Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Художник Петр Белов

Перейти вниз

Художник Петр Белов Empty Художник Петр Белов

Сообщение автор Ирина Анисимова Вс Мар 27, 2016 3:59 pm

Художник Петр Белов 119354443_Petr_Alekseevich_Belov___Vsya_zhizn_Avtoportret__1987__

Петр Белов. Автопортрет

Петр Алексеевич Белов родился 17 октября 1929 года.
Пётр Алексеевич Белов (17 октября 1929 — 30 января 1988), живописец и художник театра, заслуженный художник РСФСР (1978).
Выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ (1949—1953) и театральной мастерской Суриковского института (1950—1958).
35 лет проработал театральным художником, участвовал в создании 150 спектаклей в самых разных театрах страны. Сотрудничал с такими режиссёрами, как Олег Ефремов, Пётр Монастырский, Михаил Левитин, Ростислав Горяев и другими.

Был главным художником Театра им. Н. В. Гоголя, а затем, до конца своей жизни — Центрального театра Советской Армии.
Рисовал пейзажи средней полосы России. Также создал множество работ, где метафорически изображал сталинские репрессии.
22 апреля 1988 года, уже после смерти Белова, в Доме актёра Союза театральных деятелей прошла выставка, на которой был экспонирован цикл картин Белова, мгновенно получивший эпитет «сталинский». После выставки такие его картины, как «Мейерхольд», «Беломорканал», «Грачи прилетели, или Апрельский пленум», «Пастернак» и другие получили широкую известность. Они перепечатывались в различных советских изданиях, ими иллюстрировали публицистику, научные труды по истории СССР.
В начале 90-х годов в Москве состоялась премьера американского фильма «Сталин». Фильм начинался панорамой произведений Петра Белова.

Художник Петр Белов 119354564_PBelov__Belomorkanal_1985

Художник Петр Белов 119354583_Pyotr_Belov_Pesochnuye__chasuy

Художник Петр Белов 119354602_Petr_Alekseevich_Belov___41y__GOD_1987___

Художник Петр Белов 119354603_Petr_Alekseevich_Belov_KOMENDANT_OSOBOY_LOZHI_1986_

Известный художник Сергей Бархин вспоминал о Белове в связи с его 75-летием
Петр Алексеевич Белов был человек изумительный - скромнейший и преданнейший, я всегда вспоминаю его таким. Я помню все его театральные работы (особенно мне нравится "Портрет", сделанный в Театре имени Гоголя в 1970 году). Я помню Белова в период работы в Центральном театре Советской Армии: много лет будучи там главным художником, он никогда не входил в конфликты, но всегда имел свое мнение.
И вдруг в 1986 году он пригласил меня в свою мастерскую на Солянке. Я увидел небольшие картины и прямо ахнул, настолько они произвели сильное впечатление. Эти работы стали для меня полной неожиданностью. Я спросил: "Петя, а как это пришло тебе в голову?" Ответ Белова тоже был неожиданным: "Да вот мы как-то сидели с режиссером Юрой Ереминым, разговаривали, курили, и я ему сказал: "Предметом искусства может быть все, что угодно, чуть ли даже не вот эта пачка "Беломорканала"... Так что картина Белова "Беломорканал", помимо всего прочего, возникла еще и как доказательство в каких-то театральных спорах.
Меня все время занимал вопрос: почему Белов так резко повернул от театра в совершенно другую сторону? Ведь в последние годы жизни его интересы действительно были очень далеки от театра. Петя ждал своего 60-летия (оставалось-то всего два года!), чтобы уйти на пенсию и в тиши мастерской заниматься только картинами (он даже не называл это живописью). У Белова было огромное количество планов, и они, видимо, обгоняли возможности их осуществления. А он спешил реализовать постоянно возникавшие идеи. За две недели до смерти, в январе 1988 года, приехав из Паланги, где он руководил творческой группой художников, Петя позвонил мне и радостно сказал, что там Юрий Кононенко показал ему новую технику работы с пастелью, которая позволяет делать картины гораздо быстрее. И неслучайно две его последние вещи - "Вечный покой" и "Плещеево озеро" - написаны уже не гуашью, а пастелью.
Свои живописные работы Белов не связывал с перестройкой и гласностью - эти понятия возникли позже, когда целый ряд картин был им уже сделан. Он не собирался продавать их у нас или за рубежом, хотя на Западе такие вещи с удовольствием бы приобрели. Петя поначалу даже не думал о выставке, настолько подобная идея тогда казалась нереальной! Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. Так ученик в старших классах, впервые влюбившись, начинает жить другой жизнью: он по-прежнему ходит в школу, зубрит уроки, старается получить свою "четверку" или "пятерку", но дышит по-иному! Петя тоже последние годы ходил в Центральный театр Советской Армии, оформлял спектакли, делал макеты и эскизы, но мысленно жил только своими картинами.
Рассматривая сейчас его работы, понимаешь, что он, очевидно, предвидел собственную смерть. Ведь было же бесконечное количество разнообразнейших замыслов, но Белов воплотил только наиболее для себя важные темы. В его картинах есть родители, брат, жена. Есть Ленин, Сталин. Есть Булгаков, Мейерхольд, Пастернак. Есть театр в лице коменданта "особой ложи". Есть Война. Есть Природа. Есть Храм. Есть Вечность. Есть сам художник на картине "Вся жизнь" и "Вознесение", где с подвязанным к ноге номерком он как бы летит в космос. Наверное, будь Петя жив, эти темы потом могли бы расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии. Но главное, что этот цикл не был оборван на середине. Здесь, как у большого писателя, роман завершен. Белов свершил в своих работах "полный виток", включив в них все то, что его больше всего волновало.
Сергей Бархин, газета "Культура", №41, 21-27 октября 2004 года

Художник Петр Белов 119354627_SOLDATSKAYA_VDOVA_NAnkilov_1972_g__yeskiz_oformleniya_k_spektaklyu__

Художник Петр Белов 119354716_Petr_Alekseevich_Belov__Meyerhold_

Художник Петр Белов 119354718_Petr_Alekseevich_Belov__Pasternak__1987

Художник Петр Белов 119354819_PA_BELOV_IYUN_V_SCHELUYKOVE_ODUVANCHIKI_1987

Художник Петр Белов 119354824_PA_BELOV_KUPOLA_1983

Художник Петр Белов 119354845_Pyotr_Belov___Pokrova_na_Nerli___1987_

Художник Петр Белов 119375145_Belov__DUYET__EMaksimova_i_VVasilev__Karton_guash

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post348787635/


Последний раз редактировалось: Ирина Анисимова (Вт Ноя 30, 2021 2:17 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Художник Петр Белов Empty Re: Художник Петр Белов

Сообщение автор Ирина Анисимова Вт Ноя 30, 2021 2:17 pm

Преодоление страха. Антисталинские картины Петра Белова

Художник Петр Белов 0bd80000-0aff-0242-8ac9-08d9ad1c2dd1_cx0_cy3_cw0_w1023_r1_s

В 1988 году в Доме актера открылась выставка, которая сразу же стала пользоваться небывалым успехом. Впервые широкому зрителю показали картины, которые до того могли увидеть только люди, входившие в ближний круг автора. Это были нетеатральные работы сценографа Петра Белова, его ставший впоследствии знаменитым антисталинский цикл. В Музее истории ГУЛАГа решили, что сейчас самое время напомнить об этом событии. Здесь экспонируется выставка "Очередь за правдой". Все те же не утратившие актуальности картины дополнены документальными материалами об откликах на давнюю выставку. В эпоху перестройки она для многих стала потрясением.

Работы Петра Белова нигде не экспонировались 11 лет. Подавляющему большинству они знакомы по многочисленным репродукциям, при взгляде на которые можно предположить, что картины большого формата. Но это не так. Подлинники совсем невелики по размеру. Автор, много лет и до самой смерти проработавший в Театре Советской Армии и привыкший иметь дело с гигантской сценой, в своей живописи к таким просторам никогда не стремился. А ощущение монументальности возникает из-за игры художника с масштабами. У него Сталин – это столь абсолютное зло, что ни на одну картину не умещается целиком. Только частями. Узнаваемые сапоги готовы растоптать луг с пушистыми одуванчиками, в которых каждый невесомый венчик содержит человеческие лица. То ли портреты обреченных, то ли души уже загубленных.

Гигантская рука с трубкой сметает как крошки со стола с заснеженного поля неисчислимую пехоту, идущую в бой навстречу танкам.

Столь же неисчислимых зэков поглощает надорванный край пачки “Беломора”.

Валерий Баринов одновременно с Петром Беловым служил в Театре Советской Армии и был занят в спектаклях, оформленных этим сценографом. По воспоминаниям актера, декорации Белова были не менее метафоричными, чем картины:

– Его живопись – это все равно работы театрального художника. В каждой его картине есть решение той или иной темы. В них есть предложение режиссеру. Мне вспоминается спектакль "Конец" по пьесе Михаила Шатрова. Петр Белов – первый, кто использовал, наперекор все пожарным и всем начальникам, пожарный занавес. Когда зритель входил в огромный зал Театра Армии, перед ним была бетонная стена. Это была не фальшивая бетонная стена, нет. Это был опущенный пожарный занавес, который, если не ошибаюсь, весит 80 тонн. Когда он поднимается, гудит сигнал тревоги, раздаются звонки. Так начинался спектакль. Так приоткрывался бункер Гитлера. Потом я видел, что многие театры стали это использовать, но первым это придумал Петр Алексеевич вместе с режиссером Горяевым.

Мне очень нравилось смотреть, как Петр Белов отстаивал то, что предлагал. Казалось бы, такой мягкий человек. Я не помню его кричащим, разбушевавшимся. Но он был тверд в своих убеждениях и точен в понимании того, что хотел сделать.

Когда Петр Алексеевич показал мне свои антисталинские работы, я испытал страх. Вроде бы и перестройка уже наступила, но все равно было страшно. За него – потому что он это нарисовал, и за себя – потому что это увидел. Так что каюсь я в этом сейчас. В Книге отзывов, которая теперь лежит на выставке в Музее ГУЛАГа, я написал, что впечатления почти такие же, как были тогда. Правда, страха нет. Может быть, потому что жизнь прожита.

Самые первые вещи антисталинского цикла Петр Белов создал в 1985 году. Страна делала первые и неуверенные шаги в сторону гласности и перестройки. Открыто критиковать сталинский режим еще не было принято. Однако и памятников вождю в стране не существовало. Прежние давно были снесены, а новые не появлялись. Зато в наши дни то тут, то там устанавливают бюсты Сталина. Немного исподтишка, немного на задворках, но устанавливают. И уж точно нет сомнений в том, что если бы работа Петра Белова "Комендант особой ложи" была бы создана не в свое время, а в наши дни, обязательно нашлись бы "оскорбившиеся". Ветераны спецслужб или их потомки. Портрет вроде бы парадный, на фоне красного бархата, но лицо старика как у вурдалака, а награды на френче перекликаются с медалями у сидящего рядом сторожевого пса. Портрет Сталина комендант держит в руках как икону. Примечательно, что в предварительных набросках Белов изображал Сталина с нимбом.

Особые ложи с отдельным входом были устроены в нескольких крупных театрах СССР для высокопоставленных государственных деятелей. Заведовали этими помещениями специальные люди, которые не входили в штат театров. Это были сотрудники 9-го управления КГБ, то есть службы, занимавшейся охраной партийных руководителей. Внизу портрета такого коменданта Петр Белов поместил казенного вида анкету. Если приглядеться, то можно прочитать, что первоначальная фамилия персонажа зачеркнута и заменена другой. Ведущая актриса Театра Армии Алина Покровская говорит, что на портрете изображен реальный человек:

– На картине он весь такой преданный, и глаза у них одинаковые с овчаркой. Особая ложа у нас называлась “Сталинская ложа”. Правда, Сталин там никогда не бывал, но выстроена она была для него. Есть директорская ложа, а есть вот эта отдельная. Она и сейчас существует. Когда приезжает Сергей Кужугетович или другой большой начальник, эта ложа бывает задействована.

Наш комендант очень важничал. А фамилия его была Собачкин. И вот однажды в гости к Володе Сошальскому пришел его приятель – мультипликатор Слава Котеночкин. Володя вдруг увидел Собачкина и моментально решил их познакомить. Говорит: "Познакомьтесь, это знаменитый мультипликатор, автор "Ну погоди!". Тот такой строгий, протягивает руку: "Собачкин". Услышав в ответ "Котеночкин", комендант ужасно обиделся. Он решил, что это неправда, что его разыгрывают. Как бы то ни было, после этого случая он взял фамилию жены и стал Успенский.

Веселую и, в общем, невинную историю из жизни закулисья начинаешь воспринимать в другом ключе после знакомства с некоторыми подробностями биографии этого Собачкина-Успенского. Он не всегда состоял при театре. До того, как стать комендантом ложи, этот человек был охранником в лагерях строгого режима. Когда Петру Белову рассказали об этом, художник добавил в уже готовой картине некоторые детали. Глаза коменданта подернулись слезами, а на портрете Сталина появилась траурная лента

Состоявшаяся 33 года назад выставка открылась спустя три месяца после смерти Петра Белова. Выставку организовала искусствовед Анаит Оганесян, в ту пору – заведующая кабинетом театрально-декорационного искусства Союза театральных деятелей РФ. Она была в числе тех добрых знакомых, кому художник не опасался показывать в своей мастерской те самые картины, из которых потом сложился антисталинский цикл:

– Этих работ было сначала мало, и он действительно побаивался их обнародовать. Все говорил, что к нему Лёлик должен привести какого-то помощника Горбачева.

– Лёлик – это Табаков?

– Да. Это была Петина фраза: "Лелик пообещал привести помощника Горбачева". Я не знаю, приводил или не приводил, этого я вам не скажу. А я его все время уговаривала. Последний такой разговор случился в январе 1988 года. Тогда на вопрос "Сколько их у тебя?" он ответил, что около двадцати и что их еще не хватает. 20 января у Пети случился инфаркт, и это был уже не первый инфаркт. 30 января он умер. Когда его не стало, я подумала: теперь его осторожности нет, а мое желание существует.

Может быть, мне трудно было бы сделать эту выставку, но вдруг меня вызвал к себе Михаил Александрович Ульянов, который в то время был председателем СТД. Он где-то в окнах "Московских новостей" увидел некую злободневную графику на тему перестройки и решил, что эти вещи надо показать в фойе Дома актера. Я посмотрела и сказала: "Нет, мы это выставлять не можем, у нас с вами актерский клуб, а это не очень хорошее рисование, не очень высокого качества искусство". Ульянов очень рассердился на меня, у нас вышел конфликт, и я решила ему доказать свою правоту, поэтому сказала: "Вот вы увидите когда-нибудь, какого уровня надо делать". Меня действительно это заело. Я подумала, что должна ему доказать, что на пятом этаже Дома актера, где традиционно устраивались выставки, тоже может быть что-то злободневное и современное, но при этом ценное. На эту же тему, но не так плохо нарисованное. Поэтому я немедленно созвонилась с семьей Белова и договорилась, что мы это покажем. И мы это повесили. Но Пети уже не было. На вернисаже было много народу, всякие красивые люди выступали. Когда выставку увидел Михаил Александрович, он был очень сильно потрясен. После этого Ульянов со мной всегда здоровался за руку.

Потом еще пришлось выставку додержать до 12 мая. Мы должны были ее уже снять и сделать следующую плановую выставку, но Давид Львович Боровский попросил меня еще на один день продлить выставку, потому что в Москву после эмиграции прилетал по приглашению Николая Николаевича Губенко Юрий Петрович Любимов. Из аэропорта он сразу приехал в Дом актера – смотреть Петину выставку.

– Понятно, что выставка получила большой резонанс потому, что работы Петра Белова были по тем временам чрезвычайно дерзкими. Нужно ли вам было получать разрешение в сторонних инстанциях? То есть не в вашем общественном совете, в который входили известные сценографы, а, скажем, в каких-то структурах КПСС или в министерстве культуры?

– Нет, не нужно. Потому что СТД – это самостоятельная общественная организация. И еще потому, что это была персональная выставка московского художника. Затрат материальных мы не несли никаких. Работы были уже обрамлены, мне не надо было их никуда для этого отдавать. Этикетки я сама напечатала на машинке. Маленькую аннотацию написал Сергей Юрьевич Юрский, к которому я с этим обратилась, он дружил с Петром Алексеевичем. Так что все всё делали бескорыстно, – говорит Анаит Оганесян.

После Дома актера выставка "Вся жизнь Петра Белова" путешествовала три года. Она была показана на 40 площадках, в крупных и не очень больших городах Советского Союза. Повсюду на выставку выстраивались большие очереди. Посетители оставляли в Книгах отзывов эмоциональные записи. Одну из них сделал человек, подписавшийся "участник войны": Кто может сказать, что все это не повторится вновь?! А всему вина: наша однопартийная система, наши выборы (т.е. детская игра). А главное – правительство правит государством до гробовой доски (т.е. до маразма).
В прошлом году Музей истории ГУЛАГа приобрел картины Петра Белова, весь антисталинский цикл. Здесь не исключают, что повторят давний сценарий. Уже сейчас в музей обратились коллеги из других регионов с просьбой показать эти работы у них. Но произойдет это не раньше чем через несколько месяцев, поскольку московский показ рассчитан на долгий срок.

https://www.svoboda.org/a/preodolenie-straha-antistalinskie-kartiny-petra-belova/31572097.html?fbclid=IwAR3kruT4w54pMMOx87CMqJ8wQygZmPR_zKGNw4mx9yHspM4XzAoAbVHZ_-M
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения