Георгий Зотов. Бумажный апокалипсис

Перейти вниз

Георгий Зотов. Бумажный апокалипсис

Сообщение автор Ирина Анисимова в Чт Сен 03, 2015 4:04 pm

Георгий Зотов. Бумажный апокалипсис
(колонка в "АиФ")

…Вы когда-нибудь обращали внимание, читают ли сейчас люди в московском метро? Ведь там всегда читали в вагонах, правда? И газеты, и журналы, и книги. Вот так вспомнишь – масса народу сидела с потрёпанными обложками в руках, и когда человек вдруг вскакивал, устремляясь к двери, было видно – он проехал свою остановку, слишком увлёкся чтением. Закончено, забудьте. Теперь народ пишет эсэмэски по телефону, играет на планшетах, слушает музыку в плеерах, «шарится» по Интернету – зря, что ли, в «подземке» провели бесплатный wi fi? Хороший знакомый из издательства сказал – это всё равно, что книге приставили к голове…простите, к обложке пистолет, и нажали на спусковой крючок. Чтение больше не модно. Развлечений кругом так много, а времени так мало, в сутках всего 24 часа. Есть социальные сети, есть сериалы, есть компьютерные игры, на романы, повести и рассказы у потенциального читателя жизни не остаётся.
Согласно опросу ВЦИОМ, 44 (!) процента россиян признались, что за последний год не прочли ни одной книги, да и в принципе не читают. Мы даже не заметили, как утратили статус самой читающей страны в мире. В США, упрекаемых нашими ведущими сатириками в тупости и бездуховности, полностью игнорируют книги лишь 32 процента населения, а больше всех на планете отныне читают индусы. Зато 53 процента американцев «общаются» с книгой ежедневно (хотя, как и у нас, основные любители литературы там – дамы бальзаковского возраста). Чтение на Западе аналогично переходит в электронный формат, но публика покупает тексты, а не скачивает бесплатно: интерес к книгам остаётся стабильно высоким. Именно поэтому тиражи таких писателей, как признанный мастер жанра «хоррор» Стивен Кинг, продаются в Америке тиражами в три миллиона экземпляров, у нас же – 20.000 штук на всю страну, да и то с трудом. За последний год тиражи книг в России упали на 18.6 процентов, количество переводной литературы сократилось на 10 процентов, и будет уменьшаться дальше – платить-то правообладателям надо долларами. Книжные магазины с начала кризиса закрываются пачками, в результате, у нас теперь один книжный приходится на 50-55 тысяч человек… для сравнения, в ЕС – на 5-6 тысяч. В некоторых (разумеется, небольших) российских городках вообще не осталось мест, где можно купить книгу. Что называется, приехали.
…Отчего же так получилось? Причин много, и они слиплись в снежный ком, который лавиной прокатился по российской книжной индустрии. Во-первых, официальная пропаганда чтения в России настолько беспомощна и убога, что похожа на выступление престарелых клоунов-инвалидов в замшелом цирке. Чего стоят только идиотские ролики, где Пушкин читает рэп, а Гоголь играет в баскетбол, или плакаты – дескать, Донцова осталась без мопсов, а писатель Олег Рой – без штанов, благо их книги украли «пираты» с ресурса «Флибуста»…реакция читающей публики обычно одна: «Да так им и надо, проживут и без мопсов, совсем зажрались, буржуи». Во-вторых, государство совсем не обращает внимания на полуживое существование книжных магазинов, отказываясь снизить им аренду и НДС – в итоге, средняя цена книги в Москве уже составляет 500-700 рублей, а это большинству людей не по карману. В третьих, расцвело книжное пиратство, которое целое десятилетие игнорировалось крупнейшими издательствами – «да, как-нибудь само рассосётся». Не рассосалось. Сейчас доступ к той же «Флибусте» ограничен по решению суда, но на деле куча провайдеров («Акадо» и даже государственное московское метро) не закрыли этот сайт: борьба с пиратством по большей части выглядит профанацией. В четвёртых, изрядно виноваты и сами российские издательства – они до сих пор не могут поверить в то, что культура чтения стремительно меняет формат, перемещаясь с бумаги на цифровые носители. Как справедливо отмечает писатель Никита Аверин, «к продаже книг подходят, как к торговле овощами, или другими скоропортящимися продуктами – стараются выжать максимальную прибыль без вложения в рекламу, и каких-либо экспериментов». Вспомните, как давно вы слышали о новом авторе сногсшибательной книги? Ха, и вряд ли услышите. Читатели не покупают книг новичков, а издательства предпочитают печатать уже проверенные имена, каковые гарантированно приобретёт аудитория – Акунин, Донцова, Лукьяненко. Только вот от одного и того же набора книг потребители тоже устали. «Мы подошли к точке невозврата, - считает писатель-фантаст Диана Удовиченко. – Нежелание издателей искать новые методы продвижения авторов, непрофессионализм книготорговцев, потеря рынка электронных текстов сделали своё дело». Действительно, добавить к этому нечего.
…Вчера в Москве на ВВЦ открылась XXVIII Международная книжная выставка-ярмарка. С каждым годом там присутствуют всё меньше издателей, и представляют всё меньше наименований книг. Недавно, общаясь с человеком 20 лет от роду, я процитировал Булгакова. Он меня не понял, ибо не читал «Мастера и Маргариту»: сей факт сейчас мало кого удивит. Люди, не читающие книг, перестали быть редкостью, но власть это по-прежнему не волнует. Ведь, в конце концов, хорошо сказано в «Трудно быть богом» незабываемых братьев Стругацких: «Нам умные не надобны. Надобны верные».
(с) Zотов

https://www.facebook.com/george.zotov.5/posts/870224433063673
avatar
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 9347
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения