Деградация культуры или, как Андрiй Жолдак переплюнул Диму Чернякова

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Деградация культуры или, как Андрiй Жолдак переплюнул Диму Чернякова

Сообщение автор Ирина Н. в Сб Апр 01, 2017 3:36 pm

Все мы помним постановку оперы "Евгений Онегин" оперным режиссером Димой Черняковым



(сейчас, 11 мая ему уж стукнет 47, а тогда еще был вполне "молодым оперным режиссером")

из-за которой в свое время, 11 лет назад великая Галина Павловна Вишневская и отменила празднование своего юбилея в 2006 году в БТ, а я, как первый свидетель того кощунства, решив все же своими глазами увидеть, чем "сто раз услышать", ушла после первого же действия, которое всё и  прокраснела, потому, как было много иностранцев, а мне было жутко перед ними стыдно...

А за Пушкина с Чайковским просто больно

Так вот, появился "последователь", который окончательно и угрохал своею пошлостью и глупостью несчастную в этой своей беде, когда-то великую оперу, которую теперь каждый недоумок или извращенец насилуют себе в угоду, как хочет.

Этот "великий" постановщик или "великий думатель-затейник осовременИтель" Андрiй Жолдак, или, как в ВИКИ записано - Андрей Валерьевич Жолдак

Кстати, еще очччеееень много витиеватого про его достижения и него самого там прописано:


Андрей Валерьевич Жолдак (Жолдак-Тобилевич IV) — украинский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Украины, кавалер украинского ордена «За заслуги» III степени.

Андрей Жолдак происходит из знаменитой династии Тобилевичей-Тарковских. Он является праправнуком украинского драматурга И. К. Карпенко-Карого и Надежды Тарковской, внучатым племянником Н. Садовского, П. Саксаганского, М. Садовской-Барилотти, Александра, Арсения и Андрея Тарковских.

Андрей Жолдак учился в Национальной художественной школе им. Т. Г. Шевченко (Киев). Первое режиссерское образование Андрей получил в Киевском государственном институте искусств им. Ивана Карпенко-Карого (1986). Окончил ГИТИС (1989; курс А. Васильева). В 2002—2005 годах — художественный руководитель Харьковского драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Президент с 1995 г. Международного фонда «Ukraine-Culture-Europe». Проживает в Германии.


вот это



ну, кто захочет рассмотреть эту "личность" во всех подробностях найдет в инете сам.

В ВИКИ также прописано сколько всего понаставил сей деятель-затейник... в общем до хреновой тучи разродился.

С наградами за все энто тоже порядок
Smile

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жолдак,_Андрей_Валерьевич

Ну, а теперь переходим  к главному - к последнему "шедевру" этого клоуна, который он народил в славном и любимом мною  и многими  городе Санкт-Петербурге, и премьера которой состоялась в том же городе, в Михайловском т-ре 26 января с.г.

"Евгений Онегин" теперь Жолдака (в Михайловском т-ре) (ранее притчей во языцех  была только "Евгений Онегин" Чернякова в БТ", чтобы всем становилось ясно, об чем речь)


вот этот отзыв из ФБ



Станислав Королев
26 января 2017 г · Санкт-Петербург ·

#культурныйшок #театр #опера #михайловскийтеатр #позор #стыд


Сегодня я испытал сильнейший "культурный шок". Тем, кто знаком со мной лично, известно, что я не любитель негативных высказываний и комментариев. Но сегодняшняя опера "Евгений Онегин" постановки Андрiя Жолдака в Михайловском театре в Петербурге не оставила ни малейшего шанса на компромисс.

Более ужасной постановки я не видел ни в одном театре мира, а я смотрел "Онегина" и в Германии, и в Италии, и в Австрии неоднократно.

Это был просто ужас!

Я не буду говорить о голосах, это уже было вторично, но то действие, которое разворачивалось на сцене, вымарывало грязью великое творчество Пушкина.

Пол-беды, что на сцене в спальне Татьяны стоял холодильник, из которого вылазил карлик и микроволновка, в которой Татьяна разогревала себе мюсли. Не беда, что хор выходит на сцену с трехлитровыми стеклянными банками в руках в сцене ответа Онегина на ее ночное послание, а сам Онегин появляется с полной авоськой в руках. Наверное, не страшно и то, что Онегин бегает по сцене как полоумный и стреляет из пневматической винтовки по Ленскому.

Но когда Татьяна на своём дне рождения при всех снимает панталоны и начинает ими размахивать над головой, а Ольга оголяется до лифчика и начинает бегать за Ленским - это был предел.

В начале второго акта я ушёл. Впервые ушел со спектакля Михайловского театра...

То, что сегодня творилось на сцене императорского театра позорит не только сам театр и его заслуженную труппу, но и унижает, и уничтожает такие понятия, как русский театр и русская опера.

Это процесс разрушения русской национальной культуры в действии. Ничего более унизительного для всемирно известного творения Пушкина я не видел ни в одном театре мира.

Постановку "Евгения Онегина" ставят и любят на всех мировых площадках. Это классика! И при этом любимая классика! Не надо о неё вытирать ноги! Не надо прятать свою бездарность как постановщика и режиссёра за якобы "оригинальностью" и "новым видением"!

Это было чудовищно... Я нигде и никогда не видел, чтобы с первого же акта люди поднимались и уходили из зала. Не один, не два. А те, кто сидели, переглядывались и пытались понять "гениальный замысел" постановщика.

Жалкое и постыдное зрелище. Очень рад, что ни Пушкин, ни Чайковский не видели этого безобразия. Хотя они никогда бы не признали в том, что творилось на стене, своего творения.

Если мы не можем уважать и сохранять в своей стране свое культурное наследие, то что мы стоим, как народ? Что мы стоим, если может приехать к нам из "незалежной" такой вот Жолдак и превратить в грязь произведение великого поэта?

Стыдно, господа, стыдно...

P.S. Надо отдать должное оркестру и дирижёру, они были единственным светлым пятном этого "театрального" вечера.


https://www.facebook.com/KorolevSL/posts/1348206061897037?pnref=story

_______________________

Лично я скажу, что неважно совсем откуда приехал сей фрукт, по ВИКИ видно, что живет в Германии. Не понять мне другого - куда смотрела администрация Михайловского т-ра? на его родословную? или кто денег проплатил? Отчего "это" стало возможным? Ведь были репетиции, были прогоны, были показы перед премьерой, перед выносом всего этого на суд зрителя, который, на минуточку, потратился деньгами и временем, а что получил? Чувство стыда? чувство оскорбления себя лично, как представителя своего народа, породившего гений Пушкина и Чайковского, а какой-то ... потомок себе в угоду извратил их гений? а бедные петербуржцы, как 10 лет назад бедные москвичи это все были вынуждены увидеть, выкушать? а потом страдать?

Куда смотрел директор Михайловского т-ра, куда смотрел ответственный за вообще постановки в т-ре? Или им, как и этому АД, все нравилось вусмерть?


Вот, например, что пишут люди под этим постом
_______________________________

Dušan Vilić

Спектакль с этой постановкой был исключен из программы фестиваля "Площадь Искусств" 2012-го года.... я не понимаю, как они не сделали выводы?!?...

Анастасия Лисицына

А после этого получил "Золотую маску", о каких выводах Вы говорите?

Yana Yanina

Я видела по ТВ просто репортаж об этой постановке, поэтому поняла, что мне туда путь заказан. Вы не знали, когда шли, что там такое ноу-хау ждет?

Станислав Королев

К сожалению, нет, Яна. Никогда бы не стал тратить своё время на "такое". Я слишком люблю эту оперу

Yana Yanina

Тогда тем более сочувствую. Когда идешь прикоснуться к искусству, а получаешь такую помойку. Я в этом плане консервативна

Diana Widera

Я живу в Вене. И я уже давно перестала ходить в театр. Последняя постановка, на которой я была, меня по-настоящему травмировала, и я решила жалеть себя. Остаются только концерты классической музыки и церковь, вот два благословенные острова в этом море пошлятины.

Станислав Королев

Я недавно смотрел в Венской Опере "Бал-маскарад" Верди и "Волшебную флейту" Моцарта, очень был доволен!

Yana Yanina

Станислав, там есть постановки с голыми артистами

Diana Widera

Вот поэтому перед тем, как собираться в театр, надо очень хорошо быть проинформированным. Слава Богу, хорошие постановки тоже есть, но их становится все меньше. Преимущественно музыкальные. Мне понравилось, как сказал прозревший, наконец, Кончаловский, самоосуществляйтесь, дорогие режиссеры, на своих собственных вещах, пишите и ставьте сами, а классику оставьте в покое!
Поражает другое. Где те времена, когда публика освистывала спектакли? А сегодня толерантный пипл хавает все, и не подавится.


Елена Кузнецова

А что, когда этот, с позволения сказать, творец, начинал в драме во многих наших театрах, его кто-то одернул? Помню только восторженные сопли табаковских учеников, которые на него чуть ли не молились, и задранные юбки московских критикесс в полном... экстазе от увиденного. Для того, чтобы заметить голого короля, надо и самим быть... хотя бы хорошими портными. А теперь... Это просто путь утверждения нового варианта "черного квадрата". Кто не вошел в ..... тот - пошел вон. Теперь это искусство

Diana Widera

А я вот о чем еще думаю. Какой это кошмар, в наше время быть актером. Тебе приходится либо играть в этом, пардон, дерьме, либо не играть вовсе. Выбора-то нет.

"Ведь нам, актерам, жить не с потомками,
А режиссеры - одни подонки!
"

(А. Вознесенский)


Ксения Ерохина

Это вы ещё, значит, не видели Онегина в театре Вахтангова... там какие-то карлики больные с балалайками бегают по сцене Sad(((

Елена Кузнецова

Мне хватило "Онегина" в Большом театре

Ксения Ерохина

это ещё по-божески, по сравнению с тем, что видел автор поста

Светлана Федорова

Фразой "Я так вижу Мир" оправдываются бездарности! В современном мире эти "псевдо-художники" заменили собой подлинное искусство.....

Olga Sharts

Станислав, разделяю Вашу точку зрения и возмущение, и даже шок, который Вы и многие присутствующие на спектакле испытали, посетив т.н. спектакль "Евгений Онегин" в уважаемом Театре. Происходит повсеместная деградация истинных культурных ценностей в РФ и не только в России.

Культура в РФ является видимой жертвой псевдо-ценностей и навязанных пошлостей, безвкусицы, бескультурья и всего гнилья общества определенных слоев населения и "стратегов"-русофобов.

Что с этим делать? Как прекратить экспансию низкосортного, даже скорее развратного, пошлого "искусства", которое даже этим словом не может называться. Это вопрос к российскому обществу в целом и законодателям. Надо бороться всем вместе, всем думающим и сознательным обществом всеми возможными легитимными методами против этих непристойных и развращающих явлений бескультурья и извращения русской классики, как в театральном, так и кинематографическом искусстве, в том числе.

На законодательном уровне необходимы Законы о Культурном Наследии Нации, защищающие произведения искусства и его создателей против извращений и пошлых подделок, попыток русофобизации и прочих вредительских и враждебных актов против произведения искусства и всего общества, для которого такие акты предназначены и против которого такие акты направлены. Должны быть созданы при профильных общественных организациях и гос. органах (Мин. Культуры, Мин. Образования и других) Комиссии или Комитеты, которые бы выдавали разрешительные лицензии и патенты (с временными ограничениями) на новые постановки и фильмы, связанные и имеющие отношение к классике, в том числе, советской и русской классике и произведениям искусства в целом, и зарубежной классике тоже. Сомнительные, извращенные, пошлые, развратные, безвкусные "произведения" классические или нет, не могут быть представлены именно по этой причине на известных и центральных площадках страны, и на других площадках тоже, развращая и возмущая, унижая вкусы российского и зарубежного зрителя.

Институты культуры и искусства должны поддерживать самые высокие стандарты в культурной жизни страны и в соответствующих профильных индустриях культуры. Попытки извратить классические произведения или "видеть их по-новому" должны быть остановлены. Если кто-то и вознамерится ставить "те же фильмы" и спектакли под названием классических произведений или близких к ним, должны получить лицензии и патенты, а названия не могут быть теми же и со ссылкой на классику.

Целесообразность и точность следования классическому произведению должны быть однозначными и определяющими в любом произведении, созданным на основе классики.

Если фильм или спектакль уже был поставлен и "новые вариации" его или их используют в качестве "подделки", чтобы заработать на имени популярного ранее продукта культуры, сделанного талантливыми режиссерами, актерами, певцами и т.д., то разрешение на пере-постановку выдаваться не должно. Тем более, гос. фонды на такие попытки использоваться не должны.

Частное финансирование должно быть запрещено для целей извращенного трактования и создания псевдо-произведений. Как государственное, так и частное финансирование должно быть направлено на создание адекватных и точных по содержанию и философии произведений, спектаклей, фильмов, и прочих произведений искусства в соответствии с классическими оригиналом и в соответствии с высокими моральными принципами и исключать любые проявления русофобии, антироссийские проявления в какие бы "одежды" они бы "не рядились". Культура великой России, как древней, императорской, так и советской, и народной, высоко ценится во всем мире и россияне не должны допустить потери своего достояния, а должны поддерживать высокие стандарты в искусстве и культуре, не говоря об обществе в целом. От этого во многом зависит судьба Родины и самих россиян.

_________________

в общем, и т.д. и т.п

https://www.facebook.com/KorolevSL/posts/1348206061897037?pnref=story

А вот что писали ажно в 2016 еще году этому хваленому и премированному выдЕлывателю люди на странице его почитателей в ВК

Angela Markel
7 февраля 2016


Андрiй, а вам не страшно за ваших детей и внуков, которые будут жить в социуме, воспитанном на вашем искусстве. В мире примитивных дебилов, кончит Вурст и нервных параноиков. Сори, но трактовка гениального Гольдони в вашем видении кроме отвращения, ничего не вызывает. И новизны особой нет. Такие корчи ещё до вас практикуют Эстонские режиссеры, поганя классику.
Пишите свои пьесы и делайте там, что хотите. Руки прочь от Великой Классики.


Дмитрий Пушкарёв

Это режиссёр не 21, а 23 века. И Гольдони здесь не при чём. Есть ещё более именитые авторы, которых "испоганил" Жолдак. Шекспир, например.
Просто театр давно уже ищет новый язык, а потомок Тарковского уже на подступах к нему.

_____________________

Ну, и напоследок одна статья об "Онегине" Жолдака в Михайловском т-ре Санкт-Петербурга
_______________

«Довольно, выслушал я вас: безумны вы!», или Слава Герострата
Премьера «Евгения Онегина» в Михайловском театре

В Михайловском театре прошла первая премьера оперного сезона — «Евгений Онегин» в постановке украинского режиссёра Андрiя Жолдака.

Можно было бы сказать — «долгожданная» премьера, но это слово, как-никак, несет в себе какие-то радужные ожидания! А что же вышло на самом деле?

Михайловский, активно осваивающий все модные течения продвинутых западных театров, пошёл по проторённой там уже, наверное, с 80-х годов прошлого века дорожке. Принцип здесь прост и незатейлив:

неважно, хороша или дурна постановка, важен скандал вокруг неё.

Этот путь, бесспорно, всегда ведёт к успеху. Успеху медийному, в слухах и шорохах «бизнес-элиты», в публикациях бульварных газеток, и далее.



"Евгений Онегин в Михайловском театре"


"Евгений Онегин в Михайловском театре"


"Евгений Онегин в Михайловском театре"


"Евгений Онегин в Михайловском театре"

Конечно, «премьерным зрителям» — то бишь, банковским воротилам или, например, магнатам в сфере производства, допустим… шарикоподшипников — глубоко плевать, что и почему происходит на сцене («представьте, какая прелесть! – всё это так ново, да ещё и под музыку!»). Но просочившимся на премьеру подлинным любителям и ценителям оперы, которых в городе, по понятным причинам, становится всё меньше и меньше, тем не менее, это не безразлично.

Впрочем, обо всём по порядку. Фигура режиссёра Андрiя Жолдака всплыла в Михайловском впервые, когда оставивший ныне театр главный дирижёр Петер Феранец искал постановщика для весьма эпатажной оперы Шнитке «Жизнь с идиотом». Затем театр расстался с Феранцем, рискованный проект как-то испарился сам собою, а вот Жолдак остался. И руководство Михайловского театра решило вручить постановку жемчужины русского оперного наследия в руки «творца», ранее, кстати, никогда в опере не работавшего и мыслящего, согласно публикациям в прессе, примерно в таком ключе:

«Музыка этой оперы очень сексуальна. Многое в ней идет от той приватной части жизни Чайковского, которую он скрывал в свете, но не мог утаить в творчестве». Видимо это главное, что узрел режиссер в опусе великого композитора…


* * *

В степени профессионализма постановочной команды зрители убедились хотя бы на примере того, что перемена декораций (не ахти, каких сложных) в спектакле с двумя антрактами происходила «молниеносно»: первый длился сорок пять минут, второй — тридцать пять! Кстати, над чем там было трудиться, по большому счёту, вообще непонятно: куб из стен и потолка, разве что цвет меняется. Хотя возможно, что упрёк этот должен быть адресован в первую очередь Монике Пормале (она в программке делит с Жолдаком лавры художника-оформителя). А цветов в постановке, кстати, только два: белый и чёрный. Как это тонко и оригинально (сразу на ум приходит последний «Онегин» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко — прим. ред.)!

Когда открывается занавес, сразу вспоминается постановка глайндборнского фестиваля (режиссёр Грэм Вик): та же «коробка» с окном и с дверьми, тот же дощатый пол. Как это у Довлатова:

«Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком»!

Жолдак решил, все-таки, отличиться от всех, избрав для этого достаточно немудрёный способ: он внёс в своё… гм, простите, «прочтение» творения Чайковского столько бессмысленных и абсурдных идиотизмов (простите, но иных слов в данном случае просто подобрать невозможно), что

опера (или, как охарактеризовал своё сочинение сам композитор, «лирические сцены») превратилась в смесь балагана, цирка, варьете и, наконец, просто примитивной демонстрации дурного вкуса и отсутствия музыкального слуха.


Спектакль начинается с того, что во время интродукции по сцене снуют Татьяна и маленькая девочка. Из ведёрок и ваз на пол с грохотом сыплется какой-то чёрный горох. Затем на глаза публике является некий персонаж, никому из тех, кто знаком с содержанием оперы, не известный: непрерывно трясущийся, агонизирующий и нелепый человек — более всего смахивающий на действующее лицо из фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Поначалу это смешно. Однако постепенно этот заходящийся в пляске святого Витта немой участник действа (попутно выполняющий функции бутафора, рабочего сцены и, вероятно, какого-то слуги в семье Лариных), начинает откровенно раздражать.

Но дальше — больше: на сцене появляется карлик. Откуда он взялся, зачем и почему — никому не ведомо.


Поэтому здесь я позволю себе некоторое отступление. Когда-то, в 60-70-е годы прошлого века, в Европе возникла так называемая «фрик-культура», от английского слова freak — урод, чудак, извращенец, и так далее. В отечественном шоу-бизнесе ярким примером может служить некий Шура — «певец» из провинции, когда-то шокировавший Москву своими гнилыми зубами, маргинальными повадками и вызывающим отсутствием вкуса в манере одеваться.

Андрiй Жолдак — это тот самый фрик в театре.

На Западе эту «фишку» давно уже пережили, но у нас это пока ещё в новинку. По опыту общения во время немногочисленных встреч с прессой сложилось впечатление, что режиссёр груб, нахален, и весьма хамоват. Это, впрочем, видно и из его постановки: няня уговаривает Татьяну лечь спать, схватив её за лацканы халата и изо всех сил потрясая её за грудки. Все остальные персонажи общаются точно так же: они дёргают друг друга за руки, пихают, толкают и пинают. Например, Ленский (со словами: «Мы вслед за вами») отвешивает Лариной оплеуху и пинок, выпихивая пожилую женщину за дверь. Сама же Ларина, к слову сказать, почти с самого начала пребывает на сцене, скажем так, в состоянии сильного алкогольного опьянения (забегая вперёд, отметим, что и Ротный-Зарецкий тоже напился так, что с трудом держался на ногах).

В России, как известно, пьют много: вот и Ленский, выпивши мутно-белой жидкости (видимо, браги) из бутыли, вдруг брызжет жидкостью изо рта и раздражается бессмысленным визгливым хохотом на словах Онегина «Но, Боже мой, какая скука!». После слов «Нет, няня, я здорова» Татьяна (видимо, в подтверждение этой фразы) с ухмылкой разбивает об пол огромную гипсовую вазу.

Когда в первой картине няня открывает потаённую дверь в стене, за которой скрываются три поставленные друг на друга стиральные машины, и начинает активно отжимать бельё, в зале поднимается хохот.

Кстати, о вышеупомянутом карлике: он практически не сходит со сцены; скорее всего — это некий мем, или alter ego самого режиссёра.

Функции его непонятны, а введение такого персонажа в спектакль разумно объясняется только одним: в других постановках, сходных по бессмыслице, бездарности и непониманию того, о чём вообще идёт речь в партитуре, карликов ещё не было! Если бы господин Жолдак продвинулся по Инженерной улице метров восемьсот в сторону Фонтанки (а именно — в петербургский цирк) — там, бесспорно, его идеи прижились бы куда лучше, чем в академическом (в прошлом — Императорском) театре оперы и балета.

Забавно, что неким «консультантом по музыкальной драматургии» в программке означен бывший сотрудник литчасти театра Дмитрий Ренанский. Именно благодаря ему, видимо, публика обязана тем, что «Скажи, которая Татьяна?» Онегин поёт, обращаясь непосредственно к Татьяне (!), а «Пойдёмте в комнаты» Ларина изрекает, изо всех сил дёргая Онегина к двери, ведущей в сад (!), а тот, в свою очередь, дико сопротивляется.

При всех таких режиссерских «изысках» дуэты решены строго, по-армейски: Татьяна и Ольга, Ленский и Ольга поют стоя по стойке «смирно» в разных концах сцены.

Режиссёр имеет свой взгляд на молодость и дворянство: Татьяна и Ольга непрерывно бегают туда-сюда (молодёжь, что поделаешь!), а вот диалоги ведут по-иному: Онегин и Татьяна исключительно стоя на подоконнике, а вот Ленский и Ольга — сидя на каминной полке.

Зал уже не хохочет, простите, а ржёт: это в начале второй картины, где на сцене появляется холодильник. Татьяна его открывает — а в нём сидит… вездесущий карлик! (Именно в этот момент с криком «Позор!» из партера вышла первая возмущённая зрительница — первая, но не последняя).

Впрочем, холодильник — не единственное озарение г-на Жолдака: в финале второй картины няня разогревает завтрак для Татьяны в микроволновой печи, что стоит на каминной полке (а в сцене дуэли на холодильнике появляется пылесос).

Но затем няня открывает потаённую дверцу в стене, за которой скрывались стиральные машины, а там уже — о, радость! — не прачечная, а шкаф, в котором целых три полки трёхлитровых банок с брагой.

«Ах, ночь минула! Спокойно всё. Пастух играет!» — на этих словах Татьяны за окном спальни возникает некий персонаж - «козерог» с огромными рогами, как бы играющий на флейте. Чуть позже это винторогое создание возникнет в опере в качестве Гильо, секунданта Онегина: во время дуэли он будет сосредоточенно и неопрятно есть ложкой кашу из кастрюли. Ленского (после того, как его на дуэли убил Онегин) укладывают в футляр от напольных часов, и тут же начинают активно заливать «труп» мутно-белой брагой из вышеозначенного потайного шкафчика. В этом месте наиболее несдержанная часть консервативной петербургской публики вновь начала покидать зал, не дожидаясь антракта.

Как должен в опере исполнять хор? Правильно — спиной к зрительному залу! Ахинея должна быть полной, иначе это не опера.

С хором режиссёр не церемонится: в кульминационных местах он всегда оказывается либо спиной к залу, либо за кулисами. Кстати, надо заметить, что г-н Жолдак тонко чувствует разницу между оперой и балетом: в постановке нет ни одного танца. Какие там котильоны, вальсы или мазурки? Баловство это. Правда, Онегин, Ленский и Татьяна порой начинают совершать под музыку движения сродни тем, которые демонстрировал публике персонаж Моргунова из фильма «Кавказская пленница» во время обучения праздной публики новомодному твисту. Публика хохотала, свистела и улюлюкала.

Полонез в постановке выглядит какой-то неудачной рекламной акцией фарфорового завода: на авансцене расположено несколько столов, на которых персонажи оперы с бóльшим или меньшим успехом пытаются раскручивать большие тарелки. Чуть позже, в арии Гремина, Онегин и князь перекидываются через стол фарфоровой чашкой. К передаче «Что, где, когда?» отсылает волчок, который крутит Ольга в начале сцены дуэли — всю свою предсмертную арию Ленский поёт, обращаясь к ней! При этом девица вполне недвусмысленно пристаёт к поэту — ну, а тот, как водится, с силой и ненавистью её отпихивает. Затем, в начале заключительного акта, волчок крутит уже Татьяна.

Греминский бал — это сцена свидания Татьяны с Онегиным; на чёрной и бедно освещённой сцене никого, кроме них, нет.

«И здесь мне скучно!» поёт Онегин, обращаясь непосредственно к Татьяне. Но здесь всё тонко, в духе «психологического театра»: чтобы остаться неузнанной, супруга Гремина ходит в кромешной тьме в огромных солнечных очках. Онегин, в свою очередь, «косит» под мистера Икс: его лицо скрыто огромной полумаской.

«Княгиня Гремина! Смотрите!..» — выкрикивают артисты хора, запоздало пытаясь появиться на сцене и всем гуртом штурмуя узкую дверь — точь-в-точь как армия пассажиров на трамвайной остановке в час пик.

Кто-то не попадает в дверь, кто-то — в ноты.

В заключительной сцене Онегин методично выбрасывает в окно предметы обстановки из будуара Татьяны (и без того обставленного крайне скудно), а затем хватает за шиворот и вышвыривает за окно бедного карлика (в этом месте ещё человек десять оставили партер). Слова «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!» Онегин поёт в кромешной темноте.

А дальше… Вы не поверите! Уж не знаю, чья это заслуга — самого режиссёра или вышеупомянутого «консультанта по музыкальной драматургии», но факт остаётся фактом:

сразу за заключительными аккордами оперы вдруг начинает звучать интродукция к опере!

Народ движется к выходу из зала, а на сцене Гремин, Татьяна и маленькая девочка изображают приторно-умильную картину семейного счастья в стиле телепередачи «Пока все дома». Однако либо у меня, либо у руководства театра явно «не все дома»: иначе я не могу объяснить такое вот необыкновенное музыкальное открытие, которое явила публике эта удивительная постановка.

О солистах говорить трудно. В такой постановке волей-неволей уже не до пения, и начинаешь переживать, как бы Онегин (Янис Апейнис) в сцене ссоры с Ленским (Евгений Ахмедов) не поранил последнего, поскольку баритон в это время увлечённо расстреливает из пневматической винтовки надувные шарики, развешанные на стене над головой у тенора. Или, не дай Бог, не поранился бы сам, когда во время ариозо «Увы, сомненья нет: влюблён я» расшвыривает вокруг себя ножи, вонзая их в пол, на зависть солистам северо-осетинского ансамбля танца «Алан».

Безусловно, хороши, без оговорок, были солистка Мариинки Гелена Гаскарова (Татьяна) и солист Большого Вячеслав Почапский (Гремин), певшие вторую премьеру (27 октября)
Солисты Михайловского театра на премьере тоже показали себя достойно, но в пении чувствовалось огромное утомление. Оркестр во главе с Михаилом Татарниковым играл весьма корректно, но традиционного премьерного воодушевления не показал: прочитав всё вышеизложенное, нетрудно догадаться — почему.


Кирилл Веселаго - оперный обозреватель

http://www.operanews.ru/12102809.html
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18359
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения