Русский романс. От прошлого к будущему
+3
Ирина Н.
Ирина Анисимова
Руслан Богатырев
Участников: 7
Страница 6 из 6
Страница 6 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Странности восприятия Толстого можно перечислять очень долго, он "странно" относился, например, к воспитанию детей. Мне кажется, его вообще нельзя принимать за какую-либо "модель" - уж слишком неординарная личность. А для того, чтобы утверждать, что большинство публики отдаст предпочтение более "легкой" в восприятии музыки, и Толстой не нужен. Чтобы любить и понимать серьезную классическую музыку, надо с самого детства ее хотя бы слушать. Для абсолютного большинства населения нашей страны это нереально, а подчас и вовсе недоступно.
Кстати, вот хотя и юмористическая, но иллюстрация.
Кстати, вот хотя и юмористическая, но иллюстрация.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ирина Анисимова пишет:Странности восприятия Толстого можно перечислять очень долго, он "странно" относился, например, к воспитанию детей. Мне кажется, его вообще нельзя принимать за какую-либо "модель" - уж слишком неординарная личность.
Что-то имя Толстого прямо-таки довлеет... Подставьте в тезис фамилию Пупырышкин. Суть сильно не поменяется. Разумеется, если всё же прочитать статью Сабанеева.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Вообще предпочтения наших современников нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста.
Советская власть буквально топором вырубала и огнем выжигала любовь к романсу.
Вот взять хотя бы судьбу авторов романса "Газовая косынка".
https://silver-voice.forum2x2.ru/t6322-topic#33308
Ведь коммунистам мало было запретить исполнение романсов, им надо было еще и физически уничтожить его авторов.
Советская власть буквально топором вырубала и огнем выжигала любовь к романсу.
Вот взять хотя бы судьбу авторов романса "Газовая косынка".
https://silver-voice.forum2x2.ru/t6322-topic#33308
Ведь коммунистам мало было запретить исполнение романсов, им надо было еще и физически уничтожить его авторов.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ирина Анисимова пишет:Вообще предпочтения наших современников нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста.
Советская власть буквально топором вырубала и огнем выжигала любовь к романсу.
Не могу согласиться. Логика рассуждений, увы, некорректна. Субъективное обобщение частного случая.
В действительности, важное отличие романса от песни в том, что он, к счастью, вне политики, неполитизирован. Судьбы людей ломались практически во всех сферах. Из этого не следует, что советская власть только и занималась деструктивной деятельностью. Очевидно это не так.
Теперь о романсе. Русский романс в советские годы процветал. Старинный и классический. Великолепные исполнители, культ классического романса. Да городской/мещанский давили. Явно излишне. Но русский романс всё же процветал. Сегодня ситуация изменилась кардинально.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
По-моему, слово "процветал" в данном случае совершенно неприменимо. Процветала музыка, прославляющая социализм, приторно-слащавые песенки про "подругу над книгой до первой сирены", мартеновские печи и прочие прелести. Эдакий сталинский музыкальный ампир. Война внесла свои коррективы, в песнях зазвучала искренность. На фоне колоссальной трагедии идеологи поджали хвосты и даже допустили звучание романсовых форм, например, "Сколько б ни было в жизни разлук" в фильме "Жди меня". Вместе с "оттепелью" пришла другая музыка, другие песни, хотя идеологическая жвачка все равно присутствовала. Певцов обязывали петь про партию, революцию, Ленина, "малую землю". Единственное, что должна отметить, так это тот факт, что при наличии практически единственной звучащей во всех квартирах программы радио, эта программа была в определенной степени насыщена классикой, возможно, в вашем представлении, "поп-классикой": ариями из опер Чайковского, Верди, Гуно, Пуччини, легко доступной в восприятии симфонической музыкой типа "Лунной сонаты", Аппассионаты", концертов Чайковского, Рахманинова и т.д. Звучал и классический русский романс: "Вишневая шаль", "Весенние воды", "Помню, я еще молодушкой была", "Сомнение" и т.д. Всё это звучало, и волей-неволей, слушалось, оставалось в памяти. Я говорю именно о массовом слушателе, а не о тех, кто систематически ходил на концерты в Консерваторию, Филармонию, оперные театры.
Сейчас этого и близко нет.
Сегодня, кстати, никакой романс никто не "давит". И авторов и исполнителей не прорабатывают на собраниях, не сажают и не расстреливают. Пока, по крайней мере.
Сейчас этого и близко нет.
Сегодня, кстати, никакой романс никто не "давит". И авторов и исполнителей не прорабатывают на собраниях, не сажают и не расстреливают. Пока, по крайней мере.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ирина Анисимова пишет:Сегодня, кстати, никакой романс никто не "давит". И авторов и исполнителей не прорабатывают на собраниях, не сажают и не расстреливают. Пока, по крайней мере.
Самоустранение государства в подобных сферах, диктат агрессивного и нерегулируемого рынка, отсутствие контроля/цензуры и есть давление. Огромное. Жаль, что это с трудом понимают.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Руслан Богатырев пишет:
Самоустранение государства в подобных сферах, диктат агрессивного и нерегулируемого рынка, отсутствие контроля/цензуры и есть давление. Огромное. Жаль, что это с трудом понимают.
Это спорно. От "услуг" государства в некоторых сферах лучше держаться подальше.
А вообще, как вы себе это представляете: утверждение репертуарного плана на уровне АП или Совета по культуре при президенте РФ? Ну вот они сидят там, раза два в год, что-то говорят про культуру. Есть изменения? Только в худшую сторону. Сокращается финансирование, закрываются музеи и библиотеки. Пусть лучше не трогает это государство ничего своими нелепыми руками.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
В данном случае, наверное, все же авторов физически уничтожили не за то, что они сочиняли и исполняли романсы, а просто потому, что им "повезло" попасть под каток репрессивной машины. Она не щадила никого, но во многом попадание в нее было делом случайности. Любой мог быть казнен, или помилован, или вовсе не затронут. У ярких творческих личностей, которые более заметны, шансы быть репрессированными были выше, чем у простого обывателя. Чудовищные времена.Ирина Анисимова пишет:Вообще предпочтения наших современников нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста.
Советская власть буквально топором вырубала и огнем выжигала любовь к романсу.
Вот взять хотя бы судьбу авторов романса "Газовая косынка".
https://silver-voice.forum2x2.ru/t6322-topic#33308
Ведь коммунистам мало было запретить исполнение романсов, им надо было еще и физически уничтожить его авторов.
Но вот то, что исполнение городских, мещанских, салонных и прочих популярных в народе романсов в советское время не приветствовалось - это факт. Кажется, ну почему? ведь это просто популярная легкая музыка, в которой нет политики или идеологии. Почему "советы" так ополчились на романс, и не разрешали его исполнять на эстраде вплоть до конца 80-х? Видимо потому, что романс отражает глубоко личные, интимные переживания, а советский человек должен был быть прежде всего коллективистом, а не погруженным в чувства и эмоции влюбленным дурачком, потерянным для общества.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Почему "советы" так ополчились на романс, и не разрешали его исполнять на эстраде вплоть до конца 80-х? Видимо потому, что романс отражает глубоко личные, интимные переживания, а советский человек должен был быть прежде всего коллективистом, а не погруженным в чувства и эмоции влюбленным дурачком, потерянным для общества.
Именно.
Попался интересный материал http://www.myaskovsky.ru/?id=38 о печально знаменитом Постановлении ЦК ВКП(б) о формализме в музыке. Вот один абзац, где упомянут отец Святослава Бэлзы Игорь Бэлза:
В эти же дни аналогичная проверка шла в Музгизе, возглавлявшемся И.Бэлзой. Музгиз критиковался за издание "не популярных в народе" "формалистических произведений Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шебалина и их подражателей". Отмечалась проводимая по указанию Комитета по делам искусств широкая "практика "выдирок" - изъятие из обращения "формалистической симфонии" № 2 Бэлзы, сборника романсов Бэлзы на стихи А.Ахматовой, песен Александрова на тексты американских воровских песен. Было задержано издание дореволюционных романсов С.Василенко (на стихи поэтов-декадентов), сборники похоронных маршей Бэлзы, сборник пьес Баха со статьей музыковеда Юровского, восхваляющего "культуру" двора прусского короля Фридриха. Резкой критике подверглись романсы Бэлзы на стихи Блока, отдельные песни и романсы Шебалина ("Дума матери") и многие другие как за выбор неприемлемых текстов, так и "за проникнутую унылой меланхолией и пессимизмом музыку".
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Да, на наше (романсовое) прошлое участники дискуссии смотрят с печалью и сожалением, на настоящее -- с нескрываемым оптимизмом, ну а насчет будущего можно даже не сомневаться... ))
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
С умеренным оптимизмом, я бы так сказала. ))) Перечисленные нами конкурсы, которые уже стали традиционными, говорят за то, что с романсом всё не так плохо, как кажется на первый взгляд. А вот с общим уровнем культуры дела обстоят куда хуже. Корень зла именно в этом. И пути решения проблемы (не только романса, кстати) надо искать именно в этом направлении. Как сделать так, чтобы с детства человека окружали, условно говоря, не петросяны и стасымихайловы - вот в чем вопрос.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Ирина Анисимова пишет:Перечисленные нами конкурсы, которые уже стали традиционными, говорят за то, что с романсом всё не так плохо, как кажется на первый взгляд.
Перечисленные конкурсы -- это подготовка кадров, это производство. Оно держится на энтузиастах. Которые правдами и неправдами выбивают скромные ресурсы. Отсутствие надежной ресурсной базы -- огромные риски. Уповать на энтузиастов -- наивность.
Кадры-то энтузиастами готовятся. Хотя конкурс -- это лишь часть общей системы подготовки кадров. И далеко не самая главная. Проблемы со сбытом и с доступом к аудитории.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Мне кажется, романс (неакадемический) - это такое в хорошем смысле народное искусство, которое всегда было делом энтузиастов-любителей. Научить хорошо петь, а тем более сочинять хорошие романсы невозможно. Если этому учить, то пропадет главное достоинство романса - его искренность. Научить можно академической технике исполнения. Все студенты отделений академического вокала поют классические романсы, их этому учат, но вот как они поют? Понимают ли, чувствуют ли, о чем поют?...У меня чаще впечатление, что за обученной техникой нет ни малейшего движения души, просто более-менее грамотное воспроизведение нот.Руслан Богатырев пишет:Ирина Анисимова пишет:Перечисленные нами конкурсы, которые уже стали традиционными, говорят за то, что с романсом всё не так плохо, как кажется на первый взгляд.
Перечисленные конкурсы -- это подготовка кадров, это производство. Оно держится на энтузиастах. Которые правдами и неправдами выбивают скромные ресурсы. Отсутствие надежной ресурсной базы -- огромные риски. Уповать на энтузиастов -- наивность.
Кадры-то энтузиастами готовятся. Хотя конкурс -- это лишь часть общей системы подготовки кадров. И далеко не самая главная. Проблемы со сбытом и с доступом к аудитории.
А исполнять неакадемический романс вообще невозможно научить, это всегда идет от природы, от внутреннего желания это петь.
Елена Иванова- Сообщения : 39
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Елена Иванова пишет:Мне кажется, романс (неакадемический) - это такое в хорошем смысле народное искусство, которое всегда было делом энтузиастов-любителей. Научить хорошо петь, а тем более сочинять хорошие романсы невозможно. Если этому учить, то пропадет главное достоинство романса - его искренность. Научить можно академической технике исполнения.
Это большая проблема. И это уже чётко сложившийся стереотип. Что либо душа, либо техника. Одно из двух.
Есть ли в России педагоги, которые знают и умеют соединять душу и технику? Есть, хотя и много меньше, чем требуется. Есть ли исполнители, которые могут одинаково хорошо и с душой исполнять как академический романс, так и неакадемический? Есть. Можно ли этому научиться? Можно.
Нужно ли эстрадным исполнителям владеть хотя бы азами академической вокальной школы? Нужно. Понимает ли это педагогическое сообщество? Увы.
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
Русский романс… Ему уже более двухсот лет, но он также любим в наш жесткий атомно-компьютерный век, как и в эпоху сентиментальных чувств, кружев и клавикордов.
Идея о создании Дома романса возникла на рубеже ХIХ и ХХ столетий, но осуществиться смогла только несколько лет назад. Инициатором организации Дома Романса стал конкурс «Романсиада», впервые проведенный в 1997 году. В поддержку выступили известные музыканты и деятели культуры, представители общественности, журналисты: но главную помощь оказало руководство Северо-Западного административного округа Москвы, предоставившее новой организации помещение старинного кинотеатра, сохранившего аромат архитектурного стиля 50-х годов («сталинский ампир»).
«Дом Романса» - это уникальный, единственный в России и в мире центр пропаганды, сохранения и развития романса, любимого отечественного музыкального жанра. Он объединяет искусство профессиональных исполнителей и любителей, он открыт для юных исполнителей и поддерживает творчество ветеранов. Здесь проходят творческие вечера, концерты, мастер-классы, консультации, работает вокальная студия «Серебряный голос», создана библиотека новой романсовой литературы и хранилище известных образцов жанра. Начинает свою жизнь и маленькая музейная экспозиция, в которой уже есть «бесценные» экспонаты (жилетка Иолы Игнатьевны Торнаги, жены Шаляпина, скамеечка Сергея Яковлевича Лемешева, которую он всегда летом брал с собой на берег Москвы-реки и др.).
Но главное – «Дом Романса», соединяющий тех очень многих, кому дорог русский романс, уверенно становится центром нового международного общественного культурно-просветительского движения за возрождение русской духовной культуры. Основой этого движения являются конкурсы и фестивали, объединенные словом «Романсиада». Так, это Московский Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада», Детский певческий конкурс русской вокальной музыки «Надежда «Романсиады», Открытый конкурс вокалистов-любителей «Романсиада без границ», фестиваль офицерского романса «Воинская «Романсиада», фестиваль создателей современного романса «Авторская «Романсиада», летний фестиваль романса в Сокольниках и зимний фестиваль в Колонном зале Дома Союзов – эти творческие состязания каждый год собирают самых талантливых и интересных людей России и мира.
Мы создавали наш «Дом Романса» для вас, дорогие любители романса: пусть наполнится он вашими чудесными голосами, теплом ваших творческих сердец и радостью ваших восторженных аплодисментов!
Художественный руководитель-директор Государственного бюджетного
учреждения города Москвы «Дом Романса»,
заслуженный деятель искусств России
Галина Преображенская
http://domromansa.ru/
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
А есть ли в государственных музыкальных вузах романсовые отделения, кто-нибудь знает? Есть ли кафедры романса в каких-либо музыкальных научных учреждениях? В России, имею в виду.
Незнайка на луне- Сообщения : 1076
Дата регистрации : 2013-07-16
Re: Русский романс. От прошлого к будущему
В Московской консерватории, насколько мне известно, нет даже кафедры камерного пения. Там на вокальном факультете лишь кафедра оперной подготовки и кафедра сольного пения.
А вот в С.-Петербургской консерватории кафедра камерного пения есть. И это важно. Но камерные вокальные произведения не ограничиваются классическим романсом. Это частный случай.
Нужно ли готовить именно камерных певцов? Да, нужно. В вокале есть две важных составляющих -- grazia и forza -- изящество и сила. Камерный вокал требует изящества. Оперный -- силы.
А вот в С.-Петербургской консерватории кафедра камерного пения есть. И это важно. Но камерные вокальные произведения не ограничиваются классическим романсом. Это частный случай.
Нужно ли готовить именно камерных певцов? Да, нужно. В вокале есть две важных составляющих -- grazia и forza -- изящество и сила. Камерный вокал требует изящества. Оперный -- силы.
Страница 6 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Похожие темы
» 25 декабря 2018 г, Русский романс, Русский музей, СПт-г
» 6 октября 2003 г, "Русский романс", БДТ, СПт-г
» 14 июля 2004 г, Русский романс, БЗК, СПт-г
» 26 мая 2006 г, "Русский романс", КЗЧ, Москва
» 17 августа 2010 г, Русский романс, БДТ, СПт-г
» 6 октября 2003 г, "Русский романс", БДТ, СПт-г
» 14 июля 2004 г, Русский романс, БЗК, СПт-г
» 26 мая 2006 г, "Русский романс", КЗЧ, Москва
» 17 августа 2010 г, Русский романс, БДТ, СПт-г
Страница 6 из 6
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|