29 июня 2010 г, Любовь и разлука, Балашиха

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

29 июня 2010 г, Любовь и разлука, Балашиха

Сообщение автор Ирина Н. в Сб Авг 22, 2015 9:58 pm

1. Музыкант играл на скрипке



- Слова этой песни и музыка, собственно говоря, тоже первой песни, которая прозвучала в сегодняшнем концерте, написаны Булатом Окуджавой, и есть у этой песни, у этих стихов, во всяком случае, в автографе самого Окуджавы и потом в сборниках, которые издавались, надпись: «Посвящается Исааку Шварцу». Сам Исаак Иосифович по этому поводу шутил, поскольку он говорил, что никогда на скрипке не играл и, в принципе, никакого отношения к этому инструменту прямого не имеет (на реплику Михаила: «но очень любил»), но это другой разговор…



Миша, поскольку знаком был с Исааком Иосифовичем много-много-много лет, он меня поправит, если что, но это я, во всяком случае, слышал от Шварца сам, поэтому как бы говорю, ну, более-менее, ответственно. Тем не менее, как большой поэт, Окуджава почувствовал, наверное, самое главное в… во всяком случае, посвящение это очень точное, и, может быть, для меня, во всяком случае  это - самое главное в творчестве не только Шварца, в творчестве любого артиста - музыканта, может быть, в первую очередь, поскольку музыка проникает в душу мгновенно. Часто над ней даже не нужно особенно размышлять. Она просто нас покоряет и заставляет двигаться в своём течении, если она нам близка, если она нам нравится, если она нас пленяет.

Вот последние слова предыдущей песни про душу справедливую, милосердную и праведную: так, наверное, мне кажется, можно охарактеризовать и музыку Исаака Шварца. Она… она вообще очень замечательная, она интересная. Нельзя сказать, что это исключительно - симфоническая музыка - и, в то же время, нельзя сказать, что это - простая… простое творчество песенное, характерное для 20-го столетия очень часто, когда, в общем, музыка выполняла какую-то такую роль более служебную, астроботаническую, но, всё-таки, музыка Шварца это - серьёзная музыка. Тем не менее, она настолько живая, настолько близкая простому человеческому восприятию, что песни, которые он писал, становились популярными настолько, что, вот, достигали буквально уровня народной песни по популярности, если говорить о, допустим, о
«Песне кавалергарда» из «Звезды пленительного счастья», а тому ещё несколько песен к этому можно прибавить.

Дальше в программе концерта будут звучать песни Шварца, и, я думаю, что не только вот словесно, но и каким-то образом прямо артистически, музыкально эту мысль мы постараемся подтвердить. Песни эти дивные, чудные, справедливые, милосердные и, в каком-то смысле, праведные. Праведные от чистоты сердца человека, который их писал, и, по мере возможности, чистоты сердца тех, кто эти песни исполнял и исполняет до сих пор
.


2. Капли датского короля





3. Качели





4. Эта женщина в окне










- Ночная серенада, Шуберт





- "Серенада" Шуберта прозвучала не случайно сегодня в программе. Шварц считал Шуберта своим любимым автором, и, в общем-то, мне кажется, ну, не только мне кажется, но я часто слышу интонации, во всяком случае, очень сходное отношение к песням.(повернувшись к музыкантам) Ну, продолжим.

6. В нашем старом саду





7. Затихнет шрапнель





- Песни, которые звучат вот в этой части концерта, они написаны к фильмам, к спектаклям телевизионным. По большей части, к кинофильмам. Известны и любимы они стали, в общем-то, благодаря кино. Я недавно, посмотрев снова «Станционного смотрителя», сделал для себя неожиданный вывод, что неизвестно, кто кому оказал бОльшую услугу: Исаак Иосифович массе фильмов, в которых звучала его музыка, или фильмы эти самому Шварцу. Возможно, распространение и такая популярность его песен не были бы возможны, если бы они не звучали в кино, но вот, опять-таки, пересматривая «Станционного смотрителя», вдруг, подумал, что, несмотря на прекрасную игру артистов, несмотря на материал гениальный, по которому снят этот фильм, всё-таки, едва ли не самое глубокое содержание этого фильма, как раз, в песнях Шварца. Большинство их написано на стихи Пушкина. Может быть, и это добавляет им такой глубины и такой мудрости, такой правильности, столько таланта, но, тем не менее. Песня, которая сейчас прозвучит, тоже из кинофильма, как и две предыдущие. Может быть, звучит она не часто, даже, наверное, совсем редко и я с ней не настолько ещё сроднился, как с другими песнями, но, тем не менее, вот сегодня мы её исполняем.

7. А годы уходят, уходят






- Шутка, Д. Шостакович



- Не случайна в сегодняшнем концерте только что прозвучавшая «Шутка» Шостаковича. Исаак Иосифович учился у Шостаковича и считал его не только своим учителем, но и считал себя продолжателем его традиции в музыке. Я не берусь судить, насколько это так, но, во всяком случае, само по себе это очень здорово, это чудесно и, знаете, вот, в каком-то смысле очень совпадает с тем, чего хочется добиваться.



А хочется добиваться, по возможности, академического отношения к неакадемическому материалу, когда, естественно, материал позволяет такое отношение. Во всяком случае, песни Шварца, однозначно, абсолютно точно возвышенны и позволяют относиться к ним с определенной и очень большой степенью доли уважения и серьёзности.
Следующие песни – до следующего музыкального антракта – это песни из кинофильма
"Станционный смотритель".


8. Я ехал к Вам



9. Город пышный, город бедный





10. Романс Минского



11. Не спрашивай



12. Дорожные жалобы








- муз.пр

13. Дождик осенний











14. Кавалергарды


- Мы завершаем сегодняшнюю встречу песней, которая дала название, собственно говоря, этой встрече, этому вечеру, песней, на мой взгляд, великой, одной из самых замечательных, которая была создана в советское время. Песней, которая это время, как раз, в общем-то, может быть, и отвергала собой. Не какими-то там военными или мощными протестами, а, как раз, отвергла иной правдой. Правдой, которая, в общем-то, ничем не отменяется - ни размышлениями нашими и поступками, ни какими-то установками, даже действиями политического, экономического, какого угодно характера, бытового даже, социального. Песня о том, что каждого из нас сопровождает с момента нашего прихода в жизнь и идёт с нами, в общем-то, всю нашу дорогу, и уходит вместе с нами за пределы нашей дороги земной.



Исаака Иосифовича не стало совсем недавно, и до сих пор, иногда, в это очень трудно поверить. До сих пор есть ощущение, что он там у себя в Сиверской живет и можно к нему приехать, можно с ним о чём-то пообщаться, но, главное, даже не это. Главное, что можно ещё ждать продолжения этих чудесных мелодий, можно ждать продолжения, можно ждать рождения новых песен. К сожалению, они уже не родятся в том виде, в котором они были. Наверняка как-нибудь, если петь мы не разучимся, будет что-то новое, придёт какой-то иной человек, который так же замечательно, так же чудесно услышит… услышит что-то самое главное для многих, многих и многих жителей нашего отечества, услышит какое-то своё особое звучание, может быть, даже услышит свой особый голос русской, российской современной песни.

Ещё скажу одно очень важное, для меня - драгоценное. Я на концертах, обычно, на эту тему никогда не распространяюсь и не упоминаю даже об этом. Но так получилось, что все эти песни замечательные и знаменитые – в своё время знаменитые и до сих пор, - они пришлись на пору моего взросления и даже, в общем-то, детства. Во многом для меня эти песни Шварца на стихи, в основном, на стихи Окуджавы, но также и на стихи других поэтов, это музыка Ленинграда того самого периода второй половины 70-х - начала 80-х годов. Я рос с этой музыкой вместе, ещё, не отдавая себе отчёта в том, что существуют у неё авторы, что эти авторы как-то совсем где-то недалеко. И уж, совсем даже не думая и не мечтая о том, что с некоторыми из этих авторов мне придётся близко общаться и даже быть в какой-то степени близко знакомым и дружным. А сейчас, на данный момент времени, я понимаю, что такие песни, как «Любовь и разлука», это вот, как романс «Гори, гори, моя звезда», которые сразу обо всём, которые объемлют собой всё и которые для певца настоящее счастье - помимо наслаждения, когда ты их исполняешь. Это - настоящее счастье, п.ч. говорить, добавлять к ним ничего не нужно. С точки зрения песни они совершенны.

Мы завершаем сегодняшнюю встречу песней Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы
«Любовь и разлука».


15. Любовь и разлука





БИС

16. Капли датского короля






- Возможно, в нашем репертуаре будет больше песен Шварца. Это не так просто, на самом деле, они очень (поворачивается  и предлагает ребятам присесть) ... поверьте, ребята уже сварились, это точно... не так просто, п.ч. песни у него очень, очень личные и очень слитые с текстом. Есть разные произведения, вернее, есть произведения, которые можно по разному трактовать. Есть произведения, которые написаны так, что их может спеть и женщина, и мужчина, и бас, и тенор, и, не знаю. рабочий и ученый. Но у Шварца не совсем... не совсем это просто или даже очень непросто. Единственно, что, может быть, "Качели" - песня, которая написана для к.ф. "Звезда пленительного счастья", и, которая исполняется традиционно... традиционно исполняется женскими голосами. Вот как-то у нас она ожила, слилась с нашим мировосприятием. И, на самом деле, не так много песен у Шварца, хотя, кажется, что их бесконечное множество, но, все-таки... все-таки, они... сосчитываются. Сосчитываются достаточно быстро. Но, надеюсь и думаю, что с течением небольшого времени, мы еще сможем подобрать, сродниться с каким-то репертуаром.



Мы с Исааком Иосифовичем на эту тему говорили и даже были мечты, что получатся какие-то новые песни, что он сможет еще что-то написать, поскольку относился он ко мне очень тепло.
Я спокойно совершенно об этом говорю, и говорил и при его жизни, говорю и сейчас. Это - действительно так.  Но, к сожалению,  мы с ним встретились, когда он был уже в очень, очень преклонном возрасте и болезни не дали... не дали ему возможности написать что-то новое, хотя, мы обсуждали это в течении последних, фактически, семи лет. Не случилось... Жаль... Это - одна из самых больших моих печалей на данный момент, одна из самых таких вот явно видимых упущенных возможностей. Тем не менее,  когда-нибудь, я надеюсь,  вот после сегодняшнего такого домашнего и  очень радостного вечера, я думаю, что где-нибудь и когда-нибудь мы выйдем на большую сцену с этой программой.

А сегодня хочу поблагодарить Вас, отец Николай, за то, что... за то, что вообще эта возможность свершилась. Мы несколько лет не могли отважиться на эту программу, а вот сегодня, благодаря Вам, благодаря тому, что мы были уверены, что здесь это можно сделать в кругу друзей, здесь это произошло. Это - долгожданная премьера для нас самих. Никогда не было еще в нашем исполнении целиком программы, посвященной Исааку Шварцу и его произведениям.

Это то, что я хотел, может быть,  добавить к  сегодняшнему концерту. Не слушаются ни мысли, ни губы и на погоду пенять нехорошо и даже грешно. Но, в данном случае,  вынужден на нее ссылаться, просто, п.ч., когда не хватает кислорода для легких и для головы, голова не разрешает и не позволяет еще там тратиться на пение так, как ты бы этого хотел
(улыбается). С головой, в этом смысле, очень трудно спорить. Уговаривать ее, в общем, тоже трудно.

Я очень признателен всем, кто сегодня с нами провел этот вечер. В каком-то смысле это - подвиг. Пусть небольшой, но, все-таки,  подвиг, поскольку... поскольку жара - вещь изнурительная, вещь сложная и ее приходится преодолевать. Так что.. вот, в каком-то  смысле, чуть-чуть мы совсем на крошечку сегодня подвижники.

И еще, если серьезно, то, в каком-то смысле, подвижники все те, кто любит эти песни, все те, кто их поет и все те, кто их приходят слушать и позволяют их петь дальше, дальше и дальше.

Разговор от сердца к сердцу, разговор души с душою в наше время это, своего рода, - особая роскошь, а, иногда, это еще и подвиг, потому как, время нынешнее и... очень многие из тех, кому позволено многое, кому дано многое, не дружат с такими разговорами. Я думаю, не по вредности своей какой-то, а п.ч... если обратиться к своей душе, то очень трудно забывать о неправде, с которой всегда, та или иначе,  связаны слава, власть и богатство. И ситуация эта объективная. Я никого не хочу бранить и никому не  желаю зла. Но, думаю,  что для того, чтобы сохранить красоту и правду, нужно очень серьезно в наше время трудиться. Еще не до крови, слава Богу, еще не требуют к исповедничеству, не  призывают, не требуют каких-то очень серьезных утрат, но постоянной работы, постоянного делания и отсутствия душевного покоя это - уже точно, - требуют.

Поэтому, спасибо вам огромное за то, что вы неспокойны душой, за то, что вместе  с нами делите эту дорогу - трудную, но прекрасную. Спасибо вам огромное
.
avatar
Ирина Н.

Сообщения : 18140
Дата регистрации : 2013-07-16
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения