Русский романс. От прошлого к будущему

Страница 5 из 6 Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Ирина Анисимова в Чт Окт 26, 2017 11:46 pm

Незнайка на луне пишет:
Ещё культура - это эмпатия, понимание или хотя бы стремление понять другого человека.

Да уж какая там эмпатия, сплошная антипатия хлещет отовсюду. Случайно попадешь на канал с политическим ток-шоу, как будто портал в ад откроешь. Или в другое измерение, где живут другие существа, с другим мировоззрением, другой системой ценностей. Злоба и ненависть, которыми накачивают тех, кто имеет несчастье смотреть ТВ, изливаются в нашу повседневную жизнь, становятся причиной ссор, драк и теперь даже вооруженных нападений на людей, думающих по-другому.
У меня в последнее время сформировалось сильное желание дожить до того времени, когда всех этих, с позволения сказать, "журналистов" будет судить международный трибунал. Они это заслужили, разжигая ненависть, науськивая людей друг на друга, легко рассуждая на тему, как хорошо мы будем бомбить весь мир ядерным оружием, порождая массовый психоз.


По обе стороны экрана - Скабеева даже не подозревает, какое у нее отражение.








А мы тут о романсах...
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8254
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Ирина Анисимова в Чт Окт 26, 2017 11:56 pm

Прошу прощения, что ушла в сторону, но вопрос об общем уровне культуры и печальной ситуации с этим - не праздный.
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8254
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Пт Окт 27, 2017 12:08 pm

Я по счастью телевизор не смотрю, поэтому ненависти ни к кому не испытываю. Слушаю романсы и оперу, смотрю на жизнь сквозь розовые очки, видимо. Smile

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Ирина Анисимова в Пт Окт 27, 2017 1:11 pm

Могу только порадоваться за вас и посоветовать продолжать его не смотреть. Я тоже не смотрю телевизор с весны 2014 практически совсем. Сам телевизор использую исключительно как монитор для просмотра фильмов, сериалов и музыкальных программ, которые имеются в моем архиве. Но вот мама периодически не надолго его включает, и за те 5-10 минут, что он работает, успеваешь многому удивиться.
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8254
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Незнайка на луне в Пт Окт 27, 2017 2:50 pm

Руслан Богатырев пишет:
Незнайка на луне пишет:Но это наисложнейшая задача - "сменить систему ценностей и/или скорректировать/дискредитировать базовые ориентиры личности". Сопротивление будет жесточайшим.

Эта задача много проще, чем может показаться. Как ни странно, сложнее перепрограммировать отдельную личность, нежели совокупность личностей. Сегодня это уже не теория, но и активная практика. Поточный рекрутинг экстремистов, фашизация масс. И не только в родственных нам странах.

Да, этот парадокс мне тоже виден. За другие страны не скажу, но что касается России, я не понял, что имеется в виду под поточным рекрутингом экстремистов и фашизацией масс. Что за рекрутинг? Фашисты у нас массовых митингов пока не собирают, идеологии такой нет. Конечно, с экранов ТВ льётся агрессия, и это - преступление. А то, что жизнь человека у нас не входит в систему базовых ценностей, а нашей ментальности присуща ксенофобия, то это давно. И очень трудно изменить эту ментальность. Государство поддерживает идеологию "Россия в кольце врагов" и "человек - для государства (а не наоборот)". Приоритеты этой идеологии ярко иллюстрирует трагедия на мюзикле Норд Ост, пятнадцатилетие которой недавно вспоминали.

Хотелось бы использовать упомянутый парадокс "наоборот". Но как купировать эффект государственных СМИ, как развернуть их на 180 градусов, как превратить их из органов подпитки ксенофобии в обществе в органы продвижения культуры, сострадания к человеку. При существующей власти это нереально.

Поэтому я вижу единственную возможность продвигать культурные ценности: расширение горизонтальных связей в обществе, основанное на личной инициативе, вне госструктур. И этот форум, и Romancero - типичные примеры такого рода каналов. И очень хорошо, что образуется их взаимодействие и синергия. Это, конечно, долгий и извилистый путь.

Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Пт Окт 27, 2017 3:42 pm

Незнайка на луне пишет:Да, этот парадокс мне тоже виден.

Намеренно привел крайние формы перепрограммирования личности в условиях толпы. Нашей страны они касаются в меньшей степени, чем тех, которые активно задействованы в этом процессе.

Как-то мы отдаляемся от темы прошлого и будущего русского романса... Но будем надеяться, лирические отступления станут полезными.

Итак, один из механизмов перепрограммирования не столь уж сложен. И любой из нас ему подвержен. Как бы ни пытался сопротивляться...

Мысли -- ментальная флора и фауна. Если исходить из этого, легко объяснить вопросы как распространения ментальных вирусов и бактерий, так и быстрой перестройки/перепрограммирования сознания (базовые ценности и ориентиры). Естественное следствие -- ментальная "иммунная" система человека и вопросы её укрепления и защиты.

Увы, подавляющее большинство из нас по сути не умеет работать с информацией и не в состоянии (доказательно) определять достоверность. В условиях повышенного информационного шума и гвалта люди неосознанно выделяют ту часть спектра, которая резонирует (консонирует) с их (пред)убеждениями. Истинно то, во что хочется верить.

В условиях искусственной фокусировки событий, дефицита времени и т.п. включаются инстинкты. Манипуляция людьми в таких условиях достигается относительно простыми средствами (блокирование неудобных источников, максимально упрощённая ложь).

Когнитивные исследования в Стэнфордском университете (1975) привели к следующему тезису: "Единожды сформировавшиеся впечатления остаются исключительно стойкими".

Верное наблюдение. Одна из причин -- воспринятые факты, знания и впечатления люди невольно присваивают лично себе. Сразу и навсегда.

Минимальный входной контроль на соответствие собственной картине мира и -- сразу личная собственность. А как только информация стала для нас личной собственностью, мы по сути уже не готовы от неё отказаться. Если же публично её озвучили от своего имени -- будем вдвойне консервативнее. Это так и никак иначе. Никакие доводы, опровержения, убедительные аргументы не могут нас заставить отказаться от присвоенной информации.

Только чей-то весомый голос, того, кто пользуется в данный момент нашим авторитетом, может как-то изменить ситуацию.

Я называю это эффектом трихин. Именно этот эффект и изложил Ф.М.Достоевский на последней странице "Преступления и наказания": "Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований".

Этому эффекту в разной степени подвержены практически все. Простой пример: предположим вы узнали некоторую (важную) информацию, которую приняли на веру (убедительно, достоверный источник, все говорят и т.п.). Вы живёте с ней. Не замечаете, как на её основе выстраиваются логические цепочки рассуждений, рождаются в вашем сознании некоторые новые знания... И вот спустя определённое время, скажем, лет через пять становится известно, что исходная информация -- ложь, подделка, фейк...

Будем ли мы "прозванивать" и пересматривать все затронутые им (ложные) цепочки умозаключений? Нет. С большой вероятностью. Наши убеждения уже сформированы. Они наши, и мы от них не откажемся, даже если готовы признать, что они выстроены на лжи.

Цель тех, кто намеренно пытался исказить наше сознание, достигнута.

Вывод: надо формировать собственную ментальную иммунную систему.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Ирина Анисимова в Пт Окт 27, 2017 3:48 pm

А меж тем государство продолжает "продвигать культурные ценности"...
http://silver-voice.forum2x2.ru/t6314-topic#33238
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8254
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Ирина Анисимова в Пт Окт 27, 2017 3:53 pm

Руслан Богатырев пишет:

Вывод: надо формировать собственную ментальную иммунную систему.

Это - да, верно.
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8254
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Незнайка на луне в Пт Окт 27, 2017 5:27 pm

Да, Руслан, вы только подтвердили мою догадку о трудности перепрограммирования.

Мне кажется, корни ментальной иммунной системы лежат в духовной и нравственной области. Поэтому крайне важно, чтобы "единожды сформировавшиеся впечатления", которые станут ядром личности, представляли собой образцы достойного поведения. Важно научить человека думать о возвышенном, о нравственном идеале, о достоинстве его личности и личности другого человека.

Здесь возвращаюсь к романсу. Вот Олег Погудин в различных интервью говорит о важности соответствия артиста исполняемому материалу. Есть определённая планка, как я вижу,  не достигнув которой, исполнитель не только превращает романс  в кривлянье, но дискредитирует саму идею возвышенного и идею достоинства. Как бесталанный нейрохирург может необратимо повредить личность, совершая операцию на мозге, так негодный исполнитель романса может отпугнуть неправдой, убить самое ценное в романсе - его светлую силу, выталкивающую души людей наверх. Манера исполнения может варьировать - эпохи сменяют друг друга, меняется мораль, меняются оттенки значений. Но достоинство - обязательно, искренность - обязательна. Я часто вспоминаю и уже говорил, возможно, об этом здесь на форуме - вспоминаю один из последних концертов Аллы Баяновой в "Гнезде глухаря", когда она просила напомнить следующий романс своей программы, а когда ей напомнили, что следующий - "Изумруд", позвала помощницу для опоры, с трудом встала на переломанную ногу и сказала, что этот романс следует исполнять стоя. И исполнила стоя. Я признаюсь в огромном воспитательном воздействии, которое на меня оказал этот случай, хотя мне было уже много лет.

Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Пт Окт 27, 2017 11:18 pm

Незнайка на луне пишет:Да, Руслан, вы только подтвердили мою догадку о трудности перепрограммирования. Мне кажется, корни ментальной иммунной системы лежат в духовной и нравственной области.

Трудность? Не буду спорить. Свои аргументы высказал. Сомневаюсь, что кто-то из нас умеет осознанно повышать устойчивость своей ментальной иммунной системы. И что он умеет в точности диагностировать её состояние. А без этого уверенность в том, что она не может быть преодолена, базируется на зыбком фундаменте, на переоценке своих сил и возможностей.

Корни ментальной иммунной системы лежат в духовной и нравственной области? Да, это крайне важно. Но этого недостаточно. Скорее, в мудрости, духовности и интеллекте.

Важность соответствия артиста исполняемому материалу... Да, это важно. По подбору репертуара и исполнению многое можно понять об артисте и человеке. Не стоит артисту браться не за своё. Только вот что это -- своё -- вопрос непростой.

Хочет он или нет, хороший артист исповедует определённую философию жизни, преломлённую в своём творчестве. Это его взгляд на мир. Его кредо. Просто проникновенно или эффектно что-то исполнять явно недостаточно. Хороший певец должен публику вести за собой, в свой ментальный мир, которым и должен с ней щедро, но деликатно делиться.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Незнайка на луне в Сб Окт 28, 2017 7:08 pm

Руслан Богатырев пишет:
Хочет он или нет, хороший артист исповедует определённую философию жизни, преломлённую в своём творчестве. Это его взгляд на мир. Его кредо. Просто проникновенно или эффектно что-то исполнять явно недостаточно. Хороший певец должен публику вести за собой, в свой ментальный мир, которым и должен с ней щедро, но деликатно делиться.

Сказано отлично. Полностью согласен. Это очень интересно с точки зрения процесса восприятия исполнительского искусства. Ментальный мир интеллектуального, мудрого, рефлексирующего по поводу своей личности (души) артиста широк и глубок. Как, посредством чего ему удаётся открыть этот мир публике, поделиться им с ней? Если говорить о вокальном исполнительстве, то артист ограничен доступным репертуаром и своим талантом, то есть формой. Каков тот мостик, по которому слушатель приходит в ментальный мир певца? Думаю, содержание - личность певца.

Приведу один абзац из книжки скульптора Виктора Сиротина "На весах Безвременья", 2002 г., в которой он противопоставляет Гейне и Лермонтова.
" ...Тут и прослеживается тесная связь между одаренностью - как формой и личностью - как ее содержанием.
Наполненность личности, ее содержательность, и определяет значимость и красоту личностной формы, ее облекающую; и наоборот - малая наполненность и мелкость содержания не может облекаться в превосходящие их, а потому чуждые для них монументальные формы. Отсюда и следует вывод, что средства выражения, не существуя сами по себе, всегда выражают то, от чего они исходят! Духовная наполненность незаурядной личности не может не придавать величественность всему, чего бы она не касалась, охватывая при этом соответствующее себе пространство."

Так вот, настоящий хороший певец (в нашем контексте, а вообще - любой артист, художник, творец), "пространством" для которого является, как я думаю, его публика, охватывает, я бы даже сказал захватывает свою публику (говорят: "харизма"), погружая её в свой мир. Его духовная наполненность, "касаясь" душ слушателей, поднимает, возвеличивает их достоинство в их собственном ощущении. Вопрос "щедрости", думаю, при этом даже не возникает: каждый слушатель "возьмёт" столько, сколько в состоянии "унести". В акте исполнения романса или песни нельзя передать слушателю интеллект, нельзя передать мудрость, но можно передать свою духовную наполненность, можно передать достоинство. Достоинство же, мне кажется, неразрывно связано с совестливостью, требовательностью к себе. Не просто связано, а побуждает их. А это путь к духовному росту, к работе над своими нравственными заблуждениями.

Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Сб Окт 28, 2017 8:24 pm

Незнайка на луне пишет:Вопрос "щедрости", думаю, при этом даже не возникает: каждый слушатель "возьмёт" столько, сколько в состоянии "унести".

Стоит понимать, что хороший певец не должен всенепременно потакать публике и уж, тем более, её обслуживать. К сожалению, сегодня к этому подталкивают с разных сторон. В том числе и сама публика. Она нередко считает, что раз платит, то и заказывает музыку.

Мне ближе позиция Эдит Пиаф. Жёсткая, но честная: "Никогда не делай уступок зрителю! Великий секрет заключается в том, чтобы оставаться самим собой".

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Сб Окт 28, 2017 8:43 pm

Незнайка на луне пишет: Ментальный мир интеллектуального, мудрого, рефлексирующего по поводу своей личности (души) артиста широк и глубок. Как, посредством чего ему удаётся открыть этот мир публике, поделиться им с ней? Если говорить о вокальном исполнительстве, то артист ограничен доступным репертуаром и своим талантом, то есть формой. Каков тот мостик, по которому слушатель приходит в ментальный мир певца? Думаю, содержание - личность певца.


Так вот, настоящий хороший певец (в нашем контексте, а вообще - любой артист, художник, творец), "пространством" для которого является, как я думаю, его публика, охватывает, я бы даже сказал захватывает свою публику (говорят: "харизма"), погружая её в свой мир. Его духовная наполненность, "касаясь" душ слушателей, поднимает, возвеличивает их достоинство в их собственном ощущении. Вопрос "щедрости", думаю, при этом даже не возникает: каждый слушатель "возьмёт" столько, сколько в состоянии "унести". В акте исполнения романса или песни нельзя передать слушателю интеллект, нельзя передать мудрость, но можно передать свою духовную наполненность, можно передать достоинство. Достоинство же, мне кажется, неразрывно связано с совестливостью, требовательностью к себе. Не просто связано, а побуждает их. А это путь к духовному росту, к работе над своими нравственными заблуждениями.
Я безусловно согласна с вами, что настоящий хороший исполнитель (и в еще большей степени автор-исполнитель) несет публике прежде всего свою личность. И вокруг этой притягательной незаурядной  личности неизбежно образуется круг его почитателей с разной степенью вовлеченности в его творческую жизнь. То есть кто-то просто время от времени приходит на концерты именно этого певца и слушает его записи, а кто-то следит буквально за каждым концертом, спектаклем, интервью, выходящими записями, настолько их увлекает все, что связано с этой личностью. Но в этой вовлеченности есть и своя опасность -  когда  это перерастает в фанатство, при котором собственная личность слушателя, зрителя настолько нивелируется, что говорить о духовном росте уже становится невозможно. Напротив, фанатство приводит к ограниченности и зацикленности, неспособности вопринимать окружающее разнообразие творческих явлений. Именно об этой опасности предупреждают, когда говорят "не сотвори себе кумира". Сам исполнитель чаще всего в этом не виноват, но к сожалению такие явления в нашем современном обществе часто приходится наблюдать.
Поэтому я, например, стараюсь не зацикливаться на каком-то одном исполнителе, а слушаю разных, но исполняющих близкий мне репертуар - те же романсы и классическую музыку. Этот репертуар сам по себе способствует личностному росту и как бы гарантирует от "кумиросотворения". Но увлекаться отдельными личностями мне тоже приходилось.

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Незнайка на луне в Сб Окт 28, 2017 10:33 pm

Елена Иванова пишет:...Но в этой вовлеченности есть и своя опасность -  когда  это перерастает в фанатство, при котором собственная личность слушателя, зрителя настолько нивелируется, что говорить о духовном росте уже становится невозможно. Напротив, фанатство приводит к ограниченности и зацикленности, неспособности воспринимать окружающее разнообразие творческих явлений.

Да уж опасности где только нас не подстерегают...
Среди публики всегда есть фанаты. Человеку присуще желание быть причастным к тому, что ценно для многих. Если оно преобладает над желанием быть индивидуальностью, то он в группе риска стать фанатом. Кого-то короткая дистанция в отношениях с артистом возвышает в собственных глазах. Кто-то находит в артисте своё alter ego. Для иных постоянное следование за артистом - способ структурирования, упорядочивания своей собственной жизни. И ещё есть много вариантов. Тема фанатства отклоняет нас в сторону от темы артиста, исполнительского искусства и его воздействия на слушателя. Very Happy

Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Вс Окт 29, 2017 10:24 am

Незнайка на луне пишет:
Елена Иванова пишет:...Но в этой вовлеченности есть и своя опасность -  когда  это перерастает в фанатство, при котором собственная личность слушателя, зрителя настолько нивелируется, что говорить о духовном росте уже становится невозможно. Напротив, фанатство приводит к ограниченности и зацикленности, неспособности воспринимать окружающее разнообразие творческих явлений.

Да уж опасности где только нас не подстерегают...
Среди публики всегда есть фанаты. Человеку присуще желание быть причастным к тому, что ценно для многих. Если оно преобладает над желанием быть индивидуальностью, то он в группе риска стать фанатом. Кого-то короткая дистанция в отношениях с артистом возвышает в собственных глазах. Кто-то находит в артисте своё alter ego. Для иных постоянное следование за артистом - способ структурирования, упорядочивания своей собственной жизни. И ещё есть много вариантов. Тема фанатства отклоняет нас в сторону от темы артиста, исполнительского искусства и его воздействия на слушателя. Very Happy
Тема изначально вообще была не про исполнителей, и тем более не про Исполнителя, а про романс - имеет ли он самостоятельную ценность вне связи с исполнителем и его личностью? Для меня - да, имеет, так как несет на себе отпечаток личности автора текста и музыки ( иногда автор один, иногда двое - поэт и композитор). И потом, если вести речь о городских (любительских) романсах, то очень часто, погружаясь в историю их создания, можно узнать, что в основу сюжета романса положена чья -то конкретная, имевшая место в реальности, история любви. То есть в романсе присутствует отпечаток личности еще и тех двоих, кто когда-то пережил эти романтические отношения. Авторы романсов не придумывали "красивые чувства", а реально переживали их и сумели запечатлеть в музыке и стихах. Таким образом, романс - это не поп-песенка, использующая шаблонные мотивы итексты "про любовь", наполненные клишированными красивостями, а правдивое изображение чувств и эмоций. В этом ценность романса.

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Пн Окт 30, 2017 12:11 am

Елена Иванова пишет:Тема изначально вообще была не про исполнителей, и тем более не про Исполнителя, а про романс - имеет ли он самостоятельную ценность вне связи с исполнителем и его личностью? Для меня - да, имеет, так как несет на себе отпечаток личности автора текста и музыки ( иногда автор один, иногда двое - поэт и композитор).

На мой взгляд, это важный момент. Ибо здесь и проходит во многом деление на "материализм" и "идеализм" русского романса. Насколько романс отчуждаем от любимого или эталонного исполнителя (признанного публикой и экспертным сообществом).

Что уж скрывать, например, Георг Отс нередко своим исполнением приподнимал относительно низкий уровень ряда эстрадных произведений из своего репертуара (речь не о романсе). Но вряд ли стоит полагать, что всё упирается в исполнителя, что чей-то любимый певец просто ЛЮБОЙ романс поднимает на небывалую высоту из творческого небытия.  Субъективно -- возможно. Объективно это не так.

В русском романсе, как уже отмечалось, есть два полюса -- классический романс и городской романс. Я бы говорил более строго: академический и неакадемический. Но пусть будут названные яркие представители обоих классов.

В классическом как бы ни старался современный исполнитель, он не сможет приподняться в глазах экспертного сообщества над авторитетом композитора. По сравнению с ним он заведомо ниже уровнем. И если сам это не понимает -- беда.

В городском романсе ситуация несколько иная. Тексты неканонические. Переделываются исполнителями на свой вкус и цвет. Форма произведения меняется (не только количество куплетов). Да и здесь экспертное сообщество отходит на задний план. Господствуют вкусы и предпочтения аудитории.

Означает ли это, что городской романс менее отчуждаем от исполнителя, нежели классический? Конечно. Здесь он привязан крепче.

Можно ли говорить, что включение в круг своих интересов наряду с городским и классического романса не только расширяет музыкальный кругозор слушателя/зрителя, но и исподволь воспитывает в нём умение разделять произведение и исполнителя? Думаю, да.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Незнайка на луне в Пн Окт 30, 2017 8:25 pm

Елена Иванова пишет:
Тема изначально вообще была не про исполнителей, и тем более не про Исполнителя, а про романс - имеет ли он самостоятельную ценность вне связи с исполнителем и его личностью? Для меня - да, имеет, так как несет на себе отпечаток личности автора текста и музыки ( иногда автор один, иногда двое - поэт и композитор). И потом, если вести речь о городских (любительских) романсах, то очень часто, погружаясь в историю их создания, можно узнать, что в основу сюжета романса положена чья -то конкретная, имевшая место в реальности, история любви. То есть в романсе присутствует отпечаток личности еще и тех двоих, кто когда-то пережил эти романтические отношения. Авторы  романсов не придумывали "красивые чувства", а реально переживали их и сумели запечатлеть в музыке и стихах. Таким образом, романс - это не поп-песенка, использующая шаблонные мотивы и тексты "про любовь", наполненные клишированными красивостями, а правдивое изображение чувств и эмоций. В этом ценность романса.

Да, признаюсь, это я отошел от первоначальной темы. Вы важную вещь отметили, Елена Иванова. Личный мотив в каждом романсе - в самом истоке творческого процесса. И для академических романсов это верно. Это как раз та причина, по которой существенна личность исполнителя. Исполнитель с бедным эмоциональным опытом и слабой эмоциональной памятью не сможет передать всю красоту, созданную поэтом и композитором на основе их собственных глубоких переживаний.

В таком плане романс - да, имеет ценность в отрыве от исполнения. Приятно знать, что в сундуке сокровища, но без ключа от сундука ими сложно насладиться. Кто-то должен оживить образы, заложенные авторами в произведение. Вся вокальная музыка создавалась для исполнения. Она сохраняется в виде нотных записей, но ее жизнь - в исполнении. Это специфика исполнительского искусства. Взятый сам по себе поэтический текст романса - еще не романс. Я бы даже провокационно сказал, что не со всякой музыкой признанных академических композиторов он выживает как романс.

Вот три романса на стихотворение Пушкина «Я вас любил» и на музыку, соответственно, Даргомыжского



Алябьева



и Шереметева



В наше время исполняются все три романса, но два первых – скорее музыкальные адаптации стихотворения Пушкина. А по-настоящему романс с удивительно точным совпадением образного музыкального ряда и образного словесного ряда, где недосягаемый романтический идеал, к которому можно лишь попытаться возвыситься, но нельзя достигнуть («дай вам Бог»), - сама любовь, - получился только на музыку Шереметева. Ну, это на мой взгляд.

Или взять «Песню цыганки» Полонского:



На мой опять же взгляд, при всём уважении и любви к Чайковскому, органическая гармония со словесными образами происходит лишь у простой и щемящей, как немудреная шарманка, музыки неизвестного автора:



Но повинюсь за свою «шпильку» в адрес Петра Ильича. Возьмем стихотворение «Средь шумного бала» А.К. Толстого. Мне не удалось найти исполнение ни на музыку Шереметева, ни на музыку Шефера - не дожили до нашего времени их адаптации, зато музыка Чайковского обеспечивает этому романсу жизнь почти уже полтора века.

Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Пн Окт 30, 2017 10:38 pm

Я бы не была так категорична при сравнении разных романсов на одни и те же стихи. Тут не всегда можно оценить в категориях "лучше- хуже
Нужно помнить, что в классическом романсе важное значение имеет не только вокальная, но и фортепианная партия. Она не просто "сопровождает" вокал, но содержит в себе множество дополнительных музыкальных красок, без которых воприятие романса будет неполным. В классическом романсе практически всегда есть развернутое вступление, и в конце вслед за последней спетой фразой вокалиста, всегда следует достаточно длинный фортепианный финал. Недостаточно образованная публика часто не дослушивает, начинает хлопать и кричать "браво" вокалисту,  не обращая никакого внимания на пианиста, завершающего свою партию. Впрочем, в академических концертных залах такое сейчас уже бывает редко.
Так вот в романсе Даргомыжского "Я вас любил" партия фортепиано очень хороша и изысканна. А романс на музыку Шереметева вполне можно исполнить под достаточно простые гитарные аккорды  - он в целом попроще, и мелодия, и гармония. Какой лучше - мне трудно сказать. Романс Алябьева я вообще раньше не слышала.
Примерно то же можно сказать и о "Песне цыганки". У Чайковского это полноценная вокально-фортепианная миниатюра, у неизвестного автора - простая народная песня. Это разные  виды музыкальных произведений, и восприятие их  разное.
В целом можно сказать, что классические романсы намного сложнее и богаче смыслами, глубже и многозначнее, требуют большой сосредоточенности от слушателя. А от вокалиста и концертмейстера  - большого мастерства и серьезной академической  подготовки. Под "гитарку" и простым любительским вокалом их не исполнишь.

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Пн Окт 30, 2017 11:30 pm

К вопросу о восприятии музыки и различии в оценках...

В 1940 г. С.В.Рахманинов писал из Нью-Йорка проф. Л.Л.Сабанееву: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам мою благодарность за то огромное удовольствие, которое получил от Вашей статьи в «Современных записках» — «Толстой в музыке». Всем говорю об ней, и никто её здесь, к сожалению, достать не может».

Что же это за такая неординарная статья, потрясшая Рахманинова? Л.Л.Сабанеев достаточно подробно и откровенно рассказал в ней о своих личных наблюдениях за восприятием музыки великим русским писателем Л.Н.Толстым. Собрать редкий материал удалось благодаря тесному знакомству Л.Л.Сабанеева со своим учителем С.И.Танеевым, который был близким другом семьи Л.Н.Толстого и главным поверенным в его музыкальной жизни.

Как это ни покажется странным, Толстой воспринимал музыку как обычный человек: классика за редким исключением его утомляла, а вот русские песни и цыганские романсы трогали до слёз.

Рекомендую участникам дискуссии прочитать эту работу (она доступна) и сопоставить со своим восприятием.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Вт Окт 31, 2017 10:19 am

Руслан Богатырев пишет:



Как это ни покажется странным, Толстой воспринимал музыку как обычный человек: классика за редким исключением его утомляла, а вот русские песни и цыганские романсы трогали до слёз.

Рекомендую участникам дискуссии прочитать эту работу (она доступна) и сопоставить со своим восприятием.
Вы написали какую-то очень неправильную вещь. Дело в том, что у нас в стране Толстой относится к числу самых бесспорных авторитетов, как и Пушкин. Вот прочтет ваше сообщение "обычный человек", который при первых звуках классической музыки засыпает или норовит переключиться на другой канал, и скажет - "Ну вот, я как Толстой", и со спокойным сердцем не будет слушать "эту тягомотину".
Но ведь это не правда, что Толстой не любил классику. Не надо забывать, что для Толстого это была не классика, а просто серьезная академическая музыка его времени и с многими русскими композиторами-классиками он был лично знаком,в том числе с Чайковским, к нему приходили ведущие пианисты и скрипачи того времени, исполняли серьезные произведения. И сам Толстой был музыкально образован и развит, неплохо играл на рояле. Я статью Сабанеева не читала, но много читала самого Толстого, и нельзя не заметить, что в его произведениях часто идет речь о музыке, его герои музыкальны, и рассуждают о музыке. Например, в "Крейцеровой сонате" герой говорит о мощном воздействии на него музыки Бетховена (явно передавая мысли самого Толстого). Так что Толстой в музыке - вовсе не обыватель, которому лишь бы что попроще послушать. А насчет народных песен, он говорил, что для простого народа вся наша "высокая музыка" - это просто шум, народ эту музыку не понимает. А поскольку он был сторонником теории "опрощения", то есть максимального приближения к народу во всем, то соответственно он начинал отвергать вообще все высокое искусство. Его оценки отдельных классических авторов и произведений вообще очень резкие и спорные - ну такой вот он был противоречивый человек.
Поэтому ссылаться на его отдельные высказывания как на эталон я никогда бы не стала. Толстой - это "глыба", который наговорил и написал за свою долгую жизнь очень много разного.
На меня например, в юности, очень сильное впечатление произвели его высказывания про Вагнера, которого он считал бездарным композитором. А поскольку мне самой Вагнер как-то не сразу открывался, в отличие от многих других композиторов, то я и решила пойти за авторитетным мнением Толстого, и Вагнера долгое время не слушала. Потом поняла, что была не права, и Толстой был не прав, Вагнер - великий композитор.
Если уж мы вспоминаем о классиках литературы, то почему бы не вспомнить и о Достоевском, который музыку видимо вообще не очень любил, в отличие от Толстого, у него почти нигде не найдешь рассуждений о музыке. А наш любимый народный "городской романс" вообще считал пошлостью. У него один из самых малосимпатичных персонажей - Смердяков - поет романсы под гитару. Но это же не значит, что мы должны вслед за Достоевским отвергать романс как искусство.
Если попробовать конкретно разобраться - что вообще нужно считать классическим, а что - городским романсом? Для меня классический романс - это Чайковский, Рахманинов, Глинка,Римский-Корсаков, Мусоргский, Даргомыжский, ну может Рубинштейн. А романсы таких авторов как Варламов, Гурилев, Шереметев и даже Алябьев - это уже не совсем "классика", просто старинные романсы. Как правильно классифицировать романсы, как вы считаете?

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Вт Окт 31, 2017 10:34 am

Елена Иванова пишет:Но ведь это не правда, что Толстой не любил классику. Не надо забывать, что  для Толстого это была не классика, а просто серьезная академическая музыка его времени  и с многими русскими композиторами-классиками он  был лично знаком,в том числе с Чайковским,  к нему приходили ведущие пианисты и скрипачи  того времени, исполняли серьезные произведения. И сам Толстой был музыкально образован и развит, неплохо играл на рояле. Я   статью Сабанеева не читала, но много читала самого Толстого, и нельзя не заметить, что в его произведениях  часто идет речь о музыке, его герои музыкальны, и рассуждают о музыке.

Елена, любезностью на любезность. Вы делаете очень неправильную вещь: начинаете дискутировать с оппонентом, не изучив предложенный материал. Статью можно прочитать за несколько минут.

Предложил ведь не просто так. И не просто так привёл слова Рахманинова. Вы же излагаете расхожее мнение, сложившийся стереотип. Почитайте информацию из первых рук. И потом можно будет вернуться к обсуждению. Тема, кстати, крайне важная. Никакого негатива по отношению к Толстому там нет. Но опуститься с небес на землю помогает.


Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Вт Окт 31, 2017 10:40 am

Елена Иванова пишет:Для меня классический романс - это Чайковский, Рахманинов, Глинка,Римский-Корсаков, Мусоргский, Даргомыжский, ну может Рубинштейн. А романсы таких авторов как Варламов, Гурилев, Шереметев и даже Алябьев - это уже не совсем "классика", просто старинные романсы. Как правильно классифицировать романсы, как вы считаете?

Глубочайшее заблуждение считать, что классическое направление русского романса начинается с Глинки. Оно гораздо раньше. Так называемый доглинковский период -- колыбель русского романса. И исполнять такие романсы во многом надо в академической манере -- другой объем (чаще третья позиция), другое звуковедение, нежели для городского (первая и вторая позиция).

В моей классификации есть два непересекающихся базовых класса: (1) академический романс и (2) неакадемический романс. В академический романс включаю старинный и классический. Городской входит в класс неакадемического романса. Старинный романс не означает, что исполнялся в старину. Преимущественно это Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов и родственные их творчеству композиторы XIX столетия.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Вт Окт 31, 2017 10:46 am

Елена Иванова пишет: Если уж мы вспоминаем о классиках литературы, то почему бы не вспомнить и о Достоевском, который музыку видимо вообще не очень любил, в отличие от Толстого, у него почти нигде не найдешь рассуждений о музыке.

Смысл тогда вспоминать? Полагаю, лучше уж вспомнить Александра Блока. Утончённую натуру, аристократа поэзии Серебряного века. Который не боялся признаваться в любви "пошлой цыганщине". И, кстати, один из его любимых романсов -- "У камина". В общем-то, скорее, на грани салонного и городского романса.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Вт Окт 31, 2017 11:53 am

Руслан Богатырев пишет:
Елена Иванова пишет:Но ведь это не правда, что Толстой не любил классику. Не надо забывать, что  для Толстого это была не классика, а просто серьезная академическая музыка его времени  и с многими русскими композиторами-классиками он  был лично знаком,в том числе с Чайковским,  к нему приходили ведущие пианисты и скрипачи  того времени, исполняли серьезные произведения. И сам Толстой был музыкально образован и развит, неплохо играл на рояле. Я   статью Сабанеева не читала, но много читала самого Толстого, и нельзя не заметить, что в его произведениях  часто идет речь о музыке, его герои музыкальны, и рассуждают о музыке.

Елена, любезностью на любезность. Вы делаете очень неправильную вещь: начинаете дискутировать с оппонентом, не изучив предложенный материал. Статью можно прочитать за несколько минут.

Предложил ведь не просто так. И не просто так привёл слова Рахманинова. Вы же излагаете расхожее мнение, сложившийся стереотип. Почитайте информацию из первых рук. И потом можно будет вернуться к обсуждению. Тема, кстати, крайне важная. Никакого негатива по отношению к Толстому там нет. Но опуститься с небес на землю помогает.

Я хотела сказать, что неправильно "освящать" авторитетом Толстого, и вообще кого бы то ни было, нелюбовь некоторых наших сограждан к классической музыке, и классическому романсу, в частности. Музыкальные вкусы Толстого (Достоевского, Пушкина, и т.д.)- тема интересная, но по отношению к классической музыке не ключевая.

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Вт Окт 31, 2017 12:36 pm

Елена Иванова пишет:Я хотела сказать, что неправильно "освящать" авторитетом Толстого, и вообще кого бы то ни было, нелюбовь некоторых наших сограждан к классической музыке, и классическому романсу, в частности. Музыкальные вкусы Толстого (Достоевского, Пушкина, и т.д.)- тема интересная, но по отношению к классической музыке не ключевая.

Понятно. Вы неверно истолковали мой посыл. Прочитайте всё же статью.

Пример с Толстым в изложении Сабанеева помогает описать достаточно естественную модель восприятия музыки, которая весьма может быть распространена у нашей аудитории. "Цыганщина" однозначно доминирует над классикой. А в классике публику цепляет более простое, изящное и мелодичное. Что естественно и логично. То, что я называю стилем Sentimento Brillante.

К такой модели восприятия стоит поглубже присмотреться и тем, кто с высоты классики взирает на "несведущую" публику. "Низкие" музыкальные формы для нашей страны в действительности куда глубже и серьезнее, нежели их принято воспринимать некоторыми пафосными и надменными экспертами.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Незнайка на луне в Вт Окт 31, 2017 2:15 pm

Елена Иванова пишет:Я бы не была так категорична при сравнении разных романсов на одни и те же стихи. Тут не всегда можно оценить в категориях "лучше- хуже
Нужно помнить, что в классическом романсе важное значение имеет не только вокальная, но и фортепианная партия. Она не просто "сопровождает" вокал, но содержит в себе множество дополнительных музыкальных красок, без которых воприятие романса будет неполным. В классическом романсе практически всегда есть развернутое вступление, и в конце вслед за последней спетой фразой вокалиста, всегда следует достаточно длинный фортепианный финал. Недостаточно образованная публика часто не дослушивает, начинает хлопать и кричать "браво" вокалисту,  не обращая никакого внимания на пианиста, завершающего свою партию. Впрочем, в академических концертных залах такое сейчас уже бывает редко.
Так вот в романсе Даргомыжского "Я вас любил" партия фортепиано очень хороша и изысканна. А романс на музыку Шереметева вполне можно исполнить под достаточно простые гитарные аккорды  - он в целом попроще, и мелодия, и гармония. Какой лучше - мне трудно сказать. Романс Алябьева я вообще раньше не слышала.
Примерно то же можно сказать и о "Песне цыганки". У Чайковского это полноценная вокально-фортепианная миниатюра, у неизвестного автора - простая народная песня. Это разные  виды музыкальных произведений, и восприятие их  разное.
В целом можно сказать, что классические романсы намного сложнее и богаче смыслами, глубже и многозначнее, требуют большой сосредоточенности от слушателя. А от вокалиста и концертмейстера  - большого мастерства и серьезной академической  подготовки. Под "гитарку" и простым любительским вокалом их не исполнишь.

Являясь сторонником точки зрения о примате музыки над словом в романсе (при всех оговорках, которые уже делал), все же считаю, что лучшие вещи получаются в том случае, когда ни музыка не подтягивает до себя слово, ни слово - музыку, но когда происходит естественная гармония. Приводя в пример "Песню цыганки", нисколько не умаляю достоинства музыки Чайковского. Она прекрасна и тонка. В ней много изыска: скажем, всё что связано с ночью или расставанием дано в миноре, когда речь идет о дне и новых отношениях - в мажоре, красивейшие переходы, чудесная гармония. Согласен также с тем, что было сказано о вступительной и заключительной части фортепианной партии. Но, на мой взгляд, музыка и слово в этой вещи "заключили неравный брак". У Чайковского создан образ "рокового" в отношениях. Густые, сильные краски такие. Но выпал важный образ: принятия обыденности встреч-расставаний, акцентированый много раз в стихотворении. "Искры гаснут на лету" - это сильнейшая метафора мимолётности чувства: вспыхло - погасло. "Костёр в тумане" - зыбкость, неопределенность, колеблемость. Мост, кочевая кибитка, вечно движущаяся толпа цыган - всё это метафоры имманентного непостоянства, перехода из одного в другое, от одних отношений к другим, к принятию этого изначально. "Да мы расстаёмся, но мы же знали, что так будет" - вот этого нет в музыке, хотя во вступлении есть намёк в виде волнообразного ритма. Музыка превратила мелодраму в драму, мне кажется.


Последний раз редактировалось: Незнайка на луне (Вт Окт 31, 2017 3:37 pm), всего редактировалось 5 раз(а)

Незнайка на луне

Сообщения : 978
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Вт Окт 31, 2017 3:02 pm

Руслан Богатырев пишет:
Елена Иванова пишет:Я хотела сказать, что неправильно "освящать" авторитетом Толстого, и вообще кого бы то ни было, нелюбовь некоторых наших сограждан к классической музыке, и классическому романсу, в частности. Музыкальные вкусы Толстого (Достоевского, Пушкина, и т.д.)- тема интересная, но по отношению к классической музыке не ключевая.

Понятно. Вы неверно истолковали мой посыл. Прочитайте всё же статью.

Пример с Толстым в изложении Сабанеева помогает описать достаточно естественную модель восприятия музыки, которая весьма может быть распространена у нашей аудитории. "Цыганщина" однозначно доминирует над классикой. А в классике публику цепляет более простое, изящное и мелодичное. Что естественно и логично. То, что я называю стилем Sentimento Brillante.

К такой модели восприятия стоит поглубже присмотреться и тем, кто с высоты классики взирает на "несведущую" публику. "Низкие" музыкальные формы для нашей страны в действительности куда глубже и серьезнее, нежели их принято воспринимать некоторыми пафосными и надменными экспертами.
я прочитала статью Сабанеева, очень интересно, спасибо за наводку. Но я могу сказать, что она немногое прибавила к моему впечатлению об отношении Толстого к музыке, которое у меня сложилось из чтения художественных произведений самого Толстого и его философских трактатов. Сабанеев пишет, что Толстой чувствовал музыку и она на него воздействовала, в частности Бетховен, но в соотвествии со своими представлениями о настоящей нравственной жизни он считал, что это воздействие пагубно и неполезно для... не знаю, неполезно для какой-то особо правильной нравственной жизни "по Толстому", что ли... Но я к адептам его учения не принадлежу. Я как раз считаю его это учение и отношение к музыке крайне неестественным и странным, и никакого вреда для нравственности от прослушивания классической музыки не вижу. Rolling Eyes

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Вт Окт 31, 2017 3:56 pm

Елена Иванова пишет:я прочитала статью Сабанеева, очень интересно, спасибо за наводку. Но я могу сказать, что она немногое прибавила к моему впечатлению об отношении Толстого к музыке, которое у меня сложилось из чтения художественных произведений самого Толстого и его философских трактатов.

Вы восприняли статью как полезную информацию об отношении Л.Н.Толстого к музыке. Я же предлагаю ее рассматривать как иллюстрацию к тезису о модели восприятия русской музыки. Где восприятие Толстого -- не частный случай, а правило.

Раз уже в контексте и есть интерес, почитайте и вот этот мой материал "Толстой, цыгане и дуэнде".

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Елена Иванова в Вт Окт 31, 2017 5:27 pm

Руслан Богатырев пишет:
Елена Иванова пишет:я прочитала статью Сабанеева, очень интересно, спасибо за наводку. Но я могу сказать, что она немногое прибавила к моему впечатлению об отношении Толстого к музыке, которое у меня сложилось из чтения художественных произведений самого Толстого и его философских трактатов.

Вы восприняли статью как полезную информацию об отношении Л.Н.Толстого к музыке. Я же предлагаю ее рассматривать как иллюстрацию к тезису о модели восприятия русской музыки. Где восприятие Толстого -- не частный случай, а правило.

Раз уже в контексте и есть интерес, почитайте и вот этот мой материал "Толстой, цыгане и дуэнде".
Воля Ваша, Руслан, я никак не могу принять Льва Толстого за образец типичного представителя российской постсоветской публики начала 21 века. Если бы типичный представитель этой публики мог сочинить что-то подобное "Войне и миру", тогда можно было бы говорить о сходстве. Smile
Я для себя давно сделала вывод, что заставить человека слушать классическую музыку невозможно, никаким насильственным "впариванием" по радио и ТВ, как это было в советское время. Тот, кто к восприятию этой музыки склонен, тот сможет найти способ ее услышать и полюбить. Остальные будут равнодушно скучать и переключать каналы. Но, возможно, она ( классическая и академическая музыка) действительно не всем нужна.

Елена Иванова

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2017-10-22
Откуда : Санкт-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русский романс. От прошлого к будущему

Сообщение автор Руслан Богатырев в Вт Окт 31, 2017 5:46 pm

Елена Иванова пишет:Воля Ваша, Руслан, я никак не могу принять Льва Толстого за образец типичного представителя российской постсоветской публики начала 21 века.

Речь идет лишь об одной из моделей. Составил такое мнение на основе своего общения и опросов. Количество опрошенных в разы превышает число участников данной дискуссии.

Руслан Богатырев

Сообщения : 139
Дата регистрации : 2016-09-05
Возраст : 52
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://romancero.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 5 из 6 Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения