случилось, у меня камень с души упал.
Как и многие, я тоже сначала думал, что Башлачев ушел из жизни, потому что у него закончились песни. Я видел его в 1987 году на концерте «Наутилуса» в Горбушке. Он был очень подавлен. Тогда мне казалось, что именно в этом причина. Юрий Наумов сказал, что он сжег себя, как коробок спичек. Но сейчас я переменил мнение. Я четко понял, что он не выбросился из окна, а именно ушел. Тогда все сходится — его откровения про семь цветов радуги и золотую лесенку. Он осознанно завершил свой путь, сделав так мало для себя и так много для нас.


Александр Башлачев — «Некому березу заломати» (фрагмент из фильма Алексея Учителя «Рок»)



https://www.youtube.com/watch?v=Y4cAfkg2og0

Записал Денис Бояринов


http://www.colta.ru/articles/music_modern/7455
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Чт Май 28, 2015 1:46 am

Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Вт Июн 23, 2015 12:43 am

Александр Башлачев "Посвящение Высоцкому" -

"Колея по воде, но в страну всех чудес"

Поет АК

http://ak-proekt.ru/mp3/triptih.mp3
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Вт Июн 23, 2015 12:45 am

автор АК - Посвящение Башлачеву

Принеси мне воды



Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Пт Май 27, 2016 2:43 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Анисимова Сб Фев 20, 2016 5:49 pm

Выставка «Неизвестные письма и рукописи Александра Башлачёва»

Выставка «Неизвестные письма и рукописи Александра Башлачёва» открылась 16 февраля в «Открытых мастерских» (Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 99). В вернисаже приняли участие музыканты Джордж Гуницкий, Илья Сёмкин и автор биографии поэта Лев Наумов. Поэт и музыкант, Александр Башлачёв (1960 – 1988) оставил стихи и песни, повлиявшие на несколько поколений рок-музыкантов. «Можно представить открытое им новое выразительное пространство как слияние рок-энергетики, изысканнейшей поэтической образности и максимально глубокого проникновения в тёмную и сокровенную русскую тему», - писал Артемий Троицкий.

На выставке зрители увидели письма, пародии, шуточные стихи, рисунки поэта. Эти уникальные документы хранятся в архиве журналиста, поэта и режиссёра Сергея Нохрина. В начале 80-х он учился с Башлачёвым в Уральском университете в Свердловске. Когда учёба закончилась, Александр стал работать в районной газете «Коммунист» в Череповце. Именно тогда он начал сочинять песни, которые теперь знают повсюду. Трагическое начало в Башлачёве удивительно уживалось с весёлой и бесшабашной натурой. В письмах Сергею Нохрину он шутил, вспоминал о трудовых буднях, делился стихами и песнями. В экспозиции можно увидеть пять законченных стихотворений, которые не входят ни в одно собрание текстов поэта. Среди них — автограф первого варианта знаменитой песни «Подвиг разведчика» под названием «Ошибка дяди Сэма».

Ранние рукописи помогут реконструировать генезис становления поэта, возникновения его самобытного стиля. Хотя по-прежнему неясно, как простой журналист, автор текстов группы «Рок-сентябрь», призванный «на Второй Мировой поэзии годным и рядовым», оставил такое наследие. «Всего за два с лишним года он написал несколько десятков невероятных по художественной мощи стихов-песен и, дойдя до крайних степеней новаторства и сложности поэтической речи, сделал ощутимую прививку чистого фольклора российской словесности, всё дальше уходившей в постмодернизм», отмечают кураторы выставки.

После ухода Сергея Нохрина его архив попал к Евгению Иванову, который и подготовил выставку. Она была показана в 2015 году в Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге эти уникальные материалы экспонируются впервые.

20 февраля на выставке состоится акустический концерт-посвящение Александру Башлачёву. В программе участвуют Валерия Гура, Антон Коромысличенко, Алекс Поляков, Никита Рогозин, Илья Сёмкин. Начало в 18.30.

Выставка будет работать до 27 февраля. Вход свободный.

http://krupaspb.ru/piterbook/events.html?ym=&arc=0&nn=2852&np=1
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10595
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Пт Май 27, 2016 2:36 pm

Сегодня День Рождения Александра Башлачева

Александр Башлачев YwuPYHmiJi0



КОНЦЕРТ В ЛДМ 7 ИЮНЯ 1987 ГОДА.
V фестиваль Ленинградского Рок-клуба




Выступление А. Башлачева на V фестивале Ленинградского Рок-клуба 7 июня 1987 г. в ЛДМ и в ДК МЭИ 9 января 1988 г. Использованы архивы Ольги Залогиной, Артемия Троицкого, Марины Тимашевой и Алексея Маркова.

Реставрация видео по оригинальной технологии Vicuna: Тамара Тайская, CAMEL Studio

Треклист:

КОНЦЕРТ В ЛДМ 7 ИЮНЯ 1987 ГОДА
(V фестиваль Ленинградского Рок-клуба)


01. Представление Александра Семенова
02. Время колокольчиков
03. Некому березу заломати
04. Зимняя сказка
05. От винта!
06. Лихо
07. Пляши в огне
08. Абсолютный вахтер


Видеосъемка: Игорь Леонов

Аудиозапись: Сергей Литвяков


Александр Башлачев - В коммуналке у БГ (1986)



Запись выступления Александра Башлачева в коммуналке Бориса Гребенщикова, Ленинград, май 1986 г.





















СЛУЧАЙ В СИБИРИ

Пока пою, пока дышу, любви меняю кольца,
Я на груди своей ношу три звонких колокольца.
Они ведут меня вперед и ведают дорожку.
Сработал их под Новый Год знакомый мастер Прошка.
Пока дышу, пока пою и пачкаю бумагу
Я слышу звон. На том стою. А там глядишь - и лягу.
Бог даст - на том и лягу.
К чему клоню? Да так, пустяк. Вошел и вышел случай.
Я был в Сибири. Был в гостях. В одной веселой куче.
Какие люди там живут! Как хорошо мне с ними!
А он... Не помню, как зовут. Я был не с ним. С другими.
А он мне - пей! - и жег вином. - Кури! - и мы курили.
Потом на языке одном о разном говорили.
Потом на языке родном о разном говорили.
И он сказал: - Держу пари - похожи наши лица,
Но все же, что ни говори, я - здесь, а ты - в столице.
Он говорил, трещал по шву: мол, скучно жить в Сибири.
Вот в Ленинград или в Москву...
Он показал бы большинству
И в том и в этом мире.
- А здесь чего? Здесь только пьют.
Мечи для них бисеры. Здесь даже бабы не дают.
Сплошной духовный неуют
Коты как кошки, серы.
- Здесь нет седла, один хомут.
Поговорить - да не с кем.
Ты зря приехал. Не поймут.
Не то, что там - на Невском.
- Ну как тут станешь знаменит -
Мечтал он сквозь отрыжку.
Да что там у тебя звенит?
- Какая мелочишка?
Пока я все это терпел и не спускал ни слова,
Он взял гитару и запел. Пел за Гребенщикова.
Мне было жаль себя, Сибирь, гитару и Бориса.
Тем более, что на Оби мороз всегда за тридцать.
Потом окончил и сказал, что снег считает пылью.
Я встал и песне подвязал оборванные крылья.
И спел свою, сказав себе: - Держись! - играя кулаками.
А он сосал из меня жизнь глазами-слизняками.
Хвалил он: - Ловко врезал ты по ихней красной дате.
И начал вкручивать болты про то, что я - предатель.
Я сел, белее, чем снега. Я сразу онемел как мел.
Мне было стыдно, что я пел. За то, что он так понял.
Что смог дорисовать рога, что смог дорисовать рога
Он на моей иконе.
- Как трудно нам - тебе и мне - шептал он,
Жить в такой стране и при социализме.
Он истину топил в говне.
За клизмой ставил клизму.
Тяжелым запахом дыша,
Меня кусала злая вша.
Чужая тыловая вша.
Стучало в сердце. Звон в ушах.
- Да что там у тебя звенит?
И я сказал: - Душа звенит. Обычная душа.

- Ну ты даешь... Ну ты даешь!
Чем ей звенеть? Ну ты даешь -
Ведь там одна утроба.
С тобой тут сам звенеть начнешь.
И я сказал: - Попробуй!
Ты не стесняйся. Оглянись. Такое наше дело.
Проснись. Да хорошо встряхнись. Да так, чтоб зазвенело.
Зачем живешь? Не сладко жить. И колбаса плохая.
Да разве можно не любить?
Вот эту бабу не любить, когда она такая!
Да разве ж можно не любить?
Да разве ж можно хаять?
Не говорил ему за строй. Ведь сам я - не в строю.
Да строй - не строй. Ты только строй. А не умеешь строить - пой.
А не поешь - тогда не плюй.
Я - не герой. Ты - не слепой.
Возьми страну свою.
Я первый раз сказал о том, мне было нелегко.
Но я ловил открытым ртом родное молоко.
И я припал к ее груди, я рвал зубами кольца.
Была дорожка впереди. Звенели колокольца.
Пока пою, пока дышу, дышу и душу не душу,
В себе я многое глушу. Чего б не смыть плевка?!
Но этого не выношу. И не стираю. И ношу.
И у любви своей прошу хоть каплю молока.









Александр Башлачев Aleksandr_bashlachjov_sashbash_pohoroni_shuta_pro_menja

Александр Башлачев Bashlachev_sb69

Александр Башлачев 930920a943cf303f1fb54820f25

Александр Башлачев F7720e32_resizedScaled_817to624

Александр Башлачев CIc7aTlTu7M

Александр Башлачев KZwPclKWMXM


Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Пт Апр 03, 2020 2:33 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Ср Окт 19, 2016 3:47 pm

Эхо Москвы в СПб
‏@echomsk78

Нужно ли в Петербурге устанавливать памятник музыканту Александру Башлачеву?

Александр Башлачев CvHm-8RWcAAO7Hn


Эхо Москвы" в Петербурге
19 октября 2016 г в 11:57


Памятник музыканту Александру Башлачеву предлагают установить в Петербурге

Скульптор Мария Иванова-Очерет самостоятельно и на свои средства сделала монумент. В ближайшее время она планирует обратится к городским властям со своей идеей:

"Это фигура молодого поэта, изображенного в полный рост, он поднимается на несколько ступеней лестницы, с гитарой в одной руке. Мы присмотрели пару мест, где его можно разместить. Например, есть идея облагородить так называемый «серый пояс» города", - рассказала Мария Иванова-Очерет "Эху Петербурга".

Идею создания памятника поддержали Леонид Парфенов, Артемий Троицкий, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша и многие другие.


https://vk.com/echomsk78?w=wall-89215008_3859
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Анисимова Сб Фев 17, 2018 11:04 pm

17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачёв. В день 30-летия смерти одного из культовых поэтов и музыкантов советской рок волны 80-х «Такие Дела» и Яндекс.Музыка попытались понять его место в пантеоне постсоветских культурных героев.

Подборка плейлистов в проекте Яндекс-музыка "Такие дела"

https://music.yandex.ru/users/takiedela.ru/playlists
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10595
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Анисимова Сб Фев 17, 2018 11:22 pm

Артемий Троицкий — об Александре Башлачеве и его значении для русской культуры спустя 30 лет со дня гибели артиста

Вы познакомились с Александром Башлачевым в сентябре 1984 года. Каким этот год был для русской рок-музыки?


1984-й был очень интересным и романтичным временем — об этом годе можно фильмы снимать. С одной стороны, были всяческие репрессии — к власти пришел Черненко, органы совсем распоясались. Несколько человек уже сидели в тюрьме, в том числе Леша Романов из «Воскресенья». Сначала посадили, а потом сослали в ссылку — на родину, в Сибирь — Жанну Агузарову. В Москве были запрещены рок-концерты. Их не было, только квартирники и при максимальной конспирации.
С другой стороны, на этот же год и предыдущие пару-тройку репрессивных лет приходится невероятный взрыв талантов. 1984-й — это год не только Башлачева, но и год публичного дебюта «Звуков Му», год «Начальника Камчатки» группы «Кино», год начала известности «ДДТ» и «Наутилуса Помпилиуса». В этот год классический русский рок проявился в свою немереную силу. Для меня это было счастливейшее время, потому что это был период фантастических открытий. Каждые полгода или год я отыскивал если не гения, то великий талант.

Итак, 1984-й. Вы приезжаете в Череповец по приглашению местного журналиста Леонида Парфенова. Он знакомит вас со своим другом, который пишет песни, — Сашей Башлачевым. Какое у вас было о нем первое впечатление, которое, как говорят, бывает обманчивым?


Как утверждает Парфенов, он меня познакомил с Башлачевым еще на первом фестивале Ленинградского рок-клуба, то есть в мае 1983-го. Они туда приехали вместе. Парфенов, с которым я был уже знаком, нас представил, но это событие прошло для меня незамеченным. В сентябре 1984-го Парфенов пригласил меня в Череповец на съемки молодежной программы. Знакомство произошло прямо на телестудии. Ленька сказал, мол, сейчас подойдет один мой друг и мы все вместе куда-нибудь пойдем. Подошел Башлачев, и вечером того же дня мы пошли в квартиру Парфенова, чтобы посидеть, выпить и послушать башлачевские песни, которые Парфенов мне очень рекомендовал. По дороге Сашка рассказал, что он окончил журфак в Свердловске, работает в местной газете «Коммунист» и пишет песни.


Принято ассоциировать Башлачева с его песнями «русского периода» — с горящим взором, с пальцами, стертыми в кровь о струны, мистическими откровениями и тремя бубенчиками на шее, виднеющимися из-под разорванного ворота рубахи. Но тогда эти песни еще не появились и был он, по воспоминаниям школьных и университетских друзей, остроумным и ироничным человеком, душой любого общества, парнем модным и продвинутым, поклонником зарубежного рока, то есть сейчас бы сказали — «хипстером».


Башлачев не был каким-то растрепанным юродивым, он был абсолютно цивилизованным человеком. Он был подкован в современной рок-музыке — русской и зарубежной. Он мне, кстати, тогда рассказал, что дипломную работу вообще писал по группе The Doors. Носил джинсы, как и все правильные ребята, и выглядел совершенно не провинциально.


Песни Башлачева, которые сейчас считаются откровениями, у него только-только начинались. Но это не означает, что старые были плохими. Когда он только заиграл за столом, обставленным чашками и стаканами, я сразу понял, что попал в десяточку, что это будет что-то специальное. Хотя он играл песни, которые не принадлежат к числу его культовых, — «Слет-симпозиум», «Грибоедовский вальс», «Поездт0№ 193». Поэтика была у них не бардовская, а смелая, рокерская, кээспэшных соплей в них не было: «Час прилива пробил. Разбежались и нырнули. Кто успел, тот уплыл, остальные утонули. А мы с тобой отползли и легли на мели. Мы в почетном карауле».


Чего в них еще не было — это мистической русской истории. Он тогда только-только написал и в первый раз исполнил на людях песню «Время колокольчиков». Его больше всего интересовала моя реакция на эту песню, потому что она была совсем другая. Она была былинная, если не считать фразу «Мы пришли с черными гитарами» — никаких коннотаций к модному рок-н-роллу там не было. Эта песня меня поразила, потому что она была другой по музыке. Я не столько врубился в стихи, сколько меня потрясло языческое камлание, невероятное и энергичное. Ничего подобного до этого, да и после, я не слышал. Я сказал Башлачеву: «Послушай, ты нашел какую-то удивительную жилу. Я в первый раз с таким сталкиваюсь. По-моему, это ********* (потрясающе), и давай-ка продолжай в том же духе». Он мне ответил, что он пробует в том же духе, и ему было интересно узнать, как это вообще может быть воспринято. Я ему ответил: что касается меня, то это воспринято с восторгом.


В своих немногочисленных интервью Башлачев высказывался о том, что русский рок должен искать свою оригинальную форму — «искать русскую сисястую девку песенной традиции». Что это за традиция такая? Кто предшественники Башлачева — кроме Высоцкого и Галича, которого он, по некоторым свидетельствам, не слушал?


Естественно, Галича Башлачев слушал — например, песня «Абсолютный вахтер» написана под прямым влиянием Галича. Высоцкого он слушал все время и очень любил. У Высоцкого не было музыки, у него было все остальное — потрясающие стихи, голос и подача. А у Башлачева музыка была — и музыка была разная: с одной стороны, древнерусский панк, как во «Времени колокольчиков», «Лиха» и т. д. — агрессивные бойцовские песни. Были у него песни былинные — медитативные, странные: «Егоркина былина», «Вечный пост». Были такие песни, как «Мельница», — медленные, сумрачные и нехорошие. Мои любимые — это «Вечный пост» и «Ванюша», ничего лучше них я в русском роке не знаю. Причем без всяких претендентов на третье место.


Я считаю Башлачева прекрасным мелодистом: какую песню ни возьми, у него нет ни одной, спетой под умца-умца. Никакой кабатчины и цыганщины, которой было много у Высоцкого. У Башлачева были исключительно оригинальные произведения, просто некоторые более традиционны, а некоторые выламывались из всех традиций.


Башлачев вырос на ровном месте. Естественно, были влияния — отчасти Высоцкого и Галича, отчасти Моррисона и Дилана. Но он не был прямым продолжателем никого. Он что-то у них прихватил, но, приложив и их кирпичики, построил свое строение из своего материала.

Вы организовывали в Москве первый квартирник Башлачева. Как реагировали люди, впервые услышав его песни?



Реакция у всех была одинаковая — смесь восторга с отвисшей челюстью. Я помню единственное исключение, когда эти песни кому-то не понравились, — моему старшему товарищу, уже покойному, музыкальному критику Аркадию Петрову. Он был поклонником бардовской песни, и песни Башлачева его страшно возмутили. Думаю, именно потому, что по формату это было похоже на бардовскую песню — парень с акустической гитарой, но на самом деле это было что-то совсем другое. Я после этого с Аркадием Петровым поссорился, причем до самой его смерти. Все остальные — старые и молодые, знаменитые и безвестные, модные и немодные, парни и девушки — все впадали в транс.


Важно понять еще одну вещь: Башлачев обладал нечеловеческими харизмой и магнетизмом. Находившись с ним в одной комнате на квартирнике или концерте, я испытывал совершенно магические ощущения. У меня такие ощущения были, лишь когда я жил в ашраме и ходил на проповеди Сай Бабы. Я не вижу ауры и магнитных полей, но уверен, что от Башлачева шел в небо столб объемом с колонну Нельсона на Трафальгарской площади. Помимо того что были потрясающие песни, которые люди тут же начинали цитировать, от Башлачева исходило вуду — настоящее колдовство. Кто-то кипел от восторга, а кто-то сидел в окаменевшей позе, и на лице было написано одно слово: «Вау!» Девушки же вообще — можно было брать любую, чем, собственно, Саня и занимался.


Некоторых столь мощная энергетика Башлачева даже пугала.


Бывают концерты, которые противно слушать, бывают концерты, которые можно смаковать, а бывают концерты, которые съедают тебя заживо. Случай Башлачева — последний. Причем они съедали заживо и без остатка. Это могло испугать. Потому что атака не только на рациональные чувства, но и на какую-то мистическую дурь в голове была тотальной.


Вы познакомили Александра Башлачева с этаблированными деятелями советской культуры, интересовавшимися андеграундом, — Вознесенским, Градским и даже Пугачевой. Как они отреагировали на его песни?


Реакция была не совсем такая, на какую я рассчитывал. Больше всех меня разочаровал Андрей Вознесенский, к которому мы приезжали с Сашкой на дачу. Ему все очень понравилось, он жал руку и благодарил. Подарил ему книгу с дарственной надписью: «Пусть никто не топчет ваше небо». Буквально на следующий день я Вознесенскому позвонил и спросил: «Ну как?» «Ну хороший, хороший парень, — ответил мне Андрей Андреевич. — Но скажу тебе честно, что твой второй дружок, как его, Гребенщиков, мне нравится больше». При том, что Гребенщиков мне тоже нравится и мы с ним были близкими друзьями, Башлачев неизмеримо сильней. Гребенщиков мне всегда был понятен, а Башлачев — непостижим, и постигнуть его невозможно. Я бы даже не стал их сравнивать.


К Градскому я сам не пошел, а отправил ходоков — Башлачева и Парфенова. Незадолго до того у Градского вышел очень хороший альбом, «Русские песни», и я подумал, что русская история, появившаяся у Башлачева, тому может быть интересна. Судя по рассказам ходоков, Градский сказал Башлачеву: «Ты сначала петь научись и на гитаре играть, а потом мне показывайся». Но когда я звонил потом Градскому, он не стал хамить. Сказал, что интересный парень и интересные стихи: «Чувствую я, что он их очень подолгу пишет. Мол, чтобы такие рифмы находить, надо месяцами сидеть». На что я честно сказал, что, насколько мне известно, Башлачев все пишет очень быстро.


Пугачевой он очень понравился. Произвел на нее сильное впечатление, она даже испугалась его немного: «Ой, как-то меня передергивает». Я надеялся, что она ему что-то подскажет-поможет, но ничего такого не произошло. Мы провели пару ночей бессонных в ее квартире на Тверской-Ямской, но никаких оргвыводов из этого не последовало.


Скорее, помогло знакомство с театральным режиссером Анатолием Васильевым. Он, послушав Башлачева на каком-то квартирнике, страшно им проникся и помог организовать концерты в Театре на Таганке: там были его самые публичные концерты в Москве и там была сделана известная запись.


Александр Липницкий в биографии Башлачева «Человек поющий» говорит, что Башлачев был диссидентом большим, чем все остальные русские рокеры. За исключением, пожалуй, Егора Летова. Вы с этим согласны?


Сравнивать Башлачева с Гребенщиковым и Майком не очень правильно, потому что у них были разные темы. Тема Башлачева — это Россия, или, пафосно сказать, Русь. Тут невозможно обойтись без эксцессов. Мне кажется, в его самых страшных песнях про Россию КГБ и компартия не упоминаются. Но у него были сатирические, прямолинейные песенки, которые он ценил в меньшей степени. В первую очередь «Абсолютный вахтер» — стопроцентно посадочная песня, песня про Октябрьскую революцию, «Слет-симпозиум», «Да, вовремя я вышел из запоя» и т. д. Начиная с 1986 года он их петь перестал, поскольку считал, что это отработанный материал и прошедший этап его творчества.


Были инциденты с органами у Башлачева — попытки накрыть его квартирники и т. д.?


Я не в курсе ни одного такого инцидента. Некоторые меры предосторожности им предпринимались — он старался не петь под запись «Абсолютного вахтера». Чтобы его арестовывали, брали, заметали — ничего такого не помню.


Известно, что Башлачев неоднократно собирался записать свои песни с рок-группой. Многие музыканты намеревались ему помочь — вплоть до Сергея Курехина, но так и не случилось. Как вы считаете, могли бы песни Башлачева прозвучать «в электричестве»?


Если бы кто-то и мог записать песни Башлачева с группой, то разве что Сергей Курехин, которой мог бы сделать это небанально. Например, что касается записи песен с группой Кинчева, то и слава богу, что не записали. Потому что получилась бы такая… «алисовская» полухард-полуновая волна с голосом и текстами Башлачева. То есть абсолютно неорганичная смесь. Башлачев это чувствовал наверняка, потому и не форсировал. Ранние попытки записать песни Башлачева не удались, потому что у него было ощущение, что это будет фальшиво. А будучи человеком ртутным, он от этого уворачивался под разными поводами.


Курехин в нем видел гения и относился к его творчеству с безусловным уважением, хотя оно и не имело вообще ничего общего с тем, чем он занимался. Я думаю, что Курехин мог бы сделать что-то стоящее — набрал бы электроники и этнических инструментов. Кстати говоря, в моих неисчерпаемых архивах имеется тетрадка с листком, исписанным, когда мы с Башлачевым сидели у меня дома и думали, как аранжировать его песни. Какие-то в стиле регги, а какие-то с народными инструментами. Это было в 1985-м, когда он у меня жил. Моя идея была включить в запись как можно больше «конкретных» звуков: деревенских, городских, природных, индустриальных и т. д., но хребтом должна была оставаться его гитара. Не знаю, какие были замыслы у Курехина, мы с ним обсуждали лишь то, что Башлачева вообще надо записывать.


Как относились к песням Башлачева другие лидеры русского рока? Например, Петр Мамонов?


Петя Мамонов в чем-то родственен Башлачеву. Башлачев в первую очередь явление культуры и искусства, отчасти явление природы и загробного мира. Петя в меньшей степени явление природы и искусства, но так же, как и Башлачев, явление природы. Он тоже человек с наклонностями юродивого. Хотя Саня в жизни был гораздо спокойнее и рациональнее. Мамоновской экзотики и эпатажа в нем не было. Шоуменом он не был. У него все было очень просто и скромно, его энергетическая мощь не проявлялась визуально. А Петя прежде всего визуальный артист. Сначала танцор, потом мим, потом певец и уже в последнюю очередь — поэт и автор. Башлачев — с точностью до наоборот.


Петя относился к Башлачеву очень уважительно. Он периодически допускал пренебрежительные высказывания в отношении всех питерских рокеров — от БГ до Цоя. Питерский рок он не особенно любил и, думаю, сейчас не любит. Он предпочитал над ним тихо издеваться, но делал это не особенно навязчиво. К Башлачеву относился уважительно и вообще его никак не комментировал.

А Виктор Цой? Он был модником и западником от русского рока и тянулся к другой музыке, противоположной башлачевской. Но они работали в одной котельной и подпевали друг другу на квартирниках.


Я не знаю, как относился Цой к Башлачеву. Я точно его об этом спрашивал, но, по-видимому, Витя, как обычно, ничего яркого мне не ответил. Башлачев относился к Цою очень уважительно. При всей русскости песен он не был домотканым славянофилом. Цоевское модничество — панкование и новая романтика — никакого возражения у него не вызывали. А песни «Кино» ему очень нравились. По крайней мере, начиная с альбома «Группа крови». Я помню, что как раз Башлачев мне привез из Питера в 87-м свеженький, только что записанный альбом «Группа крови». Мы вместе с ним этот альбом слушали, и он им очень восхищался.


Известен спор, разгоревшийся между Башлачевым и Василием Шумовым на квартире у Липницкого. По словам Липницкого, Шумов пенял Башлачеву на то, что «тот с сохой, телегой и деревней приехал в Москву и тянет все это в рок-н-ролл».


На моей памяти единственный человек, который выступал с внятно сформулированной критикой Башлачева, — это Вася Шумов. Он, с одной стороны, стопроцентный западник, с другой — урбанист, модернист и человек с навязчивым собственным мнением. Условно говоря, Игорь Северянин — это его поэт, а Сергей Есенин — нет, ни фига. Так что у них с Башлачевым был чисто эстетический спор. Но Башлачев был человек бесконфликтный, а Вася, напротив, любит набычиться и пойти рогом. Я при этом разговоре не присутствовал, но от Липницкого же слышал, что он закончился чуть ли не дракой.


Возвращаясь к таинственной энергии, которая сопутствовала Башлачеву и его выступлениям. Звукорежиссер Александр Агеев, записывавший песни Башлачева, вошедшие в альбом «Время колокольчиков», подробно рассказывал о мистических знаках, сопровождавших эту запись. Вам доводилось сталкиваться с чем-то необъяснимым во время общения с Башлачевым или на его концертах?


Я не припомню ни одного случая проявления чего-то неординарного, странного или мистического. Башлачев сам по себе был неординарным и мистическим человеком — этого мне хватало. Саня был человеком очень наблюдательным и очень суеверным. Он мне время от времени рассказывал про какие-то странные символы или совпадения в своей жизни.


Во что верил Башлачев? Он не был крещеным, но, по воспоминаниям знакомых, носил в сумке старообрядческий крест. При этом в песнях излагал свою веру — экуменистическо-языческую.


Да, он был экуменических взглядов. Верил в Бога, но при этом не обязательно в Святую Троицу и прочие православные символы. По духу, я считаю, он был язычником. Львиная доля его мистики — языческой природы. Он в этом смысле неканонический поэт и боженьку в песнях почти не упоминал. Никаких внешних атрибутов набожности я у него не замечал. Никогда он в моем присутствии не молился и даже не крестился. Крестика я у него не видел, на шее у него, как известно, висели колокольчики. И к церквям он, по-моему, никакой сверхъестественной тяги не испытывал.

Когда вы почувствовали, что перед вами другой Башлачев — не тот, с которым вы познакомились в 84-м?


Это было в конце 86-го. Летом или осенью этого года с ним произошло что-то очень серьезное. В мае 86-го он написал свои последние песни и больше их не писал. Это было удивительно, потому что до этого он их писал постоянно, то есть это произошло как по команде. Потом он уехал в Казахстан к Рашиду Нугманову [кинорежиссер, автор знаменитого фильма «Игла» и друг ленинградской рок-тусовки. — ТД] и там провел много времени. Позже вернулся в Питер, где жил довольно странным образом: на даче у покойной Ирки Комаровской (Линник), фактически в наркопритоне. Я его не видел, наверное, полгода. Когда мы снова встретились, он сильно изменился. Стал намного мрачнее. У него не было улыбки на лице, у него не горел глаз — он потух. Я совершенно бестактно начал с ним общаться и стал просить спеть новые песни. Тут он окончательно потух и сказал, что ничего нового у него нет. За последующий год у него ничего не появилось. Его волшебный дар иссяк. Как и почему это произошло, я не мог с ним обсудить — я чувствовал, что для него это больная тема.


Одновременно с этим произошла его легализация: начались его большие концерты — на фестивале Ленинградского рок-клуба и в каких-то московских ДК. Люди приходили и ждали чуда, но получали лишь только то, что было на пленке. Вдохновенного взрыва, какой чувствовался на его ранних квартирниках, уже не было. Он просто стоял и пел — и это было совсем не то.


1986-й — это еще и время скачкообразного роста популярности русского рока. Именно в это время складываются массовые культы «Алисы» и «Кино». Но с Башлачевым этого не произошло. На том же фестивале Ленинградского рок-клуба он выступал в начале программы, один, с гитарой и, по воспоминаниям очевидцев, многими был даже не замечен — это было не то, чего они ждали от рока.


Я был на этом концерте — и выступление Башлачева, действительно, было не самое удачное. Но в этот период у него вообще не было удачных выступлений. Его популярность не пошла, во-первых, потому, что он не был лидером рок-группы. Во-вторых, его песни были более сложными, чем у кого-либо, и не все могли до них докопаться. В-третьих, это было сознательно: он чувствовал, что не может сделать карьеру, и ему было стыдно выходить с одним и тем же репертуаром. Поэтому в этот период он избегал и всех других возможностей — не делал звукозаписи, не снимал клипы. Не делал всего того, что вокруг делали другие. Я уж не говорю о том, чтобы договориться с агентом о регулярных концертах.


Вы помните вашу последнюю встречу с Башлачевым?


Я помню ее очень хорошо, и мне за нее очень стыдно. До конца дней своих я буду себя за нее укорять. Это было буквально за неделю до его гибели. Мы недавно поженились со Светой Куницыной. Сняли двухкомнатную квартиру на метро «Беговая», в двухэтажном доме немецкой постройки, совершенно деревенский дом. К нам в гости пришел Саня с Настей Рахлиной [жена Башлачева. — ТД]. Мы сидели вчетвером, выпивали и закусывали, слушали музыку, разговаривали о том о сем. Ничего важного в этих разговорах не было. А важно было то, что Саня прозрачно намекал на то, что они хотят у нас остаться. Мол, как у вас хорошо: может, мы у вас поживем? И я ему в этом отказал, наверняка у меня были на это какие-то дурацкие причины: мне надо было куда-то уезжать. Я сказал: «Давай, Саня, в другой раз», и они с Настей от нас ушли. Саньке очень не хотелось уходить. Мы очень грустно прощались. А через неделю я узнал о случившемся, и стало мне очень плохо. И до сих пор очень не по себе.


Если бы я дал им одну комнату и они бы там жили — а у нас с Куницыной можно было бы жить как у Христа за пазухой, денег у меня тогда было много, на еду и выпивку хватало, — то можно было бы продлить его жизнь на какое-то время. Я думаю, трагический конец был неизбежен, но, по крайней мере, была призрачная альтернатива.

Во время последней встречи вы заметили признаки депрессии у Башлачева?

Есть ли у Башлачева преемники в русском роке?


Очень трудно быть преемником Башлачева. Есть некоторое количество людей, которые пытались создать гибрид рок-н-ролла с русской тоской. Мне кажется, тут надо говорить об отдельных работах, а не о людях — скажем, «Русский альбом» Гребенщикова, но он у него один такой. Кого еще в этой связи называют?


В первую очередь Янку Дягилеву — она была страстной поклонницей Башлачева и даже получила от него благословение.


Янка Дягилева хороша, но что о ней говорить, если у нее все закончилось почти одновременно с Сашкой [Дягилева покончила с собой в 1990-м. — ТД]. Да, она была его последовательницей — гораздо более простой. Ее тексты гораздо более спрямленные, чем у Башлачева, но по духу и искренности она, да, была похожа. И даже ее сценическое выступление — я один раз был на ее концерте в Барнауле — было похоже на башлачевское. Девушка как рот открыла, так и понеслась по кочкам. Это было здорово. А кто еще?


«Ноль» реализовал идею Башлачева, что русский рок, даже русский панк, может быть сыгран на народных инструментах и с национальной мелодикой. А Федор Чистяков прошел даже по тому же маршруту, что и Башлачев, — через нехорошую дачу в Комарове — и не без вреда для себя.


Да, но группа «Ноль» у меня никогда с Башлачевым не ассоциировалась. Я их всегда воспринимал как юмористически-ерническую группу. А у Башлачева такого не было, за исключением ранних песен. Я не отношусь к «Нолю» серьезно, а к Башлачеву я отношусь максимально серьезно. Так что «Ноль» я бы не ставил в этот ряд.


«Калинов мост»?


«Калинов мост» может считаться продолжателем формальной башлачевской линии: у них много старорусского ископаемого и славянской круговерти в словах. С точки зрения метода «Калинов мост» идет в русле Башлачева, с точки зрения конечного продукта — нет. Я песни «Калинова моста» никогда и не понимал.


Егор Летов периода альбомов «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества»?


Для меня Башлачев и Летов — несопоставимые фигуры. Я не считаю Егора Летова ни хорошим поэтом, ни интересным музыкантом. Для меня популярность «Гражданской обороны» — это загадка, примерно как популярность Стаса Михайлова. Не очень мне понятно, откуда она взялась. Единственное, чем я могу ее объяснить, — тем, что Летов первым, задолго до Шнурова, начал петь матом. Это, конечно, был большой шаг вперед — и близкая многим слушателям вещь. Я песни Летова никогда особо интересными не находил да и не слушал толком. Все его альбомы — от ранних до поздних — только по разу, и никогда к ним не возвращался. Не впечатляет меня его творчество, хоть ты тресни.


Поздняя «Алиса» и «ДДТ»?


У всех что-то есть от Башлачева — вдохновляющее впечатление он произвел на всех, кто его видел. Ведь это было своего рода откровением. Поэтому какие-то крупицы, осколки его творчества понатыканы повсюду, но прямого продолжателя его дела нет. Потому что для этого надо быть гением, а гении рождаются редко.


Какое место Александр Башлачев и его песни занимают в современной российской жизни и культуре?


Боюсь, что до обидного незаметное. Он остался маргинальным культом. Есть люди, которые за него глотку перегрызут, но их мало. Фактом общей современной русской культуры — как, скажем, Цой — Башлачев не стал. Про Курехина нам постоянно напоминают, потому что есть Настя Курехина и Центр Сергея Курехина, его фамилия всегда на слуху. При том, что музыки его никто не знает. Про Башлачева нам никто не напоминает. Виталий Манский снял про него один документальный фильм, в котором я активно участвовал, но не могу сказать, что он привел меня в восторг. Мемориальных фестивалей в его честь не проводится. Насколько мне известно, Башлачевский фестиваль в Череповце тихо умер, да и он был не того размера и качества, которого Сашка заслуживал. Башлачев остался хорошо спрятанным секретом.


Я считаю, что это неправильно. В первую очередь потому, что поэзия Башлачева современной России очень нужна. Она не потеряла ни грамма своей актуальности. В каком-то смысле она даже стала ближе по ощущению момента. Лучшие песни Башлачева были написаны в конце стагнации совка и в самом начале перестройки, когда жизнь у нас была почти такой же мрачной, какой является сегодня. Этот сгусток мрака, ужаса и ненависти, который собой представляет путинская Россия, запечатлен в башлачевских песнях просто идеально. Я бы сказал, что его песни перестройке не подходили, потому что это было время развеселого энтузиазма. Сейчас они должны слышаться и повторяться как мантры, потому что это лучшее, что можно сочинить про нашу сегодняшнюю жизнь.
Признаки депрессии у него были все последние полтора года жизни. Он все время был грустен и смурен. Я не знал, что с ним происходит. Одна вещь была понятна: у него не писались песни, но было это синдромом или было симптомом — сказать трудно. Почему они не писались, я не знал. На этот счет у меня были всякие догадки. По поводу одной из них я даже к нему приставал. Поскольку он жил у Ирки в Комарове, то я решил, что он сел на тяжелые наркотики. И однажды я к нему с этим вопросом подвалил. На что он мне стал клясться, что нет, ничего подобного. Больше ничего сказать по этому поводу не могу.


Смерть Башлачева совпала с окончательным превращением русского рока из контркультурного движения энтузиастов в индустрию звезд и шоу-бизнес. Некоторые считают, что в этот момент нарождающийся капитализм подмял под себя русский рок и Башлачев ушел не случайно — ему не было места в новой системе. Что вы об этом думаете?


Он действительно ушел не случайно. Думаю, что с ним произошла точно такая же история, как с Пушкиным и Лермонтовым, которые в каком-то смысле тоже покончили с собой: они искали смерти, потому что почувствовали, что пора. Мы, простые люди, на это не способны, а у гениев такой датчик в голове есть. Думаю, то же самое произошло с Башлачевым.


Но я думаю, это были его внутренние дела. Вряд ли это имело отношение к общей судьбе русского рока. С ней это просто совпало. Конец 1980-х — это время, когда по русскому року проехался каток. Но там совпало несколько феноменов. С одной стороны, то, что называется identity crisis, — лучшие наши рок-авторы, которые писали песни так же, как они их писали в начале 80-х, не могли не чувствовать, что время изменилось. С другой стороны, публика начала поворачиваться к року задом — на эти годы приходится пик популярности «Ласкового мая», «Миража» и т. д. Публика изменила русскому року с гопотой. Единственная группа, которая сохранила свой статус, — это «Кино», но и это было исключение, подтвердившее правило. С третьей стороны, с заграницей ничего не получилось, как бы туда ни рвались Гребенщиков и Шумов. Отовсюду сыпались щелчки по носу. Смерть Башлачева, а вслед за ним Цоя и Майка, обрамили эту грустную картину в черные траурные рамки. Но это было совпадение, а не причина.

https://takiedela.ru/30bashlachev
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10595
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Ирина Н. Вт Фев 18, 2020 1:28 am

17 февраля 2020 г. 32 года, как ушел Александр Башлачев























Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Вт Фев 18, 2020 7:47 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 23032
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Александр Башлачев Empty Re: Александр Башлачев

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения