Владимир Высоцкий

Страница 1 из 9 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 4:52 pm

Высоцкий. Пятая четверть пути

Автор  Олег Гальченко
Среда, 23 Январь 2013

Есть  надежда,  что  жизнь  главного  поэта  нашего  поколения  продлится  как  минимум  ещё  лет  на  тридцать…

Включил  радио  – и  в  комнату   под  шелест  метронома тут  же  ворвался  напряжённый  голос  популярного  рэп-исполнителя  Басты:  «Я  когда-то  умру.  Мы  когда-нибудь  все  умираем.  Как  бы  так  угадать,  чтоб  не  сам,  чтобы  в  спину  ножом? Убиенных  щадят,  отпевают  и  балуют  раем.  Не  скажу  о  живых,  а  покойников  мы  бережём…»

Я  знаю,  что  большинство  поклонников  творчества  Высоцкого  не  приняло,  не  поняло  этой  осовремененной  версии  знаменитой  баллады.  А  у  меня  душа  радуется.  Ещё  совсем  недавно я  полагал,  будто  моё  поколение  было  последним,  для  которого имя  Владимира  Семёновича  хоть  что-то  значило.  Но  те,  кто  идут  вслед  за  нами,  вот  вдруг  тоже  заметили  наследие  поэта,  и  захотели   приспособить  к  своим  ритмам,  и  запели – пусть  не  так,  как  мы,  пусть  по-своему, но  от чистого  сердца.  Значит,  он  для  них  тоже  живой?

Для  нас  же  Высоцкий  был  неотъемлемой  частью  повседневной  жизни,  несмотря  на  то  что  осознание  его  значимости  пришло  уже  после  его  смерти.  Вписался   он  в  круг  наших  интересов  как-то  незаметно.  Мы  ещё  не  знали  имён  кинозвёзд  и  не  запоминали  слова  песен,  а  уже  смотрели  «Ну,  погоди!»,  где  в  первых  же  кадрах  волк  карабкается  по  верёвке  на  балкон  под  музыку  из  «Вертикали».  (Кстати,  озвучивать  этого  персонажа,  согласно  первоначальной  задумке  режиссера,  должен  был  именно  Высоцкий,  а  не  Папанов,  и  образ  срисовывался  фактически  с  него!)

Высоцкого  слушали  на   кассетниках  и  проигрывателях  герои  некоторых  фильмов  из  школьной  жизни.  Ну  а  когда  пришло  время  для  взрослого  кино,  трудно  было  не  попасть  под  обаяние  ершистого  сыщика  Глеба  Жеглова  из  сериала  «Место  встречи  изменить  нельзя»,  пусть  и  перемудрившего  немного  в  истории  с  подброшенным  кошельком  и  склонного  подозревать  невиновных,  но  честного,  смелого  и  мужественного.

В  девять  лет  фильмы  смотрят  не  ради  играющих  в  них  актёров,  а  ради  интересной  истории.  Поэтому,  не  зная  исполнителя  роли  нашего  любимого  героя,  мы  уже  жили  в  эпоху  Высоцкого.

Жил  в  эту  эпоху  и  взрослый  мир,  но  почему-то  делал  вид,  будто  этого  не  замечает.  Правда  иногда  всплывала  только  на  уровне  тайных  знаков  для  узкого  круга  знатоков.  Допустим,  идёт  по  телевизору  программа  «Служу  Советскому  Союзу!»  –  еженедельный  слащавый  рекламный  ролик  министерства  обороны  длиной  в  целый  час,  и  где-то  ближе  к  концу  начинается  сюжет  о  плановых  учениях  в  Северокавказском  военном  округе.  В  течение  пяти  минут  камера  показывает,  как  рота  десантников,  состоящая,  конечно  же,  из  одних  только  отличников  боевой  и  политической  подготовки,  проваливаясь  по  колено  в  вязкий  снег,  штурмует  горный  перевал,  а  за  кадром  звучит:  «Если  друг  оказался  вдруг  и  не  друг,  и  не  враг,  а  так…»  И  на  календаре  25  января – день  рождения  опального  барда,  и  всем  знаком  этот  хриплый  голос,  и  понятно,  почему  именно  сегодня  и  именно  в  таком  контексте….

По  той  же  причине  –  без  громких  анонсов,  но  всегда  с  расчётом  на  успех,  телевидение  регулярно  в  июле  и  в  январе  показывало  то  «Место  встречи»,  то  «Маленькие  трагедии»,  то  «Хозяина  тайги».  А  на  витринах  всех  пластиночных  магазинов,  на  самом  видном  месте  красовался  скромно  оформленный,  лишённый  всяких  предисловий  и  аннотаций  диск  «Владимир  Высоцкий.  Песни».
 
Пластинки  состояли  из  записанных  с  джазовым  ансамблем  «Мелодия»,  отчасти  тщательно  отцензурированных,  отчасти  позаимствованных  из  фильмов  песен.  Но  почему-то  даже  мне, тринадцатилетнему  школьнику,  ничего  не  смыслившему  в  поэзии,  сразу  бросилось  в  глаза,  насколько  всё  это  непохоже  на  слышанное  прежде.  Всё-таки  как  бы   комсомольская  пресса  не  стыдила  западный  шоу-бизнес  за  все  смертные  грехи,  массовая  советская  песня  вполне  соответствовала   распространенному  в  западной  поп-музыке понятию  «изи  лиснинг» (от  англ. «easy  listening» –  «лёгкое  слушание,  ненавязчивое  восприятие»).  Это  значит, что  эстрадный  хит  должен  создавать  приятный  фон  для  работы  и  отдыха,  но  ничем  не  отвлекать,  не  раздражать,  не  загружать  сложными  мыслями.  Никаких  неожиданных  сюжетных  поворотов   в  текстах,  никакого  намёка  на  психологию!  Абстрактный  Он – без  возраста,  профессии  и  почти  без  половых  признаков,  любит  такую  же  абстрактную  Её,  а  она  танцует  с  другим  –  вот  и  всё  содержание!

Высоцкий  же  предлагал  совсем  другую  лирику:  «Укр-р-раду,  если  кр-р-ража  тебе  по  душе!  Зря  ли  я  столько  дней  р-разбазарил?..» –  в  этой  рычащей  первобытной  страсти   присутствовало   куда  больше  правды,  личного  опыта  и  понимания,  что  для  настоящей  любви  не  должно  быть  ни  границ,  ни  предрассудков.

Ещё  удивительнее  обстояло  дело  с  военными  песнями.  Вроде  бы  все  уже  привыкли  и  не  удивлялись,  что  в  большей  части  музыкальных  посвящений  героям  Великой  Отечественной  действовали  не  люди,  а  на  минуту  ожившие  памятники,  и  если  кто-то  из  поэтов-песенников  осмеливался  описывать «праздник  со  слезами  на  глазах»  или  как  «враги  сожгли  родную  хату»,   у  них  начинались  большие  проблемы.  А  тут  в  песне  «Он  не  вернулся  из  боя»  солдат  переживает  гибель  однополчанина,  которого при  жизни  недолюбливал,  не  понимал…  Негероический  сюжет  какой-то – а  почему-то  зацепил  крепко,  больно!

Вообще,  все герои  Высоцкого  жили  в  мире,  где  не  было  однозначных  ответов  на  вопросы,  где  каждый  сам  выбирает,  лезть  ему  в  гору  или  умирать  дома  от  водки  и  от  простуд,  иметь  своё  мнение  или  полагаться  на  подсказки  тех,  «кому  видней»,  делать  добрые  дела  здесь  и  сейчас  или  дождаться  следующей  инкарнации…  В  этом  мире  живёт  каждый  подросток – и  потому  плёнки  Владимира  Семёновича  крутились  на  всех  магнитофонах  наряду  с  подпольными  советскими  и  модными  зарубежными  рок-группами.
 
Он  оказался  единственным  из  бардов,  которого  мои  ровесники  сразу  признали  своим  кумиром.  Наверное,  Галич,  благодаря  своей  вопиющей  немузыкальности,  был  куда  сложнее  и  ближе  к  большой  литературе,  но  его  реальность  для  начала  80-х  уже  казалась  уходящей  натурой.  Окуджава  с  его  призывами  говорить  комплименты  казался  слишком  благостным,  Ким – чересчур  наивным,  недаром  же  его  «Рыбу-кит»  так  часто  распевали  в  детских  телепрограммах,  Визбор,  Клячкин  и  Городницкий  вообще  не  вызывали  никаких  эмоций,  поскольку  для  их  понимания  нужен  был  какой-то  другой  жизненный  опыт.  А  песни  Высоцкого,  имевшие  хождение  исключительно  на  самиздатовских  кассетах,  помимо  всего  прочего  содержали  немало  информации,  которой не  найдёшь  ни  в  газетах,  ни  в  книгах.

Скажем,  песня  «Все  срока  уже  окончены»  рассказывала  о  том,  как  в  начале  войны  на  фронт  прямо  из  лагерей  призывали  уголовников.  О  том,  какие  масштабы  имело  это  явление,  мы  прочтём  значительно  позже – в  «Сучьей  войне»  Варлама  Шаламова. А  тогда  потрясением  было  узнать  хотя  бы  об  одном  подобном  факте.   Или  вот  ещё – эпизод  битвы  за  Кавказ,  когда  наш  боец  вдруг  вспоминает:  «А  до  войны  вот  этот  склон  немецкий  парень  брал  с  тобою.  Он  падал  вниз,  но  был  спасён,  а  вот  сейчас,  быть  может,  он  свой  автомат  готовит  к  бою…».  В  недолгий  период,  когда  дружба  Советского Союза  с  нацистской  Германией  переживала  расцвет, немецкие  альпинисты  действительно  совершали  восхождения  вместе  с  советскими,  благодаря  чему  многому  научились  и  неплохо  подготовились  к   походу  на  южном  направлении.  Но  где  ещё  можно  было  узнать  такие  подробности, если  сама  тема  пакта  Молотова-Риббентропа  не  подлежала  обсуждению?
 
А  ещё  Высоцкий  поражал  воображение  своей  энциклопедической  универсальностью.  Не  было  эпохи,  в  которую  бы  он  не  переносился  мысленно – от  каменного  века  до  далёкого  будущего, когда  можно  будет  запросто  поболтать  с  представителями  внеземных  цивилизаций,  не  было  профессии,  о  которой  он  бы  не  спел – от  вора-карманника  до шофёра-дальнобойщика,  не  было  характера  и  настроения,  которых  бы  не  мог  передать  средствами  поэзии  и  музыки.

Ну,  и,  конечно  же,  подача  песенного  материала.  Называйте  это  как  угодно – драйвом,  эмоциональным  взрывом,  привычкой  работать  на  износ,  но  такой  энергетики  у  других  бардов  почему-то  не  наблюдалось.  И весь  феномен  русского  рока,  выращенного  и  взлелеянного  моим  поколением,  имел  ярко  выраженные  «высоцкие»  корни.  Макаревич  и  Градский – особенно  в  саундтреке  к  фильму  «Узник  замка  Иф»,  Шевчук  и  Башлачёв,  Кинчев  и  Летов – каждый  почувствовал  и  пропустил  это  через  себя  как-то  по-своему,  каждый  взял  из  этой  сокровищницы  что-то  близкое  лишь  ему.  Кому-то     ближе  эстетика  «обнажённого  нерва»,  кому-то – философский  взгляд  на  жизнь,  но  все  они – выпускники  одной  и  той  же  школы,  продолжатели  одного  общего  дела.  От  Высоцкого  произошла  и  значительная  часть  так  называемого  «русского  шансона»,  а  также  кое-кто  из  звёзд  «восьмидесятнической»  поп-эстрады – по  крайней мере  Олег  Газманов  точно  бы  не  написал  и  половины  своих  песен,  имея  других  предшественников.

Жаль  только,  что  оценить  творчество  барда  с  литературной  точки  зрения  у  нас  возможности  не  было.  Единственный – причём  изданный  уже  посмертно,  сборник  стихов  «Нерв» – карманного  формата,  в  красной  обложечке  и  с  предисловием  самого  Роберта  Рождественского,  поставить  у  себя  на  книжную  полку дома  могли только немногие избранные. Остальные,  если  посчастливится,  ксерили  или  распечатывали  тексты  на  машинке.  Помню,  как  однажды  знакомый  приволок  мне  толстую  кипу  машинописных  листов – самиздатовскую  копию  «Нерва»,  и  оставил  на  пару  дней  почитать  и,  может  быть,  перепечатать.  Поскольку  машинка  у  меня  появилась  всего  каких-то  месяца  три  назад,  и  печатать  на  ней  я даже  одним  пальцем  ещё  не  умел,  было  очень  жаль,  что  с  подобной работой    мне  не  справиться.

К  счастью,  в  начале  перестройки  в  свет  вышло  второе  издание,  ставшее  куда  более  доступным  широким  массам – в  том  числе  и  мне.  В  студенческие  годы,  с  какой  бы  иронией  я  ни  относился  к  разным  приметам  и  суевериям,  в  одну  примету  я  верил  твёрдо – на  экзамене  меня  ждёт  удача,  если  в  сумке между  учебниками  и  конспектами  будет  лежать  «Нерв».  И пускай  голова  гудит  после  бессонной  ночи,  и  все  мысли  вразброд,  и  содержания  половины  билетов  ты  не  помнишь – перед  тем,  как  шагнуть  за  дверь  аудитории, пристройся  где-нибудь  в  коридоре  у  окна,  чтобы  пробежать  по  строчкам  открытой  наугад  страницы:


Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути!


И  ты  моментально  становишься  спокойным,  сосредоточенным  и  готовым  к  любым испытаниям, что  иногда  даже  отражается  в  зачётке.  Кстати,  некоторым  нашим  университетским  преподавателям  из  числа  заядлых  театралов  посчастливилось  видеть  живого  Высоцкого  на  сцене  Театра  на  Таганке,  в  том  числе в  ролях,  которые  никто  не  догадался  зафиксировать  для истории на  видео.  Они  рассказывали,  как  хорош  был в  исполнении  актёра  Лопахин  из  «Вишнёвого  сада»,  а  мы  завидовали  тем,  кто  успел  родиться  на  двадцать  лет  раньше.

Но  время,  которое  выпало  нам,  предоставляло  совсем  другие  возможности,  о  которых раньше невозможно было и мечтать. Где-то с 1988  года  день  рождения  и  смерти  Высоцкого  стали  отмечать  открыто  и  на  всю  катушку.

Телепремьера  документального  фильма  «Владимир  Высоцкий.  Монолог»  казалась  невероятной  сенсацией – ну  не  было  ещё  случая,  чтобы  на  главном  телеканале страны  в  течение  часа  пел  и  говорил  человек  с  репутацией  скандалиста  и  вольнодумца.  А  он  пел,  шутил,  иногда  забывал  слова  или  прерывал  выступление  для  того,  чтобы  перенастроить  гитару, но  технические  накладки  лишь  усилят  эффект  присутствия, впечатление,  будто  всё  происходит в  прямом  эфире.  Затем  появится  ещё  несколько  десятков  фильмов  и  программ – плохих  и  хороших,  быстро  забытых  и  ставших  классикой  документалистики.  Последних,  к  счастью,   получилось  много – и  лучшими  из  них  мне  лично  кажутся  рязановские  «Четыре  встречи»  и  трилогия  Николая  Солдатенкова,  в  которых  даже  тема  личной  жизни  и  внутрисемейных   конфликтов  подавалась  корректно,  без  «желтушного»  налёта.

В  то  же  самое  время  на  виниле  миллионными  тиражами  начнёт  издаваться  весь  хоть  сколько-то  поддающийся  реставрации  архивный  аудиоматериал – сборники  военных  песен,  несостоявшийся  совместный  альбом  с  Мариной   Влади, раритетные  концертники  и  квартирники  из  частных  коллекций…

В течение  последующих  пяти  лет  я  буду  гоняться  за  каждым  новым  выпуском  серии  пластинок  «На  концертах  Владимира  Высоцкого»,  в  конечном  счёте  соберу-таки их полный комплект и пойму, что раньше ничего не знал об  этой  личности,  что  помимо  всенародно  любимых  и  постоянно  цитируемых  хитов  осталось очень много гениальных песен  и  стихов,  которые  просто  недооценили.  

Один  из таких забытых шедевров –  «Истома  ящерицей  ползает в костях…», вещь, прекрасно аранжированная и записанная для одного из  французских  дисков,  но  никогда  почему-то  не  звучавшая  на  концертах.  Это  одновременно и  пронзительная  история  человеческого  одиночества,  и  жёсткое,  беспощадное,  детально  точное  описание  состояния  депрессии,  возможно,  связанной  и  с  личным  наркотическим опытом автора: «Я на коне. Толкани – я  с  коня! Только «не», только «ни» у меня…» Таким же недопонятым, недослушанным  – то  ли  из-за  философской  сложности, то  ли  из-за  четко  выраженного  религиозного  подтекста,  следует  считать  и  весь  цикл  песен  для  фильма  «Бегство  мистера  Мак-Кинли».  А  сколько,  если  судить  по  начавшим  выходить  в  90-х  собраниям  сочинений,  неспетого,  недописанного  вышло  из–под  всё  того  же  пера!..  Читаешь,  слушаешь – и  чувствуешь  себя  археологом,  раскопавшим  неизвестную  древнюю  цивилизацию…
 
В новой, постсоветской  России  поначалу  даже  людям,  выросшим  на  классике  авторской песни, казалось, будто  сам  жанр  превращается  в  ретро.  То  и  дело  приходилось сталкиваться с мнениями, будто Высоцкий уже не актуален,  ибо  это ведь не о нас поётся: «Возле города Пекина ходят-бродят  хунвейбины…»  Однако  сама  действительность  доказывала  обратное.  Да,  если  воспринимать  сатиру  сорокалетней давности как зарисовку с натуры, как исторический  документ,  то  к  современному Китаю это не имеет никакого отношения. Но если  копнуть  глубже – до самой сути, то у каждого времени, у каждой власти свои хунвейбины,  и  их  совсем не китайские физиономии мы можем наблюдать на телеэкранах  ежедневно  в  каждом  выпуске  новостей.  «А  те,  кто  после  нас,  уже  едят…» – тоже  вроде бы чисто совковая зарисовка про очередь у дверей ресторана ,  но  как  часто  воспринимаешь  эту  строчку,  просматривая  в  прессе  статистические  данные  о  том,  как  преуспели  в  экономическом  развитии  страны,  когда-то  считавшиеся  отстающими от нас по всем показателям!..

А ещё я  вспоминаю  август  2000  года,  когда  вся  страна  в  течение  недели следила  за  безуспешными  попытками  спасти подлодку «Курск». Пока оставалась хоть капля надежды, что кто-нибудь из  большого  экипажа  выжил  и  снова  увидит  солнце,  в  голове  у  очень  многих – не  только  у  меня,  крутилось:  «Спасите  наши  души!  Спешите  к  нам!...»

Высоцкий по-прежнему оставался с нами. Правда, во многом это был  уже  просто  модный  бренд,  который  отлично  продавался.  Самым  верным  признаком  этого сделалась  целая  армия  подражателей  и  псевдоучеников,  ворвавшаяся  в  отечественный  шоу-бизнес.  Каюсь,  я  как  слушатель  был  к  их  нашествию  не  готов,  и  даже  какое-то  время  мог  воспринимать  всерьёз  позёра  и  пошляка  Никиту Джигурду.  В начале карьеры ведь  он ещё не давал  волю  тем  понтам,  по  которым  в  основном  известен  сейчас,  и  демонстрировал  недюжинный  талант  юмориста – недаром же за спетые  в  прямом  эфире  едкие  частушки  про  генсека  и  его  супругу  однажды  даже  закрыли  популярную  молодёжную  программу  Ленинградского телевидения  «Открытая  дверь».  Увы,  двадцать  лет  спустя  уже  всем  ясно,  что  Джигурда – не  просто  не  «Высоцкий  сегодня»,  а  полная  противоположность  Высоцкому.  Достаточно  уже  того,  что  Никита  Борисович  на  радость  Андрею  Малахову  оборудует  своё  брачное  ложе  веб-камерами, а  Владимир  Семёнович  насчёт  подобного  пиара  придерживался  иного  мнения,  о  чём  однажды  и  сказал  в  воображаемой пресс-конференции:

Я все вопросы освещу сполна –
как на духу попу в исповедальне!
В блокноты ваши капает слюна –
вопросы будут, видимо, о спальне…
Да, так и есть! Вот густо покраснел
интервьюер: «Вы изменяли женам?»
Как будто за портьеру подсмотрел
иль под кровать залег с магнитофоном…


Нашёл,  кого  стыдить!  Сорок  лет  спустя  каждый  день  его  рождения  и  смерти  центральные газеты будут отмечать  не  перечислением  заслуг  перед  искусством,  а перечнями жён и любовниц – и поди пойми, что хуже – полное забвение или

Такая  вот  память!  Параллельно  же  будет  сбываться  ещё  одно  мрачное  предсказание  поэта-провидца:  «Мой  отчаяньем  сорванный  голос  современные  средства науки превратили в приятный фальцет». Какие-то  продвинутые  ребята  додумаются  накладывать  на  песни,  записанные  под  акустическую  гитару,   современные  аранжировки  и  поставят  производство  ремиксов  на  поток.  Получится  профессионально,  гладко и  очень  банально – но  зато  в  формате  радио  «Шансон»,  не  пускающего  в  эфир  архаичные  и  технически  несовершенные  оригиналы.  А  затем  начнётся  эра  трибъютов  и  пафосных   мемориальных  концертов,  от  которых  станет  уж  совсем  грустно…

Наверное,  первым  человеком,  решившимся  перепеть  Высоцкого  на  свой  лад,   оказался  известный  московский  клавишник,  аранжировщик  и  композитор  Алексей  Белоносов.  Дело  было  в  1985  году,  интерпретаторы  чужого  материала были не в чести у  публики, ждавшей  свежих  революционных  идей,  и  по-своему  любопытный эксперимент  прошёл  незамеченным.  Через  десять  лет  по инициативе Юрия Шевчука, давно уже прозванного  «Высоцким  в  роке»,  был   собран  первый  настоящий  трибъют  « Странные  скачки» –  спорный,  неровный,  местами просто сырой,  но  достойный  внимания  хотя  бы  из-за  Насти  Полевой,  нежным  детским  голоском  поющей  что-то  из  «Алисы  в  Стране  Чудес».  

Потом  подключились  попсовики,  уже  почувствовавшие  вкус  к  старым  песням  о  главном  и как  раз  подыскивавшие  себе  новую  жертву.  Все – от  Наташи  Королёвой  до  Бори  Моисеева,  гордо  говорили  в  телекамеру,  что  наконец-то  доросли до песен с глубоким смыслом, но, выходя  на  сцену,  доказывали,  что  не  доросли и вряд ли дорастут в ближайшем будущем.  Многие  из  них  просто не  чувствовали эту  музыку, эту поэзию  и  отрабатывали  свои  гонорары  как  умели.  Потом их примеру последовали барды, шансонье, драматические  актёры.   Теперь  телевизионный  караоке-бар  имени  Владимира  Семёныча  открывается  дважды  в  год  одновременно  на  всех  каналах – и  хуже  этого,  по-моему,  могут  быть  только «фанерные»  концерты  ко  Дню  Победы с  участием  бойз-бэндов,  томно  поющих:  «Первым  делом,  первым  делом  самолёты,  ну,  а  девушки,  а  девушки  потом…»

Нет, среди кавер-версий Высоцкого встречаются очень удачные. В этих песнях  есть  простор  для  эксперимента,  для  актёрской  импровизации,  и  если  не  стараться  подражать  первоисточнику,  не  выдавливать из  себя  противоестественный  хрип,  может  получиться  нечто  потрясающее.  На  мой  взгляд,  самый  сильный  кавер  в  своё  время  сделала  группа  «Манго-манго»  на  «Солдат  группы  Центр».  На  оригинал  это  ни  капельки  не  похоже.  Но  ребята,  от  которых  никто  не  ждал  ничего,  кроме  кавээновской  клоунады,  точно угадали  в  песне  брехтовское  начало,  вообще  очень  близкое  любимовскому  театру – и  изумительно  его  обыграли.

Неплохо  звучат  песни  Высоцкого  в  исполнении  московского  актёра  и  барда  Алексея  Кудрявцева,  правда,  мешая  ему  раскрутить  не  менее  яркие  собственные  сочинения.  Даже  Григорий  Лепс,  делающий  далеко  не  всё  искренне,  в  историю  войдёт  прежде  всего  как  исполнитель  «Паруса»  и  «Куполов»  –  вещей,  идеально  подходящих  и  к  его  мощному  вокалу,  и  к  жёстким,  почти  хард-роковым  аранжировкам.

С  выходом  на  экраны  в  прошлом  году  фильма  «Высоцкий.  Спасибо,  что  живой!»  начался  какой-то  новый  этап  почитания  памяти  Владимира  Семёновича  в  нашей  стране,  возможно, этап  мифологизации.  Всё-таки  кино – это  фабрика  грёз,  а  не  учебник  истории,  и  даже  снять  такой  шедевр,  как  «Броненосец  «Потемкин»  можно  было  лишь  двадцать лет спустя  после  реальных  событий,  когда  одних  из  прототипов  уже  не  было  в  живых,  а  другие  не  имели  возможности возразить,  что  всё  было  совсем  не  так.  Не  уверен,  что  «Живой»  станет  такой  же  классикой,  но  он  открыл  в  отечественном  кинематографе  жанр,  который  на  Западе  процветает  уже  более  полувека – жар  кинобиографии  «звёзд».  Предприимчивые  товарищи  из Голливуда  уже  давно  сняли  всё,  что  могли,  про  Рэя,  Элвиса  и  Сида  с  Нэнси,  порой  не  щадя  чувств фанатов  и  не  интересуясь  мнением  наследников  знаменитостей.  (Чего  стоит  одно  только  название – «Голый  Джон  Леннон»?!)  У  нас  же  всё  только  начинается,  и  если  учесть,  что  значительная  часть  современной  кинопродукции  адресована  молодым,  может  быть,  именно  сейчас  у  нас  появилась   реальная  возможность  рассказать  им,  чем  мы  жили  и  кого  считали  героями  в  годы  своей  юности.  Недаром  же  после  премьеры  фильма  качать  Высоцкого  из  Интернета  стали  намного  активнее!

А ещё недавно в Интернете  я  видел  ролик,  где  один  отмороженный  фюрер,  на  поклон к которому ездят все нацисты России,  процитировав  по  ходу  своей  речи  строчку  из  Высоцкого,  цедит  сквозь  зубы:  «Вот  жидовский  гадёныш!»

Хунвейбины так нервничают потому, что боятся и  ненавидят  его  даже  мёртвым.  Дитя войны, пацифист, противник любого насилия, он продолжает защищать свою  родину. Забронзовевшие монументы так не умеют – в  отличие  от  живых  поэтов.  Спасибо,  что  живой!..

«И  погнал  я  коней  прочь  от  мест  этих  гиблых  и  зяблых.  Кони – головы  вверх,  но  и  я  закусил  удила.  Вдоль  обрыва  с  кнутом  по-над  пропастью  пазуху  яблок  я  тебе  привезу – ты  меня  и  из  рая  ждала!..»  Не  могу  судить,  что  в  этих  строках  слышат  типичные  поклонники  Басты,  но   думаю,  что  слышат  что-нибудь  очень  важное. И  есть  надежда,  что  жизнь  главного  поэта  нашего  поколения  продлится  как  минимум  ещё  лет  на  тридцать,  как  продлилась  она  для  нас.  Пятая,   посмертная  четверть  пути,  которая,  если  подумать,  всегда  самая  трудная…


http://gazeta-licey.ru/blogs/oleggalchenko/item/4906-vysoczkij-pyataya-chetvert-puti
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 4:56 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 4:57 pm

Банька по-белому



http://www.youtube.com/watch?v=CPyVnM1MVQ8
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 4:58 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:00 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:01 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:02 pm

Прерванный полет



http://www.youtube.com/watch?v=oBOwe_KNGtE
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:04 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:06 pm

Люблю тебя сейчас



http://www.youtube.com/watch?v=9fk94Jl8poU
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:15 pm

Банька по-белому



http://www.youtube.com/watch?v=Ekg2yDRkdn8
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Вт Янв 28, 2014 5:16 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 11:45 am

Истома ящерицей ползает в костях/ Песня конченного человека



http://www.youtube.com/watch?v=qNihKMzswe8
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:12 pm

Мне судьба - до последней черты



http://www.youtube.com/watch?v=GuLACGt4jJs
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:14 pm

Песня о конце войны





http://www.youtube.com/watch?v=-g5H9FzVDcM
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:17 pm

Нет меня, я покинул Расею



http://www.youtube.com/watch?v=Gob2sxOIdW8
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:21 pm

Но вот исчезла дрожь в руках,

Очи черные. Погоня



http://www.youtube.com/watch?v=8d3SIhv8RdU
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:26 pm

Случай на шахте



http://www.youtube.com/watch?v=yvSpD6ABCjE
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:27 pm

Дайте собакам мяса



http://www.youtube.com/watch?v=s8iJv7M_oTU
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Ср Янв 29, 2014 12:28 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Анисимова в Ср Июл 16, 2014 9:37 am



Памятник В.Высоцкому стоит теперь на берегу б.Нагаево.
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8388
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Анисимова в Пт Июл 25, 2014 12:16 pm

Сегодня - день памяти Владимира Семеновича.



Фотографии с похорон в ЖЖ Станислава Садальского

http://sadalskij.livejournal.com/1857397.html
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8388
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Пт Июл 25, 2014 2:41 pm

Олег Даль 28 июля 1980 г, Ваганьково



Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда...
Сейчас я понял... Понимаю...
Разорванность следа...
Начало мая...

Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьёт хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба.
И плачу я во сне и просыпаюсь...
Обида - серебристый месяц.
Клеймённость - горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,
Держа в руках разорванное сердце...

Стихотворение О.Даля, посвященное памяти Высоцкого
В.Высоцкому, брату. Монино, январь 1981.



avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Пт Июл 25, 2014 2:54 pm



Люблю Высоцкого

Этот мир был бы другим без Владимира Высоцкого.

Творческая жизнь Высоцкого — это более 800 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей, сыгранных в кино. Владимир Семенович каждой написанной им строкой, каждым аккордом, каждым своим «криком», «раскатом грома» давал понять людям, что он их понимает. Он пел и о стране, и о насущных проблемах, и о далеких мечтах. Он рассказывал свои истории так, что хотелось ликовать и в то же время плакать от переизбытка чувств. Каждая его песня — это мир, который он подарил всем людям.

AdMe.ru собрал для вас самые самые интересные истории из жизни поэта и предлагает посмотреть на редкие фотографии этого гениального человека.

Прирожденный талант



Володя в пионерском лагере «Машиностроитель», 12 лет
(фото из личного архива Высоцких)


Высоцкого отличали от многих детей двора два качества: беспредельная доброта — он раздаривал и раздавал, что имел; хранил в кармане кусочек хлеба, чтобы отдать недоедавшей матери, когда та возвращалась домой после работы. А вторая его особенность поражала всех знакомых, особенно когда они звонили Высоцким по телефону. Если двухлетний малыш брал в руки трубку и начинал разговор, то его нередко принимали за взрослого. Настолько низкий, густой, не детский был у него голос. Однажды на уроке учительница попросила второклассника Высоцкого громко спеть песенку. Он старательно выполнил её просьбу. Но допеть до конца не смог, как и досидеть урок, — учительница выставила ребенка за дверь класса и поставила двойку очевидно, посчитав, что он издевается над ней.

Напористый актер



Школа-студия МХАТ, 1959 год
(фото из личного архива Высоцких)


Когда Высоцкий первый раз в жизни пришел пробоваться и спел, над ним посмеялись и сказали, что с такими характеристиками (хрипотца и т.д.) он не будет петь никогда. Однако он продолжал ходить на пробы. Когда Владимир Семенович пришел в другой театр, один преподаватель его спросил:

— Что ты умеешь?
— Я песни пишу.
— Мне надо бежать, но минут 30 я тебя послушаю.

В итоге эти 30 минут растянулись на 2,5 часа.

Первая сумасшедшая любовь



На фото: Иза Жукова и Владимир Высоцкий гуляют у ВДНХ, конец 50-х
(фото из личного архива Изы Высоцкой)


Во время гастролей театра Высоцкому приходилось выкраивать время, чтобы свидеться со своей первой женой Изой Жуковой. Однажды он приехал к ней в Ростов на крыше вагона. «Я пришла встречать Володю, все выходят — его нет. Мне говорят: «А твой сидит на крыше... Ему интереснее было на крыше приехать», — вспоминает она.

Зрелое творчество



Владимир Семенович оценивает граффити
(фото из личного архива Высоцких)


Высоцкого отличала фантастическая работоспособность: за 42 года — более 800 стихотворений, пластинки (и у нас, и на Западе), проза, два сценария, режиссёрский замысел фильма «Зелёный фургон», радиоспектакли, двадцать семь ролей в кино (последняя — Дон Гуан в «Маленьких трагедиях»), песни к десятку фильмов. И, конечно, роли в театре. Иногда — эпизоды, но их по 4-5 в одном спектакле. И концерты, концерты... Иногда — по пять-шесть в день! Он отрабатывал их честно — до сбитых в кровь пальцев и сорванных голосовых связок.

Спортсмен



Редакция журнала «Спортивная жизнь России», 1968 год

«Я очень много занимался спортом, когда был помоложе, — занимался просто так, — боксом, акробатикой — да многими всякими видами спорта... Потом уже когда стал актером, я стал заниматься спортом для сцены — потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера...» Но больше, чем спорт, Высоцкий любил сочинять песни о нем. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей.

Любимец толпы



Концерт Владимира Высоцкого в Харькове, 1978 год
(фото из личного архива певца)


Когда Высоцкий однажды прилетел на самолёте из очередного путешествия, трап обступила огромная толпа народа и все тянули к нему фотографии, или, что окажется под рукой для автографа. Один человек протянул партбилет. Высоцкий, увидев это, сказал: «Зачем? Вас же выгонят из партии».

На что тот, немного подумав, ответил: «А, и хрен с ним, распишитесь».

Верная муза


 
У Высоцкого за всю его жизнь было огромное количество романов и отношений. Однако ни Иза Жукова, ни его вторая жена Людмила Абрамова, ни молодая артистка Лариса Лужина, ни актриса Татьяна Иваненко, ни его последняя любовь Оксана Афанасьева не дали поэту столько вдохновения и поддержки как Марина Влади. Именно ее Высоцкий будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню. Прославленная актриса по одному его зову бросала все, чтобы быть с ним, когда он попадал в очередную аварию.
 

 
Владимир и Марина во время круиза по Черному морю, Август 1971 года
(фото из личного архива С. Демина)


Свои письма Марине Высоцкий подписывал «от Тебя» из-за старой легенды про невесту, которая не пускала в дом жениха, который на вопрос «кто это?» отвечал «это я». Она открыла ему только тогда, когда он сказал «это ты».
 
Заядлый автомобилист
 

 
Высоцкий за рулем своего Мерседеса 450
(фото из семейного архива Высоцких)


За всю жизнь у Высоцкого было большое количество машин. Среди моделей были и ВАЗ-2101, и Волга ГАЗ-21, и подаренный Мариной Влади Рено 16, однако все они были разбиты певцом, который ко всему прочему очень любил погонять на скорости 200 км в час. Спустя некоторое время Высоцкий купил себе Мерседес. Такой тогда был только у Брежнева, и постовые часто отдавали честь Владимиру, думая что это колесит сам Генсек. Когда же спустя некоторое время они узнали, что на машине ездит Владимир Семенович, то честь отдавали с еще большим усердием и бескорыстно! Вот это называется всенародно любимый исполнитель.
 
Прости, ошиблись
 

 
На фото: Высоцкий и Влади на фоне т/х «Шота Руставели»
(фото из личного архива С. Демина)


Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого заглянули воры. Вместе с вещами и одеждой они прихватили и все документы, и даже ключ от московской квартиры. Обнаружив пропажу, Высоцкий отправился в ближайшее отделение милиции, написал заявление, и ему обещали помочь. Но помощи не понадобилось. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».

На грани смерти
 

 
Высоцкий после клинической смерти, 1969 год
(фото питерского фотохудожника Михаила Смирина)


Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. Она вспоминает: «Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал...Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле...»

К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов.
 
Проблемы?
 

 
Владимир Высоцкий и Марина Влади в Сан-франциско, 1976 год  фото из личного архива Марины Влади)
 
Когда в 1979 году Высоцкий приехал в Америку, его сразу же окружила толпа журналистов. Первым же вопросом был вопрос об «ужасах советской действительности» и о «бесчеловечности коммунистического режима».

— Но неужели вы думаете, — отрезал Высоцкий, — что если у меня есть проблемы с моим правительством, то я приехал решать их здесь?

Больше его не провоцировали.
 
Тихая смерть
 

 
Прощание с Владимиром Семеновичем Высоцким, 1980 год
(фото Валерия Плотникова, агентство East News)

 
Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.

Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор «Вечерней Москвы». И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.
 
Герой не забыт
 

 
Владимир Семенович Высоцкий (фото Валерия Плотникова)
 
В честь Высоцкого названо десятки улиц в разных городах мира, современный небоскрёб в Екатеринбурге, астероид, перевал и перевальное плато, каньон, ледник, перевалы, одна из скал горы Качканар, одна из Пинежских карстовых пещер в Архангельской области, плато в архипелаге Огненная земля, пассажирский теплоход, танкер, катера, яхты, самолёт Airbus A330, существует 2 сорта гладиолусов, и большое количество кафе, и ресторанов.
 
http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/lyublyu-vysockogo-617205/
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Чт Ноя 13, 2014 12:01 pm

Владимир Высоцкий: в канун именин

Иеромонах Димитрий (Першин) | 25 июля 2014 г.

В канун его именин, до которых он не дожил буквально пару дней, если, конечно, был крещен — и именно с именем Владимир, что в случае вероятного крещения в Армянской Церкви далеко не столь очевидно, прислушаемся к его стихам.



Это о них, о стихах, он напишет с горечью:

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
Не стоит рифмовать «кричу — торчу».

И лопнула во мне терпенья жила —
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут — отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано.


Это стихотворение «Мой черный человек» датировано 1979 годом. И о каком суде идет здесь речь, о каком пути и о каком выборе, как кажется, пояснять не надо. Высоцкий, по точному замечанию Дмитрия Быкова, сжигал себя дотла, но по другому не мог и не умел, да и не хотел.

При этом его внутренний путь пролегал через Шекспира и Пастернака, включая «Гамлета», написанного одним и переведенного другим, через Брехта и Маяковского, каждый из которых сумел претворить, соответственно, театр и поэзию в жизнь, — в общем, через те материки и архипелаги, на которых остались следы и Неведомого Бога, и невиданных зверей.

И на этом пути, скорее, ближе к его концу, Высоцкий поднялся над эпохой и, словно шторы, раздвинул те горизонты, что многим из нас застили Небо:

В синем небе, колокольнями проколотом, —
медный колокол, медный колокол —
то ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
чтобы чаще Господь замечал.


Купола, 1975.

Но и враг рода человеческого, увы, тоже делал свое черное дело. Отсюда молитва, растворенная последней надеждой на то, что как-нибудь удастся совладать с судьбой, обернувшейся роком, схватившей за кадык и уволакивающей в никуда. Вот эта молитва, положенная на стихи менее чем за два месяца до исхода:

Две просьбы

М.Шемякину — другу и брату
посвящен сей полуэкспромт.

Мне снятся крысы, хоботы и черти. Я
Гоню их прочь, стеная и браня.
Но вместо них я вижу виночерпия,
Он шепчет: «Выход есть, — к исходу дня —
Вина! И прекратится толкотня,
Виденья схлынут, сердце и предсердие
Отпустит и расплавится броня!»
Я — снова Я, и Вы теперь мне верьте, я
Немногого прошу взамен бессмертия, —
Широкий тракт, холст, друга да коня
Прошу покорно, голову склоня,
Побойтесь Бога, если не меня, —
Не плачьте вслед, во имя Милосердия!

Чту Фауста ли, Дориана Грея ли,
Но чтобы душу — дьяволу — ни-ни!
Зачем цыганки мне гадать затеяли?
День смерти уточнили мне они…
Ты эту дату, Боже, сохрани, —
Не отмечай в своем календаре, или
В последний миг возьми да измени,
Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли
И чтобы агнцы жалобно не блеяли.
Чтоб люди не хихикали в тени.
От них от всех, о Боже, сохрани
Скорее, ибо душу мне они
Сомненьями и страхами засеяли.


Париж,
1 июня 1980.


Полуэкспромт? — да, но просьба остается просьбой, и адресована она Богу, а Бог слышит каждое движение человеческой души, и душа слышит стук в её двери, особенно душа чуткая и настроенная слышать, а в этом умении Высоцкому не отказать.

Он знал, что погибает, что морфий несовместен не только с жизнью, что не самое страшное, но и с честью, и с совестью. В эти последние месяцы ему приходилось лгать и изворачиваться, от чего он, по воспоминаниям друзей, невероятно страдал, рвал с этой зависимостью и опять возвращался к ней.

Но вот вопрос — равен ли человек своим страстям, сводим ли он к своим ошибкам, только ли в них заключается его жизнь? Если посмотреть, сколько написано, спето, сыграно и выстрадано Высоцким за его недолгий век, станет понятнее такое его завещание нам:

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу.
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.


И далее — исповедуясь нам, своим слушателям, он поясняет:

Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить — не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу!
Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу!
Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу.
Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,-
Я уйду и скажу, что не все суета!


А что, собственно, не суета? То, с чего начинается эта песня, — исповедальное исповедание веры в правоту, в правду Христа, над которым глумятся разномастые лабазники:

Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней — немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это все, не тот и не та…
Что лабазники врут про ошибки Христа…


Это поздний Высоцкий, стихотворение написано и спето в 1978 году. Но откуда здесь лабазники?

Ответ на этот вопрос мы находим в одном из его ранних стихотворений:

Ваш кандидат, а в прошлом он лабазник,
вам иногда устраивает праздник.


Таких многообещающе врущих кандидатов-лабазников и в наши дни хоть пруд пруди. Именно им в ответ, в защиту Христа распятого, которого жаль, ибо Он добровольно идет на Крест, а не просто является жертвой насилья и бессилья, именно в ответ всем расхристанным хулителям и гонителям хрущевско-брежневской да и нашей поры свидетельствует Высоцкий о том, что не всё суета.




Напомню, что еще задолго до предсмертия Владимир Высоцкий написал и спел:

Надеемся только на крепость рук,
на руки друга да вбитый крюк
и молимся, чтобы страховка не подвела.


Понятно, что здесь поэт говорит о молитве не в том высшем смысле, который вкладывает в нее апостол Павел, заповедавший нам непрестанно молиться, пребывая в общении со Христом. Но понятно и то, что альпинистская молитва о страховке — это все равно молитва, исполненная надежды на Бога, Который не оставит человека в беде. Это горное упование предваряет горнее богопредстояние, ведет к нему и включено в него как исходное основание и точка опоры. Но то, что проскальзывает в стихах и песнях, — это лишь отголосок тех мыслей о себе и о вечности, того общения с Богом или раз-общения с Ним, которое совершается в сердце каждого человека, но бывает запечатлено в поэтическом слове. Так что я бы не спешил с категорическими суждениями о том, насколько далек был Высоцкий от Творца и Спасителя, хотя бы потому, что это вне сферы нашей компетенции, ибо ведомо лишь нашему Судии.

А заметили ли вы, как грамотно он нарушает правила русского языка в пользу Троического богословия?

И я попрошу Бога, Духа и Сына,
чтоб выполнил волю мою:
пусть вечно мой друг защищает мне спину,
как в этом последнем бою.


По правилам русского языка должно было быть «выполнили» — но Бог един в Трех Лицах, и Высоцкий ставит глагол в единственном числе. Возможно, это чувство языка, возможно, эрудиция, но я думаю, прежде всего — ответственность за слово, за его значение и все связанные с ним коннотации.

На этот пример в свое время обратила мое внимание Марина Андреевна Журинская, и она же дала такое определение поэтике Высоцкого: семантическая компрессия. Предельное насыщение целыми смысловыми пластами и измерениями каждой строки, каждого словосочетания приводит к тому, что за каждым словом стоит целая история, а, может быть, и несколько взаимодополняющих событийных рядов.

Но вот как нож мне в спину —
забрали Катерину —
и следователь стал меня главней.


Это из ранних песен. А вот из вышеприведенной «Песни летчика»:

Им даже не надо крестов на могилы,
сойдут и на крыльях кресты.


Но вот что еще крайне важно не упустить из виду, так это ту оценку, которую дал творчеству Высоцкого Иосиф Бродский, отметивший, что перед нами именно поэзия, с очень сложными и совершенными рифмами, что пропевание этих текстов под гитару часто не позволяет нам заметить поэтического мастерства, каковое, тем не менее, и делает песни Высоцкого столь популярными среди, казалось бы, самых простых людей. Потому что любой человек откликается на красоту, в том числе, отображенную в слове.

Высоцкому было не легко приближаться к пределам смерти, боюсь, что и нам это будет совсем нелегко. Потому, что вслед за нами к этим пределам потащатся все наши нераскаянные страсти, все нами содеянные грехи, и будут нас обличать там так же, как здесь они обличали нашу совесть. И только милостью Божией наша вечность не будет окрашена в совсем уж мрачные тона.

Высоцкий об этой совестной рефлексии над прожитой жизнью со всеми падениями и соблазнами, со всеми взлетами и схватками, в которых ему удавалось одерживать победу над серой скукой советской идеологии, пел так:

Общаюсь с тишиной я,
Боюсь глаза поднять,
Про самое смешное
Стараюсь вспоминать.

Врачи чуть-чуть поахали:
«Как? Залпом? Восемьсот?..»
От смеха ли, от страха ли —
Всего меня трясет.

Теперь я — капля в море,
Я — кадр в немом кино.
И двери на запоре —
А все-таки смешно.

Воспоминанья кружатся
Как комариный рой,
А мне смешно до ужаса:
Мой ужас — геморрой.

Виденья все теснее —
Страшат величиной:
То с нею я — то с нею, —
Смешно, иначе — ной!


Это — о тех видениях и образах, что обступают душу на пороге вечности и кружат над ней ежечасно, и о том внутреннем растождествлении себя и своих ошибок, себя и своих промахов, без которого невозможно покаяние. Но вот далее — о том, ради чего он положил свою душу, на что растратил жизнь:

Не сплю — здоровье бычее,
Витаю там и тут,
Смеюсь до неприличия
И жду — сейчас войдут…

Халат закончил опись
И взвился — бел, крылат.
«Да что же вы смеетесь?» —
Спросил меня халат.

Но ухмыляюсь грязно я
И — с маху на кровать.
Природа смеха — разная, —
Мою вам не понять.

Жизнь — алфавит: я где-то
Уже в «це-че-ше-ще», —
Уйду я в это лето
В малиновом плаще.

Но придержусь рукою я
В конце за букву «я» —
Еще побеспокою я! —
Сжимаю руку я.

Со мной смеются складки
В малиновом плаще.
С покойных взятки гладки, —
Смеялся я — вообще.

Смешно мне в голом виде лить
На голого ушат, —
А если вы обиделись —
То я не виноват.

Палата — не помеха,
Похмелье — ерунда, —
И было мне до смеха —
Везде, на все, всегда!

Часы тихонько тикали —
Сюсюкали: сю-сю…
Вы — втихаря хихикали,
А я — давно вовсю!


1980

Что-то мне подсказывает, что та свобода невтихаря смеяться над тем, что достойно лишь осмеяния, более, чем нужна нам и сейчас. А поэтому и после смерти, и отнюдь не фальшивым фальцетом, но во всю мощь своего отчаяньем сорванного голоса, Владимир Высоцкий пробуждает в нас — нас самих.

И после смерти он понуждает нас расправить плечи, намотать на роги и растрясти по кочкам всех тех, кто возомнил себя медведем или волком в заповеднике.

И после смерти он просит нас пойти дальше — навстречу тому свежему ветру, который избранных

пьянил, с ног сбивал, из мертвых воскрешал,
потому что, если не любил,
значит и не жил, и не дышал.


Тема любви — и тема войны, без которых Высоцкий — не Высоцкий, требуют отдельной статьи, отмечу здесь лишь то, что в одном из последних стихотворений поэт обращается одновременно и к Марине Влади, и к Творцу мироздания:

И снизу лед, и сверху. Маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там — за дело, в ожиданьи виз.

Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним
.


http://www.pravmir.ru/vladimir-vysockij-v-kanun-imenin/
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Сб Дек 06, 2014 7:58 pm

avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Анисимова в Пт Янв 23, 2015 9:48 am

Вот что ни сделает дурак... Но все правильно: Высоцкий с нами, а не с ними.

В Петербурге концерт памяти Высоцкого отменен по политическим мотивам



Арт-салон «Невский, 24» отменил концерт Михаила Новицкого, посвященный памяти Владимира Высоцкого, который должен был пройти 22 января 2015 года.
В официальной группе «ВКонтакте» руководство арт-салона объясняет свое решение политической деятельностью артиста.

«Мы считаем, что культура – вне политики. И любой уважающий себя и творческое сообщество деятель культуры не имеет права использовать её для поддержки той или иной политической позиции, тем более в хамской или грубой манере, пусть даже выраженной в тонкой семантической форме», - отмечается в сообщении.

Михаил Новицкий, лидер музыкальной группы «СП Бабай», известен своими оппозиционными политическими взглядами. В ходе прошедшего неделю назад митинга музыкант спел песню с припевом «Путин, хэлло», чем, видимо, и вызвал недовольство арт-салона.

Судя по комментариям читателей страницы М.Новицкого в соцсети «ВКонтакте», поклонники творчества Высоцкого не поддерживают позицию салона. Один из пользователей пишет: «Высоцкий, конечно, был вне политики. Абсурд», другой добавляет: «Не может в наше время музыка быть вне политики как бы этого не желали...Музыка - это отражение жизни». Еще один из пользователей замечает: «Так ведь любой концерт отменить можно. Эта отмена - пиар спектакля и антипиар площадки!», «Культура вне политики», а концерт-то отменили».


http://top.rbc.ru/spb_sz/22/01/2015/961870.shtml
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8388
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Анисимова в Пт Янв 23, 2015 9:50 am

Это же про нас, сегодняшних... Все-таки Высоцкий - гений.

avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8388
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Н. в Пт Янв 23, 2015 4:42 pm

Вот и пришли времена, которые стали хуже сталинских...
Тогда времена были сталинскими открыто и однозначно, как в анекдоте "хошь ешь, хошь не ешь, курица дохлая"
Теперь исподтишка, прОгибаючись (пример этого "арт-салона")
Мерзкое время...
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18472
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Анисимова в Вс Янв 25, 2015 1:00 pm

С днем рождения, Владимир Семенович!

avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8388
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Ирина Анисимова в Вс Янв 25, 2015 3:31 pm

Все-таки Гениям дан дар предвидения. "Лукоморья больше нет" - это тоже про нас сегодняшних. Почему-то раньше я ни разу не слышала эту песню, а вслушалась сейчас - и ужаснулась.
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 8388
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Владимир Высоцкий

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 1 из 9 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения