Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Фрэнк Баррон - пионер исследования психологии творчества

Перейти вниз

Фрэнк Баррон - пионер исследования психологии творчества Empty Фрэнк Баррон - пионер исследования психологии творчества

Сообщение автор Незнайка на луне Вт Янв 16, 2018 4:03 pm

https://geniusrevive.com/frenk-barron-pioner-issledovaniya-psihologii-tvorchestva/

Фрэнк Баррон
Фрэнк Хавиер Баррон
(17 июня 1922, Лансфорд, Пенсильвания — 6 Октября, 2002, Санта-Крус, штат Калифорния) (80 лет)
Гражданство: США
Категория: Учёные
Род деятельности: Психологи
Спецификация: Психология творчества
Уникальное отличие: Пионер в исследовании психологии творчества и человеческой личности, профессор психологии в Калифорнийском университете Санта-Крус.
Пол: Мужской

Цитаты:
1. Творческая личность одновременно более примитивна и более культурна, более деструктивна и более конструктивна, более безумная и здоровая, чем средний человек.
2. Истинно творческая личность пребывает в готовности отказаться от старых классификаций и признать, что жизнь, в особенности ее собственная уникальная, изобилует новыми возможностями. Для нее беспорядок таит в себе возможность нового порядка.
3. Творческая личность не только чтит иррациональное в себе, но и лелеет его как наиболее обещающий источник новшеств в своих собственных мыслях. Она отвергает требования общества таить в себе все примитивное, неокультуренное, наивное, магическое, абсурдное.
4. Творческие личности легче других справляются со сложностью и видимым беспорядком.

Достижения:
Профессиональная, социальная позиция: американский психолог, профессор, писатель-фантаст и поэт.
Основной вклад (чем известен): Пионер в области психологии творчества и в изучении творческой личности. Он предложил целостный и космологические подходы к творчеству, раскрыв сложное взаимодействие между творчеством, психическим здоровьем и жизненным успехом.

Вклады:
1. Философский подход. В своих работах Баррон развивал философский и космологический подходы к творчеству. Он подчеркивал, что психология приобрела большую силу от ее изначальных связей с философией и, что в настоящее время для исследования творчества вновь распахнулись «некоторые двери, которые были закрыты для психологии в тот момент, когда она застенчиво отделилась от философии» (1975).
— Целостный подход. В своих исследованиях он использовал комплексный, многоаспектный подход к творчеству, который позволил раскрыть самые глубокие связи между его философскими, религиозными, художественными и духовными аспектами.
Баррон рассматривал холизм и эмерджентную эволюцию как фундаментальные факторы изменения, прерывности и творчества. При этом законы эволюции легли в основу отношений между сложностью и простотой, дифференцированием и интегрированием, порядком и беспорядком.
Ф. Баррон утверждал, что творческий процесс воплощает в себе существенную напряженность между созданием постоянства среды и интересом к новому опыту. Он рассматривал человека, как динамическую систему, которая пребывает в процессе постоянного самообновления и самореорганизации.
— Космологический мотив. Ф. Баррон полагал, что одним из ключевых факторов творчества выступает глубинная мотивация, или «космологической мотив», который проявляется как «желание создать свою собственную, личностно определенную вселенную смысла, » (1995). Он цитировал Н. Бердяева: Но человек как личность, получает власть над эгоцентрическим самоограничением, раскрывая в себе универсум … Личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием (1975).
2. Суть творчества. «Всякое творчество есть сотрудничество». Он писал, что творчество проявляется как ритмические изменения и подлинное разрешение или синтез некоторых общих антиномий. «По-видимому, противоречивые принципы действия, мысли и чувства, один из которых обычно приносится в жертву другому, вместо этого полностью выражаются в определенной последовательности и в, особые моменты, диалектически завершаются необычной интеграцией » (1964,1995).
Ф.Баррон утверждал, что творчество присуще каждому человеку и, что оно наполняет все виды активности повседневной личной жизни. Кроме того творчество не всегда напрямую коррелирует с IQ измеряемого с помощью тестов интеллекта и скорее может рассматриваться как источник красоты и открытости глубинным вселенским смыслам. Так Ф.Баррон писал: «творчество состоит в поиске смысла. Это попытка проникнуть в тайну самого себя, и, возможно даже больше, в тайну Бытия.» (1997).
3. Природа творческой личности. В 1950-х и 1960-х годах Ф.Баррон проводил в институте IPAR Калифорнийского университета в Беркли новаторские исследования высоко креативных людей. Данные исследования включали в себя процедуры тестирования и проведение глубинных интервью с писателями, архитекторами, исследователями, учеными и математиками. В результате этих исследований он определил такие ключевые характеристики высоко творческой личности:
— Космологическое свершение (commitment). Баррон отмечал, что творческие люди имеют одну отличительную черту: » Эту важную особенность можно было бы назвать космологическим свершением». «Это был мощный мотив для создания смысла и закрепления тех смыслов, которые личность открыла в мире и в своем отношении к миру» (1965).
— Интуиция. Творческие люди имеют высокий уровень интуиции. «Таким образом, наш вывод состоит в том, что интуиция, связанная с некоторой степенью интроверсии, тесно связана с творчеством» (1965).
— Предпочтение сложности. Баррон утверждал: «Творческие субъекты, стремились найти способ нахождения в довольно сложных вещах простого порядка. Это что-то вроде определения элегантности в математическом объяснении. Я думаю, что это же, вероятно, относится к произведениям искусства. Так, часто конечный продукт или объяснения выглядят удивительно простыми, хотя основаны на чрезвычайно сложном субстрате эмпирических или индивидуальных наблюдений «(1965). «Их Вселенная, таким образом, более сложная, и, кроме того, они обычно ведут более сложную жизнь, ищут напряжение и получают удовольствие при его разрядке» (1958).
Творческие люди любят вещи запутанные, неупорядоченные, неоднозначные и асимметричные, но в тоже время они обладают сильным стремлением упорядочить их и определить для всего мира.
— Интеграция дихотомий. Баррон утверждал, что творческие люди используют целостный подход к антиномиям, полярностям или оппозициям. Творческие личности способны одновременно совмещать множество противоположностей в своей психической жизни. Они могут быть одновременно наивными и хорошо осведомленными, легко примирять примитивный символизм и строгую логику, могут быть высоко дисциплинированными и столь же свободными, совмещать в себе мускулинность и феминность.
«Творческая личность одновременно более примитивна и более культурна, более деструктивна и более конструктивна, более безумная и здоровая, чем средний человек.» (1958).
— Высокий уровень силы эго. Баррон разработал Шкалу силы эго (1953), которая определяла положительные аспекты функционирования и психологического благополучия личности. Он утверждал, что творческие люди демонстрируют довольно высокие показатели невротичности, но, одновременно и высокий уровень силы эго, что позволяет им успешно противостоять неудачам и лишениям.
Творческим личностям также присущи:
— Независимость суждений.
— Способность идти против течения, «творческие субъекты сохраняют свою независимость и способны выражать правильное мнение, отвергая консенсус».
— Готовность идти на риск.
— Предприимчивость и мужество посвятить себя деятельности, которая играет важную роль в их жизни.
4. Творческий рост и расширение сознания. Баррон считал, что: «Творческие люди отличаются особенной наблюдательностью и они, намного больше, чем другие люди способны более точно оценивать наблюдаемое (говорить себе правду).» (1958). «Я думаю, что увеличение сложности и открытости, просто в результате восприятия более широкого спектра стимулов в вполне обычных сенсорных модальностях. Здесь я имею в виду такие вещи, как увеличение яркости цвета, рост восприятия деталей, увеличение остроты в прослушивании музыки «(1965).» «Эволюционная задача, как индивидуальности, так и вида, заключается в создания такого эго, которое само способно достигать такие состояниями сознания, которые мы теперь называем паранормальными … эго уже обладает значительными возможностями и, скорее всего, сможет использовать этот опыт для дальнейшего роста и саморазвития … «(1968)
5. Изучение человеческой личности. Исследования Баррона помогли углубить понимание личности и ее функционирования. Его работы смещают акцент в изучении психологии личности с психопатологии на психологическое и личностное здоровье и раскрывают глубинные взаимосвязи между творчеством и личностным успехом.
Почётные звания, награды: Ф. Баррон был ветераном Второй мировой войны. В 1969 году он был награжден Американской психологической Ассоциацией премией Ричардсона. В 1979 году он был удостоен звания почетного доктора своей альма-матер, Университета Ла Саля. Он также был президентом Гуманистического отделения АПА с 1989 по 1990 год. В 1995 году он был удостоен премии Рудольфа Арнхейма за выдающийся вклад в психологию и искусство. В 2005 году был создан фонд имени профессора Ф. Баррона, который предусматривает ежегодное вручение премии его имени в области исследования творчества.
Основные труды: Barron F. The Psychology of Imagination. – «Scientific American», CXCIX, September 1958. Barron, F. X. (1963). Creativity and Psychological Health. Princeton: Van Nostrand, Barron, F. X (1963). Scientific Creativity. New York: John Wiley and Sons, Barron, F. X. (1965) The Creative Process and the Psychedelic Experience. Explorations magazine, Berkeley California, June-July. Barron, F. X. (1968). Creativity and personal freedom. New York: Van Nostrand. Barron, F. X. (1969). Creative Person, Creative Process. New York: Holt, Rinehart & Winston, Barron, F. X 1972.Artists in the Making. New York: Seminar Press, Barron, F. X 1979.The Shaping of Personality. New York: Harper & Row. Barron, F. X (1995). No rootless flower. An ecology of creativity. Cresskill, NJ: Hampton. Barron, F. X., Montuori, A., Barron, A. (1997). Creators on creating.New York, N.Y. :Penguin.
Жизнь:
Происхождение: Франк Баррон родился 17 июня 1922 в шахтерском городке Лансфорд, штат Пенсильвания. Его родителями были Фрэнсис и Сара Эллен Баррон.
Образование: В 1937 году он поступил в Университет Сент Ла Саль в Филадельфии, который окончил в 1942 году со степенью бакалавра. В 1948 году он получил степень магистра в Университете Миннесоты и в 1950 году степень доктора в Университете Калифорнии в Беркли.
Оказали влияние: Данте, Августин, Йейтс, Гальтон, И. Павлов, Г.Фехнер, В.Джеймс, З.Фрейд, К. Юнг, А. Бергсон, Тейяр де Шарден, А. Бине и Ж.Пиаже.
Основные этапы профессиональной деятельности: С 1943 по 1946 г. Ф. Баррон служил сержантом медицинской службы в американской армии в Европе.
Позже он преподавал в качестве приглашенного профессора в Гарвардском университете, колледже Брин-Мор, в Гавайском и Уэслианском университете и с 1949 по 1968 работал в Институте оценки исследования личности (IPAR) Калифорнийского университета в Беркли.
С 1969 года, вплоть до выхода на пенсию в 1992 году, он преподавал курсы по теории личности и творчества в Калифорнийском университете в Санта-Крус.
Основные этапы личной жизни:
Семья: В 1961 году Баррон женился на Нэнси Джин Кэмп, у них было трое детей: Фрэнсис Чарльз Ксавье, Сара Джессика Бригитта и Антея Роз Мейв.
Личность: Баррон отличался добротой души, хорошим чувством юмора и необыкновенной эрудицией, тонкостью ума и любовью к языку. Он любил поэзию и даже написал книгу стихов «Призраки».

Незнайка на луне

Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения