"Билли Бадд" Бриттена на НС БТ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

"Билли Бадд" Бриттена на НС БТ

Сообщение автор Незнайка на луне в Ср Мар 01, 2017 2:25 am

С удовольствием послушал вчера эту оперу и нашел хороший отзыв (на рецензию, правда, не тянет).

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3476538.html

"Билли Бадд" Б.Бриттена в Большом, реж. Дэвид Олден, дир. Уильям Лейси

Если "Поворот винта" Бриттена в "Новой опере", как и предыдущий проект Лейси "Роделинда" Генделя в Большом, были по сути чисто английской продукцией, то в "Билли Бадде", при целиком британской постановочной команде и приглашенных исполнителях главных партий широко задействованы и штатные артисты труппы, а главное, общий музыкальный и, в частности, вокальный уровень постановки на удивление ровный, даже слишком - многим речитативным диалогам более форсированный звук вряд ли повредил бы. Отличный оркестр, фантастический хор - последнее особенно важно, у хора в музыкальной драматургии оперы ведущая функция и много развернутых эпизодов.

Из ансамбля солистов легко выделить, в первую очередь, поющего заглавную партию Юрия Самойлова: голосистый, подвижный, пригожий на вид, так что и раздеть до пояса нестрашно (что вообще редкость для певцов, а тут - либреттист и композитор уж наверняка остались бы довольны) - когда по тексту его героя, всеобщего любимца, называют "красавчиком", то в данном случае ничуть не преувеличивают. Превосходно работает и запомнившийся по недавней "Катерине Измайловой" Джон Дашак, поющий здесь капитана Вира. Несколько менее интересным мне показался в плане вокала и артистизма Гидон Сакс, в выигрышной партии главного злодея, антагониста Билли, каптернамуса Джон Клэггарта по прозвищу Тощий Франт. Зато неудачно выступивший на премьере "Манон" Богдан Волков в "Билли Бадде" совершенно замечательный, ему персонаж достался и соответствующий его фактуре, и очень важный, ключевой: позорно запоротый до полусмерти матрос Новичок, который в отличие от Крысы, чья провокаторская задача провалилась, не из подлости, но запуганный и подкупленный, обманутый и сломленный должен склонить Билли к бунтарству, чтоб жестокий Тощий Франт мог выдать его за мятежника.

История непосредственно с подставой, однако, в спектакле подана не слишком драматично, и режиссер выстраивает постановку не столько на личном противостоянии героя, выступающего за "добро" (Билли) и героя, олицетворяющего "зло" (Тощего Франта), сколько, с одной стороны, на внутренних противоречиях Звездного Вира, который колебался, сомневался, но так и не спас невиновного, и спустя годы продолжает изводить себя раскаянием, а с другой, на противопоставлении индивида (касается и Билли, и Вира, и того же Новичка) - и системы, то есть "зло" здесь в меньшей степени персонифицировано, более обобщено. Дэвид Олден, не в пример брату-близнецу, который несколько лет назад с безоглядной по местным меркам отвагой (но на мой вкус с перебором по части умозрительной концепции) ставил в МАМТе "Сон в летнюю ночь" того же Бриттена, в "Билли Бадде" не стремится ни к переосмыслению, ни к актуализации проблематики. Наверное, актуализация, да еще в условиях сегодняшнего русскоязычного контекста, оказалась бы излишней, и без того все прямым текстом озвучивается: юноша с торгового судна "Права человека" возвращается домой, но на обратной дороге его в числе других вербуют на военный корабль "Неустрашимый", причем остальных насильно, а Билли идет добровольно, он толковый матрос и веселый парень, однако на "Неустрашимом" - в спектакле это подчеркнуто и костюмами, и статичными геометричными мизансценами, и замедленными (действие еще и разворачивается в памяти Вира) движениями - царят каторжные порядки, в этом тоталитарном аду наиболее опасен системе, а стало быть, наиболее уязвим для провокаторов даже не открыто несогласный, а просто жизнерадостный, живой человек, способный без задней мысли произнести формулировку "права человека" - его-то быстрее остальных перемелет адская мясорубка. И символично, что к финалу активнее всех протестовавший против насильственной вербовки ремесленник Рыжая Борода (Марат Гали) первым тянет канат, на котором вешают Билли Бадда. Казни предшествует вроде бы невыигрышная внешне, но пронзительная сцена прощания Билли с сочувствующим ему Датчанином - в этой партии можно увидеть и услышать легендарного, как мне объяснили, Роберта Ллойда, певшего Бориса у Тарковского в 1983 году.

А все же музыка Бриттена, при всех ее возможных объективных достоинствах оркестровки и при сколь угодно выдающемся исполнении, меня чересчур быстро утомляет, да еще в таких количествах (почти три часа чистого звучания! не считая антракта). Но и нарочито незамысловатая, с упором на динамику эмоционального состояния персонажей, а не на оформление постановка в условно-абстрактном антураже вместо "исторического" (сюжет Мелвилла привязан к 1797 году и разыгрывается в условиях морских сражений британской монархии с революционной Францией) или, наоборот, "современного" (художник предлагает серый борт судна, его ржавую изнанку, ослепительно белую стерильную каюту капитана) несмотря на отдельные эффектные моменты типа выстрела пушки по преследуемому французскому кораблю, где бутафорское полуабстрактное "жерло" в диаметре чуть ли не превосходит подводную лодку (!) - в целом довольно невзрачная во всех отношениях; ну как минимум следовало бы как-то освоить театральными средствами пространные симфонические интерлюдии, чего мне у Олдена, признаться, не хватило.
___________________
От себя добавлю вот что. Да, действительно, "актуализация, да еще в условиях сегодняшнего русскоязычного контекста, оказалась бы излишней, и без того все прямым текстом озвучивается". Но меня лично привлекла линия фрустрации "Звездного Вира, который колебался, сомневался, но так и не спас невиновного, и спустя годы продолжает изводить себя раскаянием". Да, речь идёт о добре и зле, о Божьем промысле и свободной воле человека. Как, оказывается, мы недалеко ушли от нравственных страданий человека, разрывающегося между "общественным долгом" и своей совестью. Если честно, вообще никуда не ушли. Даже лишь по этой причине стоит сходить в Большой на "Билли Бадда".

P.S. Странно, однако, что капитан Вир написан для тенора, вроде бы капитан - это царь и бог на маленьком клочке суши - корабле. Как будто мятущиеся натуры не могут быть баритонами, например. Ну, да ладно...

Незнайка на луне

Сообщения : 903
Дата регистрации : 2013-07-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения