Олег Погудин - Серебряный голос России
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Тайна "Вальса №2"

Участников: 3

Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Вс Окт 20, 2013 8:52 pm

Слушая вальс Шостаковича в исполнении Роберто Аланья, я вспомнила, что когда-то натыкалась в Сети на очень интересное музыкальное расследование, связанное с этим вальсом.
Вот оно.

Валерий Лебедев "Тайна "Вальса №2"

Тут мы подходим к тайне Вальса номер 2. Возможно, впервые Шостакович решил пошутить в музыке почти, что называется, в лоб. Настолько явно, что об этом до сих пор никто не догадывался. Вообще-то для него юмор, сатира, гротеск и сарказм в музыке были любимыми приемами. Но там этот сарказм был явным, как в "Райке". А здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, почти что народный вальс, и никакого юмора с сатирой в нем совсем не заметно. Но как его написать народным? А нужно взять готовые музыкальные интервалы, интонации из известных композиций, немного изменить порядок нот (иногда на обратный) — и вещь готова! Еще лучше взять не один "народный вальс", а несколько. И Шостакович берет три известных вальса:

1. "Волны Амурского залива" (это настоящее название, а не просто "Амурские волны"), написанные в 1909 г. Максом Кюссом (родом из семьи бедных одесских евреев) под влиянием чувства к недоступной жене полковника Генштаба некоей Вере Николаевне (фамилия В.Н. неизвестна).

2. "Дунайские волны", написанный румынским композитором сербского происхождения Иосифом Ивановичем в 1880 г.

3. Вальс "На сопках Манчжурии", сочиненный в 1905 г. капельмейстером Мокшанского пехотного полка Ильёй Шатровым.

Немного есть из Иоганна Штрауса, но это не более чем некий характер звучания.

Все три вальса были к тому времени хорошо известны. Удивительная компиляция из этих трех вальсов сразу "легла на ухо". Он казался давно знакомым, "близким и родным", и вместе с тем — новым.

Вот здесь можно прослушать и посмотреть, как его исполняет известный музыкальный шоумен Андре Рьё, который исполняет его как раз в аранжировке Нидерландского королевского оркестра (напоминаю — звучащей в фильме Кубрика (ищите в интернете видео: Andre Rieu — Shostakovich' Second Waltz). Ах, гениальная музыка Шостаковича! Вслушайтесь в этот вальс и вы встретитесь с знакомым незнакомцем — он вас сразу возьмет в плен.



Но все же — почему не известен в России? Даже слов на эту музыку никто не написал. В то время как на Амурские, на Дунайские волны, на Сопки — множество версий. Есть очень советские:

Амурские волны:

Ты шуми, Амур родной.

Ты шуми седой волной,

В грозном беге прославляй

Наш советский вольный край.

Дунайские волны:

Видел отважных советских ребят,

Славных друзей и хороших солдат,

Тех, кто на Волге сраженье вели

И на Дунай пришли

Еще раз: почему Вальс 2 не стал популярен в России? Я могу лишь повторить свою догадку: потому что популярности этого своего вальса не хотел сам автор. Он-то прекрасно понимал, что специально написал стилизацию, создал подражание. Своего рода учебную фугу. Сделанную отлично — талант-то не спрячешь. Но в вальсе — не его композиторский голос. Это чужой для него язык.

Никто не назовет визгливый марш флейт нацистского нашествия из 7-й "Ленинградской" симфонии мелодией, которую хочется напевать за рулем. Но никто и не забудет эту музыку, только один раз ее услышав. "Вам не нравится мой голос, мои интонации?" — как бы спрашивал Шостакович. Они формалистические и антинародные? Вам мой голос неприятен, как звук ножа по стеклу? Хорошо, как пародист я могу говорить чужим голосом. Я напишу музыку не хуже песен Книппера, Дунаевского, Блантера, Кабалевского, Хренникова, Богословского и еще массы других".

Шостакович написал не просто хорошую, но отличную стилизацию. Лучше оригиналов. Простая, но не примитивная мелодия. Ясная и не сложная оркестровка. И ноты вальса (как и Второй сюиты) никто, я полагаю, не терял. Просто Д.Д. не давал разрешения на широкое исполнение. Когда нужно было быстро заработать, разрешил использовать в фильме Калатозова — не пропадать же добру. Но никакой гордости: учебная работа.

Прием перестановок и сочетаний, примененный Шостаковичем при сочинении Вальса 2, не раз использовался в музыке для разных целей.

В советское время — для демонстрации перековки. Для халтуры. Для того, чтобы сойти "за своего". Чтобы вступить в Союз композиторов.

Я как-то уже рассказывал историю приема в СК Давида Тухманова. Повторю ее.

К началу 70-х годов прошлого века Тухманов уже сочинил сколько-то песен, в том числе шлягер "Последняя электричка" (1963), а также: "Эти глаза напротив" (Т. Сашко), "Непросто быть вдвоём" (М. Пляцковский), "Россия" (М. Ножкин), "Свободный вечер" (М. Ножкин).

Встал вопрос о его приеме в Союз композиторов СССР. Есть рекомендации, есть песни, есть репутация. И фамилия почти подходящая. Лучше бы просто Туманов, без вот этого "Тух", но пусть будет как есть. Имя — Давид Федорович.

Давиду предложили написать явно патриотическую песню. Какую? Да вот — "Мой адрес — Советский Союз".

Только песня должна быть, сказал ему ныне покойный Тихон Хренников, с одной стороны свежая, новаторская. Но с другой — как бы давно знакомая. Чтобы ее народ сразу запел. Чтобы она легко ложилась на ухо. Но чтобы музыка была незаезженной.

Он задумался: с одной стороны, свежая, с другой — как бы хорошо знакомая. Диалектика, однако. Для начала он взял один фрейлакс и сделал из него вступление и проигрыш между куплетами.

Потом наступило главное: запев.

Текст (Ножкина) уже был написан и предложен соискателю членства в Союзе композиторов. Первый куплет:

Колёса диктуют вагонные,

Где срочно увидеться нам.

Мои номера телефонные

Разбросаны по городам.

Что за мелодия? А?! Да это ж "Летят перелетные птицы", муз. Блантера, слова Исаковского.

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой,

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой,

Родная навеки страна.

Не нужен мне берег турецкий

И Африка мне не нужна.

Немного смещаем акценты и все — запев готов. Звучит свежо, но очень знакомо. Вы попробуйте, очень ложится на ухо.

Теперь припев:

Заботится сердце,

Сердце волнуется,

Почтовый

Пакуется груз.

Это ж — Ой, рябина кудрявая, белые цветы, / Ой рябина рябинушка, что взгрустнула ты

И снова уход на смещенные акценты "Летят перелетные птицы":

Мой адрес —

Не дом и не улица,

Мой адрес —

Советский Союз.

Давид Федорович написал знаменитую песню за 30 минут, в члены Союза композиторов был принят в 1973 году (в 33 года) еще быстрее, чем написал песню. Рассказывая историю своего вступления, хохотал очень заразительно.

Талантливый человек.

Шостакович часто колебался, впадал из-за своих компромиссов и оппортунизма в депрессии. "Разочаровался я в самом себе. Вернее, убедился в том, что я являюсь очень серым и посредственным композитором" — запись от 3 марта 1967 года, приведенная в книге Оксаны Дворниченко "Дмитрий Шостакович. Путешествие".

Но есть устоявшееся мнение, что Шостакович — гениальный музыкант. Конечно, он мог бы писать песни. Да и писал их.

Они не были выдающимися, ибо писать мелодии — не его стезя. Но они не уступали бы большинству признанных песен. Вальс 2 оказался выше среднего "песенного уровня". "Родина слышит, родина знает" — среднего. В целом вполне добротные композиции. Но Шостакович не хотел и не мог быть добротным и средним. Он был не такой, как все. У него был свой голос. И проявлялся этот голос не в песнях или мелодиях, а в мощных композициях, имя которым — Музыка.


МНОГО ИНТЕРЕСНОГО. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ.
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Чт Ноя 07, 2013 8:22 pm

Как говорят, природа не терпит пустоты. И вот "Вальс №2" на стихи собственного сочинения исполняет Маэстро Роберто Аланья.



Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Ср Ноя 13, 2013 6:22 pm

Ира, я всегда любила именно этот вальс, но никогда не знала, что это "Вальс  №2" Шостаковича   7
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Ср Ноя 13, 2013 6:27 pm

А это мой любимый фильм «Фанфан -  аромат любви» режиссера Александра Жардена и мои любимые Софи Марсо и Венсан Перес танцующие под эту волшебную музыку



https://www.youtube.com/watch?v=WPjNphbbla0
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Пт Ноя 29, 2013 1:51 pm

К сожалению, аккаунт человека, сделавшего такой потрясающий ролик, удален и больше ролик увидеть нельзя... Sad 
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Пт Ноя 29, 2013 3:35 pm

Не плачь, я вырежу специально для тебя из фильма. rendeer
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Пт Ноя 29, 2013 3:47 pm



https://www.youtube.com/watch?v=BY32JNXwzG0

Нет , Ириша, из фильма нельзя вырезать

Там они танцуют совершенно под другую музыку.

Эта девушка наложила в замедленном темпе вальс из фильма на Вальс №2 Шостаковича... и получилась кра-со-та и счасть-е

А теперь его нет...
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Пт Ноя 29, 2013 3:54 pm

Аааа... Ну, тогда "беда-беда, огорчение"...
Можно, конечно, попробовать. Вот сын из командировки вернется, я его попрошу. Может, и сама научусь.
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Пт Ноя 29, 2013 3:59 pm

ИРАААА!!!! НАУЧИСЬ и СДЕЛАЙЙЙЙ ТАК ЖЕ!!!

У нее так точно видео попадало под акценты музыки Шостаковича...

Ну ты же делаешь превосходно свои "Ассоциации", ты уже почти все умеешь наверняка!
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Чт Дек 05, 2013 1:15 pm

ИРААААА, ДЕВУШКА СНОВА ВОССТАНОВИЛА СВОЙ РОЛИК!!!!!

СКОРЕЕ ЗАПИШИ МНЕ ЕГО!!!!
Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Вс Янв 03, 2016 12:42 am



https://youtu.be/c9gyMKK4dmc

"Вальс №2" в исполнении Демиса Руссоса и танец под водой.
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Татьяна_Одесса Вс Янв 03, 2016 5:12 pm

Фантастика!!! Красота неописуемая!!! Но музыка... даже без видеоряда она потрясает. I love you
Татьяна_Одесса
Татьяна_Одесса

Сообщения : 1776
Дата регистрации : 2013-08-13
Откуда : Одесса

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Вс Янв 03, 2016 5:19 pm

Я вот иногда думаю, что бы могли создать наши композиторы, поэты, писатели, если бы они не находились под этим удушающим прессингом советской власти...
Не пришлось бы им писать про "широка страна" и всякие прочие "первые сирены" и "лодки" (до чего же я ненавижу эту песню, что-то необъяснимое на физиологическом уровне). Сколько всего потеряно, утрачено, изуродовано, уничтожено.
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Н. Вт Ноя 21, 2017 4:31 pm

Ирина Н.
Ирина Н.

Сообщения : 27611
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Тайна "Вальса №2" Empty Re: Тайна "Вальса №2"

Сообщение автор Ирина Анисимова Сб Дек 02, 2017 11:40 pm

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — крупнейший классик ХХ века, родился и прожил всю жизнь в России (Российская Империя, СССР). Его жизнь и творчество хорошо изучены и описаны.

Мастер монументальных жанров (симфоний и опер), а также квартетов, он редко обращался к более мелким, «сиюминутным», заказным и проходным вещам. Но бывало, и обращался.

Официальная версия гласит, что в 1938 году, когда в СССР был организован Государственный джаз-оркестр, решили обратиться «за музыкой» к советским композиторам — Д. Шостаковичу и С. Прокофьеву. Оба они никакого отношения и ни малейшей склонности к джазу не имели, но профессионал — этот тот, кто может все, и Шостакович написал свою «Джазовую сюиту». Впрочем, это была уже вторая по счету Джазовая сюита. Говорят, даже Сталину понравилась.

Но во фронтовых гастролях многие оркестранты были убиты, ноты именно этого вальса считались утраченными. Причем сам автор был жив, но как-то на эту потерю партитуры не реагировал. Но вот в 1956 году выходит советский фильм «Первый эшелон» Михаила Калатозова (следующим фильмом этого режиссера станет знаменитые «Летят журавли») с музыкой Д. Шостаковича.

И там звучит этот «потерянный» вальс.

И снова — длительная тишина. Эта музыка не интересна никому, в том числе, кажется, и автору. И так — полвека, ни много ни мало. И вдруг — мировой бум.

Для полного понимания картины вспомним, что написанию «Джазовой сюиты N2». Предшествовало посещение тов. Сталиным оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Шостакович ждал вызова к вождю, в правительственную ложу. Но никто его не позвал. Сталин и трое его «соратников» из политбюро (Молотов, Микоян, Жданов) ушли еще до окончания действия.

Далее процитируем Кшиштофа Мейера (польский композитор, председатель союза композиторов Польши, ученик Шостаковича, пианист, педагог, музыковед) по изданию: Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Пер. с польск. Е. Гуляевой. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 439 с.

Критик «Известий» рассказал нам позже, что когда он спросил Сталина, понравилась ли ему музыка, то услышал в ответ: «Это сумбур, а не музыка!».

Композитор оставался в Москве лишь сутки, а затем уехал в Архангельск, где вместе с Виктором Кубацким должен был выступить в нескольких концертах. Это было 28 января (1936 г.). Еще на железнодорожной станции Шостакович купил свежий номер «Правды» и увидел в нем небольшую статью под названием «Сумбур вместо музыки. Об опере „Леди Макбет Мценского уезда“». Он начал читать, сначала с недоумением, а потом с ужасом.

Вот что было написано в статье без подписи (кто автор, документально не известно, но все убеждены, что то в очередной раз блеснул критик Заславский, умерший в почете литкритиком «Правды»), привожу выборочно:

«Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой „музыкой“ трудно, запомнить её невозможно.

... И все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И „любовь“ размазана во всей опере в самой вульгарной форме.

„Леди Макбет“ имеет успех у буржуазной публики за границей. Не потому ли похваливает ее буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой?».

Шостакович является, вне сомненья, наиглавнейшим композитором порнографической музыки во всей истории оперы».
Дмитрий Шостакович прожил достойную и трудную жизнь. Жизнь, полную нападок — от статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» до потери друзей в 1937−38 годах (одним из его друзей был расстрелянный маршал Тухачевский, с которым они часто вместе музицировали); от войны, которую он пережил вместе со всем народом, до десятилетней дальнейшей опалы после Постановления Политбюро Ц К ВКП (б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели с обвинением в «формализме», потерей работы.

Он был при этом знаменит, получал премии (в том числе и Сталинскую) и звания. Наследие его огромно. Учитывая обстоятельства, он мог об этом вальсе, действительно, просто забыть, не считая его чем-то важным.

И всё же ощущение странности не оставляет: это музыка яркая, за границей воспринимается практически как музыкальный гимн страны. Почему же она не стала известна в России? Точного ответа нет.

Дальше следует история внезапной находки партитуры в бумагах композитора, некоторые продолжающиеся споры о том, частью какого цикла является этот «Вальс номер 2». Но это уже частные профессиональные разбирательства. Для нас здесь интересно другое.

Казалось бы, просто «проходной» вальс, написанный по случаю в виде легкой стилизации и, кажется, до конца не оцененный самим автором, вдруг через полвека завоевывает мир и становится музыкальным хитом. И дело здесь не в Кубрике. Трагическая музыка доходит здесь до общечеловеческой исторической мощи.

Отзвуки духовых оркестров в парках, где гуляли спокойные горожане более века тому назад, отзвуки уже непокойных «сопок Маньчжурии», 20-х, 30-х, 40-х и далее, далее.

Эхо века. Трагического, страшного, мощного, великого. На осколках которого мы все (в буквальном смысле «мы», в буквальном смысле «все») сейчас и доживаем.

Галя Константинова

http://www.mgorskikh.com/14-culture/5866-kak-poteryannyj-vals-dmitriya-shostakovicha-stal-mirovym-khitom
Ирина Анисимова
Ирина Анисимова
Admin

Сообщения : 10834
Дата регистрации : 2013-07-15
Откуда : Москва

http://silver-voice.narod.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения