"Облепиховое лето", режиссер Виктор Алферов, статья Георгия Рзаева -Шах-Тахтинского

Перейти вниз

"Облепиховое лето", режиссер Виктор Алферов, статья Георгия Рзаева -Шах-Тахтинского

Сообщение автор Ирина Н. в Чт Ноя 15, 2018 5:36 pm

Из

Блоги Сети.ру

Школа журналистики


"Облепиховое лето" Премьера
14.11.2018 23:38

Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский


15 ноября на экраны выходит «Облепиховое лето» - фильм режиссера Виктора Алферова. Он посвящен жизни и гибели знаменитого советского драматурга Александра Вампилова, роль которого сыграл Андрей Мерзликин. Интересно, что сценарист фильма - Ольга Погодина-Кузьмина ранее написала две идущие во многих театрах пьесы о Толстом и отношениях между Маяковским и Хлебниковым, а Виктор Алферов - уроженец Бурятии и дебютант  полнометражного игрового кино, отметившийся яркими арт-хаусными проектами.




Вампилов погиб в 1972 году, совсем чуть-чуть не дожив до своего 34-летия. Его творческая жизнь уместилась в достаточно короткий, но очень значимый промежуток в истории отечественной культуры. Первый его рассказ был опубликован в 1957 году, и пятнадцать лет его творческой жизни вместили «оттепель», ее крушение, танки в Праге и начало застоя.



Он пришел в литературу в уникальное время. Смерть Сталина подтолкнула страну к огромным изменениям  – режим смягчился, государство стало больше заботиться о нуждах простых людей. Страна постепенно преодолевала последствия страшной войны и государственного террора, в обществе царил оптимизм и жажда нового. Культура, в частности литература, кино, театр того времени,  расцветают пышным цветом. Появляется множество новых имен, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Окуджава, Шпаликов, Тарковский, Хуциев, … среди них и Александр Вампилов.

Вампилов, уроженец Иркутской области и сын репрессированного не был представителем «золотой молодежи». Тогда звание и положение родителей давали молодому таланту возможность сравнивать свое творчество с бОльшей частью зарубежных новинок и классики. Общение с иностранцами, зарубежные поездки – в то время это могли позволить себе немногие, и это был огромный бонус для творческого человека. Евтушенко или Михалков пользовались этим сполна. А Вампилов  был из тех, кто из глубинки пробивал дорогу своему творчеству. И одна из его пьес так и называется - "Провинциальные анекдоты". В его творчестве нет пафоса, нет примет "большого стиля", который так любят режиссеры, снимающие для нас роскошные "сталинки". джаз и панорамы крупных городов в "Оттепели" или  "Пленительной страсти".

"Тихая моя родина",  - вот что интересует Вампилова (и недаром на экране появляется автор этих строк - Николай Рубцов  в исполнении Сергея Каплунова). Кстати, некоторые критики заметили в фильме и карикатуры на Ахмадулину и Кончаловского, мне же так не показалось, наоборот увиделось, что фильм свободен от сведения счетов между разными группами и сообществами семидесятых.

В творчестве Вампилова не было советского, пропагандистского пафоса, но не было и западничества, скрытой или явной критики режима. Не можем мы отнести его и к писателям–«деревенщикам», ведь его герои - это горожане. Можно сказать, что это был аполитичный автор, скорее сосредоточенный на проблемах личности, места человека в обществе, социализации. И конечно такое творчество плохо укладывалось в идеологические рамки и задачи, которые ставила партия перед авторами, режиссерами, актерами. Фильм «Облепиховое лето» не про противостояние человека и системы. Но перед зрителем предстает человек, которому трудно и который мучается сомнениями. Как жить дальше?  Не бросить ли сочинительство? Что делать? Вечный русский вопрос.

К концу 1960-х началу 1970-х оттепель с ее чувством постоянного роста, обновления, открытости и счастья фактически закончилась. Начинаются годы  застоя. Как говорит один из героев – мы радовались, что Дракон (Сталин) издох, а него три новые головы выросло. К моменту событий фильма Даниэль и Синявский уже сидели свои срока, а партийная элита бронзовела, став теми самыми «тремя головами». И все больше чувствовалось то  "отсутствие воздуха", которое убивает поэтов.

Но вернемся к фильму. Вампилов – человек, чье творчество очень близко к современному театру и кинематографу. И наверно не случайно весь фильм имеет оттенок театральности, как бы состоит из отдельных сцен. И надо сказать, сыграны эти сцены очень хорошо – спасибо Андрею Мерзликину, Кириллу Рубцову, Сергею Каплунову, Екатерине Унтиловой, Яне Есипович и другим актерам. Мерзликину досталась главная роль, но это не театр одного актера – он в сильной команде, и наверно это главное достоинство «Облепихового лета».

Мне как зрителю  хотелось бы, чтобы фильм был лучше оформлен. В какие-то моменты очень не хватало информации о том, где происходит действие – в Москве или в Иркутске. Тем более что персонаж все время ездит в столицу, чтобы добиться постановок своих пьес. Так же в некоторые моменты не  хватает биографических справок на экране о персонажах, возможности прочитать те документы, которые читает герой, указаний, когда происходит действие. Это маленькая тонкость, но если вы соберетесь на этот фильм, вам придется готовиться. Ну не каждый современный человек быстро вспомнит, у кого был столетний юбилей в апреле 1970 года!

Все мы знаем, что в литературе  существуют так называемые романы "романы с ключом" - "Театральный роман", "Алмазные мой венец". "Таинственная страсть".

"Облепиховое лето" тоже фильм "с ключом", что, в принципе, традиционно для байопика. Но дело в том, что наша реальность так быстро меняется, что этот ключ может оказаться утерян. Поэтому мне и хотелось какой-то информации в титрах. Но поэтому и надо идти смотреть такие фильмы. Чтобы не растерять память о целой эпохе.

В целом фильм получился как очень сильная и отчасти театральная работа (художественно это выразилось, в частности, в отсылках к «Утиной охоте»). О жизни, творчестве, заочных отношениях с отцом (отца Вампилова расстреляли в 1938 году), о любви к природе, о метаниях талантливого  человека в непростой ситуации.  Это – хорошее повествовательное кино, без массовых сцен, без нарочитых художественных ходов. Хроника включена в фильм органично и ненавязчиво. При этом режиссерский взгляд – уважительный по отношению к эпохе, но без бездумной ностальгии.
Отмечу, что заочные отношения с отцом – вечная и больная тема нашего искусства. «Застава Ильича», «Вор», нашумевший «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом престарелых» многие другие фильмы пытаются художественно осмыслить наши потери и трагедии. А мы, смотря эти фильмы, пытаемся понять людей и старшего поколения и самих себя.

В целом, я очень советую посмотреть этот фильм. Ведь  кроме всего перечисленного – это еще  отличная возможность еще раз открыть для себя драматурга Александр Вампилова.


http://blog.cety.ru/georgiy-rzaev-shah-tahtinskiy/12962-oblepihovoe-leto-premera.html?fbclid=IwAR0rIExZzQ66e4KgcgH5pozIg7240EOXQa1p9Emxhh2ezh6B00BJ2xx9ZAE
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 19933
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения