Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Старый клоун - Сергей Маховиков

Перейти вниз

Старый клоун - Сергей Маховиков Empty Старый клоун - Сергей Маховиков

Сообщение автор Ирина Н. Вт Мар 01, 2022 2:02 am

Сергей Маховиков - Старый клоун



слова: Юрий Никулин, Булат Окуджава
музыка: Михаил Меерович


Как-то Юрий Никулин написал песню об уходящем на пенсию старом клоуне, но финал песни ему не давался, и он решил обратиться за помощью к Булату Окуджаве. Тот дописал стихи. И песня была написана Никулиным в соавторстве с Окуджавой.

А музыку написал серьёзный композитор, автор академических произведений и музыки к кинофильмам, – Михаил Александрович Меерович, которого Сергей Прокофьев называл одним из наиболее талантливых молодых композиторов. Он был одним из немногих авангардных композиторов и автором музыки к легендарным мультфильмам Юрия Норштейна - «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель», «Цапля и журавль» и др.

Талантливого композитора не брали на работу, он хватался за любые заказы. В те годы успешно делали карьеру «прогрессивные коллеги демократического направления», многие из которых не могли сыграть на рояле собственную музыку. Для её исполнения такие «композиторы» приглашали молодых музыкантов и Мееровича в том числе. Ему доводилось и писать вместо некоторых, а они ставили под ней свои подписи.

Он говорил: «Мое поколение придавлено постановлением 1948 года…» (о «формалистическом, антинародном направлении» в музыке Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского). Остался он не признанным и после смерти.

Норштейн считал его совершенно феерической личностью: «… Это был самый смешной и оригинальный человек на свете, о нём ходили легенды. Как-то, сменив квартиру, он за несколько месяцев не нашел времени распаковать мебель, а деньги у него лежали на полу, на газете. «Ты теряешь деньги!» — ужаснулся друг, а Меерович усмехнулся: «Мне легче заработать, чем нагнуться!»… У него долго не получался вальс для фильма «Цапля и Журавль», а я ему рисовал этот вальс, показывал эскизы — солнечный луч скользит, освещая беседку… И однажды ночью, часа в два, он позвонил и спросил: «Вы не спите?», я ответил: «Мне не до сна». «Сейчас я вам сыграю тихо, мои спят». Трубка погремела, — он клал ее на рояль, потом, наклонившись к ней, что-то поиграл и спросил: «Слышно?», «Слышно!» — крикнул я, и он заиграл вальс. Я заорал: «Это то, что надо, только запишите ноты, вы утром забудете!». Такое бывало. Иногда при записи нот у него улетала бумажка в окно, и он говорил: «Мне легче новое написать, чем искать её»... Как Моцарт…».

Писать музыку по посекундному хронометражу – ювелирная работа. И в этой области Меерович был мастером.

Юрий Норштейн вспоминал: «…Снимая «Ёжика в тумане», я объяснял, какие в каждом эпизоде будут контрастные моменты. Меерович говорил: «Вы сумасшедший – вам это так не сыграют». Я отвечал: «Михаил Александрович, значит, будут играть отдельными маленькими кусками, а потом мы их склеим». «Вы сумасшедший», – вновь повторял он…

Это было необыкновенное счастье с ним работать! Хотя у нас бывали жуткие стычки. Он недоумевал и говорил мне: «Юра, Вы непрофессионально работаете». Я ему принес эскизы – для него это было странно. Я объяснял: «Понимаете, я вам принес эскиз для того, чтобы вы поняли тональность музыки. Потому что дело не только в мелодии, но и в том, чтобы тональность просачивалась сквозь изображение, растворяясь в нем». Это для него было в новинку.

Мы с ним сильно ругались, но затем притерпелись друг к другу и уже работали постоянно…»


В ролике использованы изображения картин современных российских художников Юрия Мацика, работающего в стиле наивного искусства, Игоря Медведева, Вячеслава Карецкого, Лианы Моисеевой, испанско-французского художника Pablo Picasso / Пабло Пикассо и французского художника Christian Jequel / Кристиана Жекеля

Цирк давно опустел, тишиною закован,  
Только где-то гитара нарушит аккордом покой –  
Эту песню, эту песню поет грустный клоун,  
Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой.
 
Эту песню, эту песню поет грустный клоун,  
Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой.  

Он поёт о гастролях, о неведомых странах.  
Он поёт о манеже, который уже далеко,  
О далеких, о забытых сырых балаганах,  
О своём ремесле и о том, как смешить нелегко.

Старый клоун уходит успехи свои и потери,  
                      ***
Словно мудрый солдат навсегда он уносит с собой.  
Осторожно, осторожно не скрипнете двери,  
Он прощается с цирком, как с любовью своей и судьбой.  

Осторожно, осторожно не скрипнете двери  
Он прощается с цирком, как с любовью своей и судьбой.  


Цирк давно опустел, тишиною закован,  
Только где-то гитара нарушит аккордом покой –  
Эту песню, эту песню поёт грустный клоун,  
Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой  

Эту песню, эту песню поёт грустный клоун,  
Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой


*** - 3-й куплет написан Булатом Окуджавой
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27749
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения